Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.12.2011 ПО ДЕЛУ N А70-6578/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2011 г. по делу N А70-6578/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зориной О.В.
судей Смольниковой М.В., Гладышевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бойченко О.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9581/2011) Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14 октября 2011 года по делу N А70-6578/2011 (судья Бедерина М.Ю.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" (ИНН 7203177574, ОГРН 1067203315541) к Муниципальному образованию городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени (ИНН 7201000204, ОГРН 1027200867231), Департаменту городского хозяйства Администрации города Тюмени (ИНН 7204034314, ОГРН 1037200568680) о возмещении убытков в размере 18 112 руб. 14 коп.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" (далее - ООО "УК "Юг", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени (далее - Департамент имущественных отношений, ответчик, податель жалобы) о возмещении убытков в размере 18 112 руб. 14 коп.
Исковые требования со ссылками на статьи 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору управления многоквартирным домом N 85 от 16.04.2007.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 13.09.2011 к участию в настоящем деле в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.10.2011 по делу N А70-6578/2011 исковые требования ООО "УК "Юг" удовлетворены: с ответчика в пользу истца взыскано 18 112 руб. 14 коп. задолженности, 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с данным решением суда первой инстанции, Департамент имущественных отношений в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ответчику - Муниципальному образованию городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что Департамент имущественных отношений является ненадлежащим ответчиком, поскольку он не наделен соответствующими полномочиями в сфере управления и содержания муниципальных жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, и соответствующих долей мест общего пользования, а также не является получателем ассигнований на содержание мест общего пользования в многоквартирных жилых домах. Такими полномочиями наделен Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена судом без участия истца и ответчиков.
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Тюменской области от 14.10.2011 по настоящему делу.
Фактические обстоятельства по дела установлены судом первой инстанции полно и верно и не являются предметом апелляционного обжалования.
Основным доводом апелляционной жалобы является разрешение вопроса о надлежащем ответчике, поскольку Департамент имущественных отношений не считает себя таковым, ссылаясь на наделение соответствующими полномочиями в сфере обслуживания жилищного фонда города Тюмени соответчика - Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени.
Как усматривается из обжалуемого судебного акта, применив нормы материального права (статьи 36, 39, 153, 158 ЖК РФ, статьи 210, 249 ГК РФ, пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491), суд первой инстанции установил обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы по содержанию общего имущества дома пропорционально своей доле и право истца требовать соответствующей оплаты в том числе от собственника нежилого помещения площадью 76,5 кв. м в доме N 71 по адресу: улица 50 лет ВЛКСМ (Муниципального образования городской округ город Тюмень) в лице его уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений.
Данный вывод является правомерным.
Так, согласно пунктам 1, 2 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как следует из пункта 1.2 Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации города Тюмени, утвержденного распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 10.12.2007 N 317-рг, Департамент осуществляет правомочия собственника по управлению и распоряжению недвижимыми и движимыми объектами, составляющими муниципальную казну города Тюмени, в пределах своих полномочий, установленных настоящим Положением.
Департамент имущественных отношений как функциональный орган Администрации, являющийся юридическим лицом в силу пункта 1.7 Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации города Тюмени, выступает в качестве истца и ответчика в суде и арбитражном суде (пункт 4.7 названного Положения).
Пунктом 3 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). В силу закона муниципальное имущество может быть передано предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (часть 3 статьи 215 ГК РФ).
Из материалов следует, что нежилое помещение площадью 76,5 кв. м составляет муниципальную казну, поскольку не было закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями в порядке, предусмотренном статьями 294, 296 ГК РФ. Балансовая принадлежность не относится к предусмотренным законом вещным правам.
Поскольку нежилое помещение площадью 76,5 кв. м в доме N 71 по адресу: улица 50 лет ВЛКСМ в спорный период с 01.07.2008 по 01.07.2011 входило в состав муниципальной казны, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску о взыскании стоимости оказанных услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома является Муниципальное образование городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени.
