Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 г.,
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2012 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дагестанэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07 сентября 2012 г. по делу N А15-1297/2012,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дагестанэнерго" (ИНН 0570006131, ОГРН 1116164001150)
к Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 06 июня 2012 года N 287 (судья Батыраев Ш.М.),
при участии в судебном заседании:
- от ООО "Дагестанэнерго" Давыдова А.Ш. по доверенности N 40 от 10.09.12, Алигаджиева М.М. по доверенности N 1 от 10.01.12;
- от Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан: явки нет, извещены.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дагестанэнерго" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Государственной инспекции Республики Дагестан (далее - жилищная инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.06.2012 N 287 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 7 500 рублей.
Решением суда от 07 сентября 2012 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Дагестанэнерго" удовлетворено частично.
Постановление Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан от 06 июня 2012 года N 287 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дагестанэнерго" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано незаконным и отменено в части назначения административного штрафа в размере 2 500 рублей.
Решение мотивировано наличием состава вменяемого обществу правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения общества к ответственности, нос учетом смягчающих обстоятельств суд счел возможным сократить размер штрафа.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Дагестанэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Заявитель указывает, что в действиях общества отсутствует вина, так как обязательства общества по подаче горячей воды жильцам не выполнены по причине прекращения поставщиком подачи газа в котельную из-за задолженности общества. Судом первой инстанции не полностью установлены обстоятельства о размере задолженности перед газоснабжающей организацией, в целях исключения вины общества. Суд не учел того обстоятельства, что оборудование котельной не позволяет осуществлять подачу тепловой энергии путем использования резервных источников питания.
В судебном заседании представитель ООО "Дагестанэнерго" Давыдова А.Ш. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан и иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07 сентября 2012 г. по делу N А15-1297/2012 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что в связи с поступлением в Администрацию Президента Российской Федерации жалобы жильца многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. Ушакова, 5, Магомедовой А.Н. по факту отключения горячего водоснабжения, Правительством Республики Дагестан в адрес жилищной инспекции направлено письмо от 14.05.2012 с требованием организовать проверку изложенных в обращении фактов отключения горячего водоснабжения.
Жилищная инспекция на основании распоряжения от 17.05.2012 N 5938 провела проверку деятельности общества на предмет соблюдения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил.
В ходе проверки установлено, что общество с 16.04.2012 прекратило горячее водоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. Ушакова,5. По результатам проверки составлен акт от 22.05.2012 N 0005978.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 22 мая 2012 N 005978 (том N 1 л.д. 34).
По факту выявленного нарушения должностным лицом жилищной инспекции в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.05.2012 N 000531.
Протокол составлен в отсутствие представителя общества, уведомленного о времени и месте составления протокола надлежащим образом (том N 1 л.д. 35-37).
Определение о назначении времени и места материалов административного дела получено обществом 31.05.2012 года (том N 1 л.д. 39).
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и материалов дела об административном правонарушении 06.06.2012 в отношении общества вынесено постановление N 287, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса, и назначено наказание в виде штрафа в размере 7 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с часть 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
Пунктом 8 Правил установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, а в силу подпункта "а" пункта 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Согласно пункту 4 приложения N 1 к Правилам требованиям нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в части горячего водоснабжения является бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды - 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно и 24 часа при аварии на тупиковой магистрали.
В случаях, предусмотренных подпунктами "а", "б", "в", "г", "д", "е" пункта 80 Правил, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Из материалов дела следует, что основанием привлечения общества к административной ответственности явилось отключение горячего водоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. Ушакова, 5.
Факт прекращения обществом горячего водоснабжения указанного жилого дома установлен судом и подтверждается актом проверки от 22.05.2012 N 005978, протоколом об административном правонарушении от 23.05.2012 N 00531 и имеющейся в материалах дела перепиской общества с жилищной инспекцией.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что между ООО "Лукойл - Ростовэнерго" (правопредшественник общества) и ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" заключены договоры поставки газа от 19.11.2010 N 80-05-001 -1/11 и от 22.11.2010 N 12-22/00-0004/11.
