Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А.Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23203/2011) ЗАО "Севжилсервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2011 по делу N А42-5542/2011 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Севжилсервис"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании недействительным предписания N 500/05 от 22.07.2011 в части
установил:
Закрытое акционерное общество "Севжилсервис" (ОГРН 1065190099842; место нахождения: 183035, г. Мурманск, ул. Инженерная, 6а) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - инспекция) от 22.07.2011 N 500/05 в части проведения ремонта кровли над квартирой N 7 и ремонта канализационного выпуска выгребной ямы N 2 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. К.Либкнехта, д. 10.
Решением суда от 11.11.2011 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Севжилсервис", ссылаясь на неправильное применение судом норм права, просит решение суда от 11.11.2011 отменить. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что оспариваемое предписание от 22.07.2011 N 500/05, а также решение суда от 11.11.2011 фактически обязывает общество осуществлять работы, не предусмотренные ни договором управления, ни действующим законодательством. Заявитель, ссылаясь на пункты 18 и 21 Правил содержания имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, а также пункт 5 части 2 статьи 44 и статью 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает, что вопрос о проведении текущего и капитального ремонта многоквартирного дома относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, при этом в силу статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по проведению общего собрания возложена законодателем непосредственно на указанных собственников. Податель жалобы ссылается на то, что на момент вынесения предписания в ЗАО "Севжилсервис" не поступало сведений о принятии собственниками помещений многоквартирного дома N 10 по ул. К.Либкнехта в городе Мурманске решения о проведении и финансировании текущего или капитального ремонта кровли, а также канализационного выпуска в районе выгребной ямы N 2. В соответствии с приложениями N 2, 3 к договору управления работы по ремонту кровли и канализационного выпуска не предусмотрены. Кроме того, податель жалобы полагает, что в отношении общества не могут применяться Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили. От Государственной жилищной инспекции Мурманской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу (рег. N П-1798/20125 от 17.02.2012), в котором инспекция просит решение суда от 11.11.2011 оставить без изменения; инспекция также ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителей.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.03.2011 комиссией в составе ведущего специалиста ОТР управления Октябрьского административного органа, ведущего специалиста ОТН ММБУ "НФУ", ведущего специалиста ОТН КРГХ, инженера ПТО УК ЗАО "Севжилсервис" проведено обследование технического состояния квартир N 2 и N 7 дома N 10 по ул. Карла Либкнехта, в связи с обращением жителей в администрацию города Мурманска по вопросу ремонта отопительных печей, технического состояния дома, электропроводки, выгребных ям, отсутствия надлежащего содержания дома управляющей организацией ЗАО "Севжилсервис".
По результатам обследования составлен акт от 29.03.2011, согласно которому обществу предложено организовать выполнение работ, в том числе ремонт участка кровли над квартирой N 7, ремонт фасада, цоколя и входной двери подъезда N 2 - в летний период 2011 года, а также ремонт канализационных выпусков и крышек выгребных ям - в летний период 2011 года (том 1 л.д. 84-86).
11.07.2011 комиссией в составе ведущего специалиста ОТР управления Октябрьского административного органа, ведущего специалиста ОТН ММБУ "НФУ", государственного жилищного инспектора ГЖИ МО, инженера ПТО УК ЗАО "Севжилсервис" была проведена проверка выполнения работ по устранению замечаний согласно акту обследования от 29.03.2011 в доме N 10 по улице Карла Либкнехта, в результате которой установлено следующее:
1. Фасад, цоколь - по штукатурному слою фасада многочисленные трещины; отслоение штукатурного слоя цоколя, фасада до обрешетки; отслоение цоколя от стены по периметру; обрушение участка фундамента и цоколя с главного фасада на S до 15.0 кв. м.
2. Кровля - повреждение шифера над квартирой N 7 в виде сколов в районе карнизного свеса; нарушены примыкания к стоякам дымоходов со стороны чердака; отслоение штукатурного слоя стояков дымоходов.
3. С дворового фасада в районе 2-го подъезда наблюдается просадка выгребной ямы в сторону квартиры N 2, требуется ремонт или замена канализационного выпуска.
4. Отсутствует остекление внутренней оконной рамы во 2 подъезде, мытье окон.
Результаты обследования зафиксированы в акте от 11.07.2011. По мнению инспекции, выявленные факты являются нарушением пунктов 2.6.1, 2.6.2, 2.6.3, 2.6.6, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.4, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
По результатам проведенной проверки Государственной жилищной инспекцией Мурманской области в отношении общества вынесено предписание N 500/05 от 22.07.2011, согласно которому обществу предписано в срок до 01.09.2011:
1. Выполнить работы по ремонту цоколя дома со стороны главного фасада.
