Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 3 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 февраля 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Елагиной О.К. и Митрофанова О.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куприяновой А.А.,
при участии от истца Толкачева С.А. по доверенности от 30.01.2009 N 1, от ответчика Иванова С.А. по доверенности от 02.02.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжское жилищно-коммунальное управление" на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 ноября 2008 года по делу N А66-7533/2008 (судья Матвеев А.В.),
общество с ограниченной ответственностью Топливно-энергетическая компания "МЕГА ПЛЮС" (далее - ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Волжское жилищно-коммунальное управление" (далее - ООО "ВЖКУ") о взыскании задолженности по оплате потребленной тепловой энергии в сумме 346 723 руб. 32 коп.
Решением суда от 27 ноября 2008 года исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ООО "ВЖКУ" взыскано в пользу ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" 346 723 руб. 32 коп. задолженности по оплате потребленной энергии за апрель 2008 года и в доход федерального бюджета - 8 434 руб. 47 коп. государственной пошлины.
ООО "ВЖКУ" с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" в удовлетворении исковых требований. Указывает, что при разрешении спора суд необоснованно не применил постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, утвердившее Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), в соответствии с пунктом 15 которых расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. В связи с тем что Региональной энергетической комиссией Тверской области (далее - РЭК Тверской области) 11.04.2008 принят нормативный акт, регламентирующий размер платы за тепловую энергию, отпускаемую истцом жилищным организациям для жилого фонда, считает неправомерным применение судом пункта 6.1 договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2008 N 01-2008. Полагает, что приказ Федеральной службы по тарифам России (далее - ФСТ России) от 11.07.2008 N 258-к, отменивший приказ РЭК Тверской области от 11.04.2008 N 28-НП, не подлежит применению как не вступивший в силу, поскольку он в установленном порядке не прошел регистрацию и не опубликован в "Российской газете".
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "ВЖКУ" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2008 N 01-2008, согласно которому ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" обязалось отпускать ООО "ВЖКУ" тепловую энергию в горячей воде для отопления жилого фонда, производственных помещений и социально-бытовых объектов, а ООО "ВЖКУ" обязалось принимать и оплачивать полученную тепловую энергию в объеме, предусмотренном договором, по тарифу, установленному РЭК Тверской области (пункт 6.1 договора). В случае изменения тарифов на тепловую энергию расчет сторонами производится по новым тарифам с даты их введения постановлением РЭК Тверской области.
Согласно пункту 6.3 данного договора стоимость тепловой энергии с 01.01.2008 составляет 651 руб./1 Гкал, что соответствует тарифу, установленному приказом РЭК Тверской области от 28.11.2007 N 250-НП, введенному в действие с 01.01.2008.
За апрель 2008 года ООО "ВЖКУ" поставлена тепловая энергия в объеме 931,46 Гкал, сторонами подписан акт от 30.04.2008 N 00000057 (лист 31), ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" выставлен счет на оплату стоимости поставленной энергии в сумме 2 792 597 руб. 89 коп. Расчет стоимости тепловой энергии за указанный период сделан на основе тарифов, установленных приказом РЭК Тверской области от 11.04.2008 N 28-НП и введенных в действие с 01.04.2008.
Приказом ФСТ России от 11.07.2008 N 258-к приказ РЭК Тверской области от 11.04.2008 N 28-НП отменен.
В связи с отказом ООО "ВЖКУ" произвести оплату доначисленной за апрель 2008 года стоимости тепловой энергии исходя из тарифа, установленного приказом РЭК Тверской области от 28.11.2007 N 250-НП, ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности по праву.
Апелляционная инстанция с данной позицией согласиться не может.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Спор по объему поставленной ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" в адрес ООО "ВЖКУ" тепловой энергии в апреле 2008 года между сторонами отсутствует.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
На основании Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 04.04.1995 N 41-ФЗ (далее - Закон N 41-ФЗ) тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию посредством их установления органами государственного регулирования тарифов. К числу таких органов относятся и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - РЭК, осуществляющие полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что расчеты сторон за отпущенную в спорный период тепловую энергию производились в соответствии с условиями договора от 01.01.2008 N 01-2008 на основании тарифов, установленных приказом РЭК Тверской области от 11.04.2008 N 28-НП, опубликованным в официальном печатном органе - газете "Тверская жизнь" от 22.04.2008 N 75 (26.406).
