Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2010 N 07АП-7518/10 ПО ДЕЛУ N А02-288/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2010 г. N 07АП-7518/10


Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 17.09.2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х.Музыкантовой,
судей: Т.А.Кулеш, Т.В.Павлюк,
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.,
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Алтайэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Республики Алтай
от 17.06.2010 г. по делу N А02-288/2010 (судья Л.А.Кулакова)
по заявлению Открытого акционерного общества "Алтайэнергосбыт"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай
о признании недействительным предписания N 2 от 21.01.2010 года о прекращении нарушения прав потребителей,

установил:

Открытое акционерное общество "Алтайэнергосбыт" (далее - ОАО "Алтайэнергосбыт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (далее - Управление, Роспотребнадзор РА, Управление) о признании недействительным предписания N 2 от 21.01.2010 года о прекращении нарушений прав потребителей.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 17.06.2010 г. по делу N А02-288/2010 Обществу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что выводы суда первой инстанции суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права (применены нормы, не подлежащие применению).
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Роспотребнадзором РА на апелляционную жалобу не представлен.
Общество и Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела в связи с обращением гражданки Тарановой И.А. о систематических отключениях электроэнергии в доме без предварительного уведомления и на основании распоряжения N 1331 от 01.12.2009 г. заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора РА проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Алтайэнергосбыт" на предмет соблюдения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей и на потребительском рынке.
В ходе проведения проверки установлен факт нарушения Обществом требований пункта 1 статьи 9 и пункта 2 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей", пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг, выразившегося в не доведении до сведения потребителей на вывеске организации информации о месте ее нахождения (адресе); не доведении до потребителей в платежном документе на оплату электроэнергии информации о наименовании исполнителя, номерах контактных телефонов, номерах факсов. Кроме того, Управлением установлено, что Общество, как исполнитель коммунальных услуг, не довело до сведения потребителей информацию в договорах, на досках объявлений сведения об адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийной службы, параметрах качества предоставления услуги по энергоснабжению, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления услуги по энергоснабжению. Не доведена до сведения потребителей информация о наименованиях, адресах, телефонах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг.
По итогам проверки составлен акт N 456 от 17.12.2009 года.
21.01.2010 года по результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание N 2 о прекращении нарушений прав потребителей.
Согласно данному предписанию Общество должно довести до сведения потребителей на вывеске информацию о месте нахождения своей организации, о режиме работы до 20.02.2010 года; при оказании услуги по электроснабжению своевременно предоставлять потребителю в наглядной форме необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах в соответствии с пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг - до 20.02.2010 года, постоянно; привести в соответствие с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг платежный документ в срок до 20.02.2010 года, постоянно; привести договоры, заключаемые с потребителями - физическими лицами в соответствие с требованиями законодательства в области защиты прав потребителей. Типовую форму кредитного договора представить в Управление в срок до 20.02.2010 года.
Не согласившись с данным предписанием, ОАО "Алтайэнергосбыт" 18.03.2010 года обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии со статьей 40 Закона о защите прав потребителей государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в том числе, выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
В соответствии с положениями п. 7 и приложением 3 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 19.10.2007 года N 658 в целях исполнения Роспотребнадзором (его территориальными органами) государственной функции по контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, контролирующий орган наделен правом выдавать предписания о прекращении нарушений прав потребителей.
Исходя из изложенных норм суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Управление, вынося оспариваемое предписание о прекращении нарушений прав потребителей, действовало в рамках предоставленных законом полномочий.
При выявлении нарушений санитарного законодательства, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), нарушений законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг руководитель (заместитель руководителя) службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа службы в течение 3 рабочих дней с момента установления факта нарушения законодательства выносит гражданам и юридическим лицам предписания - пункт 7.14 Административного регламента.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, 29.12.2009 года в связи с наличием в действиях ОАО "Алтайэнергосбыт" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, Управлением составлены протоколы об административном правонарушении N 1141 и N 1142.
21.01.2010 года Управление вынесло постановления N 15 и N 16 о привлечении ОАО "Алтайэнергосбыт" к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, которые оспорены Обществом в Арбитражном суде Алтайского края.
Решениями от 17.02.2010 года по делу N А03-1393/2010 года и от 23.03.2010 года по делу N А03-1405/2010 года в удовлетворении заявленных требований Общества отказано, постановления NN 15 и 16 от 21.01.2010 года признаны законными и обоснованными. Решение от 17.02.2010 года оставлено без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 года.
