Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2009 года
постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2009 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Е.М. Цыгановой,
судей Ю.С. Буракова, В.И. Ильина,
рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон:
- от общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" (ООО "Энергокомфорт. Сибирь"): Купцов А.А. по доверенности от 26.12.2008 N 183;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области и общества с ограниченной ответственностью "УК "Ремстройбыт" представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" на решение от 18.06.2009 (судья А.Н. Гапон) Арбитражного суда Томской области и постановление от 27.08.2009 (судьи И.И. Бородулина, Н.А. Усанина, Е.Г. Шатохина) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-2773/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (Роспотребнадзор) о признании незаконным предписания,
общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" (далее - Общество, ООО "Энергокомфорт. Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление) от 16.03.2009.
Определением арбитражного суда от 13.05.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "УК "Ремстройбыт" (далее - ООО "УК "Ремстройбыт").
Решением арбитражного суда от 18.06.2009 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, заявленных Обществом, указал на то, что Управлением сделан обоснованный вывод о нарушении Обществом положений гражданского и жилищного законодательства, а также прав и законных интересов И.С. Домашкан, как потребителя коммунальных услуг, что в свою очередь послужило основанием для выдачи Управлением предписания от 16.03.2009 N 37 о прекращении нарушения законодательства и устранения последствий такого нарушения.
Постановлением апелляционного суда от 27.08.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, полагая, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и не основаны на полном всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества в полном объеме.
При этом заявитель жалобы ссылается на то, что общий объем поступившей электрической энергии в многоквартирный дом определен Обществом правомерно, в соответствии с действующим законодательством; место установки приборов учета не имеет значения; суды возложили на Общество дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством, а именно, обязанности исполнителя коммунальных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу Общества от ООО "УК "Ремстройбыт" не поступил.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителя Общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 16.03.2009 Управлением на основании заявления И.С. Домашкан, проживающей по адресу: г. Томск, пер. 1905 года, дом 8, кв. 8, о нарушении ее прав, как "Потребителя" коммунальных услуг, проведена проверка ООО "Энергокомфорт. Сибирь".
По результатам проверки Управлением вынесено предписание N 37 от 16.03.2009 (т.1 л.д.25-28), из текста которого следует, что ООО "Энергокомфорт" Сибирь" предъявляет гражданке Ирине Сергеевне Домашкан, проживающей по адресу: г. Томск, пер. 1905 года, дом 8, квартира 8, к оплате счета-квитанции за электроэнергию неустановленной формы и рассчитанную не по установленному нормативу потребления, а по данным прибора учета, расположенного за границей балансовой принадлежности сетей, чем нарушает требования пунктов 4, 7, 19, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, статей 8 и 37 ФЗ "О защите прав потребителей", пункта 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Согласно предписанию Управления от 16.03.2009 N 37 для устранения выявленных нарушений Обществу предписано:
- - прекратить установленные нарушения пунктов 4, 19, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, статей 8 и 37 Федерального закона "О защите прав потребителей", пункта 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491;
- - устранить нарушение законных прав и интересов потребителя И.С. Домашкан, проживающей по адресу: г. Томск, пер. 1905 года, д. 8, кв. 8, в связи с чем:
1) заключить с потребителем И.С. Домашкан договор, содержащий условия предоставления коммунальных услуг и условия оплаты данных услуг;
2) начисление оплаты за электроэнергию для ОДН привести в соответствие с требованиями пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и пункта 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491;
3) содержание платежного документа - квитанции за оплату электроэнергии привести в соответствие с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307;
4) о выполнении предписания письменно сообщить в Управление в срок до 20.04.2009.
Общество, не согласившись с предписанием Управления, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, отказывая в удовлетворении требования Общества, приняли законные и обоснованные судебные акты. Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), предусматривают порядок проведения расчетов за коммунальные услуги при любом из вариантов наличия или отсутствия как общедомовых приборов учета, так и индивидуальных (квартирных) приборов учета.
Пунктом 22 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, а именно за электроснабжение определяется исходя из установленного норматива потребления.
Согласно пункту 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (абзац 2 пункта 7 Правил N 307).
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Из содержания приведенных норм следует, что прибор коллективного (общедомового) учета должен быть установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме с системой коммунальной инфраструктуры.