Ввиду реорганизации ООО "Лукойл - Ростовэнерго" в форме выделения из него общества, последнее с 01.04.2011 является правопреемником всех прав и обязанностей ООО "Лукойл - Ростовэнерго" по указанным договорам поставки газа.
В последующем между обществом и ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" заключены договоры поставки газа от 21.11.2011 N 80-05-0001-1/12, 12-33/00-0004/12, N 12-33/00-0004/12.
Согласно актам сверки расчетов N 12-6075 и N 12-648 задолженность общества за потребленный газ в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 составляет 92 598 812,78 рубля по ТЭЦ и 84 561 365,81 рубля - по котельным.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" письмом от 29.11.2011 N 1-14-01/4818-СШ известило общество о прекращении поставки газа с 30.11.2011 на объекты общества: Махачкалинская ТЭЦ, котельная Пиковая, котельная БПК, котельная ДЭМ.
Письмом от 30.11.2011 N 14/4545-СШ оно информировало общество о том, что отключение от системы газоснабжения вышеупомянутых объектов перенесено на 14.12.2011.
В последующем прекращение подачи газа перенесено до окончания отопительного сезона.
Филиал ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в Дагестане письмом от 19.03.2012 N 12-14/528МГ предупредил общество о намеченном ограничении поставки газа и сообщил о принятии газоснабжающей организацией мер о полном прекращении поставки газа с 19.04.2012 в случае непогашения задолженности за потребленный газ, которая на 19.03.2012 составила 289,181 млн. рублей.
Письмом от 09.04.2012 N 1-14-03/414-ВМ ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" информировало свой филиал в Дагестане о согласовании ограничения поставки газа на 50% с 11.04.2012 и полное отключение поставки газа с 19.04.2012 в случае непогашения обществом указанной задолженности.
Филиал ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в Дагестане в свою очередь письмом от 10.04.2012 N 12-14/702МГ известил общество об ограничении поставки газа с 11.04.2012 на 50% от договорного объема в связи с имеющейся задолженностью по оплате за поставленный газ, а письмом от 18.04.2012 N 12-14/778МГ известил о полном прекращении поставки газа с 19.04.2012.
Однако отсутствует какое-либо реагирование общества на уведомление о возможном ограничении и прекращении подачи газа. Общество не обращалось к газоснабжающей организации с просьбой отсрочить оплату за поставленный газ и прекращение подачи газа.
По заявке филиала ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в Дагестане от 18.04.2012 N 12-11/792ЗК и на основании пункта 3 договора от 27.12.2011 N 80-8-02524/12 возмездного оказания услуг по регулированию режимов газопотребления покупателей газа ОАО "Махачкалагаз" с 19.04.2012 прекратило подачу газа обществу путем вырезки части подводящего газопровода и установления заглушки.
Общество обратилось в Управление ФАС по Республике Дагестан с жалобой на указанные действия ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" и его филиала в Дагестане.
Решением антимонопольного органа от 05.06.2012 ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск", его филиал в Дагестане, ОАО "Махачкалагаз" и ООО "ГТК Коммунально-бытовой сектор г. Махачкалы" признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и выдано предписание о возобновлении подачи газа на объекты общества в срок до 09.06.2012.
С 08.06.2012 подача газа на объекты общества возобновлена.
