Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 мая 2012 года по делу N А07-4014/2012 (судья Кутлин Р.К.).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" (далее - заявитель, ООО "Жилуправление N 8", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, управление, Роспотребнадзор, административный орган) и Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в городах Салават, Ишимбай и Ишимбайском районе (далее - отдел) с заявлением о признании незаконным и отмене постановление от 29 февраля 2012 года N 63, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в виде наложения административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением суда от 12 мая 2012 года (резолютивная часть объявлена 03 мая 2012 года) заявленные требования удовлетворены частично. Постановление от 29.02.2012 года N 63 в части наложения взыскания признано незаконным и изменено - размер штрафа снижен до 10 000 рублей.
ООО "Жилуправление N 8", не согласившись с вынесенным решением, обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указало. что ввиду отсутствия причинения имущественного ущерба Цветкову А.Б., соответственно отсутствует и состав административного правонарушения. Перерасчет произведен на основании пункта 3.2 договора N 07/68 Упр от 01.01.2007, указанный договор на основании его пункта 9.6 является пролонгированным на такой же срок, так как ни одна из сторон не заявила о его расторжении. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства оплаты со стороны сына Цветкова А.Б., зарегистрированного по адресу: город Салават, ул. Уфимская, д. 88, кв. 88, платежей за потребленные коммунальные услуги.
Письменных отзывов на жалобу в материалы дела не поступило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание представители заявителя, управления и отдела не явились, направили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 23.01.2012 по 22.02.2012 управлением проведена внеплановая выездная проверки по обращению потребителя, с претензией на неправомерное доначисление платы за холодное и горячее водоснабжение.
В ходе проверки установлено, что ООО "Жилуправление N 8" в октябре 2011 года произвело доначисление платы в сумме 1 891,36 рублей за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение (перекачка стоков, очистка стоков), по жилому помещению, расположенному по адресу: город Салават, ул. Островского, д. 26, кв. 22, собственником которого является Цветков А.Б. Доначисление произведено на основании акта осмотра от 10.10.2011 указанной квартиры (т. 1, л.д. 118, 145), согласно которому Цветков А.Б. прописан в квартире один, а проживает вместе с сыном в течение полугода.
Определением от 23.01.2012 N 6 отделом возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1, л.д. 12, 111).
По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 22 февраля 2012 года N 6 по статье 14.7 Кодекса (т. 1, л.д. 15-18, 106-109).
Постановлением N 63 от 29.02.2012 ООО "Жилуправление N 8" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 15 000 рублей (т. 1, л.д. 20-23, 101-104).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения. Вместе с тем, суд посчитал возможным изменить обжалуемое постановление и снизить размер административного штрафа до 10 000 рублей.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции с учетом положений статьи 210 АПК РФ, считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно статье 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
В соответствии с Правилами размер платы оказанных услуг рассчитывается исходя из показаний приборов учета в порядке пунктов 16, 21, 22, 23, 24, 28, 31 Правил, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления в порядке, предусмотренном пунктами 19 и 32 Правил.
Судом первой инстанции установлено, из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом N 26 расположенной по адресу: г. Салават, ул. Островского, оборудован общедомовым прибором учета определения объемов потребления холодной и горячей воды, водоотведению.
Жилое помещение - квартира N 22, индивидуальными приборами учета не оборудовано.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Жилуправление N 8" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домом и от своего имени выставляет гражданам-потребителям счета на оплату коммунальных услуг (т. 1, л.д. 136).
Согласно пункту 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу подпункта 1 пункта 3 приложения N 2 Правил при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение в жилом доме или в жилом помещении многоквартирного дома определяется с учетом следующих показателей: количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.); норматив потребления соответствующей коммунальной услуги; тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 38 Правил в платежном документе указываются объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения).
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что расчет платы за холодное и горячее водоснабжение производится с учетом количества зарегистрированных граждан.
Согласно пункту 2 Правил они распространяются на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.
