Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2011 ПО ДЕЛУ N А57-2162/2011

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2011 г. по делу N А57-2162/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Т.Н. Телегиной, судей Г.И. Агибаловой, Т.В. Волковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.Х. Евлоевой
при участии в заседании: от ответчика - Межевич Ю.А., ведущего специалиста отдела судебно-правовой работы Комитета правового обеспечения Администрации муниципального образования "Город Саратов", удостоверение N 085, доверенность от 16.02.2011 N 01-4/04 (ксерокопии в деле); истец, второй ответчик, третье лицо извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтового отправления от 29.07.2011 N 79446, 79447, 79448, 79449,79450, отчетом о публикации судебных актов от 29.07.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 июня 2011 года по делу N А57-2162/2011, принятое судьей Д.Ю. Игнатьевым,
по иску товарищества собственников жилья "Темп 2004", г. Саратов,
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
о взыскании 1646795 руб. 69 коп.,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Темп 2004" с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании 1646795 руб. 69 коп. платы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах пропорционально имеющейся доли муниципального имущества.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований и просил взыскать 1394708 руб. 30 коп. задолженности по внесению платежей на капитальный ремонт доли муниципальной собственности в общем имуществе многоквартирных жилых домов.
Решением от 23 июня 2011 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-2162/2011 исковые требования удовлетворены: с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны взыскано в пользу товарищества собственников жилья "Темп 2004" 1394708 руб. 30 коп.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: не применены нормы статей 69.1 - 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, перечисление субсидий на проведение капитального ремонта товариществу собственников жилья в соответствии с бюджетным законодательством не допускается, Положением о порядке финансирования капитального ремонта доли муниципального образования "Город Саратов" вправе общей собственности на общее имущество в многоквартирных домах, утвержденным постановлением мэра города Саратова от 1 ноября 2005 года N 558, Порядком финансирования расходов, предусмотренных бюджетом города на жилищно-коммунальное хозяйство в 2007 году, утвержденным постановлением главы Администрации города от 6 февраля 2007 года N 52, Положением о порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" вправе общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, проводимый за счет средств собственников, утвержденным постановлением главы администрации от 24 июля 2007 года N 599, предусмотрено предоставление субсидий через лицевой счет Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству г. Саратова после приемки выполненных работ и предоставления актов о приемке выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-2, КС-3, истец не предпринимал каких-либо действий по получению субсидий на указанных условиях, правовые основания для взыскания обязательных платежей на капитальный ремонт отсутствуют, не определено наличие соответствующих прав у истца на получение этих платежей, решение Саратовской городской Думы от 23 июня 1998 года N 21-183 не действует, Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" не обладает распорядительными полномочиями в отношении средств бюджета.
Товарищество собственников жилья "Темп 2004" представило отзыв на апелляционную жалобу, истец с ее доводами не согласен, считает принятый судебный акт не подлежащим отмене в силу пункта 1 статьи 137, подпункта 4 пункта 2 статьи 145, статьи 146 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, судом первой инстанции нормы материального права применены законно и обоснованно.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выступлениях присутствующего в заседании участвующего в деле представителя ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд не считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, товарищество собственников жилья "Темп 2004" является полным правопреемником товарищества собственников жилья "Темп 2001" и объединением собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах по проспекту Строителей, ул. Шехурдина, ул. Центральной, ул. Ипподромной, ул. Куприянова, 1-ому проезду Строителей, ул. Гусельской, ул. Рижской, ул. Антонова, ул. Черниговской, ул. Блинова, ул. Л.-Кумача, ул. Производственной г. Саратова, перечисленных в пункте 1.2 устава товарищества. Товарищество зарегистрировано 30 июня 2004 года за регистрационным номером 1046405307882.
Согласно пункту 3.2 "Временного положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра г. Саратова от 18 июня 2003 года N 510, в случае наличия в жилом здании, передаваемом товариществу собственников жилья для обслуживания и эксплуатации, муниципального жилья - администрация соответствующего района вступает от имени муниципального образования "Город Саратов" в члены данного товарищества собственников жилья.
По заявлению от 19 февраля 2004 года главы Администрации Ленинского района г. Саратова Лукьянова А.В. на основании пункта 3.2 "Временного положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда" муниципальное образование "Город Саратов" вступило в члены товарищества собственников жилья "Темп 2004".