Прекращение подачи газа вызвано невыполнением обществом своих договорных обязательств по оплате полученного газа, задолженность общества за газ, потребленный Махачкалинской ТЭЦ за 2011 год, по состоянию на 01.01.2012 составила 93,2 млн. рублей. Оплата, произведенная в 2012 году в сумме 46 млн. рублей, в соответствии с назначением платежа отнесена в счет погашения задолженности за 2011 год. Непогашенной осталась задолженность за 2011 год в сумме 47,174 млн. рублей и за 2012 год в полном объеме в сумме 147,386 млн. рублей. Задолженность за газ, потребленный котельными общества в 2011 году, по состоянию на 01.01.2012 составила 85,2 млн. рублей. Оплата, произведенная в 2012 году, в сумме 36,579 млн. рублей в соответствии с назначением платежа отнесена в счет погашения долга за 2011 год. Оставшаяся сумма долга за 2011 год составила 48,651 млн. рублей, за 2012 год- 75, 953 млн. рублей. По состоянию на 13.06.2012 задолженность общества за потребленный газ составила 319,17 млн. рублей.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не установил точный размер задолженности, а потому решение суда подлежит отмене, отклоняется, так как факт наличия задолженности, принятие мер к ее частичному погашению, не оспаривается. Общество не отрицает, что на момент прекращения подачи газа задолженность существовала. Конкретный размер задолженности не является предметом судебного разбирательства по данному делу, в силу статьи 71 АПК РФ установление по имеющимся в деле доказательствам факта задолженности является достаточным доказательством нарушения обществом условий договора об оплате поставленного газа.
Общество не приняло достаточных мер по погашению задолженности за поставленный ему газ.
Довод апелляционной жалобы о том, что поставщик газа не вправе был прекращать подачу газа на котельную "Пиковая", так как ущемляются интересы добросовестных абонентов - жильцов многоэтажного дома, а потому оснований для привлечения к административной ответственности не имеется, отклоняется.
В соответствии с пунктом 4 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (Постановление Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 (ред. от 17.07.1998, с изм. от 31.08.2006) "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов") если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией - потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В указанный срок организация - потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.
В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах (пункт 6 Порядка).
Из материалов дела усматривается, что доказательств недобросовестности абонентов не имеется. Зная о предстоящем отключении газа, что нарушит права жильцов, не приняло достаточных мер для обеспечения их прав, доказательств возражений на сообщения об отключении газа не представлено, принятие иных мер для перехода на иные виды топлива не подтверждено.
Довод апелляционной жалобы о том, что у общества не имелось технической возможности для использования резервных видов топлива (в частности, не имелось газа для разогрева мазута до нужных температур), отклоняется, так как доказательств принятия заблаговременных мер (обращение к поставщику о поставке газа для этих целей) не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в действиях общества отсутствует вина, так как обязательства общества перед абонентами не выполнены своевременно по причине несвоевременной подачи газа, в связи с задолженностью перед газоснабжающей организацией.
Обществом при заявлении данного довода не представлено суду доказательств об отсутствии возможности своевременного погашения задолженности перед газоснабжающей организацией, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно не усмотрел в действиях общества применение им всех зависящих мер по прекращению подачи газа.
Кроме того, обществом не было предпринято надлежащих мер отсрочке либо рассрочке уплаты задолженности.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не учел того обстоятельства, что оборудование котельной не позволяет осуществлять подачу тепловой энергии по средствам резервных источников питания - отклоняется, так как данное обстоятельство не влияет на квалификацию правонарушения, наличие подобных возможностей оборудования котельной, в случае его применения исключило бы наступления неблагоприятных последствий, однако отсутствие подобных функции оборудования котельных не является основанием для исключения вины общества.
