Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.07.2012 ПО ДЕЛУ N А46-11811/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2012 г. по делу N А46-11811/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Маняшиной В.П., Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение от 28.12.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) и постановление от 22.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Лотова А.Н.) по делу N А46-11811/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (630007, город Новосибирск, улица Советская, 5, ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к Региональной энергетической комиссии Омской области (644043, город Омск, улица Красный путь, 89, ОГРН 1025500751418, ИНН 5503051635) о признании незаконным бездействия.
В судебном заседании приняли участие представители: от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Беклемишева С.М. по доверенности от 27.02.2012 N 03-03/248-оф; от Региональной энергетической компании Омской области - Муранова Т.В. по доверенности от 10.01.2012 N 01-06/7.
Суд

установил:

открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК N 11, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области, комиссия), выразившегося в неприведении норматива потребления населением горячей воды в соответствие с требованиями, предъявляемыми к качеству коммунальной услуги.
Заявлением от 01.11.2011 ОАО "ТГК N 11" изменило предмет требования и просило признать незаконным отказ РЭК Омской области привести норматив потребления населением горячей воды в соответствие требованиям, предъявляемым к качеству коммунальной услуги, обязать комиссию принять решение об изменении норматива потребления горячей воды населением, исходя из температуры горячей воды в местах водоразбора в размере 60 С.
Решением от 28.12.2011 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 22.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
ОАО "ТГК N 11" считает, что судами не учтены требования, предусмотренные пунктами 9, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307) о предоставлении коммунальных услуг надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 307 установлено требование к качеству водоснабжения - обеспечение температуры горячей воды в точке разбора для открытых систем централизованного водоснабжения не менее 60 С.
Пунктом 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) зафиксирована обязательность предоставления потребителям качественных коммунальных услуг.
Действующие на сегодняшний день нормативы потребления утверждены постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-п "Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами" (далее - Постановление N 217-п) и рассчитаны на подогрев воды до 55 С, что противоречит действующим требованиям к качеству горячей воды (не менее 60 С). Следовательно, отказ судов обеих инстанций о признании незаконным бездействия РЭК Омской области об изменении норматива потребления горячей воды населением, исходя из температуры горячей воды в местах водоразбора в размере 60 С, неправомерен.
Отзыв на кассационную жалобу РЭК Омской области не представлен.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в РЭК Омской области 20.05.2011 поступило заявление ОАО "ТГК N 11" о пересмотре нормативов с указанием на требования пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", предусматривающего температуру горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения не ниже 60 С.
Согласно нормативам на коммунальные услуги, установленным Постановлением N 217-п, температура воды не нагревается до 60 С.
Письмом от 23.09.2011 N ИСХ-11/РЭК-3365 РЭК Омской области отказало ОАО "ТГК N 11" во внесении указанных изменений, что явилось основанием для обращения общества с данным заявлением.
Суд кассационной инстанции, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанции, исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к коммунальным услугам относятся холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Во исполнение указанных норм Постановлением N 217-п утвержден как норматив расхода горячей воды, так и норматив тепловой энергии на подогрев горячей воды.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 157 ЖК РФ изложена в редакции, предусматривающей расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указом Губернатора Омской области от 11.10.2010 N 90 "О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области" полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг были возложены на РЭК Омской области.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию установлен Правилами N 306.
Согласно пункту 2 Правил N 306 нормативом потребления коммунальных услуг является месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета, а "единицей измерения" - показатель норматива потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 5 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются, в отношении холодного и горячего водоснабжения конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома (этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая)).
Пунктом 7 Правил N 306 предусмотрено, что единицей измерения данного норматива в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения установлен такой параметр как кубический метр на одного человека.
Пунктом 27 Правил N 306 установлено, что в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на одного потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Суды обеих инстанций правомерно отметили, что на норматив потребления горячей воды могут влиять лишь технические особенности домов, а количество тепловой энергии, истраченной на ее подогрев, в расчете не участвует.
Основания для изменения норматива потребления коммунальной услуги предусмотрены пунктом 13 Правил N 306 и являются: а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов; б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
ОАО "ТГК N 11" вышеперечисленные основания для изменения норматив потребления коммунальной услуги не заявлялись.
Пунктами 19, 20 Правил N 306 установлены методы определения нормативов потребления коммунальных услуг: метод аналогов; экспертный метод, расчетный метод.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы общества о том, что Правила N 306 не содержат ссылки на обязанность ресурсоснабжающей организации определять применяемый метод установления норматива коммунальной услуги, предоставлять какие-либо данные для определения или расчета норматива, обосновывать или документально подтверждать необходимость приведения норматива в соответствие действующему законодательству, так как исходя из положений пункта 8 Правил N 306 достаточно лишь инициативы ресурсоснабжающей организации.
Указанные доводы кассационной жалобы несостоятельны как противоречащие требованиям, установленным пунктом 13 Правил N 306, предусматривающим основания для изменения нормативов потребления коммунальных услуг.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает, что ОАО "ТГК N 11" неверно избран способ защиты своих прав. Оставляя без изменения судебные акты, суд кассационной инстанции отмечает, что общество оспаривает бездействие по невнесению изменений в действующий нормативный акт, в то время как данная категория дел рассматривается в порядке, предусмотренном главой 23 АПК РФ.
С учетом изложенного, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права не нарушено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 28.12.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 22.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11811/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Я.ШАБАЛКОВА
Судьи
В.П.МАНЯШИНА
Т.И.ОТЧЕСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)