Приказом ФСТ России от 11.07.2008 N 258-к вышеуказанный приказ РЭК Тверской области отменен как принятый в нарушение пункта 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2004 N 109.
В соответствии с требованиями пункта 11 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2004 N 123 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 686), решение ФСТ России об отмене решения должно содержать основание и дату его отмены, а также рекомендации, касающиеся порядка и срока принятия органами, решения которых отменяются, новых решений об установлении тарифов.
В связи с тем что приказ ФСТ России от 11.07.2008 N 258-к не содержит даты отмены приказа РЭК Тверской области от 11.04.2008, а также каких-либо рекомендаций, касающихся установления новых тарифов, последний не подлежит применению с момента принятия решения о его отмене.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в спорный период тарифы, утвержденные приказом РЭК Тверской области от 11.04.2008, являлись действующими, и ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" обязано их применять в силу положений Закона N 41-ФЗ. Оснований для перерасчета стоимости полученной ООО "ВЖКУ" тепловой энергии за апрель 2008 года по тарифам, установленным приказом РЭК Тверской области от 28.11.2007, не имеется.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" о взыскании с ООО "ВЖКУ" задолженности по оплате потребленной энергии за апрель 2008 года.
Доводы подателя апелляционной жалобы относительно неприменения приказа ФСТ России от 11.07.2008 N 258-к как не вступившего в силу, поскольку он в установленном порядке не прошел регистрацию и не опубликован в "Российской газете", судом апелляционной инстанции отклоняются.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими нормативными правовыми актами.
Принимаемые ФСТ России решения об отмене решений РЭК субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не отнесены действующим законодательством к актам, содержащим нормы гражданского права, то есть не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, они не подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в "Российской газете" и "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".
Официальным печатным изданием ФСТ России является "Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам", в котором 25.07.2008 приказ ФСТ России от 11.07.2008 N 258-к опубликован.
Не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции и доводы подателя жалобы о неприменении судом при разрешении спора пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Согласно пункту 3 указанных Правил под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Вместе с тем, как следует из пункта 1 Правил, данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, то есть между исполнителями и гражданами, использующими коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, поскольку пункт 15 Правил регулирует расчеты платы за коммунальные услуги между управляющей организацией и гражданами, к спорным правоотношениям он не относится. Приобретение ООО "ВЖКУ" тепловой энергии для предоставления ее гражданам не изменяет установленный законодательством порядок оплаты тепловой энергии между ООО "ВЖКУ" и ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС", поскольку для ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" потребителем энергии является ООО "ВЖКУ", которое заключило договор от своего имени, а не граждане.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционная коллегия считает доводы подателя жалобы необоснованными.
В связи с тем что апелляционная жалоба ООО "ВЖКУ" оставлена без удовлетворения, расходы по государственной пошлине за ее рассмотрение по правилам статьи 110 АПК РФ в сумме 1000 руб. относятся на подателя жалобы.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина ООО "ВЖКУ" уплачена в большем размере (4 217 руб. 24 коп.), чем это предусмотрено статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (1000 руб.), излишне уплаченная по платежному поручению от 22.12.2008 N 652 государственная пошлина в сумме 3 217 руб. 24 коп. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Кроме того, поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, по правилам статьи 110 АПК РФ в соответствии со статьей 333.21 НК РФ с ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 8 434 руб. 46 коп. за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Руководствуясь статьями 104, 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 ноября 2008 года по делу N А66-7533/2008 отменить.
В иске обществу с ограниченной ответственностью Топливно-энергетическая компания "МЕГА ПЛЮС" о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Волжское жилищно-коммунальное управление" 346 723 рублей 32 копеек отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Топливно-энергетическая компания "МЕГА ПЛЮС" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8 434 рублей 46 копеек за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Волжское жилищно-коммунальное управление" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3 217 рублей 24 копеек по платежному поручению от 22 декабря 2008 года N 652.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.02.2009 ПО ДЕЛУ N А66-7533/2008
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2009 г. по делу N А66-7533/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 3 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 февраля 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Елагиной О.К. и Митрофанова О.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куприяновой А.А.,
при участии от истца Толкачева С.А. по доверенности от 30.01.2009 N 1, от ответчика Иванова С.А. по доверенности от 02.02.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжское жилищно-коммунальное управление" на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 ноября 2008 года по делу N А66-7533/2008 (судья Матвеев А.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Топливно-энергетическая компания "МЕГА ПЛЮС" (далее - ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Волжское жилищно-коммунальное управление" (далее - ООО "ВЖКУ") о взыскании задолженности по оплате потребленной тепловой энергии в сумме 346 723 руб. 32 коп.
