Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретаря Лапшиной Е.И.
при участии:
- от заявителя ООО "УК "Комплексное обслуживание домов" - Захаров Д.А., паспорт, доверенность от 01.12.2011;
- от заинтересованного лица ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми - Соснина С.А., паспорт, доверенность от 25.01.2012;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 июля 2012 года
по делу N А50-7571/2012,
принятое судьей Торопициным С.В.,
по заявлению ООО "Управляющая компания "Комплексное обслуживание домов" (ОГРН 1075906000268, ИНН 5906071850)
к ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми (ОГРН 1045901149524, ИНН 5906013858)
о признании недействительными решений,
установил:
ООО "Управляющая компания "Комплексное обслуживание домов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми (далее - налоговый орган) от 19.01.2012 N 29/10-37 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения предъявленного к возмещению налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года в сумме 2 286 985 рублей, решения от 19.01.2012 N 10-37/6 об отказе в возмещении полностью сумм налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению. Кроме того, общество просило обязать налоговый орган возвратить обществу налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года в сумме 2 286 985 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.07.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, налоговый орган обжаловал его в порядке апелляционного производства по следующим основаниям.
В подтверждение принятия к вычету НДС и права на возмещение налога из бюджета обществом представлены соответствующие документы. Между тем оспариваемым решением установлено, что обществом произведена оплата работ (капитального ремонта многоквартирных домов) в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" за счет бюджетных средств (95% сметной стоимости) и средств собственников многоквартирных домов (5% от сметной стоимости). При этом установлено, что целевые денежные средства перечислены УЖКХ с учетом НДС, то есть налог, предъявленный подрядными организациями, оплачен за счет бюджетных средств. Общество, направляя средства целевого финансирования (субсидии) на оплату стоимости выполненных подрядчиками работ, не осуществляет операции, подлежащие обложению НДС, сумма полученных средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не подлежит включению в налоговую базу по НДС. Налоговый орган настаивает на том, что общество в рассматриваемой ситуации не осуществляет операции, признаваемые объектом налогообложения НДС в соответствии со статьей 146 НК РФ, суммы налога, предъявленные подрядчиками по выполненным работам, не подлежат вычету, соответственно, у общества отсутствует право на возмещение налога из бюджета.
Налоговый орган, просит решение Арбитражного суда Пермского края от 19.07.2012 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
01.10.2012 в судебном заседании суда апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 08.10.2012. После перерыва в судебном заседании принял участие представитель общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.08.2010 обществом представлена в налоговый орган уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года (корректировка N 3), с исчисленной суммой налога 8 638 196 руб. 00 коп., налоговые вычеты 11 122 966 руб. 00 коп., сумма налога исчисленная к возмещению из бюджета 2 510 238 руб. 00 коп.
17.08.2011 обществом направлена уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года (корректировка N 4), с исчисленной суммой налога - 8 805 563 руб. 00 коп., налоговые вычеты 13 577 294 руб. 00 коп., сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета 4 797 199 руб. 00 коп. Обществом представлено заявление о возмещении (возврате) налога на добавленную стоимость, с пояснениями о причинах корректировки налоговой базы и налоговых вычетов.
Таким образом, в уточненной декларации (корректировка N 4) по сравнению с уточненной декларацией (корректировка N 3) налогоплательщик увеличил исчисленную сумму налога на 167 367 руб. (8 805 563 руб. - 8 638 196 руб.), налоговые вычеты показаны в большем размере на 2 454 328 руб. (13 577 294 руб. - 11 122 966 руб.), соответственно, сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, увеличена на 2 286 985 руб.
Из дополнительного листа книги продаж N 1, а также из заявления о возмещении (возврате) налога на добавленную стоимость следует, что основанием для увеличения налоговой базы и, как следствие, суммы исчисленного налога на 167 367 руб., явилось включение сумм приходящихся на оплату капитального ремонта собственниками помещений многоквартирных домов в размере 5 процентов.
Согласно дополнительному листу книги покупок N 1, заявлению о возмещении (возврате) налога на добавленную стоимость, поводом для увеличения налоговых вычетов на 2 454 328 руб. послужило включение сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного ООО "Альфа-строй", ООО "РОСТВЕРК" в составе стоимости работ по капитальному ремонту жилищного фонда.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года, по результатам которой составлен акт от 01.12.2011 N 5364/10-37, полученный заявителем 09.12.2011, в котором зафиксированы нарушения при применении налоговых вычетов на сумму 2 286 985 руб.
