Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Санкт-Петербургский городской суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Травкиной О.Ю.
при секретаре Ковалевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Товарищества собственников жилья "Северный-16" об оспаривании законности распоряжения жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга N 21-р от 01 марта 2005 года "Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций",
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. N 175 утверждено Положение о жилищном комитете, действующее с изменениями в редакции от 26 февраля 2008 г. (л.д. 59)
Распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 1 марта 2005 года N 21-р "Об утверждении положения о передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций" утверждено Положение о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций. В указанное распоряжение внесены изменения распоряжением N 46-р от 30 мая 2005 года (л.д. 68-73). Полагая указанный нормативный правовой акт незаконным, ущемляющим права и свободы, Товарищество собственников жилья "Северный-16" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с данным заявлением.
В судебном заседании требования заявителя поддержала представитель по доверенности Морозова С.Г., которая пояснила, что Жилищный Комитет превысил свои полномочия при издании распоряжения. Распоряжение противоречит требованиям ст.ст. 49, 209, 246 Гражданского Кодекса РФ, Жилищному кодексу и нарушает права собственников жилья ограничивая правоспособность ТСЖ в праве распоряжения собственностью.
Представитель Жилищного Комитета по доверенности Ксензов А.Н. заявленные требования полагал необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Травкиной О.Ю., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, оценив обстоятельства дела в совокупности, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований.
Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. N 175 утверждено Положение о жилищном комитете, действующее с изменениями в редакции от 26 февраля 2008 г.
Пунктом 1.2. Положения установлено, что к компетенции Комитета относится в том числе: осуществление проведения государственной жилищной политики, а также государственной политики в сфере реформирования жилищного хозяйства, управления, содержания и ремонта жилищного фонда, государственное управление в жилищной сфере, а также координацию деятельности в этих сферах, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (л.д. 59).
Пунктами 3.1.18 Положения о Жилищном комитете установлены полномочия Жилищного комитета по изданию правовых актов в пределах своей компетенции (л.д. 61).
Пунктом 3.2.23 Положения установлено осуществление координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению организации управления многоквартирными домами (л.д. 63).
Пунктами 3.2.28 и 3.2.29 установлено содействие созданию товариществ собственников жилья, внедрению новых форм управления и обеспечения эксплуатации жилищного фонда, оказание методической и консультационной помощи собственникам помещений в многоквартирном доме при выборе ими способа управления многоквартирным домом, при формировании договорных отношений с управляющими организациями, лицами, осуществляющими оказание услуг по содержанию и(или) выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также лицами, предоставляющими коммунальные услуги (л.д. 63).
В соответствии с пунктом 2 ст. 3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут регулировать правовые отношения, не урегулированные федеральным законом, но не могут ему противоречить.
Компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусматривает и статья 13 Жилищного Кодекса РФ.
Жилищный комитет, как орган исполнительной власти Санкт-Петербурга, в соответствии со статьей 46 Устава Санкт-Петербурга издал нормативный правовой акт - Распоряжение N 21-р "Об утверждении положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций" (л.д. 6).
Таким образом, совокупность перечисленных норм позволяет сделать однозначный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт, устанавливающий порядок передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций издан Жилищным комитетом в пределах своей компетенции без превышения своих полномочий.
С введением в действие первой части ГК РФ и принятием Закона о ТСЖ собственники помещений в многоквартирных домах стали участниками долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Вопросы управления многоквартирными домами регулируются разделом 8 Жилищного Кодекса РФ.
Согласно ч. 9 ст. 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором создано ТСЖ осуществляется с учетом положений раздела 6 ЖК РФ. Жилищным кодексом (ст. 135 ЖК) даны определения Товарищества собственников жилья, определены их права (ст. 137 ЖК), установлены обязанности (ст. 138 ЖК). Таким образом, товарищество собственников жилья является организаций, уполномоченной собственниками на представление их интересов, а следовательно при решении вопроса о приемки-передачи дома ТСЖ наделена правом подписывать акт указанной приемки и в этой части доводы заявителя представляются несостоятельными.
