Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 марта 2007 г. Дело N 17АП-1266/2007-АК
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу заявителя - Управления Роснедвижимости по Удмуртской Республике - на решение от 26.01.2007 по делу N А71-20/2007-А18 Арбитражного суда Удмуртской Республики по заявлению товарищества собственников жилья "П" (г. Ижевск) к ответчику - Управлению Роснедвижимости по Удмуртской Республике - о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу,
товарищество собственников жилья "П" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Роснедвижимости по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 20.12.2006 N 86-2006 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в виде взыскания административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.01.2007 заявленные требования товарищества собственников жилья "П" удовлетворены.
Заинтересованное лицо с решением суда первой инстанции не согласно и по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, полагает, что действия заявителя нарушают положения ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ.
Заявитель с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает на то, что административным органом не подтвержден факт наличия административного правонарушения и не представлены доказательства вины.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, Управлением Роснедвижимости по Удмуртской Республике на основании распоряжения от 03.11.2006 N 58ТО по поручению прокуратуры Октябрьского района г. Ижевска N 676ж-2006 от 02.11.2006 проведена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства ТСЖ "П" на земельном участке, расположенном по адресу: г. Ижевск, с западной границы земельного участка по ул. Пушкинской, 365, площадью 2230 кв. м. По результатам проверки оформлен акт от 10.11.2006.
В ходе проверки выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в том, что земельный участок площадью 2230 кв. м, примыкающий к западной границе земельного участка, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 365, огорожен декоративным металлическим забором. С восточной стороны земельного участка, примыкающего к западной границе земельного участка, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 365, отсутствует часть декоративного забора. На вышеуказанном земельном участке отсутствуют объекты движимого и недвижимого имущества. Таким же забором огорожена территория ТСЖ "П" по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 365.
По данным архива Территориального (межрайонного) отдела N 1 г. Ижевска Управления Роснедвижимости по Удмуртской Республике, правоустанавливающие документы, оформленные в установленном порядке, на земельный участок, примыкающий к западной границе земельного участка, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 365, отсутствуют.
16.11.2006 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по Удмуртской Республике направило материалы проверки прокурору Октябрьского района г. Ижевска.
11.11.2006 прокурором Октябрьского района г. Ижевска вынесено постановление N 676-ж-2006г. о возбуждении дела об административном правонарушении и направлено для рассмотрения в Управление Роснедвижимости по Удмуртской Республике.
Управлением Роснедвижимости по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление N 86-2006 от 20.12.2006, согласно которому ТСЖ "П" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка площадью 2230 кв. м, примыкающего к западной границе земельного участка, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 365, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 МРОТ в сумме 10000 рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из законности использования обществом спорного земельного участка и отсутствия оснований для привлечения его к административной ответственности.
Данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Согласно ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, определенным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с толкованием понятия "самовольное занятие земель", данным в приложении 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной Приказом Министерства от 25.05.1994 N 160 и зарегистрированной в Минюсте России, самовольным занятием земель является пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли. К самовольному занятию, в частности, отнесено пользование земельным участком до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка.
Из материалов дела следует, письмами от 14.06.2006 и от 30.08.2006 ТСЖ обратилось к начальнику Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска и к начальнику Управления земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска, с просьбой оформить документы на земельный участок, занимаемый жилыми домами N 365 и 365а, и прилегающей к ним территории по ул. Пушкинской, в г. Ижевске.
Согласно полученным ответам, письмом Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска от 11.09.2006 N 01-07/3914 и письмом Управления земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска от 22.09.2006 N 01-27-ОП/2204, ТСЖ "П" сообщается о необходимости представления проекта границ земельного участка.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 N 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка осуществляется органами местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции, ТСЖ за свой счет и с помощью МУП г. Ижевска "З" в сентябре 2006 г. выполнило проект N 1277/06 территориального землеустройства и направило его на согласование в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска.