Кроме того, 21.01.2010 года Обществу выдано предписание N 2 о прекращении нарушений прав потребителей, согласно которому Общество должно довести до сведения потребителей на вывеске информацию о месте нахождения своей организации, о режиме работы до 20.02.2010 года; при оказании услуги по электроснабжению своевременно предоставлять потребителю в наглядной форме необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах в соответствии с пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг - до 20.02.2010 года, постоянно; привести в соответствие с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг платежный документ в срок до 20.02.2010 года, постоянно; привести договоры, заключаемые с потребителями - физическими лицами в соответствие с требованиями законодательства в области защиты прав потребителей. Типовую форму договора представить в Управление в срок до 20.02.2010 года.
В связи с тем, что моментом установления факта нарушения законодательства по данному делу является 21.01.2010 года - дата вынесения постановлений N 15 и N 16 о привлечении ОАО "Алтайэнергосбыт" к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, а предписание выдано в этот же день (21.01.2010 года), следовательно, нарушения трехдневного срока вынесения предписания Управлением не допущено.
Должностными лицами, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию по надзору в установленной сфере деятельности, являются, в том числе, начальники отделов в управлении и их заместители, советники, ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 4 Административного регламента), административные процедуры осуществления надзора в установленной сфере деятельности включают в себя наряду с иными, предусмотренными пунктом 7 Административного регламента), проверку соблюдения изготовителями, исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями, уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам); выдачу изготовителям, исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям, уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
Кроме того, в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 294 предписание выдается лицом, проводившим проверку. Матвеева Н.А. на основании распоряжения 1331 от 01.12.2009 года проводила проверку ОАО "Алтайэнергосбыт и являлась лицом, выявившим в действиях Общества нарушения действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Согласно пунктам 8.4, 8.1, 8.4.2 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, утвержденному приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 253 от 16.08.2006 года Управление Роспотребнадзора РА осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, том числе: проверку соблюдения обязательных требований законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации предписания о прекращении нарушений прав потребителей.
Пунктом 4.4. Должностного регламента заместителя начальника отдела защиты прав потребителей, утвержденного руководителем Управления Роспотребнадзора РА 01.08.2006 года, установлено, что заместитель начальника отдела защиты прав потребителей имеет право на выдачу в пределах полномочий предписаний о прекращении прав потребителей.
Исходя из изложенных норм, следует, что Управление Роспотребнадзора РА, вынося оспариваемое предписание N 2 от 21.01.2010 о прекращении нарушений прав потребителей, действовало в рамках предоставленных законом полномочий, предписание подписано уполномоченным должностным лицом - начальником отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора РА - Матвеевой Н.А., содержит печать Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РА.
На основании изложенного отклоняется доводы апелляционной жалобы о том, что предписание вынесено и подписано неуполномоченным лицом.
Несостоятелен и довод апелляционной жалобы о том, что предписание вынесено с нарушением требований по содержанию.
Так, содержание предписания регламентируется нормами Административного регламента, в частности п. 7.14.1, согласно которому в предписаниях указываются:
- - порядковый номер предписания;
- - дата и место выдачи предписания;
- - наименование органа, выдавшего предписание;
- - сведения об установленных юридически значимых фактах;
- - сведения о лице, которому выдается предписание, в частности: наименование (фирменное наименование) и место нахождения (адрес) юридического лица; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации и зарегистрировавшем органе, адрес места жительства;
- - нормы законодательства, которые нарушены;
- - требования, подлежащие выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства;
- - срок исполнения предписания;
- - срок, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно известить орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о выполнении предписания;
- - перечень документированной информации, подлежащей представлению органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выдавшему предписание, в качестве подтверждения выполнения требований предписания;
- - порядок и сроки обжалования предписания.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что по содержанию оспариваемый акт соответствует требованиям закона, предписание содержит указание на допущенное заявителем нарушения, ущемляющие установленные законом права потребителя.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно исходил из доказанности противоправности действий Общества в области защиты прав потребителей. Судом установлено, что заявителем безусловно были допущены нарушения Закона о защите прав потребителей, что подтверждается материалами административного дела и постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 года по делу N 07АП-2813/10. Предписание N 2 является мерой пресечения нарушения и направлено на их устранение. Кроме этого, выдача предписания N 2 преследовала цель недопущения впредь указанных нарушений в деятельности хозяйствующего субъекта. Поскольку ОАО "Алтайэнергосбыт" допустило нарушения в области защиты прав потребителей, данные нарушения подлежат устранению.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 17.06.2010 г. по делу N А02-288/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Судьи:
Т.А.КУЛЕШ
Т.В.ПАВЛЮК
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)