Далее, из Положения, утвержденного оспариваемым распоряжением следует, что передача многоквартирного дома в управление уполномоченных организаций включает в себя подачу заявления о передаче жилого дома в управление, передачу и принятие технической и бухгалтерской документации на многоквартирный дом и направление соответствующих уведомлений в администрацию района, районное агентство КУГИ и районное жилищное агентство. Данный комплекс мероприятий является обоснованным и предусматривает единый порядок в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Санкт-Петербурге, передачи многоквартирного дома в управление уполномоченной собственниками управляющей организации - товариществу собственников жилья или иному объединению собственников жилья, либо юридическому лицу независимо от организационно-правовой формы, или предпринимателю без образования юридического лица в соответствии с действующим законодательством. Какие-либо распорядительные функции и действия в отношении жилого дома, расположенных в нем квартир и собственников жилья Положение не предусматривает. Более того, согласно п. 3 Распоряжения передача многоквартирного дома в управление уполномоченной управляющей организации не ведет к изменению прав собственности на жилые и нежилые помещения (л.д. 27).
Доводы заявителя о том, что Положение, содержащее указание на то, что ответственность за ненадлежащую эксплуатацию многоквартирного дома возникает у управляющей организации, в данном случае у ТСЖ, лишь с момента приемки-передачи дома, а не с момента государственной регистрации ТСЖ ущемляет их права и противоречит статье 49 Гражданского Кодекса РФ суд полагает ошибочными.
Разные понятия, содержащиеся в статье 49 ГК РФ и Федеральном Законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривают возникновение самостоятельных прав юридического лица и порядка возникновения юридического лица (государственной регистрации).
Содержащиеся в Положении указания не свидетельствуют об ограничении правоспособности ТСЖ, а напротив направлено на защиту прав и интересов ТСЖ.
Суд полагает, что принятый в соответствии с компетенцией и в целях реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2004 года N 431 "О концепции реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы" и отвечающий требованиям ст. 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт от 01 марта 2005 года N 21-р действующий с изменениями от 30.05.2005года не подлежит признанию недействующим.
Суд обращает внимание на то, что заявителем, как в письменных доводах (л.д. 1-2, 78-82), так и в устных объяснениях своей правовой позиции, использована возможность ссылок на широкий перечень действующих норм Гражданского Кодекса РФ (ст.ст. 9, 12, 13, 49, 209, 246, 289), Жилищного Кодекса РФ (ст.ст. 8, 161). Между тем, данные ссылки не влияют на вывод суда о том, что принятый нормативный правовой акт является законным и обоснованным.
Представленные заявителем многочисленные ответы различных служб и органов государственной власти Санкт-Петербурга (л.д. 83-111) на обращения ТСЖ "Северный-16", суд не оценивает как доказательство незаконности оспариваемого акта, нарушающего права и свободы ТСЖ. Напротив, данные ответы свидетельствуют о том, что ТСЖ "Северный-16" полагая, что создаются препятствия в управлении домом, оспаривает действия указанных органов. Объективность данного вывода подтверждается и Постановлением Тринадцатого Арбитражного Апелляционного Суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2008 г. (л.д. 136-141). Судебным Постановлением удовлетворены требования ТСЖ "Северный", в том числе и в соответствии с действующим Распоряжением Жилищного комитета N 21-р от 01.03.2005г (л.д. 68). Указанные обстоятельства не отрицала и председатель ТСЖ "Северный-16" Григорьева Г.Г., допрошенная в качестве свидетеля.
На основании изложенного, суд полагает, что не имеется оснований для удовлетворения заявления ТСЖ "Северный-16", поскольку изложенные ими письменные доводы и доводы представителя в судебном заседании суд признает необоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
заявление Товарищества собственников жилья "Северный-16" об оспаривании законности распоряжения жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга N 21-р от 01 марта 2005 года "Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 17.06.2008 ПО ДЕЛУ N 3-162/08
Разделы:Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 июня 2008 г. по делу N 3-162/08
Санкт-Петербургский городской суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Травкиной О.Ю.
