Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Давиденко А.В., доверенность от 08.02.2011 года N А-893,
от третьих лиц: закрытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей - Сервис" - Борисик Д.Ю., доверенность от 11.01.2011 года N 098,
Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая 2011 года в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 апреля 2011 года по делу N А55-143/2011 (судья Коршикова Е.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, город Самара,
третьи лица: закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей - Сервис" (ИНН 6318156000, ОГРН 1066316091456), город Самара,
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, город Самара,
об отмене постановления от 10 декабря 2010 года N 3795/4403,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Жилищная инспекция, административный орган) об отмене постановления от 10 декабря 2010 года N 3795/4403 по делу об административном правонарушении.
Определением суда от 11 февраля 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей - Сервис", Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований Департаменту отказано.
Департамент, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Департамент не является обслуживающей организацией по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, кроме того, на него не возложены полномочия по проведению капитального ремонта объектов жилищно - коммунального хозяйства.
Согласно договору управления многоквартирными домами от 23 мая 2008 года, организацией по обслуживанию жилого дома, расположенного по адресу: город Самара, улица Фрунзе, дом 21, является закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей - Сервис", а не собственник муниципального жилищного фонда в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара.
Представитель Жилищной инспекции в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Представитель ЗАО "Предприятие тепловых сетей - Сервис" в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Департамента управления имуществом городского округа Самара и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании 25 мая 2011 года объявлялся перерыв до 09.00 час. 30 мая 2011 года в соответствии со ст. 163 АПК РФ.
Информация о перерыве была размещена на сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, что согласно Информационному письму ВАС РФ от 19 сентября 2006 года N 113 "О применении ст. 163 АПК РФ" является публичным объявлением о перерыве в судебном заседании.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Жилищной инспекции и ЗАО "Предприятие тепловых сетей - Сервис", оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14 октября 2010 года Жилищной инспекцией в ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением правил и норм содержания жилого дома, расположенного по адресу: город Самара, улица Фрунзе, дом 21, были выявлены нарушения правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а именно: ветхость, разрушение, наличие значительного крена, загнивание деревянных досок пристроя со стороны двора; на первом и втором этажах пристроя зыбкость, разрушение конструкции пола на первом этаже в пристрое вход в кв. 5; по стене пристроя проходит труба внешнего газопровода, обеспечивающего подачу газа в жилой дом, чем нарушен п. N 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, и п. 4.2.2, 4.3.1, 4.4.3 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - ПиН ТЭЖФ).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 14 октября 2010 года N 4403 (т. 1 л.д. 43 - 44).
14 октября 2010 года Жилищной инспекцией в отношении Департамента управления имуществом городского округа Самара составлен протокол об административном правонарушении N 4806 (т. 1 л.д. 45).
Рассмотрев материалы административного дела Государственной жилищной инспекции Самарской области, вынесено постановление от 10 декабря 2010 года N 3795/4403 о привлечении Департамента управления имуществом городского округа Самара к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей (т. 1 л.д. 46 - 47).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с данным заявлением.
Основанием для проведения проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое постановление, послужила информация ООО "Средневолжская газовая компания" филиал "Самарагаз" СЭГХ-3 о наличии угрозы возникновения аварийной ситуации в доме N 21 по улице Фрунзе города Самары (т. 1 л.д. 48).
Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 4.2.2.1 ПиН ТЭЖФ предусмотрено, что при появлении крена, выпучивания, гниения, поражения домовыми грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадок необходимо вызвать специализированную организацию.
В соответствии с п. 4.3.1 ПиН ТЭЖФ организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
В соответствии с п. 4.4.3 ПиН ТЭЖФ полы с повышенной зыбкостью и прогибами необходимо вскрыть, проверить состояние древесины несущих конструкций и упругих прокладок и отремонтировать конструкцию.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара и Глава городского округа Самара.
Полномочия и обязанности Департамента установлены Уставом городского округа Самара Самарской области и Положением "О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара", утвержденным решением Думы городского округа Самара от 28 мая 2009 года N 754.
Указанным положением установлено, что Департамент осуществляет предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда нуждающимся гражданам по договорам социального найма (п. 1.9).
Согласно п. 3.1.2 договора управления многократными домами от 23 мая 2008 года, заключенного Департаментом управления имуществом городского округа Самара и ЗАО "Предприятие тепловых сетей-Сервис", управляющая организация оказывает услуги по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с условиями проведенного конкурса и приложениями N 2 к настоящему договору.