2. Выполнить работы по предотвращению залития квартиры N 7 через кровлю.
3. Выполнить ремонт канализационного выпуска в районе выгребной ямы N 2.
4. Направить информацию о стоимости выполненных работ ГЖИ МО.
5. О выполнении предписания сообщить в ГЖИ МО в указанный срок.
Не согласившись с пунктами 2, 3 предписания (в части проведения ремонта кровли над квартирой N 7 и ремонта канализационного выпуска выгребной ямы N 2), общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего:
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, порядок внесения такой платы.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
Согласно статье 36 ЖК РФ и пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются, в числе прочего, крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 5 (абзац 2) Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно подпунктам "а" и "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ и определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил N 491 в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В силу пункта 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить в числе прочего исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пунктом 4.6.1.10 Правил N 170 установлено, что неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в сроки, указанные в приложении N 2, а именно: предельный срок устранения протечек в отдельных местах кровли не должен превышать 1 суток.
В соответствии с пунктом 4.1.9 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации. Обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д.
В силу пункта 2.6.6 Правил N 170 в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях следует, в том числе, обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах здания от сборного трубопровода, проложенного в подвале (техподполье).
Суд первой инстанции, основываясь на позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, обоснованно указал, что системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Как следует из материалов дела, общество является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: город Мурманск, улица Карла Либкнехта, дом 10. В соответствии заключенным между обществом (управляющей организацией) и собственниками помещений в многоквартирном доме договором управления многоквартирным домом, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений и являются одинаковыми для всех собственников, ЗАО "Севжилсервис" приняло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, включающему оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг, а также осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, содержания общего имущества в многоквартирном доме. В приложении N 2 стороны определили перечень работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в состав которых входят и работы по текущему ремонту (пункт 21). Плата за работы по текущему ремонту включена в ежемесячную плату за содержание, обслуживание и текущий ремонт общего имущества жилого дома.
Таким образом, именно на общество в силу закона и договора управления возложена обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества (в том числе кровли и канализационного выпуска) в многоквартирном доме по адресу: г. Мурманск, ул. К.Либкнехта, д. 10.
Пунктом 6 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086, предусмотрено, что органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями и давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Факт неисправного состояния кровли над квартирой N 7 и канализационного выпуска выгребной ямы N 2 на момент проведения комиссией обследования жилого дома и на дату выдачи оспариваемого предписания установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у инспекции законных оснований для вынесения оспариваемого предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
Доводы подателя жалобы о том, что работы по ремонту кровли и канализационного выпуска, указанные в предписании, относятся к капитальному ремонту, проведение которого возможно только при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором должен быть решен, в том числе и вопрос об оплате ремонта, правомерно отклонен судом первой инстанции
Действительно пунктом 2.4 договора управления предусмотрено, что настоящий договор не регулирует отношения его сторон по вопросу проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома до момента принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в порядке, установленном статьями 44, 46 ЖК РФ. При этом под текущим ремонтом понимается комплекс работ по устранению неисправности, замене или ремонту менее 50 процентов оборудования, деталей, узлов каждого элемента, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем, как правомерно указал суд первой инстанции, из содержания оспариваемого предписания следует, что инспекция обязала общество выполнить работы по предотвращению залития квартиры N 7 через кровлю (а не провести капитальный ремонт кровли) и выполнить ремонт канализационного выпуска в районе выгребной ямы N 2.
Обществом не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие, что работы по устранению протечек кровли и ремонту канализационного выпуска не относятся к текущему ремонту в соответствии с условиями пункта 2.4 договора управления, а являются работами капитального характера, требующими дополнительного финансирования собственниками помещений.
Довод подателя жалобы о том, что в отношении общества не могут применяться Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, также правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку данные Правила разработаны в соответствии с жилищным законодательством, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда лицами, на которых возложены эти обязанности в целях обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда. Виды работ и услуг, определенных Правилами N 170, входят в предмет деятельности общества как управляющей организации, что следует из его устава и договора управления, в связи с чем соблюдение требований указанных Правил является в силу закона (и договора управления) обязательным для заявителя
Ссылка заявителя на Письмо Министерства Регионального развития Российской Федерации от 14.10.2008 N 26084-СК/14 отклоняется судом апелляционной инстанции, так как указанное письмо не является нормативным правовым актом и носит лишь информационно-разъяснительный характер.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 22.07.2011 N 500/05 в обжалуемой заявителем части.