при секретаре Ковалевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Товарищества собственников жилья "Северный-16" об оспаривании законности распоряжения жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга N 21-р от 01 марта 2005 года "Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций",
установил:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. N 175 утверждено Положение о жилищном комитете, действующее с изменениями в редакции от 26 февраля 2008 г. (л.д. 59)
Распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 1 марта 2005 года N 21-р "Об утверждении положения о передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций" утверждено Положение о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций. В указанное распоряжение внесены изменения распоряжением N 46-р от 30 мая 2005 года (л.д. 68-73). Полагая указанный нормативный правовой акт незаконным, ущемляющим права и свободы, Товарищество собственников жилья "Северный-16" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с данным заявлением.
В судебном заседании требования заявителя поддержала представитель по доверенности Морозова С.Г., которая пояснила, что Жилищный Комитет превысил свои полномочия при издании распоряжения. Распоряжение противоречит требованиям ст.ст. 49, 209, 246 Гражданского Кодекса РФ, Жилищному кодексу и нарушает права собственников жилья ограничивая правоспособность ТСЖ в праве распоряжения собственностью.
Представитель Жилищного Комитета по доверенности Ксензов А.Н. заявленные требования полагал необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Травкиной О.Ю., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, оценив обстоятельства дела в совокупности, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований.
Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. N 175 утверждено Положение о жилищном комитете, действующее с изменениями в редакции от 26 февраля 2008 г.
Пунктом 1.2. Положения установлено, что к компетенции Комитета относится в том числе: осуществление проведения государственной жилищной политики, а также государственной политики в сфере реформирования жилищного хозяйства, управления, содержания и ремонта жилищного фонда, государственное управление в жилищной сфере, а также координацию деятельности в этих сферах, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (л.д. 59).
Пунктами 3.1.18 Положения о Жилищном комитете установлены полномочия Жилищного комитета по изданию правовых актов в пределах своей компетенции (л.д. 61).
Пунктом 3.2.23 Положения установлено осуществление координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению организации управления многоквартирными домами (л.д. 63).
Пунктами 3.2.28 и 3.2.29 установлено содействие созданию товариществ собственников жилья, внедрению новых форм управления и обеспечения эксплуатации жилищного фонда, оказание методической и консультационной помощи собственникам помещений в многоквартирном доме при выборе ими способа управления многоквартирным домом, при формировании договорных отношений с управляющими организациями, лицами, осуществляющими оказание услуг по содержанию и(или) выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также лицами, предоставляющими коммунальные услуги (л.д. 63).
В соответствии с пунктом 2 ст. 3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут регулировать правовые отношения, не урегулированные федеральным законом, но не могут ему противоречить.
Компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусматривает и статья 13 Жилищного Кодекса РФ.
Жилищный комитет, как орган исполнительной власти Санкт-Петербурга, в соответствии со статьей 46 Устава Санкт-Петербурга издал нормативный правовой акт - Распоряжение N 21-р "Об утверждении положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций" (л.д. 6).
Таким образом, совокупность перечисленных норм позволяет сделать однозначный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт, устанавливающий порядок передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций издан Жилищным комитетом в пределах своей компетенции без превышения своих полномочий.
С введением в действие первой части ГК РФ и принятием Закона о ТСЖ собственники помещений в многоквартирных домах стали участниками долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Вопросы управления многоквартирными домами регулируются разделом 8 Жилищного Кодекса РФ.
Согласно ч. 9 ст. 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором создано ТСЖ осуществляется с учетом положений раздела 6 ЖК РФ. Жилищным кодексом (ст. 135 ЖК) даны определения Товарищества собственников жилья, определены их права (ст. 137 ЖК), установлены обязанности (ст. 138 ЖК). Таким образом, товарищество собственников жилья является организаций, уполномоченной собственниками на представление их интересов, а следовательно при решении вопроса о приемки-передачи дома ТСЖ наделена правом подписывать акт указанной приемки и в этой части доводы заявителя представляются несостоятельными.