На общем собрании членов товарищества собственников жилья "Темп 2004" 28 апреля 2006 года с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества установлены в размере равном величине федерального стандарта предельной стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц на соответствующий год по Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг". Протоколом общего собрания членов ТСЖ "Темп 2004" от 10 января 2006 года была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в сумме 91599, 3 тыс. руб. (в ценах 1 квартала 2006 года). При изменении индекса сметной стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ производится корректировка стоимости перечисленных выше работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в зависимости от даты их проведения. В указанную смету расходов включены не все работы по капитальному ремонту общего имущества, а только те, которые необходимы к немедленному выполнению, что бы исключить дальнейшее разрушение конструктивных элементов зданий.
Представитель муниципального образования "Город Саратов", действовавший по доверенности от 20 декабря 2005 года, принял участие в голосовании и голосовал "за" установление указанных ежемесячных взносов.
В связи с тем, что Администрация муниципального образования "Город Саратов", как собственник муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в товарищество собственников жилья "Темп 2004", свои обязательства по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов в размере и в порядке, установленными уставом и общим собранием членов товарищества от 10 января 2006 года, не исполняет, истец предъявил требования о взыскании задолженности по оплате указанных взносов за период с 1 июня 2010 года по 1 февраля 2011 года в размере 1646795 руб. 69 коп. (на 2010 год - 5 руб. за кв. м согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2008 года N 960, на 2011 год - 5 руб. 40 коп. за кв. м согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 года N 768).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец в порядке пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 1394708 руб. 30 коп.
Согласно нормам пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлены перечень площадей муниципальных квартир товарищества собственников жилья "Темп 2004" по состоянию на июнь 2010 года, письмо от 10 февраля 2011 года б/н с приложением счетов от 10 февраля 2011 года N 112, N 114, протокол заседания общего собрания членов товарищества собственников жилья "Темп 2004" от 10 января 2006 года, протокол подведения итогов общего собрания членов товарищества собственников жилья "Темп 2004", проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования) от 28 апреля 2006 года, акт сверки площади муниципальных квартир всех многоквартирных домов, входящих в товарищество собственников жилья "Темп 2004" (по данным Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Город Саратов").
Администрация муниципального образования "Город Саратов", оспаривая требования истца, утверждает, что вправе самостоятельно рассматривать вопрос о предоставлении субсидий на капитальный ремонт жилых домов на основании изданного администрацией ненормативного акта в соответствии с утвержденной сметой расходов на текущий период, а иной порядок несения муниципальным органом расходов на указанные цели противоречит бюджетному законодательству.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей вправе общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья "Темп 2004" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование "Город Саратов", определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается представленным в материалы дела письмом Комитета по управлению имуществом города Саратова от 25 мая 2011 года N 13-04/7488, актом сверки площади муниципальных квартир всех многоквартирных жилых домов, входящих в товарищество собственников жилья "Темп 2004" (по данным Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Город Саратов").
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649 (в редакции от 24 июня 2010 года N 52-617) следует, что Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что нормами действующего законодательства не установлено право товарищества собственников жилья "Темп 2004" предъявлять требования к муниципальному образованию о внесение взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" вправе общей долевой собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав указанного товарищества, несостоятелен.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются
согласно пункту 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 8 которых, установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Из разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации, данных в Письме от 2 мая 2007 года N 8167-ЮТ/07, следует, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья члены указанных организаций вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном именно органами управления товариществ собственников жилья.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме и членом товарищества собственников жилья "Темп 2004", обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав данного товарищества.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2009 года N ВАС-4461/09, постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2009 года по делу N А57-10589/2008, от 4 мая 2009 года по делу N А57-22904/2008, от 15 мая 2009 года по делу N А57-14630/06.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования вправе общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества собственников жилья "Темп 2004", в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
При этом суд первой инстанций правомерно не применили к рассматриваемым спорным правоотношениям положения постановления Администрации г. Саратова от 18 марта 2010 года N 1120, Положение о предоставлении субсидий на возмещение части затрат, возникающих в связи с проведением капитального ремонта многоквартирных домов доли муниципального образования вправе общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (в редакции постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 6 сентября 2010 года N 2133), поскольку названные постановления противоречат пункту 7 статьи 5, пунктам 9, 16 статьи 12, статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации. Из пункта 4.1.1 положения следует, что условиями предоставления субсидий являются выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в период 2008 - 2010 гг. и (или) установка общедомовых приборов учета потребления ресурсов в многоквартирном доме в 2008 году. В разделе 6 предусмотрен порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Предоставление субсидий не заменяет уплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции обоснованно взыскал с казны муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации г. Саратова в пользу товарищества собственников жилья "Темп 2004" задолженность по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" вправе общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав указанного товарищества, в размере 1394708 руб. 30 коп. за период с 1 июня 2010 года по 1 февраля 2011 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Суд первой инстанции правомерно применил к возникшим правоотношениям нормы части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 14, пункта 2 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" возражает против взыскания задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" вправе общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества Темп 2004", за счет казны муниципального образования в его лице, т.к. не обладает распорядительными полномочиями в отношении средств бюджета.