Доводы апелляционной жалобы общества в целом аналогичны доводам, приведенным в заявлении, которым суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11 ноября 2011 года по делу N А42-5542/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Севжилсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.03.2012 ПО ДЕЛУ N А42-5542/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2012 г. по делу N А42-5542/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А.Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23203/2011) ЗАО "Севжилсервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2011 по делу N А42-5542/2011 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Севжилсервис"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании недействительным предписания N 500/05 от 22.07.2011 в части
установил:
Закрытое акционерное общество "Севжилсервис" (ОГРН 1065190099842; место нахождения: 183035, г. Мурманск, ул. Инженерная, 6а) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - инспекция) от 22.07.2011 N 500/05 в части проведения ремонта кровли над квартирой N 7 и ремонта канализационного выпуска выгребной ямы N 2 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. К.Либкнехта, д. 10.
Решением суда от 11.11.2011 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Севжилсервис", ссылаясь на неправильное применение судом норм права, просит решение суда от 11.11.2011 отменить. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что оспариваемое предписание от 22.07.2011 N 500/05, а также решение суда от 11.11.2011 фактически обязывает общество осуществлять работы, не предусмотренные ни договором управления, ни действующим законодательством. Заявитель, ссылаясь на пункты 18 и 21 Правил содержания имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, а также пункт 5 части 2 статьи 44 и статью 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает, что вопрос о проведении текущего и капитального ремонта многоквартирного дома относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, при этом в силу статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по проведению общего собрания возложена законодателем непосредственно на указанных собственников. Податель жалобы ссылается на то, что на момент вынесения предписания в ЗАО "Севжилсервис" не поступало сведений о принятии собственниками помещений многоквартирного дома N 10 по ул. К.Либкнехта в городе Мурманске решения о проведении и финансировании текущего или капитального ремонта кровли, а также канализационного выпуска в районе выгребной ямы N 2. В соответствии с приложениями N 2, 3 к договору управления работы по ремонту кровли и канализационного выпуска не предусмотрены. Кроме того, податель жалобы полагает, что в отношении общества не могут применяться Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили. От Государственной жилищной инспекции Мурманской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу (рег. N П-1798/20125 от 17.02.2012), в котором инспекция просит решение суда от 11.11.2011 оставить без изменения; инспекция также ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителей.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.03.2011 комиссией в составе ведущего специалиста ОТР управления Октябрьского административного органа, ведущего специалиста ОТН ММБУ "НФУ", ведущего специалиста ОТН КРГХ, инженера ПТО УК ЗАО "Севжилсервис" проведено обследование технического состояния квартир N 2 и N 7 дома N 10 по ул. Карла Либкнехта, в связи с обращением жителей в администрацию города Мурманска по вопросу ремонта отопительных печей, технического состояния дома, электропроводки, выгребных ям, отсутствия надлежащего содержания дома управляющей организацией ЗАО "Севжилсервис".
По результатам обследования составлен акт от 29.03.2011, согласно которому обществу предложено организовать выполнение работ, в том числе ремонт участка кровли над квартирой N 7, ремонт фасада, цоколя и входной двери подъезда N 2 - в летний период 2011 года, а также ремонт канализационных выпусков и крышек выгребных ям - в летний период 2011 года (том 1 л.д. 84-86).
11.07.2011 комиссией в составе ведущего специалиста ОТР управления Октябрьского административного органа, ведущего специалиста ОТН ММБУ "НФУ", государственного жилищного инспектора ГЖИ МО, инженера ПТО УК ЗАО "Севжилсервис" была проведена проверка выполнения работ по устранению замечаний согласно акту обследования от 29.03.2011 в доме N 10 по улице Карла Либкнехта, в результате которой установлено следующее:
1. Фасад, цоколь - по штукатурному слою фасада многочисленные трещины; отслоение штукатурного слоя цоколя, фасада до обрешетки; отслоение цоколя от стены по периметру; обрушение участка фундамента и цоколя с главного фасада на S до 15.0 кв. м.
2. Кровля - повреждение шифера над квартирой N 7 в виде сколов в районе карнизного свеса; нарушены примыкания к стоякам дымоходов со стороны чердака; отслоение штукатурного слоя стояков дымоходов.
3. С дворового фасада в районе 2-го подъезда наблюдается просадка выгребной ямы в сторону квартиры N 2, требуется ремонт или замена канализационного выпуска.
4. Отсутствует остекление внутренней оконной рамы во 2 подъезде, мытье окон.
Результаты обследования зафиксированы в акте от 11.07.2011. По мнению инспекции, выявленные факты являются нарушением пунктов 2.6.1, 2.6.2, 2.6.3, 2.6.6, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.4, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
По результатам проведенной проверки Государственной жилищной инспекцией Мурманской области в отношении общества вынесено предписание N 500/05 от 22.07.2011, согласно которому обществу предписано в срок до 01.09.2011:
1. Выполнить работы по ремонту цоколя дома со стороны главного фасада.