Таким образом, на ЗАО "Предприятие тепловых сетей-Сервис", как на управляющую организацию возложена обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: город Самара, улица Фрунзе 21, согласно приложению N 2 к договору от 23 мая 2008 года, а именно: текущий ремонт, уборка территорий домовладений, обслуживание мусоропроводов, техническое обслуживание, осмотр, мелкий ремонт, аварийное обслуживание, электроэнергия на освещение мест общего пользования и технические цели, вывоз ТБО, вывоз крупногабаритного мусора, техническое обслуживание лифтового хозяйства, услуги подрядных организаций.
В соответствии с п. 2.2, 4.19 данного договора вопросы капитального ремонта многоквартирных домов регулируются отдельным договором.
Согласно ч. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
В суде первой инстанции представителем Департамента управления имуществом городского округа Самара подтверждено, что из 11 квартир дома, расположенного в городе Самара, по улице Фрунзе, 21 приватизированы только 3, остальные находятся в муниципальной собственности.
Таким образом, Департамент управления имуществом городского округа Самара является собственником 8 из 11 квартир, расположенных в спорном многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное жилое помещение.
Исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Согласно п. 2 ст. 676 ГК РФ, наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Согласно ст. 16 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Таким образом, Департамент управления имуществом городского округа Самара в соответствии со ст. 210 ГК РФ несет бремя по содержанию дома, расположенного по адресу: город Самара, улица Фрунзе, дом 21, в том числе - по проведению его капитального ремонта.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из материалов дела, Департамент управления имуществом городского округа Самара имел возможность по надлежащему соблюдению правил и норм по содержанию и ремонту жилых домов и (или) жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, однако не предпринял достаточных мер по устранению выявленных нарушений.
Доводы Департамента о том, что функции по содержанию дома переданы управляющей компании, не свидетельствует об отсутствии у Департамента обязанности выполнять работы по надлежащему содержанию имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Доказательств заключения Департаментом управления имуществом городского округа Самара с какой-либо организацией договора на производство капитального ремонта указанного жилого дома, а также подтверждение поручения капитального ремонта указанного жилого дома управляющей компании, в материалы дела не представлено.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Департамента управления имуществом городского округа Самара состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Иных доводов, являющихся основанием для отмены обжалуемого решения, в соответствии со ст. 270 АПК РФ из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований заявителя является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 апреля 2011 года по делу N А55-143/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2011 ПО ДЕЛУ N А55-143/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2011 г. по делу N А55-143/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Давиденко А.В., доверенность от 08.02.2011 года N А-893,
от третьих лиц: закрытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей - Сервис" - Борисик Д.Ю., доверенность от 11.01.2011 года N 098,
Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая 2011 года в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 апреля 2011 года по делу N А55-143/2011 (судья Коршикова Е.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, город Самара,
третьи лица: закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей - Сервис" (ИНН 6318156000, ОГРН 1066316091456), город Самара,
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, город Самара,
об отмене постановления от 10 декабря 2010 года N 3795/4403,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Жилищная инспекция, административный орган) об отмене постановления от 10 декабря 2010 года N 3795/4403 по делу об административном правонарушении.
Определением суда от 11 февраля 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей - Сервис", Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований Департаменту отказано.
Департамент, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Департамент не является обслуживающей организацией по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, кроме того, на него не возложены полномочия по проведению капитального ремонта объектов жилищно - коммунального хозяйства.
Согласно договору управления многоквартирными домами от 23 мая 2008 года, организацией по обслуживанию жилого дома, расположенного по адресу: город Самара, улица Фрунзе, дом 21, является закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей - Сервис", а не собственник муниципального жилищного фонда в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара.
Представитель Жилищной инспекции в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Представитель ЗАО "Предприятие тепловых сетей - Сервис" в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Департамента управления имуществом городского округа Самара и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании 25 мая 2011 года объявлялся перерыв до 09.00 час. 30 мая 2011 года в соответствии со ст. 163 АПК РФ.
Информация о перерыве была размещена на сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, что согласно Информационному письму ВАС РФ от 19 сентября 2006 года N 113 "О применении ст. 163 АПК РФ" является публичным объявлением о перерыве в судебном заседании.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Жилищной инспекции и ЗАО "Предприятие тепловых сетей - Сервис", оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14 октября 2010 года Жилищной инспекцией в ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением правил и норм содержания жилого дома, расположенного по адресу: город Самара, улица Фрунзе, дом 21, были выявлены нарушения правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а именно: ветхость, разрушение, наличие значительного крена, загнивание деревянных досок пристроя со стороны двора; на первом и втором этажах пристроя зыбкость, разрушение конструкции пола на первом этаже в пристрое вход в кв. 5; по стене пристроя проходит труба внешнего газопровода, обеспечивающего подачу газа в жилой дом, чем нарушен п. N 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, и п. 4.2.2, 4.3.1, 4.4.3 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - ПиН ТЭЖФ).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 14 октября 2010 года N 4403 (т. 1 л.д. 43 - 44).
