Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.10.2012 ПО ДЕЛУ N А13-4452/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2012 г. по делу N А13-4452/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 октября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от Комитета Пушкина Н.А. по доверенности от 07.09.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом города Череповца на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 июля 2012 года по делу N А13-4452/2012 (судья Киров С.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-5 "Комфорт" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX; далее - общество, ООО "ЖЭУ-5 "Комфорт") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по управлению имуществом города Череповца ОГРН XXXXXXXXXXXXX (далее - Комитет) о признании недействительным предписания от 28.03.2012 N 09-01-31-1/1248.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 июля 2012 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Комитет с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований - отказать. В обоснование своей позиции ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
ООО "ЖЭУ-5 "Комфорт" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя Комитета, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, суд апелляционной инстанции считает жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, Комитетом 19.03.2012 установлен факт самовольной установки на здании по адресу: Вологодская область, город Череповец, проспект Победы, дом 90, переданном в управлении ООО "ЖЭУ-5 "Комфорт", рекламной конструкции: баннер: "Мы можем многое! Нас уже 15 млн. Sergey-Mavrodi.com MMM 2011".
На основании этого Комитет выдал заявителю предписание от 28.03.2012 N 09-01-31-1/1248, которым обществу предписано в срок до 06.04.2012 демонтировать указанную выше рекламную конструкцию.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление обществом, посчитав недоказанным факт размещения на общем имуществе собственников дома N 90 по проспекту Победы города Череповца спорной рекламной конструкции.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции необоснованным по следующим основаниям.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В данном случае в оспариваемом предписании Комитет обязал общество демонтировать указанную выше рекламную конструкцию на доме N 90 по проспекту Победы города Череповца поскольку разрешение на установку рекламной конструкции не выдавалось, рекламодатель, рекламорапространитель или рекламопроизводитель ее не установлены.
Дом, на котором размещена спорная конструкция, является многоквартирным жилым домом, находящимся в управлении ООО "ЖЭУ-5 "Комфорт", что не оспаривается представителями лиц, участвующих в деле.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что предписание о демонтаже рекламной конструкции вынесено Комитетом обществу как уполномоченному лицу.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией (часть 2).
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1).
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.2).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3).
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16).
Исходя из приведенных положений лицом, ответственным за содержание общего имущества, является собственник или собственники жилого помещения, а при наличии управляющей компании или товарищества собственников жилья, соответственно, управляющая компания или созданное собственниками товарищество собственников жилья.
При этом в понятие надлежащего состояния общего имущества входит не только его соответствие строительным и техническим требованиям, но и соответствие общего имущества требованиям нормативных актов, принимаемых органами власти различного уровня, в том числе по использованию общего имущества для размещения рекламных конструкций.
Частью 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 19 названного Закона установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Частью 22 этой же статьи предусмотрено, что при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.
Согласно пункту 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда обязана следить за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей, кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующих разрешений.
Порядок размещения рекламных конструкций на территории города Череповца определен в Положении об установке рекламных конструкций на территории города Череповца, утвержденном решением Череповецкой городской Думы от 24.06.2008 N 80 (далее - Положение N 80).
В силу пункта 1.5 Положения N 80 установка рекламных конструкций на территории города допускается на основании разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого комитетом в порядке, установленном настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения N 80 установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания комитета.
Согласно пункту 6.1 Положения N 80 демонтаж рекламных конструкций, установленных без разрешения либо без договора либо по договору, который прекращен (самовольное размещение), производится за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция (далее - собственник). По требованию собственника рекламораспространитель обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или, в необходимых случаях, уничтожением рекламной конструкции.
На основании протокола общего собрания собственников жилых помещений от 27.11.2008 и договора управления многоквартирным домом от 01.12.2008 N 7-УК/5 общество является управляющей организацией в отношении общего имущества жилого дома N 90 по проспекту Победы города Череповца, вследствие чего является лицом, ответственным за состояние общего имущества и его использование в соответствии с целевым назначением и решениями общего собрания собственников.
В связи с отсутствием согласия собственников жилых помещений указанного дома на размещение на доме рекламных конструкций, а также соответствующего разрешения Комитета, использование общего имущества для рекламы является незаконным, сама рекламная конструкция является самовольной и общество, как уполномоченное лицо, обязано произвести ее демонтаж.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Комитетом не представлено надлежащих и достаточных доказательств, подтверждающих факт размещения на общем имуществе собственников дома N 90 по проспекту Победы города Череповца 19.03.2012 спорной рекламной конструкции, и, следовательно, правомерность выдачи предписания.
Как указано выше, установка рекламных конструкций на территории города допускается на основании разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого комитетом в порядке, установленном Положением N 80.
В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания комитета.
Согласно пункту 5.1 Положения N 80 Комитет проверяет правомочность установки рекламных конструкций, принимает меры по устранению выявленных нарушений, выдает предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций.
В соответствии с Положением об отделе рекламы, утвержденного председателем Комитета от 09.01.2007 и приказа председателя Комитета от 19.04.2011 N 65 начальник отдела рекламы имеет право подписывать предписания, выдаваемые от имени данного органа.
Указанными нормами не установлено, что для выявления факта размещения самовольной рекламной конструкции Комитет обязан провести какую-либо проверку и составить соответствующий акт проверки. Не установлено это и какими-либо иными нормами.
Суд первой инстанции в своем решении также не сослался на какой-либо нормативный акт, на основании которого им был сделан вывод о необходимости проведения Комитетом для выявления факта размещения самовольной рекламной конструкции соответствующей проверки и составления акта проверки. Также суд первой инстанции не привел какой-либо нормативный акт, который устанавливает порядок проведения данной проверки только определенными должностными лицами Комитета.
Суд апелляционной инстанции считает, что факт самовольной установки спорной рекламной конструкции на здании по адресу: г. Череповец, проспект Победы, дом 90, подтверждается материалами дела, а именно: оспариваемым предписанием Комитета, актами проверки от 28.03.2012 и от 27.07.2012, письмом общества от 27.04.2012, направленным в адрес УМВД России по г. Череповцу.
Также факт самовольной установки рекламной конструкции, как следует из материалов дела, обществом не оспаривался.
Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о нарушении Комитетом при проверке требований Федерального закона от 21.11.2010 N 327-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, поскольку указанный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В данном случае Комитетом осуществлялись полномочия по осуществлению функций, связанных с установкой и эксплуатацией рекламных конструкций.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-5 "Комфорт" в признании недействительным предписания Комитета по управлению имуществом города Череповца от 28.03.2012 N 09-01-31-1/1248 отказать.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 июля 2012 года по делу N А13-4452/2012 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-5 "Комфорт" в признании недействительным предписания Комитета по управлению имуществом города Череповца от 28.03.2012 N 09-01-31-1/1248.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
В.И.СМИРНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)