19.01.2012 налоговым органом вынесено решение N 29/10-37 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 286 985 руб. 00 коп.
Одновременно, налоговым органом принято решение от 19.01.2012 N 10-37/6 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость в размере 2 286 985 руб. 00 коп.
Основанием для отказа в возмещении налога явились выводы налогового органа о том, что общество в рассматриваемой ситуации не осуществляло операции, признаваемые объектом налогообложения НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ.
Не согласившись с решением от 19.01.2012 N 29/10-37, общество обжаловало его в вышестоящий налоговый орган в полном объеме.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 01.03.2012 N 18-23/75/100 решение налогового органа оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества без удовлетворения.
Не согласившись с решениями налогового органа от 19.01.2012 N 29/10-37 в части уменьшения предъявленного к возмещению налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года в сумме 2 286 985 руб., от 19.01.2012 N 10-37/6, общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обществом обоснованно заявлены вычеты НДС по суммам уплаченным подрядчикам.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ определено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
Налоговым органом в ходе проверки установлено, что на основании решений (протоколов) общих собраний собственников помещений (многоквартирные дома, - город Пермь, Гашкова ул., 24, 29б, 41/1, 41/2, Инвеньская ул., 13, 15, Ким ул., 5, 11, 19, Сигаева ул., 4, Целинная ул., 17/1, 17/2, 17/3), заявок на долевое финансирование капитального ремонта, между обществом "КОД" (исполнитель) и управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми (плательщик) заключены договоры финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предметом которых является предоставление плательщиком на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета города Перми (в том числе за счет средств софинансирования, передаваемых в бюджет города из регионального и федерального бюджетов) средств финансовой поддержки исполнителю на проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт фасада, ремонт крыши в многоквартирных домах, обслуживаемых обществом.
Фактически работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах осуществлялись с привлечением подрядчиков ООО "Альфа-Строй", ООО "РОСТВЕРК", что подтверждается заключенными договорами, сметами, локальными сметами, актами, актами о приемке выполненных работ и др. (том 2, 4). Подрядчиками выставлены счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость. Оплата названных работ осуществлена с отдельного счета, открываемого в порядке предусмотренном Законом N 185-ФЗ, на который зачислены средства бюджета в размере 95 процентов от общего объема капитального ремонта и 5 процентов средств собственников помещений.
Общая стоимость выполненных работ, относящихся к 4 кварталу 2009 года, составила 16 089 478 руб. 48 коп., в том числе налог на добавленную стоимость 2 454 327 руб. 23 коп.
Налоговый орган признал правомерным включение в налоговые вычеты суммы налога на добавленную стоимость, приходящиеся на оплату капитального ремонта собственниками помещений многоквартирных домов в размере 5 процентов - 167 342 руб. 00 коп., отказав в применении налоговых вычетов в части оплаты за счет средств целевого финансирования в размере 95 процентов - 2 286 985 руб. 00 коп.
Статьей 18 Закона N 185-ФЗ установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и(или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
Из статьи 20 названного Закона усматривается, что основанием для выделения субсидий для финансирования из бюджетной системы Российской Федерации капитального ремонта многоквартирных домов является долевое финансирование капитального ремонта в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, собственниками помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной управляющей организацией (товариществом собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Следовательно, операции по оказанию управляющими организациями услуг по управлению многоквартирными домами, в том числе по предоставлению потребителям коммунальных услуг, содержанию и ремонту жилых помещений, являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 и пунктами 1 статьи 154 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и(или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В силу пункта 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
С учетом изложенного, применительно к коммунальным услугам налогоплательщик обязан определять свои налоговые обязательства на основании Правил определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и норм пункта 1 статьи 167 НК РФ, исходя из выручки от оказанных услуг по 1/12 равномерно в течение года. Услуги по содержанию общего имущества (без учета ремонта) подлежат включению в налоговую базу по мере предъявления их населению. Реализация работ по капитальному ремонту включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость по факту их приемки заказчиком, то есть собственниками (нанимателями).
При этом, управляющие компании, реализующие работы и услуги населению, связанные с управлением многоквартирными домами, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по льготным тарифам или с учетом субсидий, учитывают выручку за оказанные услуги по государственным регулируемым тарифам, без учета субсидий.
Статьей 171 НК РФ определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты (пункт 1). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычета подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Анализ названных положений показывает, что налогоплательщики вправе включить в налоговые вычеты предъявленные суммы налога на добавленную стоимость при одновременном соблюдении следующих условий:
1) принятие на учет приобретенных товаров, работ, услуг при наличии соответствующих первичных документов,
2) приобретение товаров, работ, услуг для осуществления операций, признаваемых объектом обложения по налогу на добавленную стоимость,
3) наличие счетов-фактур.