14 октября 2010 года Жилищной инспекцией в отношении Департамента управления имуществом городского округа Самара составлен протокол об административном правонарушении N 4806 (т. 1 л.д. 45).
Рассмотрев материалы административного дела Государственной жилищной инспекции Самарской области, вынесено постановление от 10 декабря 2010 года N 3795/4403 о привлечении Департамента управления имуществом городского округа Самара к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей (т. 1 л.д. 46 - 47).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с данным заявлением.
Основанием для проведения проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое постановление, послужила информация ООО "Средневолжская газовая компания" филиал "Самарагаз" СЭГХ-3 о наличии угрозы возникновения аварийной ситуации в доме N 21 по улице Фрунзе города Самары (т. 1 л.д. 48).
Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 4.2.2.1 ПиН ТЭЖФ предусмотрено, что при появлении крена, выпучивания, гниения, поражения домовыми грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадок необходимо вызвать специализированную организацию.
В соответствии с п. 4.3.1 ПиН ТЭЖФ организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
В соответствии с п. 4.4.3 ПиН ТЭЖФ полы с повышенной зыбкостью и прогибами необходимо вскрыть, проверить состояние древесины несущих конструкций и упругих прокладок и отремонтировать конструкцию.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара и Глава городского округа Самара.
Полномочия и обязанности Департамента установлены Уставом городского округа Самара Самарской области и Положением "О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара", утвержденным решением Думы городского округа Самара от 28 мая 2009 года N 754.
Указанным положением установлено, что Департамент осуществляет предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда нуждающимся гражданам по договорам социального найма (п. 1.9).
Согласно п. 3.1.2 договора управления многократными домами от 23 мая 2008 года, заключенного Департаментом управления имуществом городского округа Самара и ЗАО "Предприятие тепловых сетей-Сервис", управляющая организация оказывает услуги по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с условиями проведенного конкурса и приложениями N 2 к настоящему договору.
Таким образом, на ЗАО "Предприятие тепловых сетей-Сервис", как на управляющую организацию возложена обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: город Самара, улица Фрунзе 21, согласно приложению N 2 к договору от 23 мая 2008 года, а именно: текущий ремонт, уборка территорий домовладений, обслуживание мусоропроводов, техническое обслуживание, осмотр, мелкий ремонт, аварийное обслуживание, электроэнергия на освещение мест общего пользования и технические цели, вывоз ТБО, вывоз крупногабаритного мусора, техническое обслуживание лифтового хозяйства, услуги подрядных организаций.
В соответствии с п. 2.2, 4.19 данного договора вопросы капитального ремонта многоквартирных домов регулируются отдельным договором.
Согласно ч. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
В суде первой инстанции представителем Департамента управления имуществом городского округа Самара подтверждено, что из 11 квартир дома, расположенного в городе Самара, по улице Фрунзе, 21 приватизированы только 3, остальные находятся в муниципальной собственности.
Таким образом, Департамент управления имуществом городского округа Самара является собственником 8 из 11 квартир, расположенных в спорном многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное жилое помещение.
Исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Согласно п. 2 ст. 676 ГК РФ, наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Согласно ст. 16 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Таким образом, Департамент управления имуществом городского округа Самара в соответствии со ст. 210 ГК РФ несет бремя по содержанию дома, расположенного по адресу: город Самара, улица Фрунзе, дом 21, в том числе - по проведению его капитального ремонта.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из материалов дела, Департамент управления имуществом городского округа Самара имел возможность по надлежащему соблюдению правил и норм по содержанию и ремонту жилых домов и (или) жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, однако не предпринял достаточных мер по устранению выявленных нарушений.
Доводы Департамента о том, что функции по содержанию дома переданы управляющей компании, не свидетельствует об отсутствии у Департамента обязанности выполнять работы по надлежащему содержанию имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Доказательств заключения Департаментом управления имуществом городского округа Самара с какой-либо организацией договора на производство капитального ремонта указанного жилого дома, а также подтверждение поручения капитального ремонта указанного жилого дома управляющей компании, в материалы дела не представлено.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Департамента управления имуществом городского округа Самара состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Иных доводов, являющихся основанием для отмены обжалуемого решения, в соответствии со ст. 270 АПК РФ из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований заявителя является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 апреля 2011 года по делу N А55-143/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)