Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 24 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Г.А. Симоновой, Н.В. Алферовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С Барановой
при участии:
- от администрации г. Владивостока: Кравцова Ю.В. по доверенности от 20.12.2010 N 1-3/5368 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 3779;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: Бессонов С.К. по доверенности от 11.01.2011 N 25/02 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 4864;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Владивостока
апелляционное производство N 05АП-7411/2010
на решение от 28.10.2010
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-12509/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению администрация г. Владивостока
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
об оспаривании решения, предписания
установил:
Администрация города Владивостока (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - УФАС по Приморскому краю, управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания УФАС по Приморскому краю в лице Комиссии по контролю в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд от 06.05.2010 по делу N 9-08-2010.
Решением от 28.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что у администрации не имелось оснований для не проведения открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, в связи с чем выводы УФАС по Приморскому краю, указанные в решении от 06.05.2010 по делу N 9/08-2010, в том числе о нарушении заявителем требования по проведению открытых конкурсов, признал обоснованными и законными.
В апелляционной жалобе на решение суда от 28.10.2010 администрация г. Владивостока просит его отменить как незаконное, в обоснование заявленных требований указала следующее: Согласно части 7 статьи 161 Жилищного кодекса РФ любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию. Таким образом, законом прямо предусмотрен состав субъектов, уполномоченных требовать проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации - собственники помещений многоквартирных домов, в которых не выбран способ управления домом или в случае, если принятое решение о выборе способа управления домом не было реализовано. При этом указанная обязанность возникает у органа местного самоуправления после вступления в силу соответствующего решения суда. Также заявитель указывает на то, что в оспариваемом решении УФАС по Приморскому краю отсутствует обоснование того, каким образом не проведение администрацией г. Владивостока конкурсов привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Заявитель ссылается на отсутствие жалоб хозяйствующих субъектов на спорные действия (бездействие) администрации. Кроме того, указывает на то, что при рассмотрении дела администрацией были представлены договоры об оказании услуг по организации обслуживания общество имущества в многоквартирных домах, управлению и содержанию общего имущества, действовавших до заключения договора с управляющей компанией; протоколы конкурсов по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Владивостока поддержал доводы апелляционной жалобы.
УФАС по Приморскому краю в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось, решение суда просит оставить в силе. По мнению управления, не проведение администрацией открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений которых не выбран способ управления такими домами и не реализованы принятые решения, является со стороны администрации ограничением конкуренции в смысле статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
По результатам проведения ежеквартального мониторинга рынка услуг по управлению многоквартирными домами в муниципальных образованиях Приморского края за 1 полугодие 2009 года УФАС по Приморскому краю установлено, что на территории Владивостокского городского округа не выбран способ управления в 2127 многоквартирных домах.
Управлением в администрацию города Владивостока направлен запрос о предоставлении сведений о причинах не выбора способа управления многоквартирными домами, а также об организациях, осуществляющих обслуживание этих домов.
Согласно полученной информации управлением установлено, что на территории Владивостокского городского округа находится 1278 многоквартирных домов, в которых имеется муниципальный жилищный фонд, собственниками помещений которых не выбран способ управления. Основными причинами не выбора способа управления вышеуказанными домами по сведениям администрации являются следующие: дома довоенной постройки, находятся в плохом или очень плохом состоянии и нуждаются в неотложном капитальном ремонте, который не проводился более сорока лет; дома состоят из коммунальных квартир, не оборудованных или частично оборудованными современными системами жизнеобеспечения; экономически не привлекательны для субъектов предпринимательства, так как установленная плата за содержание и ремонт жилья не покрывает требуемых затрат для его поддержания в безопасном и пригодном состоянии; не желание и не готовность собственников к управлению недвижимым имуществом.