Внешней границей сетей коллективного (общедомового) прибора учета является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Материалами дела подтверждается и судами установлено, что гражданка И.С. Домашкан является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Томск, пер. 1905 года, д. 8, кв. 8, и "потребителем" жилищно-коммунальных услуг по энергоснабжению, предоставляемому по данному адресу. В указанном жилом доме находится 9 квартир (10 лицевых счетов открыто), из которых 5 квартир оборудованы индивидуальными приборами учета, 5 квартир счетчиков учета электрической энергии не имеют. Общедомовой прибор учета (трехфазный счетчик типа СТЭБ 0,4-Н/1-ЗДР) электроэнергии установлен на опоре N 1 от ТП-610-46. Съем показаний производят сотрудники сетевой организации ООО "Горсети" ежемесячно с передачей информации в ООО "Энергокомфорт. Сибирь" в соответствии с условиями договора. Данный прибор учета электроэнергии ни собственниками жилого дома, ни ООО "Энергокомфорт" Сибирь" самостоятельно не обслуживается, договор на обслуживание прибора электроучета между собственниками квартир и иной организацией отсутствует.
Следовательно, на основании изложенного судами сделан правильный вывод о том, что организация (ООО "Горсети"), обслуживающая коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии, не имеет никакого отношения к взаимодействию между жителями дома по пер. 1905 года д. 8 и ООО "Энергокомфорт. Сибирь".
К тому же, как указали суды, данный прибор учета установлен за пределами границы (опора N 1) соединения инженерных сетей, входящих в многоквартирный дом и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирного дома. При этом факт нахождения счетчика не на границе балансовой принадлежности электрических сетей сторонами не оспаривается.
Между тем из содержания акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, составленного между ООО "Горсети" и ООО "УК "Ремстройбыт", следует, что н/в воздушная линия от ТП-610-46 до ВРУ жилого дома (г. Томск, пер. 1905 года, д. 8) является бесхозной, то есть никем не обслуживается, что исключает возможность учесть потери электроэнергии на данном участке линии электропередач.
Учитывая изложенное, обоснованным является вывод судов о том, что прибор учета электроэнергии (трехфазный счетчик типа СТЭБ 0,4-И/1- 3 ДР) установлен с нарушением положений действующего законодательства, расположение данного прибора не позволяет определить фактический объем потребленной электроэнергии жильцами дома по адресу: г. Томск, пер. 1905 года, д. 8, в том числе и И.С. Домашкан.
Довод заявителя жалобы о том, что общий объем поступившей электрической энергии в многоквартирный дом определен Обществом правомерно, не принимается судом кассационной инстанции в силу следующего.
В связи с тем, что коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии в доме, расположенном по адресу: г. Томск, пер. 1905 года, д. 8, отсутствует, а ООО "Энергокомфорт. Сибирь" не представило достоверных доказательств фактического потребления жителями данного дома (в том числе, И.С. Домашкан) электроэнергии за ноябрь, декабрь 2008 года, февраль 2009 года в том объеме, за который произведено начисление, суды правомерно отметили, что ООО "Энергокомфорт. Сибирь" необходимо было производить определение количества потребленной электроэнергии расчетным путем с применением утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, оказываемых населению (пункт 19 Правил).
Кроме того, судами установлено и материалами дела подтверждается, что форма платежного документа (квитанции за электроэнергию) не соответствует требованиям к форме платежного документа, установленной действующим законодательством (пункт 38 Правил от 23.05.2006 N 307).
Пунктом 4 Правил от 23.05.2006 N 307 установлено, что коммунальные услуги, в том числе, услуги по энергоснабжению предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
В соответствии с пунктом 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Статьей 540 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В силу пункта 37 Правил от 23.05.2006 N 307 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Материалами дела подтверждается, что потребителем электроэнергии выступает собственник квартиры 8 в доме по пер. 1905 года, д. 8 И.С. Домашкан, которая производит оплату потребленной энергии в ООО "Энергокомфорт. Сибирь" по лицевому счету, указанному в квитанции на оплату, предъявленной ООО "Энергокомфорт. Сибирь", то есть между И.С. Домашкан и ООО "Энергокомфорт" Сибирь" сложились фактические отношения, вытекающие из договора энергоснабжения, который не оформлен в письменном виде.