В связи с тем, что Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска процесс согласования проекта N 1277/06 территориального землеустройства затягивался, а также, что на данном земельном участке неизвестной организацией начато самовольное строительство платной автостоянки, ТСЖ обратилось с письмами от 12.10.2006 N 1/43-1, 1/43-2 к главе администрации г. Ижевска и главе муниципального образования "Город Ижевск" с просьбой ускорить согласование проекта N 1277/06 территориального землеустройства.
В ответ на указанные письма Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска и исполняющий обязанности главы администрации г. Ижевска сообщили главе муниципального образования "Город Ижевск" В. о том, что проект территориального землеустройства земельного участка ТСЖ отклонен без согласования, поскольку он не соответствует межеванию территории Октябрьского района, выполненному по заказу Управления земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска ФГУП "У". Также сообщили о том, что на земельном участке, расположенном западнее жилого дома N 365 по ул. Пушкинской, предполагается размещение жилого дома, поэтому не может быть включен в территорию ТСЖ "П".
В связи с задержкой, связанной с оформлением правоустанавливающих документов, товарищество было вынуждено, не дожидаясь получения кадастрового плана, огородить декоративным забором земельный участок площадью 1650 кв. м, примыкающий к западной границе жилого дома N 365 по ул. Пушкинской в г. Перми, чтобы предотвратить нарушение прав собственников жилых домов N 365 и N 365а по ул. Пушкинской.
Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР по поручению Президента УР письмом от 01.12.2006 N 15/3402 в ответ на обращение ТСЖ от 30.10.2006 N 1/43-3 сообщило, что действия Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска по отказу в согласовании ТСЖ проекта территориального землеустройства были признаны необоснованными.
12.12.2006 начальником Управления земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска утвержден проект N 1277/06 территориального землеустройства по ул. Пушкинской 365 и 365а, в состав которого вошел и спорный земельный участок с западной стороны дома N 365.
Постановлением администрации г. Ижевска от 17.01.2007 N 14/12 утвержден проект границ земельного участка от 12.12.2006 N 1277/06 для предоставления на праве общей долевой собственности.
Таким образом, заявителем приняты все необходимые меры для оформления своих прав на земельный участок, а значит, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что вина ТСЖ в совершении вменяемого ему правонарушения отсутствует.
Согласно п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В силу п. 5 ст. 16 ЗК РФ с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции Федерального закона от 05.12.2005 N 153-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и ЖК РФ.
Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Материалами дела подтверждается тот факт, что на момент вынесения оспариваемого постановления о привлечении ТСЖ к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, оно не имело правоустанавливающих документов на площадь 2230 кв. м.
Тем не менее, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции исследована объективная сторона правонарушения, за совершение которого ТСЖ привлечено к административной ответственности на основании ст. 7.1 КоАП РФ.
В оспариваемом постановлении объективная сторона правонарушения выражена в использовании земельного участка без правоустанавливающих документов.
Между тем, из содержания ст. 7.1 КоАП РФ следует, что данной нормой установлена административная ответственность, как за самовольное занятие земельного участка, так и за его использование без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
При этом анализ объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, при невыполнении предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Как следует из материалов дела, заявителем были приняты все необходимые меры по оформлению правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, следовательно, пользование землей без таких документов не образует указанный состав правонарушения.
Таким образом, доводы ответчика о нарушении ТСЖ ст. 25, 26 ЗК РФ правомерно отклонены судом первой инстанции, как основанные на неверном толковании закона.