Обслуживанием многоквартирных домов, собственники которых не определились со способом управления, занимаются управляющие компании по агентским договорам, а именно: домов, расположенных на территории Советского района - ООО Управляющая компания Советского района" по договору N 064-1370/05 от 08.07.2005 и "Некоммерческое партнерство "Трудовое" по договору N 064-367/05 от 08.07.2005; домов, расположенных на территории Ленинского района - ООО Управляющая компания 71-го микрорайона" по договору N 064-85/06 от 21.02.2006 и ООО "Управляющая компания Ленинского района" по договору N 064-1368/05 от 08.07.2005; домов, расположенных на территории Первореченского района - ООО "Управляющая компания Первореченского района" по договору N 064-1368/05 от 08.05.2005; домов, расположенных на территории Первомайского района - ООО "Управляющая компания Первомайского района" по договору N 064-1371/05 от 08.07.2005 и ООО "Первомайская управляющая компания-2" по договору N 064-86/06 от 21.02.2006; домов на территории Фрунзенского района - Некоммерческое партнерство "Управляющая компания "Эгершельд" по договору N 064-737/05 от 04.04.2005.
На заседании комиссии антимонопольного органа администрация уточнила, что по состоянию на 23.03.2010 количество многоквартирных домов, собственниками помещений которых не выбран способ управления, составляет 1056 дома. Представитель администрации также пояснил, что администрацией не проводились конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбрали способ управления, по причине того, что данные собственники не обращались в администрацию с претензиями на качество предоставляемых услуг вышеназванными управляющими организациями. В связи с чем, администрация пришла к выводу об отсутствии необходимости проведения таких конкурсов.
Установив в бездействии администрации по не проведению открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственники помещений в которых не выбрали способ управления либо принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано, бездействие, которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, УФАС по Приморскому краю вынесено в отношении администрации решение от 06.05.2010 по делу N 9/08-210 о нарушении антимонопольного законодательства, и выдано администрации предписание от 06.05.2010 по делу N 9/08-2010 о необходимости прекратить нарушение статьи 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Владивостокского городского округа, собственниками помещений в которых не выбрали способ управления либо принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано, в срок до 08.10.2010 сообщить об исполнении предписания с приложение копий документов, подтверждающих факт его исполнения.
Не согласившись с вынесенными УФАС по Приморскому краю решением от 06.05.2010 по делу N 9/08-210 о нарушении антимонопольного законодательства и предписанием от 06.05.2010 по делу N 9/08-2010, администрация обратилась с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Таким образом, статьей 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ установлен момент начала истечения срока, после наступления которого орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по выбору управляющей компании.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким обязательства в силу статьи 161 Жилищного кодекса РФ являются: создание товарищества собственников жилья; принятие решения об управлении многоквартирным домом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией и возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса РФ обязательств управляющих организаций по управлению многоквартирным домом, как на основании решений общих собраний собственников помещений, так и по результатам открытых конкурсов; заключение собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление многоквартирным домом, договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме, а также договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса РФ и возникновения обязательств соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций.
После совершения указанных действий и возникновения указанных обязательств положения специальной нормы части 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ относительно обязанности администрации по проведению открытого конкурса не применяются.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" основаниями для обязательного проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом являются:
1) если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
При этом установленный Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ срок (до 1 мая 2008 года) является предельным проведения органами местного самоуправления конкурсов.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, если вышеназванные действия осуществлены не были, то на основании части 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ с 1 января 2007 года возникает обязанность органов местного самоуправления приступить к проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами и в срок до проводит до 1 мая 2008 года провести открытый аукцион.
В связи с этим коллегией отклоняется как неправомерный довод заявителя апелляционной жалобы о том, что обязанность проведения конкурса возникает у органа местного самоуправления после вступления в силу соответствующего решения суда.