Пари этом согласно статье 2 указанного Закона место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно пункту 18 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 20.09.2007 N 208, результатом предоставления государственной услуги является: получение гражданином свидетельства о регистрации по месту пребывания установленной формы; проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о регистрации по месту жительства установленной формы.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в квартире 22, расположенной по адресу: г. Салават, ул. Островского, д. 26, зарегистрирован по месту жительства Цветков А.Б. Другие лица в указанном жилом помещении не зарегистрированы, Цветков Павел Александрович зарегистрирован по адресу: г. Салават, ул. Уфимская, д. 88, кв. 88, что подтверждается копией его паспорта (т. 2, л.д. 14-15).
Как верно отметил суд первой инстанции, так как начисление платы за холодное и горячее водоснабжение производится с учетом такого показателя, как количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении, то начисление платы за указанные коммунальные услуги должно производится с учетом одного зарегистрированного гражданина - Цветкова А.Б.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что произведение ООО "Жилуправление N 8" перерасчета по указанным коммунальным услугам не предусмотрено Правилами, что является нарушением статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона Российской Федерации 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктов 21, 23 Правил.
На основании вышеизложенного суд правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества объективной стороны инкриминированного заявителю административного правонарушения.
В силу требований статей 1.5, 1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 Кодекса).
Доказательств невозможности исполнения обществом возложенных на него обязанностей в соответствии с требованиями законодательства по независящим от него причинам, в материалах дела не имеется.
Довод апелляционной жалобы, о том, что отсутствие причинения имущественного ущерба Цветкову А.Б. свидетельствует об отсутствие состав административного правонарушения, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. Непосредственный предмет посягательства - права и законные интересы потребителя в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.
В данном случае вмененное заявителю административное правонарушение является оконченным с момента его совершения, в данном случае, с момента выставления квитанции на оплату коммунальных услуг. При этом наличие последствий в виде имущественного ущерба для потребителей данным составом правонарушения не предусмотрено.
Иные доводы апелляционной жалобы идентичны требованиям, заявленным обществом в суде первой инстанции. При рассмотрении спора суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено, в связи с чем, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Решение суда в части снижения размера штрафа с 15 000 рублей до 10 000 рублей лица, участвующие в деле, не оспаривают.
Нарушений норм процессуального права в силу частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 мая 2012 года по делу N А07-4014/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.07.2012 N 18АП-5658/2012 ПО ДЕЛУ N А07-4014/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2012 г. N 18АП-5658/2012
Дело N А07-4014/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 мая 2012 года по делу N А07-4014/2012 (судья Кутлин Р.К.).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" (далее - заявитель, ООО "Жилуправление N 8", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, управление, Роспотребнадзор, административный орган) и Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в городах Салават, Ишимбай и Ишимбайском районе (далее - отдел) с заявлением о признании незаконным и отмене постановление от 29 февраля 2012 года N 63, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в виде наложения административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением суда от 12 мая 2012 года (резолютивная часть объявлена 03 мая 2012 года) заявленные требования удовлетворены частично. Постановление от 29.02.2012 года N 63 в части наложения взыскания признано незаконным и изменено - размер штрафа снижен до 10 000 рублей.
ООО "Жилуправление N 8", не согласившись с вынесенным решением, обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указало. что ввиду отсутствия причинения имущественного ущерба Цветкову А.Б., соответственно отсутствует и состав административного правонарушения. Перерасчет произведен на основании пункта 3.2 договора N 07/68 Упр от 01.01.2007, указанный договор на основании его пункта 9.6 является пролонгированным на такой же срок, так как ни одна из сторон не заявила о его расторжении. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства оплаты со стороны сына Цветкова А.Б., зарегистрированного по адресу: город Салават, ул. Уфимская, д. 88, кв. 88, платежей за потребленные коммунальные услуги.
Письменных отзывов на жалобу в материалы дела не поступило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание представители заявителя, управления и отдела не явились, направили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 23.01.2012 по 22.02.2012 управлением проведена внеплановая выездная проверки по обращению потребителя, с претензией на неправомерное доначисление платы за холодное и горячее водоснабжение.
В ходе проверки установлено, что ООО "Жилуправление N 8" в октябре 2011 года произвело доначисление платы в сумме 1 891,36 рублей за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение (перекачка стоков, очистка стоков), по жилому помещению, расположенному по адресу: город Салават, ул. Островского, д. 26, кв. 22, собственником которого является Цветков А.Б. Доначисление произведено на основании акта осмотра от 10.10.2011 указанной квартиры (т. 1, л.д. 118, 145), согласно которому Цветков А.Б. прописан в квартире один, а проживает вместе с сыном в течение полугода.