Кроме того, заинтересованным лицом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии вины в действиях ТСЖ в несвоевременном оформлении в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 2230 кв. м, примыкающего к западной границе земельного участка, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 365.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт совершения ТСЖ административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ об использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, не установлен, в связи с чем правомерно признал постановление административного органа незаконным и подлежащим отмене.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 января 2007 года по делу N А71-20/07-А18 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.03.2007 N 17АП-1266/2007-АК ПО ДЕЛУ N А71-20/2007-А18
Разделы:Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 23 марта 2007 г. Дело N 17АП-1266/2007-АК
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу заявителя - Управления Роснедвижимости по Удмуртской Республике - на решение от 26.01.2007 по делу N А71-20/2007-А18 Арбитражного суда Удмуртской Республики по заявлению товарищества собственников жилья "П" (г. Ижевск) к ответчику - Управлению Роснедвижимости по Удмуртской Республике - о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "П" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Роснедвижимости по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 20.12.2006 N 86-2006 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в виде взыскания административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.01.2007 заявленные требования товарищества собственников жилья "П" удовлетворены.
Заинтересованное лицо с решением суда первой инстанции не согласно и по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, полагает, что действия заявителя нарушают положения ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ.
Заявитель с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает на то, что административным органом не подтвержден факт наличия административного правонарушения и не представлены доказательства вины.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, Управлением Роснедвижимости по Удмуртской Республике на основании распоряжения от 03.11.2006 N 58ТО по поручению прокуратуры Октябрьского района г. Ижевска N 676ж-2006 от 02.11.2006 проведена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства ТСЖ "П" на земельном участке, расположенном по адресу: г. Ижевск, с западной границы земельного участка по ул. Пушкинской, 365, площадью 2230 кв. м. По результатам проверки оформлен акт от 10.11.2006.
В ходе проверки выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в том, что земельный участок площадью 2230 кв. м, примыкающий к западной границе земельного участка, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 365, огорожен декоративным металлическим забором. С восточной стороны земельного участка, примыкающего к западной границе земельного участка, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 365, отсутствует часть декоративного забора. На вышеуказанном земельном участке отсутствуют объекты движимого и недвижимого имущества. Таким же забором огорожена территория ТСЖ "П" по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 365.
По данным архива Территориального (межрайонного) отдела N 1 г. Ижевска Управления Роснедвижимости по Удмуртской Республике, правоустанавливающие документы, оформленные в установленном порядке, на земельный участок, примыкающий к западной границе земельного участка, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 365, отсутствуют.
16.11.2006 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по Удмуртской Республике направило материалы проверки прокурору Октябрьского района г. Ижевска.
11.11.2006 прокурором Октябрьского района г. Ижевска вынесено постановление N 676-ж-2006г. о возбуждении дела об административном правонарушении и направлено для рассмотрения в Управление Роснедвижимости по Удмуртской Республике.
Управлением Роснедвижимости по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление N 86-2006 от 20.12.2006, согласно которому ТСЖ "П" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка площадью 2230 кв. м, примыкающего к западной границе земельного участка, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 365, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 МРОТ в сумме 10000 рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из законности использования обществом спорного земельного участка и отсутствия оснований для привлечения его к административной ответственности.
Данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Согласно ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, определенным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с толкованием понятия "самовольное занятие земель", данным в приложении 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной Приказом Министерства от 25.05.1994 N 160 и зарегистрированной в Минюсте России, самовольным занятием земель является пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли. К самовольному занятию, в частности, отнесено пользование земельным участком до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка.
Из материалов дела следует, письмами от 14.06.2006 и от 30.08.2006 ТСЖ обратилось к начальнику Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска и к начальнику Управления земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска, с просьбой оформить документы на земельный участок, занимаемый жилыми домами N 365 и 365а, и прилегающей к ним территории по ул. Пушкинской, в г. Ижевске.
Согласно полученным ответам, письмом Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска от 11.09.2006 N 01-07/3914 и письмом Управления земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска от 22.09.2006 N 01-27-ОП/2204, ТСЖ "П" сообщается о необходимости представления проекта границ земельного участка.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 N 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка осуществляется органами местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции, ТСЖ за свой счет и с помощью МУП г. Ижевска "З" в сентябре 2006 г. выполнило проект N 1277/06 территориального землеустройства и направило его на согласование в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска.