В связи с тем, что договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Томск, пер. 1905 года, д. 8, между И.С. Домашкан как собственником жилого помещения и какой-либо управляющей компанией не заключен, то, как правомерно указано судами, формальным исполнителем коммунальных услуг по энергоснабжению в ноябре, декабре 2008 года, феврале 2009 года для И.С. Домашкан являлась непосредственно ресурсоснабжающая организация - ООО "Энергокомфорт. Сибирь".
Вывод апелляционного суда о том, что ООО "Энергокомфорт" Сибирь", взяв на себя право по выставлению в адрес потребителей платежных документов - квитанций за электроэнергию, приняло на себя и обязанность по соблюдению установленной для указанных платежных документов формы, является обоснованным.
Пунктом 38 Правил от 23.05.2006 N 307 установлено, что платежный документ должен содержать информацию об исполнителе услуг, а именно: наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.
При этом в квитанциях на оплату коммунальных услуг за электроэнергию за ноябрь, декабрь 2008 года, февраль 2009 года, выставленных ООО "Энергокомфорт. Сибирь" в отношении жильцов дома по пер. 1905 года, д. 8 (т.1. л.д.53), информация об исполнителе услуг отсутствует.
Следовательно, суды правомерно указали на то, что платежные документы за электроэнергию, выставленные ООО "Энергокомфорт. Сибирь" в отношении потребителя в лице И.С. Домашкан, не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно, пункту 38 Правил от 23.05.2006 N 307.
Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, суды сделали обоснованный вывод, что у ООО "Энергокомфорт. Сибирь" отсутствовали правовые основания для начисления И.С. Домашкан и предъявления квитанций к оплате за ноябрь, декабрь 2008 года, февраль 2009 года по электроэнергии по показаниям коллективного прибора учета.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит необоснованными, ранее они были проверены и оценены судами первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке выводов судов.
Арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
решение от 18.06.2009 Арбитражного суда Томской области и постановление от 27.08.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-2773/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.11.2009 ПО ДЕЛУ N А67-2773/2009
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2009 г. по делу N А67-2773/2009
резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2009 года
постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2009 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Е.М. Цыгановой,
судей Ю.С. Буракова, В.И. Ильина,
рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон:
- от общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" (ООО "Энергокомфорт. Сибирь"): Купцов А.А. по доверенности от 26.12.2008 N 183;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области и общества с ограниченной ответственностью "УК "Ремстройбыт" представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" на решение от 18.06.2009 (судья А.Н. Гапон) Арбитражного суда Томской области и постановление от 27.08.2009 (судьи И.И. Бородулина, Н.А. Усанина, Е.Г. Шатохина) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-2773/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (Роспотребнадзор) о признании незаконным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Томская сбытовая компания" (далее - Общество, ООО "Энергокомфорт. Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление) от 16.03.2009.
Определением арбитражного суда от 13.05.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "УК "Ремстройбыт" (далее - ООО "УК "Ремстройбыт").
Решением арбитражного суда от 18.06.2009 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, заявленных Обществом, указал на то, что Управлением сделан обоснованный вывод о нарушении Обществом положений гражданского и жилищного законодательства, а также прав и законных интересов И.С. Домашкан, как потребителя коммунальных услуг, что в свою очередь послужило основанием для выдачи Управлением предписания от 16.03.2009 N 37 о прекращении нарушения законодательства и устранения последствий такого нарушения.
Постановлением апелляционного суда от 27.08.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, полагая, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и не основаны на полном всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества в полном объеме.
При этом заявитель жалобы ссылается на то, что общий объем поступившей электрической энергии в многоквартирный дом определен Обществом правомерно, в соответствии с действующим законодательством; место установки приборов учета не имеет значения; суды возложили на Общество дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством, а именно, обязанности исполнителя коммунальных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу Общества от ООО "УК "Ремстройбыт" не поступил.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителя Общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 16.03.2009 Управлением на основании заявления И.С. Домашкан, проживающей по адресу: г. Томск, пер. 1905 года, дом 8, кв. 8, о нарушении ее прав, как "Потребителя" коммунальных услуг, проведена проверка ООО "Энергокомфорт. Сибирь".