Решением суда от 27 ноября 2008 года исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ООО "ВЖКУ" взыскано в пользу ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" 346 723 руб. 32 коп. задолженности по оплате потребленной энергии за апрель 2008 года и в доход федерального бюджета - 8 434 руб. 47 коп. государственной пошлины.
ООО "ВЖКУ" с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" в удовлетворении исковых требований. Указывает, что при разрешении спора суд необоснованно не применил постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, утвердившее Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), в соответствии с пунктом 15 которых расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. В связи с тем что Региональной энергетической комиссией Тверской области (далее - РЭК Тверской области) 11.04.2008 принят нормативный акт, регламентирующий размер платы за тепловую энергию, отпускаемую истцом жилищным организациям для жилого фонда, считает неправомерным применение судом пункта 6.1 договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2008 N 01-2008. Полагает, что приказ Федеральной службы по тарифам России (далее - ФСТ России) от 11.07.2008 N 258-к, отменивший приказ РЭК Тверской области от 11.04.2008 N 28-НП, не подлежит применению как не вступивший в силу, поскольку он в установленном порядке не прошел регистрацию и не опубликован в "Российской газете".
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "ВЖКУ" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2008 N 01-2008, согласно которому ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" обязалось отпускать ООО "ВЖКУ" тепловую энергию в горячей воде для отопления жилого фонда, производственных помещений и социально-бытовых объектов, а ООО "ВЖКУ" обязалось принимать и оплачивать полученную тепловую энергию в объеме, предусмотренном договором, по тарифу, установленному РЭК Тверской области (пункт 6.1 договора). В случае изменения тарифов на тепловую энергию расчет сторонами производится по новым тарифам с даты их введения постановлением РЭК Тверской области.
Согласно пункту 6.3 данного договора стоимость тепловой энергии с 01.01.2008 составляет 651 руб./1 Гкал, что соответствует тарифу, установленному приказом РЭК Тверской области от 28.11.2007 N 250-НП, введенному в действие с 01.01.2008.
За апрель 2008 года ООО "ВЖКУ" поставлена тепловая энергия в объеме 931,46 Гкал, сторонами подписан акт от 30.04.2008 N 00000057 (лист 31), ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" выставлен счет на оплату стоимости поставленной энергии в сумме 2 792 597 руб. 89 коп. Расчет стоимости тепловой энергии за указанный период сделан на основе тарифов, установленных приказом РЭК Тверской области от 11.04.2008 N 28-НП и введенных в действие с 01.04.2008.
Приказом ФСТ России от 11.07.2008 N 258-к приказ РЭК Тверской области от 11.04.2008 N 28-НП отменен.
В связи с отказом ООО "ВЖКУ" произвести оплату доначисленной за апрель 2008 года стоимости тепловой энергии исходя из тарифа, установленного приказом РЭК Тверской области от 28.11.2007 N 250-НП, ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности по праву.
Апелляционная инстанция с данной позицией согласиться не может.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Спор по объему поставленной ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" в адрес ООО "ВЖКУ" тепловой энергии в апреле 2008 года между сторонами отсутствует.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
На основании Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 04.04.1995 N 41-ФЗ (далее - Закон N 41-ФЗ) тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию посредством их установления органами государственного регулирования тарифов. К числу таких органов относятся и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - РЭК, осуществляющие полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что расчеты сторон за отпущенную в спорный период тепловую энергию производились в соответствии с условиями договора от 01.01.2008 N 01-2008 на основании тарифов, установленных приказом РЭК Тверской области от 11.04.2008 N 28-НП, опубликованным в официальном печатном органе - газете "Тверская жизнь" от 22.04.2008 N 75 (26.406).