В связи с тем, что Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска процесс согласования проекта N 1277/06 территориального землеустройства затягивался, а также, что на данном земельном участке неизвестной организацией начато самовольное строительство платной автостоянки, ТСЖ обратилось с письмами от 12.10.2006 N 1/43-1, 1/43-2 к главе администрации г. Ижевска и главе муниципального образования "Город Ижевск" с просьбой ускорить согласование проекта N 1277/06 территориального землеустройства.
В ответ на указанные письма Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска и исполняющий обязанности главы администрации г. Ижевска сообщили главе муниципального образования "Город Ижевск" В. о том, что проект территориального землеустройства земельного участка ТСЖ отклонен без согласования, поскольку он не соответствует межеванию территории Октябрьского района, выполненному по заказу Управления земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска ФГУП "У". Также сообщили о том, что на земельном участке, расположенном западнее жилого дома N 365 по ул. Пушкинской, предполагается размещение жилого дома, поэтому не может быть включен в территорию ТСЖ "П".
В связи с задержкой, связанной с оформлением правоустанавливающих документов, товарищество было вынуждено, не дожидаясь получения кадастрового плана, огородить декоративным забором земельный участок площадью 1650 кв. м, примыкающий к западной границе жилого дома N 365 по ул. Пушкинской в г. Перми, чтобы предотвратить нарушение прав собственников жилых домов N 365 и N 365а по ул. Пушкинской.
Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР по поручению Президента УР письмом от 01.12.2006 N 15/3402 в ответ на обращение ТСЖ от 30.10.2006 N 1/43-3 сообщило, что действия Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска по отказу в согласовании ТСЖ проекта территориального землеустройства были признаны необоснованными.
12.12.2006 начальником Управления земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска утвержден проект N 1277/06 территориального землеустройства по ул. Пушкинской 365 и 365а, в состав которого вошел и спорный земельный участок с западной стороны дома N 365.
Постановлением администрации г. Ижевска от 17.01.2007 N 14/12 утвержден проект границ земельного участка от 12.12.2006 N 1277/06 для предоставления на праве общей долевой собственности.
Таким образом, заявителем приняты все необходимые меры для оформления своих прав на земельный участок, а значит, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что вина ТСЖ в совершении вменяемого ему правонарушения отсутствует.
Согласно п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В силу п. 5 ст. 16 ЗК РФ с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции Федерального закона от 05.12.2005 N 153-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и ЖК РФ.
Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Материалами дела подтверждается тот факт, что на момент вынесения оспариваемого постановления о привлечении ТСЖ к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, оно не имело правоустанавливающих документов на площадь 2230 кв. м.
Тем не менее, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции исследована объективная сторона правонарушения, за совершение которого ТСЖ привлечено к административной ответственности на основании ст. 7.1 КоАП РФ.
В оспариваемом постановлении объективная сторона правонарушения выражена в использовании земельного участка без правоустанавливающих документов.
Между тем, из содержания ст. 7.1 КоАП РФ следует, что данной нормой установлена административная ответственность, как за самовольное занятие земельного участка, так и за его использование без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
При этом анализ объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, при невыполнении предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Как следует из материалов дела, заявителем были приняты все необходимые меры по оформлению правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, следовательно, пользование землей без таких документов не образует указанный состав правонарушения.
Таким образом, доводы ответчика о нарушении ТСЖ ст. 25, 26 ЗК РФ правомерно отклонены судом первой инстанции, как основанные на неверном толковании закона.
Кроме того, заинтересованным лицом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии вины в действиях ТСЖ в несвоевременном оформлении в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 2230 кв. м, примыкающего к западной границе земельного участка, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 365.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт совершения ТСЖ административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ об использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, не установлен, в связи с чем правомерно признал постановление административного органа незаконным и подлежащим отмене.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 января 2007 года по делу N А71-20/07-А18 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)