Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2012 ПО ДЕЛУ N А55-20159/2011

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2012 г. по делу N А55-20159/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителя товарищества собственников жилья "Сахалинец-14" - Стасиолик С.С. (доверенность от 20.04.2012),
представитель Главного управления МЧС России по Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 мая 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Сахалинец-14"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2011 года по делу N А55-20159/2011 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению товарищества собственников жилья "Сахалинец-14" (ОГРН 1036301257519, ИНН 6325032310), г. Сызрань Самарской области,
к Главному управлению МЧС России по Самарской области (ОГРН 046300466838, ИНН 6315800812), о признании незаконными постановления и решения,

установил:

Товарищество собственников жилья "Сахалинец-14" (далее - ТСЖ "Сахалинец-14", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным Постановления начальника отдела надзорной деятельности г.о. Сызрань, Октябрьск, м. р. Сызранский, Шигонский управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Самарской области (далее - административный орган) от 16.08.2011 года N 1131 о привлечении к административной ответственности и решения заместителя начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Самарской области от 20.09.2011 (т. 1 л.д. 12 - 14).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2011 по делу N А55-20159/2011 в удовлетворении требований отказано (т. 1 л.д. 110 - 112).
В апелляционной жалобе ТСЖ "Сахалинец-14" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 20 - 22).
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя административного органа, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Сахалинец-14" поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя ТСЖ "Сахалинец-14", суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 25.07.2011 заместителем начальника отдела надзорной деятельности г.о. Сызрань, Октябрьск и м. р. Сызранский, Шигонский выдано распоряжение N 899 о проведении плановой выездной проверки в отношении ТСЖ "Сахалинец-14" инспектору - Государственному инспектору г.о. Сызрань, Октябрьск и м. р. Сызранский, Шигонский по пожарному надзору старшему лейтенанту внутренней службы Ионову С.Ф. (л.д. 41). 28.07.2011 законный представитель ТСЖ "Сахалинец-14" Пшеницына А.И. уведомлена лично под роспись о проведении плановой выездной проверки путем вручения ей копии распоряжения (л.д. 41).
Плановая выездная проверка деятельности ТСЖ "Сахалинец-14" по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности осуществлена с 02.08.2011 по 12.08.2011 в присутствии представителя ТСЖ "Сахалинец-14" Пшеницыной А.И. в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г.о. Сызрань, пр. Гагарина 27а, собственником которого является ТСЖ.
В ходе проверки выявлены нарушения, которые зафиксированы в акте проверки от 12.08.2011 года N 899 (л.д. 47).
По результатам проведения планового мероприятия по надзору за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности юридическим лицом ТСЖ "Сахалинец-14" в здании жилого дома по адресу: Самарская область г. Сызрань, ул. Гагарина, 27а, выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- отсутствие разработанной проектной документации на квартиру в многоквартирном доме, в связи с изменение ее функционального назначения, в целях обеспечения в процессе эксплуатации содержания здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной документации;
- на видных местах в помещении председателя ТСЖ не вывешены таблички с указание номера телефона вызова пожарной охраны;
- эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в административном помещении и теплопункте;
- установка на окнах глухих решеток;
- организация мастерской в техническом этаже, а также хранение продукции, оборудования, мебели и других предметов в указанном помещении;
- в наружных стенах технического подполья, не имеющих вытяжной вентиляции, заложены продухи;
- не определено лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей, отсутствует журнал учета средств пожаротушения;
- отсутствуют порядковые номера нанесенные белой краской на корпусах первичных средств пожаротушения (огнетушителей);
- выходы на кровлю в 1-ом, 2-ом, 3-ом и 4-ом подъездах не выполнены через сертифицированные в области пожарной безопасности противопожарные люки 2-го типа с пределом огнестойкости не менее ЕI 30*;
- отсутствует противопожарная дверь в электрощитовой с пределом огнестойкости не менее 0,6 часов;
- не произведена очистка вентиляционных каналов дома от пыли и жировых отложений;
- на люках выхода на крышу и на люках в техническом подполье отсутствует информация о месте нахождения ключа;
- в мусоропроводе отсутствуют клапаны с уплотнением в притворах;
- мусороуборочная камера не защищена по всей площади сплинкерными оросителями;
- отверстия в местах пересечения электропроводов и кабелей не заделаны огнестойким материалом;
- многоквартирное жилое здание не оборудовано эвакуационным аварийным освещением, включаемым автоматически при прекращении электропитания (при аварийном) отключении рабочего (нормального) освещения (проходы и лестничные клетки служащие для эвакуации людей);
- не произведены эксплуатационные испытания наружных эвакуационных лестниц;
- двери эвакуационных выходов закрыты на замок;
- допускается отделка путей эвакуации сгораемыми материалами (полы отделаны досками);
- на проезжей части допущена установка железобетонного блока.
12.08.2011 года административным органом в отношении ТСЖ "Сахалинец-14" составлен протокол N 1802 об административном правонарушении по ч. 2 и ч. 8 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). При составлении протокола об административном правонарушении, представителю ТСЖ "Сахалинец-14" Пшеницыной А.И. разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ, о чем в протоколе имеется ее роспись. Копия протокола вручена Пшеницыной А.И. лично под роспись (т. 1 л.д. 45 - 46).
Постановлением от 16.08.2011 года N 1131 начальника отдела надзорной деятельности городских округов Сызрань, Октябрьск, муниципальных районов Сызранский, Шигонский заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 49 - 50) в условиях особого противопожарного режима установленного Постановлением Правительства Самарской области N 258 от 27.05.2011 "Об установлении "особого противопожарного режима на территории Самарской области".