По всем спорным жилым домам в г. Владивостоке по результатам проверки УФАС за 1 квартал 2009 года установлен факт не проведения администрацией конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбрали способ управления.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспорено, что на территории Владивостокского городского округа имеются многоквартирные дома, в которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом либо принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано. При этом администрацией в указанных ситуациях не проводятся открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В рассматриваемом случае администрации не имелось оснований для не проведения открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Ссылка администрации в апелляционной жалобе на отсутствие жалоб хозяйствующих субъектов на спорные действия (бездействие) администрации, а также обращений собственников помещений о не реализации принятого ими решения о выборе способа управления домом, не имеет правового значения, поскольку данное обстоятельство, с учетом вышеизложенного, не снимает с администрации законной обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Кроме того, из пояснений самого органа местного самоуправления при производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства в УФАС по Приморскому краю следует, что основными причинами не выбора способа управления вышеуказанными домами по сведениям администрации являются следующие: дома довоенной постройки, находятся в плохом или очень плохом состоянии и нуждаются в неотложном капитальном ремонте, который не проводился более сорока лет; дома состоят из коммунальных квартир, не оборудованных или частично оборудованными современными системами жизнеобеспечения; экономически не привлекательны для субъектов предпринимательства, так как установленная плата за содержание и ремонт жилья не покрывает требуемых затрат для его поддержания в безопасном и пригодном состоянии.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
При этом федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Учитывая установленную статьей 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" обязанность администрации как органа местного самоуправления провести открытый конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, коллегия приходит к выводу о нарушении заявителем части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Поскольку в рассматриваемом случае администрации не имелось оснований для выполнения возложенной на нее законной обязанности и не проведения открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, коллегия находит обоснованными и законными выводы Приморского УФАС России о нарушении заявителем требования по проведению открытых конкурсов и части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В связи с этим основания для признания оспариваемых заявителем вынесенных УФАС по Приморскому краю решения от 06.05.2010 по делу N 9/08-210 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 06.05.2010 по делу N 9/08-2010 в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отсутствуют. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение от 28.10.2010 по делу N А51-12509/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.01.2011 N 05АП-7411/2010 ПО ДЕЛУ N А51-12509/2010
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2011 г. N 05АП-7411/2010
Дело N А51-12509/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 24 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Г.А. Симоновой, Н.В. Алферовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С Барановой
при участии:
- от администрации г. Владивостока: Кравцова Ю.В. по доверенности от 20.12.2010 N 1-3/5368 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 3779;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: Бессонов С.К. по доверенности от 11.01.2011 N 25/02 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 4864;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Владивостока
апелляционное производство N 05АП-7411/2010
на решение от 28.10.2010
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-12509/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению администрация г. Владивостока
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
об оспаривании решения, предписания
установил:
Администрация города Владивостока (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - УФАС по Приморскому краю, управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания УФАС по Приморскому краю в лице Комиссии по контролю в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд от 06.05.2010 по делу N 9-08-2010.
Решением от 28.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что у администрации не имелось оснований для не проведения открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, в связи с чем выводы УФАС по Приморскому краю, указанные в решении от 06.05.2010 по делу N 9/08-2010, в том числе о нарушении заявителем требования по проведению открытых конкурсов, признал обоснованными и законными.
В апелляционной жалобе на решение суда от 28.10.2010 администрация г. Владивостока просит его отменить как незаконное, в обоснование заявленных требований указала следующее: Согласно части 7 статьи 161 Жилищного кодекса РФ любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию. Таким образом, законом прямо предусмотрен состав субъектов, уполномоченных требовать проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации - собственники помещений многоквартирных домов, в которых не выбран способ управления домом или в случае, если принятое решение о выборе способа управления домом не было реализовано. При этом указанная обязанность возникает у органа местного самоуправления после вступления в силу соответствующего решения суда. Также заявитель указывает на то, что в оспариваемом решении УФАС по Приморскому краю отсутствует обоснование того, каким образом не проведение администрацией г. Владивостока конкурсов привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Заявитель ссылается на отсутствие жалоб хозяйствующих субъектов на спорные действия (бездействие) администрации. Кроме того, указывает на то, что при рассмотрении дела администрацией были представлены договоры об оказании услуг по организации обслуживания общество имущества в многоквартирных домах, управлению и содержанию общего имущества, действовавших до заключения договора с управляющей компанией; протоколы конкурсов по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Владивостока поддержал доводы апелляционной жалобы.
