Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Бородулиной И.И., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания
при участии:
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОЖКХ"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.09.2009 г.
по делу N А27-12988/2009 (судья Смычкова Ж.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОЖКХ"
к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области в г. Новокузнецке
об оспаривании постановления от 09.07.2009 г. N 676/6-387 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОЖКХ" (ООО "УК "ОЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области в г. Новокузнецке об оспаривании постановления от 09.07.2009 г. N 676/6-387 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24.09.2009 г. в удовлетворении требований ООО "УК "ОЖКХ" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК "ОЖКХ" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования ООО "УК "ОЖКХ" удовлетворить по следующим основаниям:
- не полное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела: органы государственной жилищной инспекции не вправе давать предписания ОАО "Новокузнецкая Управляющая Компания", так как у него права пользования, владения, собственности на жилищных фонт, общее имущество многоквартирных домов, в том числе придомовую территорию не возникает; текущий ремонт проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов; в рамках вменяемой обществу статьи ответственность наступает за нарушение правил содержания только жилого дома или нежилого помещения, а не за нарушение правил содержания общедомового имущества.
Более подробно доводы ООО "УК "ОЖКХ" изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание апелляционной инстанции, стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.09.2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что по результатам проверки исполнения законодательства при эксплуатации детских дворовых площадок прокуратурой Орджоникидзевского района г. Новокузнецка был установлен факт нарушения ООО "УК "ОЖКХ" Правил содержания и ремонта жилых домов.
По результатам проверки выявлено, что по адресу: г. Новокузнецк, Орджоникидзевский район возле дома N 25 по пр. Шахтеров на детской площадке в песочнице отсутствует песок, песочница не окрашена. Возле дома N 11 по ул. Новобайдаевская г. Новокузнецка на детской площадке на качели отсутствует настил, в песочнице отсутствует песок. Во дворе дома N 44 по ул. Зорге г. Новокузнецка на детской площадке качели сломана, лежит на земле, один борт у песочницы деформирован, карусель сломана, баскетбольное кольцо деформировано (согнуто). Ненадлежащее состояние игровых форм исключает возможность пользоваться данными архитектурными формами, травмоопасно для детей. Данный факт зафиксирован в акте проверки технического состояния жилищного фонда и его инженерного оборудования и придомовых территорий от 23.06.2009 г.
Прокурором Орджоникидзевского района г. Новокузнецка 02.07.2009 г. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
09.07.2009 г. заместителем начальника ГЖИ Кемеровской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 676/6-387 о привлечении ООО "УК "ОЖКХ" к административной ответственности. Действия ООО "УК "ОЖКХ" административным органом квалифицированы по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено наказание в минимальном размере в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в том числе лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила технической эксплуатации) установлено, что организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Как правильно указал суд первой инстанции, субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Как указано в пункте 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, зарегистрированным в Минюсте России 15.10.2003 N 5176, утверждены "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170).
Согласно пункту 3.5.11. Правил N 170 территория каждого домовладения, как правило, должна иметь: хозяйственную площадку для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода; площадку для отдыха взрослых; детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей.
Устройство и благоустройство площадок, элементов оборудования мест отдыха и других необходимо осуществлять в соответствии с установленными требованиями.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 10 Постановления N 14 от 02.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации), поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Нарушение установленных законом пределов осуществления права собственности на жилое помещение влечет применение к собственнику различного рода мер ответственности, предусмотренных законодательством, например административной в виде предупреждения или штрафа (статьи 7.21, 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), гражданско-правовой в виде лишения права собственности на жилое помещение (статья 293 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции правильно установлено и подтверждается материалами дела, что собственники жилых помещений многоквартирных домов N 11 по ул. Новобайдаевская, N 25 по пр. Шахтеров, N 44 по ул. Зорге г. Новокузнецка выбрали способ управления - управление управляющей организацией.
Из материалов дела также усматривается, что ООО "УК "ОЖКХ" является лицом, ответственным за содержание и ремонт многоквартирных жилых домов по указанным адресам.
Для управления многоквартирными домами в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащего содержания домов и придомовой территории в установленных границах, а также для достижения иных целей, между собственниками помещений по вышеуказанным адресам и ООО "УК "ОЖКХ" заключены типовые договоры управления.
Управление, содержание и ремонт общего имущества указанных многоквартирных домов осуществляет ООО "УК "ОЖКХ" на основании договоров управления. Приложением N 3 к данным договорам (Перечень работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества многоквартирного дома. Перечень N 1. Перечень работ, относящихся к текущему ремонту строительных конструкций и инженерного оборудования. Укрупненные нормативы продолжительности текущего ремонта. Раздел 9 Внешнее благоустройство) управляющей компании переданы обязанности собственников жилых помещений по ремонту, укреплению, замене отдельных участков ограждений и оборудования детских игровых площадок.