Определением от 23.01.2012 N 6 отделом возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1, л.д. 12, 111).
По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 22 февраля 2012 года N 6 по статье 14.7 Кодекса (т. 1, л.д. 15-18, 106-109).
Постановлением N 63 от 29.02.2012 ООО "Жилуправление N 8" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 15 000 рублей (т. 1, л.д. 20-23, 101-104).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения. Вместе с тем, суд посчитал возможным изменить обжалуемое постановление и снизить размер административного штрафа до 10 000 рублей.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции с учетом положений статьи 210 АПК РФ, считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно статье 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
В соответствии с Правилами размер платы оказанных услуг рассчитывается исходя из показаний приборов учета в порядке пунктов 16, 21, 22, 23, 24, 28, 31 Правил, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления в порядке, предусмотренном пунктами 19 и 32 Правил.
Судом первой инстанции установлено, из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом N 26 расположенной по адресу: г. Салават, ул. Островского, оборудован общедомовым прибором учета определения объемов потребления холодной и горячей воды, водоотведению.
Жилое помещение - квартира N 22, индивидуальными приборами учета не оборудовано.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Жилуправление N 8" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домом и от своего имени выставляет гражданам-потребителям счета на оплату коммунальных услуг (т. 1, л.д. 136).
Согласно пункту 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу подпункта 1 пункта 3 приложения N 2 Правил при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение в жилом доме или в жилом помещении многоквартирного дома определяется с учетом следующих показателей: количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.); норматив потребления соответствующей коммунальной услуги; тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 38 Правил в платежном документе указываются объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения).
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что расчет платы за холодное и горячее водоснабжение производится с учетом количества зарегистрированных граждан.
Согласно пункту 2 Правил они распространяются на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.
Пари этом согласно статье 2 указанного Закона место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно пункту 18 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 20.09.2007 N 208, результатом предоставления государственной услуги является: получение гражданином свидетельства о регистрации по месту пребывания установленной формы; проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о регистрации по месту жительства установленной формы.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в квартире 22, расположенной по адресу: г. Салават, ул. Островского, д. 26, зарегистрирован по месту жительства Цветков А.Б. Другие лица в указанном жилом помещении не зарегистрированы, Цветков Павел Александрович зарегистрирован по адресу: г. Салават, ул. Уфимская, д. 88, кв. 88, что подтверждается копией его паспорта (т. 2, л.д. 14-15).
Как верно отметил суд первой инстанции, так как начисление платы за холодное и горячее водоснабжение производится с учетом такого показателя, как количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении, то начисление платы за указанные коммунальные услуги должно производится с учетом одного зарегистрированного гражданина - Цветкова А.Б.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что произведение ООО "Жилуправление N 8" перерасчета по указанным коммунальным услугам не предусмотрено Правилами, что является нарушением статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона Российской Федерации 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктов 21, 23 Правил.
На основании вышеизложенного суд правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества объективной стороны инкриминированного заявителю административного правонарушения.
В силу требований статей 1.5, 1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 Кодекса).
Доказательств невозможности исполнения обществом возложенных на него обязанностей в соответствии с требованиями законодательства по независящим от него причинам, в материалах дела не имеется.
Довод апелляционной жалобы, о том, что отсутствие причинения имущественного ущерба Цветкову А.Б. свидетельствует об отсутствие состав административного правонарушения, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. Непосредственный предмет посягательства - права и законные интересы потребителя в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.
В данном случае вмененное заявителю административное правонарушение является оконченным с момента его совершения, в данном случае, с момента выставления квитанции на оплату коммунальных услуг. При этом наличие последствий в виде имущественного ущерба для потребителей данным составом правонарушения не предусмотрено.
Иные доводы апелляционной жалобы идентичны требованиям, заявленным обществом в суде первой инстанции. При рассмотрении спора суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено, в связи с чем, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Решение суда в части снижения размера штрафа с 15 000 рублей до 10 000 рублей лица, участвующие в деле, не оспаривают.
Нарушений норм процессуального права в силу частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 мая 2012 года по делу N А07-4014/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)