Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Калашниковой М.Г. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - муниципального учреждения "Городская управляющая компания - Краснодар" - Ток М.Б. и Савощенко А.П. (доверенности от 10.12.2008 и 02.12.2008), от ответчика - открытого акционерного общества "Краснодартеплоэнерго" - Санько О.В. и Луценко О.Т. (доверенности от 03.10.2008 и 09.01.2008), рассмотрев кассационную жалобу муниципального учреждения "Городская управляющая компания - Краснодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.06.2008 (судья Огилец А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 (судьи Пономарева И.В., Величко М.Г., Ванин В.В.) по делу N А32-10467/2007-64/276, установил следующее.
МУ "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - управляющая компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Краснодартеплоэнерго" (далее - общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на отпуск тепловой энергии от 01.03.2007 N 1. Истец просил внести в пункт 1.1 договора, устанавливающий его обязанность по оплате тепловой энергии, следующее дополнение: "Управляющая компания выступает по настоящему договору от имени и за счет потребителей (нанимателей и собственников помещений), которым оказываются услуги по договору, со всеми вытекающими из этого положения обстоятельствами по обязательствам, ответственности и правам потребителей в отношении объектов, по которым управляющая компания выполняет функции управления"; пункт 4.1, предусматривающий (в редакции поставщика) применение при отсутствии приборов учета расчетного метода для определения стоимости отопления и горячего водоснабжения, изложить в следующей редакции: "оплата тепловой энергии производится управляющей компанией по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления и решениями РЭК - ДциТ Краснодарского края: по отоплению, согласно пункту 1.8 договора (за исключением расчетов по горячему водоснабжению); по горячему водоснабжению: при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из их показаний; при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - по показаниям индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов, утвержденных органами местного самоуправления"; в приложении 4 к договору указать, что температура подаваемой в жилые дома горячей воды должна быть не менее 60 градусов и не более 75 градусов, вместо предложенных поставщиком параметров - не менее 55 градусов и не более 75 градусов. В обоснование заявленных требований управляющая компания указала, что решение об установке коллективного прибора учета горячей воды вправе принять только общее собрание собственников квартир многоквартирного дома.
Общество предъявило встречный иск об урегулировании разногласий по пунктам 1.2 и 4.5 договора, определяющим максимальную тепловую нагрузку на отопление, почасовое количество тепловой энергии на горячее водоснабжение и срок окончательного расчета за потребленную в расчетном году тепловую энергию.
Решением от 28.07.2008 в иске управляющей компании отказано, встречный иск удовлетворен: количественные показатели максимальной часовой тепловой нагрузки и тепловой энергии на горячее водоснабжение (пункт 1.2 договора), а также срок окончательного расчета (пункт 4.5 договора) изложены судом в варианте, предложенном обществом. Суд установил, что поправки к проекту договора, на которых настаивает управляющая компания, направлены на то, чтобы абонентами в отношении общества признавались собственники квартир в многоквартирных домах. Суд пришел к выводу, что управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг в отношении потребителей и абонентом в отношении ресурсоснабжающей организации, обязанным производить оплату за фактически полученную энергию, количество которой определяется в соответствии с данными общедомовых приборов учета, а при их отсутствии - расчетным путем. Суд установил, что, система горячего водоснабжения в домах является закрытой и для таких систем нормативно установлено, что температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 градусов. Встречный иск удовлетворен в связи с тем, что количество поставляемой энергии является существенным условием договора, мотивированных возражений против соответствующих предложений поставщика управляющая компания не представила.
Постановлением апелляционного суда от 09.09.2008 резолютивная часть решения дополнена: пункты 1.1, 4.1 и приложение N 4 (об обязанности управляющей компании оплачивать тепловую энергию, соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации сетей, исправность используемых узлов и приборов учета, производить оплату, определенную расчетным методом при отсутствии прибора учета, а также о температуре горячей воды на границе присоединения) изложены в редакции общества. Апелляционный суд указал, что мотивы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют нормам права, однако в нарушение статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения не отражены выводы арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
В кассационной жалобе управляющая компания просит отменить судебные акты и принять новое решение. По мнению заявителя, деятельность по управлению многоквартирными домами предполагает заключение договоров энергоснабжения от имени и за счет потребителей - собственников и нанимателей жилых помещений. Договоры управления жилыми домами, заключенные компанией в редакции, утвержденной на общих собраниях жильцов, предусматривают заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями от имени и за счет потребителей, являются смешанными и содержат элементы договоров агентирования и возмездного оказания услуг. По договорам, заключенным агентом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (статья 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 16 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), плата за коммунальные услуги по договорам о предоставлении коммунальных услуг при отсутствии общедомовых приборов учета определяется согласно показаниям квартирных приборов учета. Лишь при отсутствии индивидуальных (квартирных) приборов учета начисление платы производится по установленным нормативам. Пунктом 16 Правил N 307 запрещено производить корректировку потребителям при отсутствии общедомовых приборов учета. В то же время решение об установке такого прибора могут принять только собственники квартир на общем собрании. Суды определили содержание договора энергоснабжения без учета указанных нормативных положений.
В судебном заседании представители управляющей компании поддержали доводы жалобы, представители общества просили отказать в ее удовлетворении.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, управляющая компания (покупатель), получив от общества проект договора от 01.03.2007, возвратила его с протоколом разногласий от 09.04.2007. Общество 10.04.2007 передало управляющей компании протокол согласования разногласий. Управляющая компания, не подписав протокол согласований, обратилась с иском в суд об урегулировании разногласий.