Далее, из Положения, утвержденного оспариваемым распоряжением следует, что передача многоквартирного дома в управление уполномоченных организаций включает в себя подачу заявления о передаче жилого дома в управление, передачу и принятие технической и бухгалтерской документации на многоквартирный дом и направление соответствующих уведомлений в администрацию района, районное агентство КУГИ и районное жилищное агентство. Данный комплекс мероприятий является обоснованным и предусматривает единый порядок в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Санкт-Петербурге, передачи многоквартирного дома в управление уполномоченной собственниками управляющей организации - товариществу собственников жилья или иному объединению собственников жилья, либо юридическому лицу независимо от организационно-правовой формы, или предпринимателю без образования юридического лица в соответствии с действующим законодательством. Какие-либо распорядительные функции и действия в отношении жилого дома, расположенных в нем квартир и собственников жилья Положение не предусматривает. Более того, согласно п. 3 Распоряжения передача многоквартирного дома в управление уполномоченной управляющей организации не ведет к изменению прав собственности на жилые и нежилые помещения (л.д. 27).
Доводы заявителя о том, что Положение, содержащее указание на то, что ответственность за ненадлежащую эксплуатацию многоквартирного дома возникает у управляющей организации, в данном случае у ТСЖ, лишь с момента приемки-передачи дома, а не с момента государственной регистрации ТСЖ ущемляет их права и противоречит статье 49 Гражданского Кодекса РФ суд полагает ошибочными.
Разные понятия, содержащиеся в статье 49 ГК РФ и Федеральном Законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривают возникновение самостоятельных прав юридического лица и порядка возникновения юридического лица (государственной регистрации).
Содержащиеся в Положении указания не свидетельствуют об ограничении правоспособности ТСЖ, а напротив направлено на защиту прав и интересов ТСЖ.
Суд полагает, что принятый в соответствии с компетенцией и в целях реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2004 года N 431 "О концепции реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы" и отвечающий требованиям ст. 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт от 01 марта 2005 года N 21-р действующий с изменениями от 30.05.2005года не подлежит признанию недействующим.
Суд обращает внимание на то, что заявителем, как в письменных доводах (л.д. 1-2, 78-82), так и в устных объяснениях своей правовой позиции, использована возможность ссылок на широкий перечень действующих норм Гражданского Кодекса РФ (ст.ст. 9, 12, 13, 49, 209, 246, 289), Жилищного Кодекса РФ (ст.ст. 8, 161). Между тем, данные ссылки не влияют на вывод суда о том, что принятый нормативный правовой акт является законным и обоснованным.
Представленные заявителем многочисленные ответы различных служб и органов государственной власти Санкт-Петербурга (л.д. 83-111) на обращения ТСЖ "Северный-16", суд не оценивает как доказательство незаконности оспариваемого акта, нарушающего права и свободы ТСЖ. Напротив, данные ответы свидетельствуют о том, что ТСЖ "Северный-16" полагая, что создаются препятствия в управлении домом, оспаривает действия указанных органов. Объективность данного вывода подтверждается и Постановлением Тринадцатого Арбитражного Апелляционного Суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2008 г. (л.д. 136-141). Судебным Постановлением удовлетворены требования ТСЖ "Северный", в том числе и в соответствии с действующим Распоряжением Жилищного комитета N 21-р от 01.03.2005г (л.д. 68). Указанные обстоятельства не отрицала и председатель ТСЖ "Северный-16" Григорьева Г.Г., допрошенная в качестве свидетеля.
На основании изложенного, суд полагает, что не имеется оснований для удовлетворения заявления ТСЖ "Северный-16", поскольку изложенные ими письменные доводы и доводы представителя в судебном заседании суд признает необоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Товарищества собственников жилья "Северный-16" об оспаривании законности распоряжения жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга N 21-р от 01 марта 2005 года "Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
СУДЬЯ
Т.А.ГУНЬКО
Т.А.ГУНЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)