Необходимо отметить, что с 01.01.2006 законодательство о налогах и сборах не ставит право на налоговый вычет в зависимость от факта оплаты приобретенных товаров (работ, услуг).
При этом факт невключения в налоговую базу субсидий, получаемых из бюджета, в связи реализацией работ и услуг населению, связанных с управлением многоквартирными домами, по льготным тарифам или с учетом субсидий, не свидетельствует об их исключении из операций облагаемых налогом на добавленную стоимость. Соответственно, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные в составе стоимости товаров (работ, услуг), для выполнения работ и услуг, связанных с управлением многоквартирными домами, подлежат включению в налоговые вычеты в общеустановленном порядке, вне зависимости от источников их финансирования.
Принимая во внимание, что обществом выполнены требования статей 171, 172 НК РФ, - спорные работы по капитальному ремонту приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов, приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, у общества имеются счета-фактуры, следовательно, основания для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость отсутствовали.
Ссылки налогового органа на невыполнении обществом одного из условий для применения налоговых вычетов, - приобретение работ для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, судом отклоняются.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Поскольку выполненные подрядчиками работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, оплачены обществом с выделением НДС, а право налогоплательщика на налоговый вычет не может ставиться в зависимость от источника поступления денежных средств, при условии соблюдения налогоплательщиком законодательно установленных правил предъявления к налоговому вычету НДС, отклоняются соответствующие доводы налогового органа о неправомерности возмещения обществом НДС из бюджета.
Кроме того, не имеет правового значения и то, что денежные средства перечислены УЖКХ с учетом НДС, поскольку УЖКХ может потребовать от общества возврата соответствующей части денежных средств
При изложенных обстоятельствах, оспариваемые решения налогового органа, правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
Доводы, изложенные налоговым органом в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, при том, что обстоятельства, позволяющие суду апелляционной инстанции произвести такую переоценку, не установлены.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины при обращении с апелляционной жалобой, государственная пошлина не взыскивается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 июля 2012 года по делу N А50-7571/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2012 N 17АП-9952/2012-АК ПО ДЕЛУ N А50-7571/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2012 г. N 17АП-9952/2012-АК
Дело N А50-7571/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретаря Лапшиной Е.И.
при участии:
- от заявителя ООО "УК "Комплексное обслуживание домов" - Захаров Д.А., паспорт, доверенность от 01.12.2011;
- от заинтересованного лица ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми - Соснина С.А., паспорт, доверенность от 25.01.2012;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 июля 2012 года
по делу N А50-7571/2012,
принятое судьей Торопициным С.В.,
по заявлению ООО "Управляющая компания "Комплексное обслуживание домов" (ОГРН 1075906000268, ИНН 5906071850)
к ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми (ОГРН 1045901149524, ИНН 5906013858)
о признании недействительными решений,
установил:
ООО "Управляющая компания "Комплексное обслуживание домов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми (далее - налоговый орган) от 19.01.2012 N 29/10-37 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения предъявленного к возмещению налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года в сумме 2 286 985 рублей, решения от 19.01.2012 N 10-37/6 об отказе в возмещении полностью сумм налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению. Кроме того, общество просило обязать налоговый орган возвратить обществу налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года в сумме 2 286 985 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.07.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, налоговый орган обжаловал его в порядке апелляционного производства по следующим основаниям.
В подтверждение принятия к вычету НДС и права на возмещение налога из бюджета обществом представлены соответствующие документы. Между тем оспариваемым решением установлено, что обществом произведена оплата работ (капитального ремонта многоквартирных домов) в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" за счет бюджетных средств (95% сметной стоимости) и средств собственников многоквартирных домов (5% от сметной стоимости). При этом установлено, что целевые денежные средства перечислены УЖКХ с учетом НДС, то есть налог, предъявленный подрядными организациями, оплачен за счет бюджетных средств. Общество, направляя средства целевого финансирования (субсидии) на оплату стоимости выполненных подрядчиками работ, не осуществляет операции, подлежащие обложению НДС, сумма полученных средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не подлежит включению в налоговую базу по НДС. Налоговый орган настаивает на том, что общество в рассматриваемой ситуации не осуществляет операции, признаваемые объектом налогообложения НДС в соответствии со статьей 146 НК РФ, суммы налога, предъявленные подрядчиками по выполненным работам, не подлежат вычету, соответственно, у общества отсутствует право на возмещение налога из бюджета.