Как правильно указал суд первой инстанции, договор между сторонами до настоящего времени действует, каких-либо изменений, дополнений в договор сторонами не вносилось. Ни одна из сторон договора после истечения срока его действия не заявила о расторжении. До настоящего времени Исполнитель по договору занимается обслуживанием домов на тех же условиях, собирает с жильцов указанных домов плату за коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Общество является лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого фонда.
Учитывая изложенное, Обществом не были совершены действия по ремонту общего имущества многоквартирных домов по адресам: N 11 по ул. Новобайдаевская, N 25 по пр. Шахтеров, N 44 по ул. Зорге г. Новокузнецка
Судом первой инстанции правильно установлены и подтверждаются материалами дела факты нарушения со стороны ООО "УК "ОЖКХ" условий договора управления многоквартирным домом и требований Правил содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах N 11 по ул. Новобайдаевская, N 25 по пр. Шахтеров, N 44 по ул. Зорге г. Новокузнецка, а именно, актом проверки технического состояния жилищного фонда и его инженерного оборудования и придомовых территорий от 23.06.2009 г.; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.07.2009 г.; постановлением по делу от 09.07.2009 г. N 676/6-387, оцененными в совокупности с другими материалами дела по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность за несоблюдение Правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность предусмотрена за неисполнение вышеуказанных Правил, как в части несоблюдение нормативов содержания жилых домов и жилых помещений, так общего имущества многоквартирных домов.
Как правильно указал суд первой инстанции, письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2008 г. N 26084-СК/14 не имеет нормативного характера.
Как указано в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод заявителя об отсутствии в его действиях вины в совершении административного правонарушения правомерно не принят судом первой инстанции в связи с тем, что материалы дела не содержат доказательства того, что обществом приняты исчерпывающие меры для недопущения правонарушения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, нарушение не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами или другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица. При отсутствии той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него для надлежащего исполнения правил обслуживания жилых домов, обязанности ОАО "Новокузнецкая Управляющая Компания" не исполнены, что свидетельствует о наличии вины в совершении вменяемого обществу правонарушения.
Также не может быть принят довод Общества о проверке прокуратурой Орджоникидзевского района г. Новокузнецка в отсутствие уполномоченного представителя юридического лица.
Так, частью 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определено, что положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, в том числе, к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора.
В материалах дела имеется уведомление прокуратуры Орджоникидзевского района от 15.06.2009 г. N 21-1-2009 о направлении ГЖИ Кемеровской области по факсимильной связи информации о времени проведения проверки детских дворовых площадок, расположенных в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка.
Общество было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении. Дело правомерно рассмотрено и постановление вынесено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что Государственной жилищной инспекцией по Кемеровской области не нарушена процедура привлечения ООО "УК "ОЖКХ" к административной ответственности, Общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли являются правильными и обоснованными.
Наказание назначено в минимальном размере предусмотренной статьей санкции. Оспариваемое постановление вынесено в пределах компетенции данного административного органа и полномочий должностного лица, отмене не подлежит.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса).
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае пропуска десятидневного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено инспекцией 09.07.2009 г. и вручено ООО "УК "ОЖКХ" 24.07.2009 г., входящий N 379. Жалоба на постановление сдана на почту 04.08.2009 г.
Установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок на обжалование постановления истек 03.08.2009 г.
Пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска. К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
В пункте 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. N 221 указано, что при приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода).
Суд первой инстанции правомерно не принял в качестве доказательства направления заявления в Арбитражный суд Кемеровской области акт приема-передачи корреспонденции для почтового отправления (03.08.2009 г.), поскольку выдача такого документа не предусмотрена действующим законодательством.
Датой направления корреспонденции является отметка на почтовом конверте, согласно которой, почтовое отправление передано 04.08.2009 г.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности ссылки ГЖИ Кемеровской области на пропуск заявителем срока для подачи жалобы и отсутствие уважительных причин для восстановления срока.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Частями 6 и 7 статьи 210, частью 6 статьи 268 АПК РФ определен порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Данные нормы устанавливают, что арбитражный суд не связан основаниями и предметом заявленных требований. Проверка решения административного органа осуществляется судом первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.
В соответствии с требованиями частью 6, частью 7 статьи 210 АПК РФ, судом первой инстанции проверено оспариваемое решение в полном объеме и обоснованно сделан вывод о правомерности привлечения ООО "УК "ОЖКХ" к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.09.2009 года по делу N А27-12988/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
С.В.КРИВОШЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.11.2009 N 07АП-8867/09 ПО ДЕЛУ N А27-12988/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2009 г. N 07АП-8867/09
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Бородулиной И.И., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания
при участии:
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОЖКХ"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.09.2009 г.