В силу разъяснений, данных в пункте 2 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при удовлетворении исков, предъявленных кредитором государственного муниципального учреждения, каковым фактически является администрация муниципального образования, в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Аналогичное разъяснение дано в пункте 7 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 23).
Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" в соответствии со своим положением организует исполнение бюджета города (пункт 3.3), устанавливает порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (пункт 3.5), составляет и ведет сводную бюджетную роспись (пункт 3.7), организует в установленном порядке казначейское исполнение бюджета города по источникам финансирования дефицита бюджета (пункт 3.10), устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, открываемых в комитете по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (пункт 3.14), устанавливает порядок учета бюджетных обязательств (пункт 3.21), является главным администратором доходов бюджета города и источников финансирования дефицита бюджета (пункты 3.23, 3.24), утверждает лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей бюджетных средств (пункт 3.26), открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей и получателей бюджетных средств (пункт 3.39), выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города (пункт 3.44).
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 разъяснено, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
В соответствии с вышеназванными пунктами Положения о Комитете по финансам Администрации города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 19 июля 2007 года N 19-172 (в редакции от 26 мая 2011 года N 4-28), комитет ведет сводный реестр главных распорядителей и получателей бюджетных средств, выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов муниципальной казны города, осуществляет функции главного администратора средств бюджета города. Бюджетные полномочия комитета по финансам администрации города перечислены в пункте 6 Положения о бюджетном процессе в городе Саратове, утвержденном решением Саратовской городской Думы от 27 марта 2008 года N 26-271 (в редакции от 16 декабря 2010 года N 58-707). Перечисленные бюджетные полномочия комитета свидетельствуют о том, что комитет является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным подразделением, организующим исполнение бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Комитет по финансам Администрации г. Саратова, Администрация г. Саратова не представили необходимых и достоверных сведений о главном распорядителе средств бюджета в отношении муниципального имущества, находящегося в многоквартирных жилых домах. Поскольку таковой отсутствует, то в качестве представителя публично-правового образования правомерно был привлечен финансовый орган муниципального образования.
Суд первой инстанции установил и это не оспаривается ответчиками, что собственником муниципального имущества в многоквартирных жилых домах, входящих в состав товарищества собственников жилья "Темп 2004", является муниципальное образование "Город Саратов".
Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" не смог пояснить и представить соответствующие доказательства о том, что главным распорядителем бюджетных средств в отношении муниципального имущества многоквартирных жилых домов, входящих в состав товарищества собственников жилья "Темп 2004", является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города, а также то, что последнему полностью выделены денежные средства в 2010-2011 годах в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета города на указанные выше цели.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в Постановлениях Пленума и Информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
В порядке пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьей 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или статьей 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор, и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
По смыслу статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений, определив при этом, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по делу (письмо Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 ноября 2010 года N 03/724).
В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 23 июня 2011 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-2162/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" без удовлетворения.
Направить копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 главы 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, черед арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий по делу,
судья Двенадцатого арбитражного
апелляционного суда -
Т.Н.ТЕЛЕГИНА

Судьи Двенадцатого арбитражного
апелляционного суда -
Г.И.АГИБАЛОВА
Т.В.ВОЛКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)