При этом судом первой инстанции установлено, что балансодержатель помещения - МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" не имеет полномочий по распределению денежных средств муниципального бюджета, обязанность по оплате задолженности лежит на муниципальном образовании городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности привлечения Департамента имущественных отношений в качестве ответчика по делу основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам.
К участию в деле в качестве ответчика привлечен не Департамент имущественных отношений, а Муниципальное образование городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени, к полномочиям которого отнесено осуществление функций собственника имущества, находящегося в муниципальной казне г. Тюмени.
Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени в силу пункта 1.1 Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации города Тюмени, утвержденного распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 29.10.2008 N 456-рг, является отраслевым органом Администрации города Тюмени и создан с целью решения вопросов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, охраны окружающей среды и создания условий для обеспечения жителей города Тюмени услугами связи.
В соответствии с пунктом 3.1.6 Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации города Тюмени, на Департамент городского хозяйства возложена функция заключать договоры управления в отношении находящихся в муниципальной собственности жилых, нежилых помещений и соответствующих долей мест общего пользования в жилых домах.
Однако, как правильно установлено судом первой инстанции, не имеет правового значения тот факт, что от имени Администрации г. Тюмени договор N 85 подписан представителем Департамента жилищно-коммунального хозяйства, поскольку собственником нежилого помещения площадью 76,5 кв. м является не конкретный орган местного самоуправления, а Муниципальное образование городской округ город Тюмень. Осуществление функций собственника названного имущества, находящегося в составе муниципальной казны, возложено на Департамент имущественных отношений.
Ссылка подателя жалобы на то, что Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени представляет интересы муниципального образования городской округ город Тюмень при осуществлении прав собственника в отношении муниципальных жилых, нежилых помещений и соответствующих долей мест общего пользования в жилых домах, отклоняется, поскольку в соответствии с пунктом 3.1.4 Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации города Тюмени, Департамент городского хозяйства представляет указанные интересы муниципального образования в товариществах собственников жилья, на общих собраниях собственников помещений в жилых домах, а не в судах.
В данном же случае речь идет не о взыскании денежных средств с подателя жалобы как с учреждения, а о надлежащем представительстве собственника в судебном споре (то есть праве выступать в суде - пункты 1 и 2 статьи 125 ГК РФ) и взыскании денежных средств с собственника.
Кроме того, взыскание денежных средств должно производиться за счет средств муниципального образования (за счет муниципальной казны). Следовательно, перемена органа, представляющего интересы ответчика (Муниципального образования городской округ город Тюмень), не влечет перемены источника выплаты взыскиваемых денежных средств - муниципальной казны.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.09.2011 по делу А70-12696/2010.
Довод подателя жалобы о выделении Департаменту городского хозяйства Администрации города Тюмени в 2010 - 2011 гг. средств на содержание общего имущества многоквартирных домов в части содержания нежилых муниципальных помещений не подтвержден материалами дела, поскольку никаких доказательств в обоснование данного довода Департаментом имущественных отношений не представлено.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на письмо Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени от 23.09.2011 N 12-08-2688/1, как на доказательство финансирования Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени, является несостоятельной, так как обозначенное письмо в материалы дела ни при рассмотрении в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не представлено.
К тому же само по себе письмо не может подтверждать факт выделения Департаменту городского хозяйства Администрации города Тюмени денежных средств и их неполного использования.
Таким образом, Департамент имущественных отношений Администрации не представил доказательств о том, кому в спорный период выделялись денежные средства на содержание общего имущества многоквартирных домов в части содержания нежилых муниципальных помещений.
Учитывая изложенное, взыскав с Муниципального образования городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени денежные средства в размере 18 112 руб. 14 коп., суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, которое отмене или изменению не подлежит.
Апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений оставляется без удовлетворения.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением апелляционной жалобы, по правилам статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на Департамент имущественных отношений, который в силу положения статьи 333.37 Налогового кодекса российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 14 октября 2011 года по делу N А70-6578/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9581/2011) Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.В.ЗОРИНА

Судьи
Е.В.ГЛАДЫШЕВА
М.В.СМОЛЬНИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)