по делу N А27-12988/2009 (судья Смычкова Ж.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОЖКХ"
к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области в г. Новокузнецке
об оспаривании постановления от 09.07.2009 г. N 676/6-387 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОЖКХ" (ООО "УК "ОЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области в г. Новокузнецке об оспаривании постановления от 09.07.2009 г. N 676/6-387 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24.09.2009 г. в удовлетворении требований ООО "УК "ОЖКХ" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК "ОЖКХ" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования ООО "УК "ОЖКХ" удовлетворить по следующим основаниям:
- не полное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела: органы государственной жилищной инспекции не вправе давать предписания ОАО "Новокузнецкая Управляющая Компания", так как у него права пользования, владения, собственности на жилищных фонт, общее имущество многоквартирных домов, в том числе придомовую территорию не возникает; текущий ремонт проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов; в рамках вменяемой обществу статьи ответственность наступает за нарушение правил содержания только жилого дома или нежилого помещения, а не за нарушение правил содержания общедомового имущества.
Более подробно доводы ООО "УК "ОЖКХ" изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание апелляционной инстанции, стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.09.2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что по результатам проверки исполнения законодательства при эксплуатации детских дворовых площадок прокуратурой Орджоникидзевского района г. Новокузнецка был установлен факт нарушения ООО "УК "ОЖКХ" Правил содержания и ремонта жилых домов.
По результатам проверки выявлено, что по адресу: г. Новокузнецк, Орджоникидзевский район возле дома N 25 по пр. Шахтеров на детской площадке в песочнице отсутствует песок, песочница не окрашена. Возле дома N 11 по ул. Новобайдаевская г. Новокузнецка на детской площадке на качели отсутствует настил, в песочнице отсутствует песок. Во дворе дома N 44 по ул. Зорге г. Новокузнецка на детской площадке качели сломана, лежит на земле, один борт у песочницы деформирован, карусель сломана, баскетбольное кольцо деформировано (согнуто). Ненадлежащее состояние игровых форм исключает возможность пользоваться данными архитектурными формами, травмоопасно для детей. Данный факт зафиксирован в акте проверки технического состояния жилищного фонда и его инженерного оборудования и придомовых территорий от 23.06.2009 г.
Прокурором Орджоникидзевского района г. Новокузнецка 02.07.2009 г. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
09.07.2009 г. заместителем начальника ГЖИ Кемеровской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 676/6-387 о привлечении ООО "УК "ОЖКХ" к административной ответственности. Действия ООО "УК "ОЖКХ" административным органом квалифицированы по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено наказание в минимальном размере в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в том числе лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила технической эксплуатации) установлено, что организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Как правильно указал суд первой инстанции, субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Как указано в пункте 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, зарегистрированным в Минюсте России 15.10.2003 N 5176, утверждены "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170).
Согласно пункту 3.5.11. Правил N 170 территория каждого домовладения, как правило, должна иметь: хозяйственную площадку для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода; площадку для отдыха взрослых; детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей.
Устройство и благоустройство площадок, элементов оборудования мест отдыха и других необходимо осуществлять в соответствии с установленными требованиями.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 10 Постановления N 14 от 02.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации), поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Нарушение установленных законом пределов осуществления права собственности на жилое помещение влечет применение к собственнику различного рода мер ответственности, предусмотренных законодательством, например административной в виде предупреждения или штрафа (статьи 7.21, 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), гражданско-правовой в виде лишения права собственности на жилое помещение (статья 293 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции правильно установлено и подтверждается материалами дела, что собственники жилых помещений многоквартирных домов N 11 по ул. Новобайдаевская, N 25 по пр. Шахтеров, N 44 по ул. Зорге г. Новокузнецка выбрали способ управления - управление управляющей организацией.
Из материалов дела также усматривается, что ООО "УК "ОЖКХ" является лицом, ответственным за содержание и ремонт многоквартирных жилых домов по указанным адресам.
Для управления многоквартирными домами в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащего содержания домов и придомовой территории в установленных границах, а также для достижения иных целей, между собственниками помещений по вышеуказанным адресам и ООО "УК "ОЖКХ" заключены типовые договоры управления.
Управление, содержание и ремонт общего имущества указанных многоквартирных домов осуществляет ООО "УК "ОЖКХ" на основании договоров управления. Приложением N 3 к данным договорам (Перечень работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества многоквартирного дома. Перечень N 1. Перечень работ, относящихся к текущему ремонту строительных конструкций и инженерного оборудования. Укрупненные нормативы продолжительности текущего ремонта. Раздел 9 Внешнее благоустройство) управляющей компании переданы обязанности собственников жилых помещений по ремонту, укреплению, замене отдельных участков ограждений и оборудования детских игровых площадок.