УФАС по Приморскому краю в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось, решение суда просит оставить в силе. По мнению управления, не проведение администрацией открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений которых не выбран способ управления такими домами и не реализованы принятые решения, является со стороны администрации ограничением конкуренции в смысле статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
По результатам проведения ежеквартального мониторинга рынка услуг по управлению многоквартирными домами в муниципальных образованиях Приморского края за 1 полугодие 2009 года УФАС по Приморскому краю установлено, что на территории Владивостокского городского округа не выбран способ управления в 2127 многоквартирных домах.
Управлением в администрацию города Владивостока направлен запрос о предоставлении сведений о причинах не выбора способа управления многоквартирными домами, а также об организациях, осуществляющих обслуживание этих домов.
Согласно полученной информации управлением установлено, что на территории Владивостокского городского округа находится 1278 многоквартирных домов, в которых имеется муниципальный жилищный фонд, собственниками помещений которых не выбран способ управления. Основными причинами не выбора способа управления вышеуказанными домами по сведениям администрации являются следующие: дома довоенной постройки, находятся в плохом или очень плохом состоянии и нуждаются в неотложном капитальном ремонте, который не проводился более сорока лет; дома состоят из коммунальных квартир, не оборудованных или частично оборудованными современными системами жизнеобеспечения; экономически не привлекательны для субъектов предпринимательства, так как установленная плата за содержание и ремонт жилья не покрывает требуемых затрат для его поддержания в безопасном и пригодном состоянии; не желание и не готовность собственников к управлению недвижимым имуществом.
Обслуживанием многоквартирных домов, собственники которых не определились со способом управления, занимаются управляющие компании по агентским договорам, а именно: домов, расположенных на территории Советского района - ООО Управляющая компания Советского района" по договору N 064-1370/05 от 08.07.2005 и "Некоммерческое партнерство "Трудовое" по договору N 064-367/05 от 08.07.2005; домов, расположенных на территории Ленинского района - ООО Управляющая компания 71-го микрорайона" по договору N 064-85/06 от 21.02.2006 и ООО "Управляющая компания Ленинского района" по договору N 064-1368/05 от 08.07.2005; домов, расположенных на территории Первореченского района - ООО "Управляющая компания Первореченского района" по договору N 064-1368/05 от 08.05.2005; домов, расположенных на территории Первомайского района - ООО "Управляющая компания Первомайского района" по договору N 064-1371/05 от 08.07.2005 и ООО "Первомайская управляющая компания-2" по договору N 064-86/06 от 21.02.2006; домов на территории Фрунзенского района - Некоммерческое партнерство "Управляющая компания "Эгершельд" по договору N 064-737/05 от 04.04.2005.
На заседании комиссии антимонопольного органа администрация уточнила, что по состоянию на 23.03.2010 количество многоквартирных домов, собственниками помещений которых не выбран способ управления, составляет 1056 дома. Представитель администрации также пояснил, что администрацией не проводились конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбрали способ управления, по причине того, что данные собственники не обращались в администрацию с претензиями на качество предоставляемых услуг вышеназванными управляющими организациями. В связи с чем, администрация пришла к выводу об отсутствии необходимости проведения таких конкурсов.
Установив в бездействии администрации по не проведению открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственники помещений в которых не выбрали способ управления либо принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано, бездействие, которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, УФАС по Приморскому краю вынесено в отношении администрации решение от 06.05.2010 по делу N 9/08-210 о нарушении антимонопольного законодательства, и выдано администрации предписание от 06.05.2010 по делу N 9/08-2010 о необходимости прекратить нарушение статьи 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Владивостокского городского округа, собственниками помещений в которых не выбрали способ управления либо принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано, в срок до 08.10.2010 сообщить об исполнении предписания с приложение копий документов, подтверждающих факт его исполнения.