Срок привлечения общества к ответственности установленный статьей 4.5 КоАП РФ административным органом не нарушен.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава правонарушения, вины общества в совершении правонарушения, соблюдении процедуры и сроков давности привлечения к ответственности, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств и определения размера штрафа в пределах установленной санкции, в связи с чем, отсутствуют основания для признания постановления о привлечении к ответственности незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 07 сентября 2012 г. по делу N А15-1297/2012.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07 сентября 2012 г. по делу N А15-1297/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Судьи
Д.А.БЕЛОВ
М.У.СЕМЕНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.11.2012 ПО ДЕЛУ N А15-1297/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2012 г. по делу N А15-1297/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 г.,
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2012 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дагестанэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07 сентября 2012 г. по делу N А15-1297/2012,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дагестанэнерго" (ИНН 0570006131, ОГРН 1116164001150)
к Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 06 июня 2012 года N 287 (судья Батыраев Ш.М.),
при участии в судебном заседании:
- от ООО "Дагестанэнерго" Давыдова А.Ш. по доверенности N 40 от 10.09.12, Алигаджиева М.М. по доверенности N 1 от 10.01.12;
- от Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан: явки нет, извещены.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дагестанэнерго" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Государственной инспекции Республики Дагестан (далее - жилищная инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.06.2012 N 287 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 7 500 рублей.
Решением суда от 07 сентября 2012 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Дагестанэнерго" удовлетворено частично.
Постановление Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан от 06 июня 2012 года N 287 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дагестанэнерго" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано незаконным и отменено в части назначения административного штрафа в размере 2 500 рублей.
Решение мотивировано наличием состава вменяемого обществу правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения общества к ответственности, нос учетом смягчающих обстоятельств суд счел возможным сократить размер штрафа.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Дагестанэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Заявитель указывает, что в действиях общества отсутствует вина, так как обязательства общества по подаче горячей воды жильцам не выполнены по причине прекращения поставщиком подачи газа в котельную из-за задолженности общества. Судом первой инстанции не полностью установлены обстоятельства о размере задолженности перед газоснабжающей организацией, в целях исключения вины общества. Суд не учел того обстоятельства, что оборудование котельной не позволяет осуществлять подачу тепловой энергии путем использования резервных источников питания.
В судебном заседании представитель ООО "Дагестанэнерго" Давыдова А.Ш. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан и иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07 сентября 2012 г. по делу N А15-1297/2012 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что в связи с поступлением в Администрацию Президента Российской Федерации жалобы жильца многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. Ушакова, 5, Магомедовой А.Н. по факту отключения горячего водоснабжения, Правительством Республики Дагестан в адрес жилищной инспекции направлено письмо от 14.05.2012 с требованием организовать проверку изложенных в обращении фактов отключения горячего водоснабжения.
Жилищная инспекция на основании распоряжения от 17.05.2012 N 5938 провела проверку деятельности общества на предмет соблюдения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил.
В ходе проверки установлено, что общество с 16.04.2012 прекратило горячее водоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. Ушакова,5. По результатам проверки составлен акт от 22.05.2012 N 0005978.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 22 мая 2012 N 005978 (том N 1 л.д. 34).
По факту выявленного нарушения должностным лицом жилищной инспекции в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.05.2012 N 000531.
Протокол составлен в отсутствие представителя общества, уведомленного о времени и месте составления протокола надлежащим образом (том N 1 л.д. 35-37).
Определение о назначении времени и места материалов административного дела получено обществом 31.05.2012 года (том N 1 л.д. 39).
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и материалов дела об административном правонарушении 06.06.2012 в отношении общества вынесено постановление N 287, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса, и назначено наказание в виде штрафа в размере 7 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с часть 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
Пунктом 8 Правил установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, а в силу подпункта "а" пункта 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Согласно пункту 4 приложения N 1 к Правилам требованиям нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в части горячего водоснабжения является бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды - 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно и 24 часа при аварии на тупиковой магистрали.
В случаях, предусмотренных подпунктами "а", "б", "в", "г", "д", "е" пункта 80 Правил, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Из материалов дела следует, что основанием привлечения общества к административной ответственности явилось отключение горячего водоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. Ушакова, 5.
Факт прекращения обществом горячего водоснабжения указанного жилого дома установлен судом и подтверждается актом проверки от 22.05.2012 N 005978, протоколом об административном правонарушении от 23.05.2012 N 00531 и имеющейся в материалах дела перепиской общества с жилищной инспекцией.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что между ООО "Лукойл - Ростовэнерго" (правопредшественник общества) и ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" заключены договоры поставки газа от 19.11.2010 N 80-05-001 -1/11 и от 22.11.2010 N 12-22/00-0004/11.