По результатам проверки Управлением вынесено предписание N 37 от 16.03.2009 (т.1 л.д.25-28), из текста которого следует, что ООО "Энергокомфорт" Сибирь" предъявляет гражданке Ирине Сергеевне Домашкан, проживающей по адресу: г. Томск, пер. 1905 года, дом 8, квартира 8, к оплате счета-квитанции за электроэнергию неустановленной формы и рассчитанную не по установленному нормативу потребления, а по данным прибора учета, расположенного за границей балансовой принадлежности сетей, чем нарушает требования пунктов 4, 7, 19, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, статей 8 и 37 ФЗ "О защите прав потребителей", пункта 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Согласно предписанию Управления от 16.03.2009 N 37 для устранения выявленных нарушений Обществу предписано:
- - прекратить установленные нарушения пунктов 4, 19, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, статей 8 и 37 Федерального закона "О защите прав потребителей", пункта 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491;
- - устранить нарушение законных прав и интересов потребителя И.С. Домашкан, проживающей по адресу: г. Томск, пер. 1905 года, д. 8, кв. 8, в связи с чем:
1) заключить с потребителем И.С. Домашкан договор, содержащий условия предоставления коммунальных услуг и условия оплаты данных услуг;
2) начисление оплаты за электроэнергию для ОДН привести в соответствие с требованиями пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и пункта 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491;
3) содержание платежного документа - квитанции за оплату электроэнергии привести в соответствие с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307;
4) о выполнении предписания письменно сообщить в Управление в срок до 20.04.2009.
Общество, не согласившись с предписанием Управления, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, отказывая в удовлетворении требования Общества, приняли законные и обоснованные судебные акты. Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), предусматривают порядок проведения расчетов за коммунальные услуги при любом из вариантов наличия или отсутствия как общедомовых приборов учета, так и индивидуальных (квартирных) приборов учета.
Пунктом 22 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, а именно за электроснабжение определяется исходя из установленного норматива потребления.
Согласно пункту 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (абзац 2 пункта 7 Правил N 307).
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Из содержания приведенных норм следует, что прибор коллективного (общедомового) учета должен быть установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме с системой коммунальной инфраструктуры.
Внешней границей сетей коллективного (общедомового) прибора учета является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Материалами дела подтверждается и судами установлено, что гражданка И.С. Домашкан является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Томск, пер. 1905 года, д. 8, кв. 8, и "потребителем" жилищно-коммунальных услуг по энергоснабжению, предоставляемому по данному адресу. В указанном жилом доме находится 9 квартир (10 лицевых счетов открыто), из которых 5 квартир оборудованы индивидуальными приборами учета, 5 квартир счетчиков учета электрической энергии не имеют. Общедомовой прибор учета (трехфазный счетчик типа СТЭБ 0,4-Н/1-ЗДР) электроэнергии установлен на опоре N 1 от ТП-610-46. Съем показаний производят сотрудники сетевой организации ООО "Горсети" ежемесячно с передачей информации в ООО "Энергокомфорт. Сибирь" в соответствии с условиями договора. Данный прибор учета электроэнергии ни собственниками жилого дома, ни ООО "Энергокомфорт" Сибирь" самостоятельно не обслуживается, договор на обслуживание прибора электроучета между собственниками квартир и иной организацией отсутствует.
Следовательно, на основании изложенного судами сделан правильный вывод о том, что организация (ООО "Горсети"), обслуживающая коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии, не имеет никакого отношения к взаимодействию между жителями дома по пер. 1905 года д. 8 и ООО "Энергокомфорт. Сибирь".
К тому же, как указали суды, данный прибор учета установлен за пределами границы (опора N 1) соединения инженерных сетей, входящих в многоквартирный дом и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирного дома. При этом факт нахождения счетчика не на границе балансовой принадлежности электрических сетей сторонами не оспаривается.
Между тем из содержания акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, составленного между ООО "Горсети" и ООО "УК "Ремстройбыт", следует, что н/в воздушная линия от ТП-610-46 до ВРУ жилого дома (г. Томск, пер. 1905 года, д. 8) является бесхозной, то есть никем не обслуживается, что исключает возможность учесть потери электроэнергии на данном участке линии электропередач.