31.08.2011 в Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Самарской области поступила жалоба от председателя правления ТСЖ "Сахалинец-14" Пшенициной А.И. (вх. N 2650) об отмене постановления от 16.08.2011 N 1131.
Заместителем главного государственного инспектора Самарской области по пожарному надзору 20.09.2011 жалоба на постановление от 16.08.2011 N 1131 рассмотрена.
Постановление оставлено без изменения, а жалоба ТСЖ "Сахалинец-14" без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением об оставлении без изменения Постановления о привлечении к административной ответственности, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ ответственность по указанной норме наступает за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, в условиях особого противопожарного режима и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Самарской области от 27.05.2011 N 258 (ред. от 24.06.2011) "Об установлении особого противопожарного режима на территории Самарской области" установлен особый противопожарный режим на территории Самарской области с 31.05.2011 по 30.09.2011.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под противопожарным режимом понимаются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ч. 1 ст. 38 Закона N 69-ФЗ).
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03).
В соответствии с п. 1 ППБ 01-03, настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
Из материалов дела следует, что согласно п. 2.1 Устава ТСЖ "Сахалинец-14", утвержденного собранием членов ТСЖ "Сахалинец-14" жилого дома 27а по проспекту Гагарина г. Сызрани Самарской области, протокол от 09.04.2003, основными видами деятельности являются:
- - содержание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
- - обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества.
На основании вышеизложенного товарищество собственников жилья приняло на себя обязательство по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и обеспечение мер пожарной безопасности.
В соответствии с п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 38 ППБ 01-03 предусмотрено, что при перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
Согласно п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается:
- использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
- устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно - правовых норм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со статьей 34 Закона N 69-ФЗ граждане имеют право на защиту жизни, здоровья имущества от пожара.
Согласно статье 37 данного закона руководители организации обязаны:
- - соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- - разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- - проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
- - включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
- - содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Довод заявителя о том, что устройство мастерской, хранение продукции, оборудования, мебели в техническом этаже произведено на основании решений общего собрания собственников жилья, правомерно судом первой инстанции отклонено, т.к. в соответствии с указанными выше нормами законодательства любая перепланировка зданий и помещений, изменение их функционального назначения должно сопровождаться соблюдением правил пожарной безопасности.
Собрание собственников жилья своим решением не вправе отменять применение установленных правил и норм пожарной безопасности.
Суд первой инстанции правильно указал, что в случае пожара в указанных помещениях эвакуация людей из выше расположенных этажей по единственной эвакуационной лестнице подъезда может быть затруднена или невозможна, то есть имеет место факт реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, что он привлечен к административной ответственности за нарушения, являющиеся малозначительными и устранимыми (отсутствие информации о хранении ключей в подвальное помещение, хранение в электрощитовой, подвальном помещении мебели, отсутствие защитных колпаков (рассеивателей).
Правила и нормы пожарной безопасности разрабатываются и устанавливаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц. Нарушение указанных правил и норм в случае пожара может повлечь гибель людей, нанесение вреда их здоровью и, соответственно, не может быть признано малозначительным.
Суд апелляционной инстанции процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не установил.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что заявителем допущены грубейшие нарушения требований пожарной безопасности, за которые он правомерно привлечен к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 и ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При производстве по делу об административном правонарушении выявлены все необходимые и достаточные обстоятельства, свидетельствующие о наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.
Доводы заявителя об отсутствии таких оснований не подтверждены материалами дела.
Суд первой инстанции правильно указал, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления ТСЖ "Сахалинец-14" о признании незаконным Постановления N 1131 от 16.08.2011 и решения Заместителя главного государственного инспектора Самарской области по пожарному надзору от 20.09.2011.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя жалобы, что судом первой инстанции не учтено, что невыполнение требований пожарной безопасности связано с отсутствием денежных средств у ТСЖ.
Выполнение требований пожарной безопасности предусмотрено действующим законодательством, за не невыполнение которых предусмотрены меры административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя жалобы, что административным органом не учтены смягчающие вину обстоятельства.
Административным органом учеты при назначении наказания смягчающие вину обстоятельства, поэтому административный штраф наложен в минимальном размере санкции предусмотренной ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2011 года по делу N А55-20159/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Сахалинец-14"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
В.С.СЕМУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)