Ввиду реорганизации ООО "Лукойл - Ростовэнерго" в форме выделения из него общества, последнее с 01.04.2011 является правопреемником всех прав и обязанностей ООО "Лукойл - Ростовэнерго" по указанным договорам поставки газа.
В последующем между обществом и ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" заключены договоры поставки газа от 21.11.2011 N 80-05-0001-1/12, 12-33/00-0004/12, N 12-33/00-0004/12.
Согласно актам сверки расчетов N 12-6075 и N 12-648 задолженность общества за потребленный газ в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 составляет 92 598 812,78 рубля по ТЭЦ и 84 561 365,81 рубля - по котельным.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" письмом от 29.11.2011 N 1-14-01/4818-СШ известило общество о прекращении поставки газа с 30.11.2011 на объекты общества: Махачкалинская ТЭЦ, котельная Пиковая, котельная БПК, котельная ДЭМ.
Письмом от 30.11.2011 N 14/4545-СШ оно информировало общество о том, что отключение от системы газоснабжения вышеупомянутых объектов перенесено на 14.12.2011.
В последующем прекращение подачи газа перенесено до окончания отопительного сезона.
Филиал ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в Дагестане письмом от 19.03.2012 N 12-14/528МГ предупредил общество о намеченном ограничении поставки газа и сообщил о принятии газоснабжающей организацией мер о полном прекращении поставки газа с 19.04.2012 в случае непогашения задолженности за потребленный газ, которая на 19.03.2012 составила 289,181 млн. рублей.
Письмом от 09.04.2012 N 1-14-03/414-ВМ ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" информировало свой филиал в Дагестане о согласовании ограничения поставки газа на 50% с 11.04.2012 и полное отключение поставки газа с 19.04.2012 в случае непогашения обществом указанной задолженности.
Филиал ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в Дагестане в свою очередь письмом от 10.04.2012 N 12-14/702МГ известил общество об ограничении поставки газа с 11.04.2012 на 50% от договорного объема в связи с имеющейся задолженностью по оплате за поставленный газ, а письмом от 18.04.2012 N 12-14/778МГ известил о полном прекращении поставки газа с 19.04.2012.
Однако отсутствует какое-либо реагирование общества на уведомление о возможном ограничении и прекращении подачи газа. Общество не обращалось к газоснабжающей организации с просьбой отсрочить оплату за поставленный газ и прекращение подачи газа.
По заявке филиала ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в Дагестане от 18.04.2012 N 12-11/792ЗК и на основании пункта 3 договора от 27.12.2011 N 80-8-02524/12 возмездного оказания услуг по регулированию режимов газопотребления покупателей газа ОАО "Махачкалагаз" с 19.04.2012 прекратило подачу газа обществу путем вырезки части подводящего газопровода и установления заглушки.
Общество обратилось в Управление ФАС по Республике Дагестан с жалобой на указанные действия ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" и его филиала в Дагестане.
Решением антимонопольного органа от 05.06.2012 ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск", его филиал в Дагестане, ОАО "Махачкалагаз" и ООО "ГТК Коммунально-бытовой сектор г. Махачкалы" признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и выдано предписание о возобновлении подачи газа на объекты общества в срок до 09.06.2012.
С 08.06.2012 подача газа на объекты общества возобновлена.