Не согласившись с вынесенными УФАС по Приморскому краю решением от 06.05.2010 по делу N 9/08-210 о нарушении антимонопольного законодательства и предписанием от 06.05.2010 по делу N 9/08-2010, администрация обратилась с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Таким образом, статьей 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ установлен момент начала истечения срока, после наступления которого орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по выбору управляющей компании.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким обязательства в силу статьи 161 Жилищного кодекса РФ являются: создание товарищества собственников жилья; принятие решения об управлении многоквартирным домом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией и возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса РФ обязательств управляющих организаций по управлению многоквартирным домом, как на основании решений общих собраний собственников помещений, так и по результатам открытых конкурсов; заключение собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление многоквартирным домом, договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме, а также договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса РФ и возникновения обязательств соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций.
После совершения указанных действий и возникновения указанных обязательств положения специальной нормы части 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ относительно обязанности администрации по проведению открытого конкурса не применяются.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" основаниями для обязательного проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом являются:
1) если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
При этом установленный Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ срок (до 1 мая 2008 года) является предельным проведения органами местного самоуправления конкурсов.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, если вышеназванные действия осуществлены не были, то на основании части 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ с 1 января 2007 года возникает обязанность органов местного самоуправления приступить к проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами и в срок до проводит до 1 мая 2008 года провести открытый аукцион.
В связи с этим коллегией отклоняется как неправомерный довод заявителя апелляционной жалобы о том, что обязанность проведения конкурса возникает у органа местного самоуправления после вступления в силу соответствующего решения суда.
По всем спорным жилым домам в г. Владивостоке по результатам проверки УФАС за 1 квартал 2009 года установлен факт не проведения администрацией конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбрали способ управления.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспорено, что на территории Владивостокского городского округа имеются многоквартирные дома, в которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом либо принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано. При этом администрацией в указанных ситуациях не проводятся открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В рассматриваемом случае администрации не имелось оснований для не проведения открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Ссылка администрации в апелляционной жалобе на отсутствие жалоб хозяйствующих субъектов на спорные действия (бездействие) администрации, а также обращений собственников помещений о не реализации принятого ими решения о выборе способа управления домом, не имеет правового значения, поскольку данное обстоятельство, с учетом вышеизложенного, не снимает с администрации законной обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Кроме того, из пояснений самого органа местного самоуправления при производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства в УФАС по Приморскому краю следует, что основными причинами не выбора способа управления вышеуказанными домами по сведениям администрации являются следующие: дома довоенной постройки, находятся в плохом или очень плохом состоянии и нуждаются в неотложном капитальном ремонте, который не проводился более сорока лет; дома состоят из коммунальных квартир, не оборудованных или частично оборудованными современными системами жизнеобеспечения; экономически не привлекательны для субъектов предпринимательства, так как установленная плата за содержание и ремонт жилья не покрывает требуемых затрат для его поддержания в безопасном и пригодном состоянии.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
При этом федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Учитывая установленную статьей 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" обязанность администрации как органа местного самоуправления провести открытый конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, коллегия приходит к выводу о нарушении заявителем части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Поскольку в рассматриваемом случае администрации не имелось оснований для выполнения возложенной на нее законной обязанности и не проведения открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, коллегия находит обоснованными и законными выводы Приморского УФАС России о нарушении заявителем требования по проведению открытых конкурсов и части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В связи с этим основания для признания оспариваемых заявителем вынесенных УФАС по Приморскому краю решения от 06.05.2010 по делу N 9/08-210 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 06.05.2010 по делу N 9/08-2010 в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отсутствуют. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение от 28.10.2010 по делу N А51-12509/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий:
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи:
Г.А.СИМОНОВА
Н.В.АЛФЕРОВА
Г.А.СИМОНОВА
Н.В.АЛФЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)