Учитывая изложенное, обоснованным является вывод судов о том, что прибор учета электроэнергии (трехфазный счетчик типа СТЭБ 0,4-И/1- 3 ДР) установлен с нарушением положений действующего законодательства, расположение данного прибора не позволяет определить фактический объем потребленной электроэнергии жильцами дома по адресу: г. Томск, пер. 1905 года, д. 8, в том числе и И.С. Домашкан.
Довод заявителя жалобы о том, что общий объем поступившей электрической энергии в многоквартирный дом определен Обществом правомерно, не принимается судом кассационной инстанции в силу следующего.
В связи с тем, что коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии в доме, расположенном по адресу: г. Томск, пер. 1905 года, д. 8, отсутствует, а ООО "Энергокомфорт. Сибирь" не представило достоверных доказательств фактического потребления жителями данного дома (в том числе, И.С. Домашкан) электроэнергии за ноябрь, декабрь 2008 года, февраль 2009 года в том объеме, за который произведено начисление, суды правомерно отметили, что ООО "Энергокомфорт. Сибирь" необходимо было производить определение количества потребленной электроэнергии расчетным путем с применением утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, оказываемых населению (пункт 19 Правил).
Кроме того, судами установлено и материалами дела подтверждается, что форма платежного документа (квитанции за электроэнергию) не соответствует требованиям к форме платежного документа, установленной действующим законодательством (пункт 38 Правил от 23.05.2006 N 307).
Пунктом 4 Правил от 23.05.2006 N 307 установлено, что коммунальные услуги, в том числе, услуги по энергоснабжению предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
В соответствии с пунктом 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Статьей 540 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В силу пункта 37 Правил от 23.05.2006 N 307 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Материалами дела подтверждается, что потребителем электроэнергии выступает собственник квартиры 8 в доме по пер. 1905 года, д. 8 И.С. Домашкан, которая производит оплату потребленной энергии в ООО "Энергокомфорт. Сибирь" по лицевому счету, указанному в квитанции на оплату, предъявленной ООО "Энергокомфорт. Сибирь", то есть между И.С. Домашкан и ООО "Энергокомфорт" Сибирь" сложились фактические отношения, вытекающие из договора энергоснабжения, который не оформлен в письменном виде.
В связи с тем, что договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Томск, пер. 1905 года, д. 8, между И.С. Домашкан как собственником жилого помещения и какой-либо управляющей компанией не заключен, то, как правомерно указано судами, формальным исполнителем коммунальных услуг по энергоснабжению в ноябре, декабре 2008 года, феврале 2009 года для И.С. Домашкан являлась непосредственно ресурсоснабжающая организация - ООО "Энергокомфорт. Сибирь".
Вывод апелляционного суда о том, что ООО "Энергокомфорт" Сибирь", взяв на себя право по выставлению в адрес потребителей платежных документов - квитанций за электроэнергию, приняло на себя и обязанность по соблюдению установленной для указанных платежных документов формы, является обоснованным.
Пунктом 38 Правил от 23.05.2006 N 307 установлено, что платежный документ должен содержать информацию об исполнителе услуг, а именно: наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.
При этом в квитанциях на оплату коммунальных услуг за электроэнергию за ноябрь, декабрь 2008 года, февраль 2009 года, выставленных ООО "Энергокомфорт. Сибирь" в отношении жильцов дома по пер. 1905 года, д. 8 (т.1. л.д.53), информация об исполнителе услуг отсутствует.
Следовательно, суды правомерно указали на то, что платежные документы за электроэнергию, выставленные ООО "Энергокомфорт. Сибирь" в отношении потребителя в лице И.С. Домашкан, не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно, пункту 38 Правил от 23.05.2006 N 307.
Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, суды сделали обоснованный вывод, что у ООО "Энергокомфорт. Сибирь" отсутствовали правовые основания для начисления И.С. Домашкан и предъявления квитанций к оплате за ноябрь, декабрь 2008 года, февраль 2009 года по электроэнергии по показаниям коллективного прибора учета.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит необоснованными, ранее они были проверены и оценены судами первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке выводов судов.
Арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.06.2009 Арбитражного суда Томской области и постановление от 27.08.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-2773/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.М.ЦЫГАНОВА
Судьи
Ю.С.БУРАКОВ
В.И.ИЛЬИН
Е.М.ЦЫГАНОВА
Судьи
Ю.С.БУРАКОВ
В.И.ИЛЬИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)