Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.12.2011 ПО ДЕЛУ N А57-2153/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2011 г. по делу N А57-2153/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011
по делу N А57-2153/2011
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Техстекло", г. Саратов (ИНН 6453063169, ОГРН 1046405307850) к администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246) о взыскании взносов на капитальный ремонт за период с 01.06.2010 по 01.02.2011 в сумме 1 246 301 руб. 75 коп., с участием третьего лица - Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511),
установил:

товарищество собственников жилья "Техстекло" (далее - ТСЖ "Техстекло", ТСЖ, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к администрации города Саратова, Комитету по финансам администрации города Саратова (далее - Комитет по финансам), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Техстекло", за период с 01.06.2010 по 01.02.2011 в сумме 1 633 185 руб. 12 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Указывает, что судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка доводам ответчиков о регулировании вопросов, связанных с перечислением средств бюджета, в первую очередь Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ТСЖ "Техстекло" является объединением собственников помещений в многоквартирных жилых домах в Ленинском районе г. Саратова.
Муниципальное образование "Город Саратов" является членом ТСЖ "Техстекло".
На общем собрании членов ТСЖ "Техстекло" 12.01.2006 была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ, определен перечень работ, их стоимость, очередность проведения работ, утверждены подрядные предприятия, утверждена новая редакция Устава ТСЖ.
Судами установлено, что 28.04.2006 было проведено общее собрание членов ТСЖ по вопросу установления с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
Решения общего собрания оформлены протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества от 28.04.2006, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования).
В голосовании принял участие и голосовал за установление с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов" по доверенности.
По итогам голосования общее собрание членов ТСЖ большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Техстекло", в порядке и размере, установленными общим собранием членов ТСЖ.
Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 БК РФ относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнение его расходных обязательств.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Таким образом, правомерен вывод судов о том, что бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В данном случае общее собрание членов ТСЖ по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Пунктом 3 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Довод ответчика о предоставлении денежных средств на капитальный ремонт способом, указанном в статье 78 БК РФ, а именно в порядке субсидирования, обоснованно отклонен судами предыдущих инстанций, поскольку в данном случае речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья и члена ТСЖ ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ, а также частью 5 статьи 155 и частью 8 статьи 156 ЖК РФ, на основании статей 39, 154, 158 ЖК РФ и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме и членом ТСЖ "Техстекло", обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав данного ТСЖ.
Общая площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности за спорный период, подтверждается письмом Комитета по управлению имуществом г. Саратова от 17.06.2011 N 13-04/8442 и сторонами не оспаривается.
Факт установления платы на содержание и обслуживание жилых домов с применением федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц подтверждается представленными в материалы дела расчетами платежей за период с 01.06.2010 по 01.02.2011.
Ответчик не представил доказательств оплаты понесенных истцом расходов по содержанию и ремонту общего имущества домов, возражений против заявленного истцом размера задолженности не заявил.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судебных инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 по делу N А57-2153/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)