Налоговый орган, просит решение Арбитражного суда Пермского края от 19.07.2012 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
01.10.2012 в судебном заседании суда апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 08.10.2012. После перерыва в судебном заседании принял участие представитель общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.08.2010 обществом представлена в налоговый орган уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года (корректировка N 3), с исчисленной суммой налога 8 638 196 руб. 00 коп., налоговые вычеты 11 122 966 руб. 00 коп., сумма налога исчисленная к возмещению из бюджета 2 510 238 руб. 00 коп.
17.08.2011 обществом направлена уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года (корректировка N 4), с исчисленной суммой налога - 8 805 563 руб. 00 коп., налоговые вычеты 13 577 294 руб. 00 коп., сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета 4 797 199 руб. 00 коп. Обществом представлено заявление о возмещении (возврате) налога на добавленную стоимость, с пояснениями о причинах корректировки налоговой базы и налоговых вычетов.
Таким образом, в уточненной декларации (корректировка N 4) по сравнению с уточненной декларацией (корректировка N 3) налогоплательщик увеличил исчисленную сумму налога на 167 367 руб. (8 805 563 руб. - 8 638 196 руб.), налоговые вычеты показаны в большем размере на 2 454 328 руб. (13 577 294 руб. - 11 122 966 руб.), соответственно, сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, увеличена на 2 286 985 руб.
Из дополнительного листа книги продаж N 1, а также из заявления о возмещении (возврате) налога на добавленную стоимость следует, что основанием для увеличения налоговой базы и, как следствие, суммы исчисленного налога на 167 367 руб., явилось включение сумм приходящихся на оплату капитального ремонта собственниками помещений многоквартирных домов в размере 5 процентов.
Согласно дополнительному листу книги покупок N 1, заявлению о возмещении (возврате) налога на добавленную стоимость, поводом для увеличения налоговых вычетов на 2 454 328 руб. послужило включение сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного ООО "Альфа-строй", ООО "РОСТВЕРК" в составе стоимости работ по капитальному ремонту жилищного фонда.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года, по результатам которой составлен акт от 01.12.2011 N 5364/10-37, полученный заявителем 09.12.2011, в котором зафиксированы нарушения при применении налоговых вычетов на сумму 2 286 985 руб.
19.01.2012 налоговым органом вынесено решение N 29/10-37 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 286 985 руб. 00 коп.
Одновременно, налоговым органом принято решение от 19.01.2012 N 10-37/6 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость в размере 2 286 985 руб. 00 коп.
Основанием для отказа в возмещении налога явились выводы налогового органа о том, что общество в рассматриваемой ситуации не осуществляло операции, признаваемые объектом налогообложения НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ.
Не согласившись с решением от 19.01.2012 N 29/10-37, общество обжаловало его в вышестоящий налоговый орган в полном объеме.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 01.03.2012 N 18-23/75/100 решение налогового органа оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества без удовлетворения.
Не согласившись с решениями налогового органа от 19.01.2012 N 29/10-37 в части уменьшения предъявленного к возмещению налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года в сумме 2 286 985 руб., от 19.01.2012 N 10-37/6, общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обществом обоснованно заявлены вычеты НДС по суммам уплаченным подрядчикам.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ определено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
Налоговым органом в ходе проверки установлено, что на основании решений (протоколов) общих собраний собственников помещений (многоквартирные дома, - город Пермь, Гашкова ул., 24, 29б, 41/1, 41/2, Инвеньская ул., 13, 15, Ким ул., 5, 11, 19, Сигаева ул., 4, Целинная ул., 17/1, 17/2, 17/3), заявок на долевое финансирование капитального ремонта, между обществом "КОД" (исполнитель) и управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми (плательщик) заключены договоры финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предметом которых является предоставление плательщиком на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета города Перми (в том числе за счет средств софинансирования, передаваемых в бюджет города из регионального и федерального бюджетов) средств финансовой поддержки исполнителю на проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт фасада, ремонт крыши в многоквартирных домах, обслуживаемых обществом.
Фактически работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах осуществлялись с привлечением подрядчиков ООО "Альфа-Строй", ООО "РОСТВЕРК", что подтверждается заключенными договорами, сметами, локальными сметами, актами, актами о приемке выполненных работ и др. (том 2, 4). Подрядчиками выставлены счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость. Оплата названных работ осуществлена с отдельного счета, открываемого в порядке предусмотренном Законом N 185-ФЗ, на который зачислены средства бюджета в размере 95 процентов от общего объема капитального ремонта и 5 процентов средств собственников помещений.