2. Выполнить работы по предотвращению залития квартиры N 7 через кровлю.
3. Выполнить ремонт канализационного выпуска в районе выгребной ямы N 2.
4. Направить информацию о стоимости выполненных работ ГЖИ МО.
5. О выполнении предписания сообщить в ГЖИ МО в указанный срок.
Не согласившись с пунктами 2, 3 предписания (в части проведения ремонта кровли над квартирой N 7 и ремонта канализационного выпуска выгребной ямы N 2), общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего:
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, порядок внесения такой платы.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
Согласно статье 36 ЖК РФ и пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются, в числе прочего, крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 5 (абзац 2) Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно подпунктам "а" и "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ и определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил N 491 в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В силу пункта 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить в числе прочего исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пунктом 4.6.1.10 Правил N 170 установлено, что неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в сроки, указанные в приложении N 2, а именно: предельный срок устранения протечек в отдельных местах кровли не должен превышать 1 суток.
В соответствии с пунктом 4.1.9 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации. Обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д.
В силу пункта 2.6.6 Правил N 170 в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях следует, в том числе, обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах здания от сборного трубопровода, проложенного в подвале (техподполье).
Суд первой инстанции, основываясь на позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, обоснованно указал, что системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Как следует из материалов дела, общество является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: город Мурманск, улица Карла Либкнехта, дом 10. В соответствии заключенным между обществом (управляющей организацией) и собственниками помещений в многоквартирном доме договором управления многоквартирным домом, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений и являются одинаковыми для всех собственников, ЗАО "Севжилсервис" приняло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, включающему оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг, а также осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, содержания общего имущества в многоквартирном доме. В приложении N 2 стороны определили перечень работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в состав которых входят и работы по текущему ремонту (пункт 21). Плата за работы по текущему ремонту включена в ежемесячную плату за содержание, обслуживание и текущий ремонт общего имущества жилого дома.
Таким образом, именно на общество в силу закона и договора управления возложена обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества (в том числе кровли и канализационного выпуска) в многоквартирном доме по адресу: г. Мурманск, ул. К.Либкнехта, д. 10.
Пунктом 6 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086, предусмотрено, что органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями и давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Факт неисправного состояния кровли над квартирой N 7 и канализационного выпуска выгребной ямы N 2 на момент проведения комиссией обследования жилого дома и на дату выдачи оспариваемого предписания установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у инспекции законных оснований для вынесения оспариваемого предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
Доводы подателя жалобы о том, что работы по ремонту кровли и канализационного выпуска, указанные в предписании, относятся к капитальному ремонту, проведение которого возможно только при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором должен быть решен, в том числе и вопрос об оплате ремонта, правомерно отклонен судом первой инстанции
Действительно пунктом 2.4 договора управления предусмотрено, что настоящий договор не регулирует отношения его сторон по вопросу проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома до момента принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в порядке, установленном статьями 44, 46 ЖК РФ. При этом под текущим ремонтом понимается комплекс работ по устранению неисправности, замене или ремонту менее 50 процентов оборудования, деталей, узлов каждого элемента, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем, как правомерно указал суд первой инстанции, из содержания оспариваемого предписания следует, что инспекция обязала общество выполнить работы по предотвращению залития квартиры N 7 через кровлю (а не провести капитальный ремонт кровли) и выполнить ремонт канализационного выпуска в районе выгребной ямы N 2.
Обществом не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие, что работы по устранению протечек кровли и ремонту канализационного выпуска не относятся к текущему ремонту в соответствии с условиями пункта 2.4 договора управления, а являются работами капитального характера, требующими дополнительного финансирования собственниками помещений.
Довод подателя жалобы о том, что в отношении общества не могут применяться Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, также правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку данные Правила разработаны в соответствии с жилищным законодательством, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда лицами, на которых возложены эти обязанности в целях обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда. Виды работ и услуг, определенных Правилами N 170, входят в предмет деятельности общества как управляющей организации, что следует из его устава и договора управления, в связи с чем соблюдение требований указанных Правил является в силу закона (и договора управления) обязательным для заявителя
Ссылка заявителя на Письмо Министерства Регионального развития Российской Федерации от 14.10.2008 N 26084-СК/14 отклоняется судом апелляционной инстанции, так как указанное письмо не является нормативным правовым актом и носит лишь информационно-разъяснительный характер.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 22.07.2011 N 500/05 в обжалуемой заявителем части.
Доводы апелляционной жалобы общества в целом аналогичны доводам, приведенным в заявлении, которым суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11 ноября 2011 года по делу N А42-5542/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Севжилсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)