Как правильно указал суд первой инстанции, договор между сторонами до настоящего времени действует, каких-либо изменений, дополнений в договор сторонами не вносилось. Ни одна из сторон договора после истечения срока его действия не заявила о расторжении. До настоящего времени Исполнитель по договору занимается обслуживанием домов на тех же условиях, собирает с жильцов указанных домов плату за коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Общество является лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого фонда.
Учитывая изложенное, Обществом не были совершены действия по ремонту общего имущества многоквартирных домов по адресам: N 11 по ул. Новобайдаевская, N 25 по пр. Шахтеров, N 44 по ул. Зорге г. Новокузнецка
Судом первой инстанции правильно установлены и подтверждаются материалами дела факты нарушения со стороны ООО "УК "ОЖКХ" условий договора управления многоквартирным домом и требований Правил содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах N 11 по ул. Новобайдаевская, N 25 по пр. Шахтеров, N 44 по ул. Зорге г. Новокузнецка, а именно, актом проверки технического состояния жилищного фонда и его инженерного оборудования и придомовых территорий от 23.06.2009 г.; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.07.2009 г.; постановлением по делу от 09.07.2009 г. N 676/6-387, оцененными в совокупности с другими материалами дела по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность за несоблюдение Правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность предусмотрена за неисполнение вышеуказанных Правил, как в части несоблюдение нормативов содержания жилых домов и жилых помещений, так общего имущества многоквартирных домов.
Как правильно указал суд первой инстанции, письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2008 г. N 26084-СК/14 не имеет нормативного характера.
Как указано в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод заявителя об отсутствии в его действиях вины в совершении административного правонарушения правомерно не принят судом первой инстанции в связи с тем, что материалы дела не содержат доказательства того, что обществом приняты исчерпывающие меры для недопущения правонарушения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, нарушение не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами или другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица. При отсутствии той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него для надлежащего исполнения правил обслуживания жилых домов, обязанности ОАО "Новокузнецкая Управляющая Компания" не исполнены, что свидетельствует о наличии вины в совершении вменяемого обществу правонарушения.
Также не может быть принят довод Общества о проверке прокуратурой Орджоникидзевского района г. Новокузнецка в отсутствие уполномоченного представителя юридического лица.
Так, частью 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определено, что положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, в том числе, к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора.
В материалах дела имеется уведомление прокуратуры Орджоникидзевского района от 15.06.2009 г. N 21-1-2009 о направлении ГЖИ Кемеровской области по факсимильной связи информации о времени проведения проверки детских дворовых площадок, расположенных в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка.
Общество было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении. Дело правомерно рассмотрено и постановление вынесено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что Государственной жилищной инспекцией по Кемеровской области не нарушена процедура привлечения ООО "УК "ОЖКХ" к административной ответственности, Общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли являются правильными и обоснованными.
Наказание назначено в минимальном размере предусмотренной статьей санкции. Оспариваемое постановление вынесено в пределах компетенции данного административного органа и полномочий должностного лица, отмене не подлежит.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса).
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае пропуска десятидневного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено инспекцией 09.07.2009 г. и вручено ООО "УК "ОЖКХ" 24.07.2009 г., входящий N 379. Жалоба на постановление сдана на почту 04.08.2009 г.
Установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок на обжалование постановления истек 03.08.2009 г.
Пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска. К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
В пункте 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. N 221 указано, что при приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода).
Суд первой инстанции правомерно не принял в качестве доказательства направления заявления в Арбитражный суд Кемеровской области акт приема-передачи корреспонденции для почтового отправления (03.08.2009 г.), поскольку выдача такого документа не предусмотрена действующим законодательством.
Датой направления корреспонденции является отметка на почтовом конверте, согласно которой, почтовое отправление передано 04.08.2009 г.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности ссылки ГЖИ Кемеровской области на пропуск заявителем срока для подачи жалобы и отсутствие уважительных причин для восстановления срока.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Частями 6 и 7 статьи 210, частью 6 статьи 268 АПК РФ определен порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Данные нормы устанавливают, что арбитражный суд не связан основаниями и предметом заявленных требований. Проверка решения административного органа осуществляется судом первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.
В соответствии с требованиями частью 6, частью 7 статьи 210 АПК РФ, судом первой инстанции проверено оспариваемое решение в полном объеме и обоснованно сделан вывод о правомерности привлечения ООО "УК "ОЖКХ" к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.09.2009 года по делу N А27-12988/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
С.В.КРИВОШЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)