Прекращение подачи газа вызвано невыполнением обществом своих договорных обязательств по оплате полученного газа, задолженность общества за газ, потребленный Махачкалинской ТЭЦ за 2011 год, по состоянию на 01.01.2012 составила 93,2 млн. рублей. Оплата, произведенная в 2012 году в сумме 46 млн. рублей, в соответствии с назначением платежа отнесена в счет погашения задолженности за 2011 год. Непогашенной осталась задолженность за 2011 год в сумме 47,174 млн. рублей и за 2012 год в полном объеме в сумме 147,386 млн. рублей. Задолженность за газ, потребленный котельными общества в 2011 году, по состоянию на 01.01.2012 составила 85,2 млн. рублей. Оплата, произведенная в 2012 году, в сумме 36,579 млн. рублей в соответствии с назначением платежа отнесена в счет погашения долга за 2011 год. Оставшаяся сумма долга за 2011 год составила 48,651 млн. рублей, за 2012 год- 75, 953 млн. рублей. По состоянию на 13.06.2012 задолженность общества за потребленный газ составила 319,17 млн. рублей.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не установил точный размер задолженности, а потому решение суда подлежит отмене, отклоняется, так как факт наличия задолженности, принятие мер к ее частичному погашению, не оспаривается. Общество не отрицает, что на момент прекращения подачи газа задолженность существовала. Конкретный размер задолженности не является предметом судебного разбирательства по данному делу, в силу статьи 71 АПК РФ установление по имеющимся в деле доказательствам факта задолженности является достаточным доказательством нарушения обществом условий договора об оплате поставленного газа.
Общество не приняло достаточных мер по погашению задолженности за поставленный ему газ.
Довод апелляционной жалобы о том, что поставщик газа не вправе был прекращать подачу газа на котельную "Пиковая", так как ущемляются интересы добросовестных абонентов - жильцов многоэтажного дома, а потому оснований для привлечения к административной ответственности не имеется, отклоняется.
В соответствии с пунктом 4 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (Постановление Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 (ред. от 17.07.1998, с изм. от 31.08.2006) "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов") если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией - потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В указанный срок организация - потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.
В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах (пункт 6 Порядка).
Из материалов дела усматривается, что доказательств недобросовестности абонентов не имеется. Зная о предстоящем отключении газа, что нарушит права жильцов, не приняло достаточных мер для обеспечения их прав, доказательств возражений на сообщения об отключении газа не представлено, принятие иных мер для перехода на иные виды топлива не подтверждено.
Довод апелляционной жалобы о том, что у общества не имелось технической возможности для использования резервных видов топлива (в частности, не имелось газа для разогрева мазута до нужных температур), отклоняется, так как доказательств принятия заблаговременных мер (обращение к поставщику о поставке газа для этих целей) не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в действиях общества отсутствует вина, так как обязательства общества перед абонентами не выполнены своевременно по причине несвоевременной подачи газа, в связи с задолженностью перед газоснабжающей организацией.
Обществом при заявлении данного довода не представлено суду доказательств об отсутствии возможности своевременного погашения задолженности перед газоснабжающей организацией, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно не усмотрел в действиях общества применение им всех зависящих мер по прекращению подачи газа.
Кроме того, обществом не было предпринято надлежащих мер отсрочке либо рассрочке уплаты задолженности.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не учел того обстоятельства, что оборудование котельной не позволяет осуществлять подачу тепловой энергии по средствам резервных источников питания - отклоняется, так как данное обстоятельство не влияет на квалификацию правонарушения, наличие подобных возможностей оборудования котельной, в случае его применения исключило бы наступления неблагоприятных последствий, однако отсутствие подобных функции оборудования котельных не является основанием для исключения вины общества.
Срок привлечения общества к ответственности установленный статьей 4.5 КоАП РФ административным органом не нарушен.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава правонарушения, вины общества в совершении правонарушения, соблюдении процедуры и сроков давности привлечения к ответственности, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств и определения размера штрафа в пределах установленной санкции, в связи с чем, отсутствуют основания для признания постановления о привлечении к ответственности незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 07 сентября 2012 г. по делу N А15-1297/2012.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07 сентября 2012 г. по делу N А15-1297/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Судьи
Д.А.БЕЛОВ
М.У.СЕМЕНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)