Приказом ФСТ России от 11.07.2008 N 258-к вышеуказанный приказ РЭК Тверской области отменен как принятый в нарушение пункта 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2004 N 109.
В соответствии с требованиями пункта 11 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2004 N 123 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 686), решение ФСТ России об отмене решения должно содержать основание и дату его отмены, а также рекомендации, касающиеся порядка и срока принятия органами, решения которых отменяются, новых решений об установлении тарифов.
В связи с тем что приказ ФСТ России от 11.07.2008 N 258-к не содержит даты отмены приказа РЭК Тверской области от 11.04.2008, а также каких-либо рекомендаций, касающихся установления новых тарифов, последний не подлежит применению с момента принятия решения о его отмене.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в спорный период тарифы, утвержденные приказом РЭК Тверской области от 11.04.2008, являлись действующими, и ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" обязано их применять в силу положений Закона N 41-ФЗ. Оснований для перерасчета стоимости полученной ООО "ВЖКУ" тепловой энергии за апрель 2008 года по тарифам, установленным приказом РЭК Тверской области от 28.11.2007, не имеется.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" о взыскании с ООО "ВЖКУ" задолженности по оплате потребленной энергии за апрель 2008 года.
Доводы подателя апелляционной жалобы относительно неприменения приказа ФСТ России от 11.07.2008 N 258-к как не вступившего в силу, поскольку он в установленном порядке не прошел регистрацию и не опубликован в "Российской газете", судом апелляционной инстанции отклоняются.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими нормативными правовыми актами.
Принимаемые ФСТ России решения об отмене решений РЭК субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не отнесены действующим законодательством к актам, содержащим нормы гражданского права, то есть не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, они не подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в "Российской газете" и "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".
Официальным печатным изданием ФСТ России является "Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам", в котором 25.07.2008 приказ ФСТ России от 11.07.2008 N 258-к опубликован.
Не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции и доводы подателя жалобы о неприменении судом при разрешении спора пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Согласно пункту 3 указанных Правил под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Вместе с тем, как следует из пункта 1 Правил, данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, то есть между исполнителями и гражданами, использующими коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, поскольку пункт 15 Правил регулирует расчеты платы за коммунальные услуги между управляющей организацией и гражданами, к спорным правоотношениям он не относится. Приобретение ООО "ВЖКУ" тепловой энергии для предоставления ее гражданам не изменяет установленный законодательством порядок оплаты тепловой энергии между ООО "ВЖКУ" и ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС", поскольку для ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" потребителем энергии является ООО "ВЖКУ", которое заключило договор от своего имени, а не граждане.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционная коллегия считает доводы подателя жалобы необоснованными.
В связи с тем что апелляционная жалоба ООО "ВЖКУ" оставлена без удовлетворения, расходы по государственной пошлине за ее рассмотрение по правилам статьи 110 АПК РФ в сумме 1000 руб. относятся на подателя жалобы.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина ООО "ВЖКУ" уплачена в большем размере (4 217 руб. 24 коп.), чем это предусмотрено статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (1000 руб.), излишне уплаченная по платежному поручению от 22.12.2008 N 652 государственная пошлина в сумме 3 217 руб. 24 коп. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Кроме того, поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, по правилам статьи 110 АПК РФ в соответствии со статьей 333.21 НК РФ с ООО ТЭК "МЕГА ПЛЮС" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 8 434 руб. 46 коп. за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Руководствуясь статьями 104, 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 ноября 2008 года по делу N А66-7533/2008 отменить.
В иске обществу с ограниченной ответственностью Топливно-энергетическая компания "МЕГА ПЛЮС" о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Волжское жилищно-коммунальное управление" 346 723 рублей 32 копеек отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Топливно-энергетическая компания "МЕГА ПЛЮС" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8 434 рублей 46 копеек за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Волжское жилищно-коммунальное управление" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3 217 рублей 24 копеек по платежному поручению от 22 декабря 2008 года N 652.
Председательствующий
Л.Н.РОГАТЕНКО
Судьи
О.К.ЕЛАГИНА
О.В.МИТРОФАНОВ
Л.Н.РОГАТЕНКО
Судьи
О.К.ЕЛАГИНА
О.В.МИТРОФАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)