Общая стоимость выполненных работ, относящихся к 4 кварталу 2009 года, составила 16 089 478 руб. 48 коп., в том числе налог на добавленную стоимость 2 454 327 руб. 23 коп.
Налоговый орган признал правомерным включение в налоговые вычеты суммы налога на добавленную стоимость, приходящиеся на оплату капитального ремонта собственниками помещений многоквартирных домов в размере 5 процентов - 167 342 руб. 00 коп., отказав в применении налоговых вычетов в части оплаты за счет средств целевого финансирования в размере 95 процентов - 2 286 985 руб. 00 коп.
Статьей 18 Закона N 185-ФЗ установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и(или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
Из статьи 20 названного Закона усматривается, что основанием для выделения субсидий для финансирования из бюджетной системы Российской Федерации капитального ремонта многоквартирных домов является долевое финансирование капитального ремонта в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, собственниками помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной управляющей организацией (товариществом собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Следовательно, операции по оказанию управляющими организациями услуг по управлению многоквартирными домами, в том числе по предоставлению потребителям коммунальных услуг, содержанию и ремонту жилых помещений, являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 и пунктами 1 статьи 154 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и(или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В силу пункта 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
С учетом изложенного, применительно к коммунальным услугам налогоплательщик обязан определять свои налоговые обязательства на основании Правил определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и норм пункта 1 статьи 167 НК РФ, исходя из выручки от оказанных услуг по 1/12 равномерно в течение года. Услуги по содержанию общего имущества (без учета ремонта) подлежат включению в налоговую базу по мере предъявления их населению. Реализация работ по капитальному ремонту включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость по факту их приемки заказчиком, то есть собственниками (нанимателями).
При этом, управляющие компании, реализующие работы и услуги населению, связанные с управлением многоквартирными домами, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по льготным тарифам или с учетом субсидий, учитывают выручку за оказанные услуги по государственным регулируемым тарифам, без учета субсидий.
Статьей 171 НК РФ определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты (пункт 1). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычета подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Анализ названных положений показывает, что налогоплательщики вправе включить в налоговые вычеты предъявленные суммы налога на добавленную стоимость при одновременном соблюдении следующих условий:
1) принятие на учет приобретенных товаров, работ, услуг при наличии соответствующих первичных документов,
2) приобретение товаров, работ, услуг для осуществления операций, признаваемых объектом обложения по налогу на добавленную стоимость,
3) наличие счетов-фактур.
Необходимо отметить, что с 01.01.2006 законодательство о налогах и сборах не ставит право на налоговый вычет в зависимость от факта оплаты приобретенных товаров (работ, услуг).
При этом факт невключения в налоговую базу субсидий, получаемых из бюджета, в связи реализацией работ и услуг населению, связанных с управлением многоквартирными домами, по льготным тарифам или с учетом субсидий, не свидетельствует об их исключении из операций облагаемых налогом на добавленную стоимость. Соответственно, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные в составе стоимости товаров (работ, услуг), для выполнения работ и услуг, связанных с управлением многоквартирными домами, подлежат включению в налоговые вычеты в общеустановленном порядке, вне зависимости от источников их финансирования.
Принимая во внимание, что обществом выполнены требования статей 171, 172 НК РФ, - спорные работы по капитальному ремонту приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов, приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, у общества имеются счета-фактуры, следовательно, основания для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость отсутствовали.
Ссылки налогового органа на невыполнении обществом одного из условий для применения налоговых вычетов, - приобретение работ для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, судом отклоняются.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Поскольку выполненные подрядчиками работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, оплачены обществом с выделением НДС, а право налогоплательщика на налоговый вычет не может ставиться в зависимость от источника поступления денежных средств, при условии соблюдения налогоплательщиком законодательно установленных правил предъявления к налоговому вычету НДС, отклоняются соответствующие доводы налогового органа о неправомерности возмещения обществом НДС из бюджета.
Кроме того, не имеет правового значения и то, что денежные средства перечислены УЖКХ с учетом НДС, поскольку УЖКХ может потребовать от общества возврата соответствующей части денежных средств
При изложенных обстоятельствах, оспариваемые решения налогового органа, правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
Доводы, изложенные налоговым органом в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, при том, что обстоятельства, позволяющие суду апелляционной инстанции произвести такую переоценку, не установлены.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины при обращении с апелляционной жалобой, государственная пошлина не взыскивается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 июля 2012 года по делу N А50-7571/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)