Суды правомерно приняли спорные пункты в редакции теплоснабжающей организации исходя из следующего.
Правоотношения между сторонами регулируются статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области энергоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Управляющая компания считает, что спорные пункты договора энергоснабжения в редакции общества противоречат статьям 157, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеющего в силу вводного Закона приоритет над другими нормативными актами в области жилищного регулирования.
Согласно статье 157 указанного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. В соответствии со статьей 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. В статье 162 Кодекса предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предоставлять собственникам коммунальные услуги.
Названные нормы, во-первых, регулируют отношения между гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и управляющими организациями, выступающими (при данном способе управления) исполнителями коммунальных услуг; во-вторых, не содержат положений, о том, что договоры с ресурсоснабжающими организациями должны заключаться от имени потребителей.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. Исполнителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с пунктом 49 Правил N 307 исполнитель обязан, в частности, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07 содержатся разъяснения по порядку применения пунктов 3, 49 Правил N 307, согласно которым ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, так как признаком статуса исполнителя является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги. Суды правомерно сослались на приведенные разъяснения. Это согласуется со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающими ответственность управляющей организации за обслуживание внутридомовых инженерных систем, в силу чего она является исполнителем коммунальных услуг в отношении потребителей. В отношении ресурсоснабжающей организации, продающей энергоресурсы, управляющая организация является абонентом, непосредственно приобретающим права и обязанности по договору. Управляющая компания не может ссылаться на пункт 16 Правил N 307, предусматривающий, что при отсутствии общедомового прибора учета оплата стоимости коммунальных услуг определяется по данным индивидуальных приборов, поскольку данная норма отношения сторон не регулирует. Следовательно, в договоре между управляющей и ресурсоснабжающей организациями должны содержаться положения, определяющие обязанность абонента по оплате фактически принятой энергии и способы определения количества энергии при отсутствии приборов учета на границе сетей абонента и ресурсоснабжающей организации. В пункте 1.8 проекта договора приведены формулы определения количества энергии в отсутствие общедомового прибора учета, соответствующие Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, принятым Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 и регулирующим взаиморасчеты между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии. Разногласия по пункту 1.8 договора истцом не заявлены.
Исполнитель коммунальных услуг не лишен возможности урегулировать со сторонами по договорам управления жилыми домами вопросы компенсации разницы в оплате, вносимой ресурсоснабжающей организации и получаемой от жильцов. Для такого урегулирования имеются достаточные правовые инструменты: статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, определяемых их долей в праве общей собственности на общее имущество; пункт 7 Правил N 307, согласно которому собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные объемы горячей воды и тепловой энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры. Общий объем потребленных горячей воды и тепловой энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Таким образом, доводы управляющей компании о применении к правоотношениям сторон положений Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил N 307 и внесении изменений в пункты 1.1, 4.1 договора основаны на ошибочном толковании норм материального права. Указанные нормативные акты регулируют отношения, участниками которых стороны договора от 01.03.2007 не являются. По другим пунктам проекта договора заявитель кассационной жалобы возражений не привел.
Основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.06.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 по делу N А32-10467/2007-64/276 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 29.12.2008 N Ф08-7416/2008 ПО ДЕЛУ N А32-10467/2007-64/276
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2008 г. N Ф08-7416/2008
Дело N А32-10467/2007-64/276
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2008 г.Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Калашниковой М.Г. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - муниципального учреждения "Городская управляющая компания - Краснодар" - Ток М.Б. и Савощенко А.П. (доверенности от 10.12.2008 и 02.12.2008), от ответчика - открытого акционерного общества "Краснодартеплоэнерго" - Санько О.В. и Луценко О.Т. (доверенности от 03.10.2008 и 09.01.2008), рассмотрев кассационную жалобу муниципального учреждения "Городская управляющая компания - Краснодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.06.2008 (судья Огилец А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 (судьи Пономарева И.В., Величко М.Г., Ванин В.В.) по делу N А32-10467/2007-64/276, установил следующее.
МУ "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - управляющая компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Краснодартеплоэнерго" (далее - общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на отпуск тепловой энергии от 01.03.2007 N 1. Истец просил внести в пункт 1.1 договора, устанавливающий его обязанность по оплате тепловой энергии, следующее дополнение: "Управляющая компания выступает по настоящему договору от имени и за счет потребителей (нанимателей и собственников помещений), которым оказываются услуги по договору, со всеми вытекающими из этого положения обстоятельствами по обязательствам, ответственности и правам потребителей в отношении объектов, по которым управляющая компания выполняет функции управления"; пункт 4.1, предусматривающий (в редакции поставщика) применение при отсутствии приборов учета расчетного метода для определения стоимости отопления и горячего водоснабжения, изложить в следующей редакции: "оплата тепловой энергии производится управляющей компанией по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления и решениями РЭК - ДциТ Краснодарского края: по отоплению, согласно пункту 1.8 договора (за исключением расчетов по горячему водоснабжению); по горячему водоснабжению: при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из их показаний; при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - по показаниям индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов, утвержденных органами местного самоуправления"; в приложении 4 к договору указать, что температура подаваемой в жилые дома горячей воды должна быть не менее 60 градусов и не более 75 градусов, вместо предложенных поставщиком параметров - не менее 55 градусов и не более 75 градусов. В обоснование заявленных требований управляющая компания указала, что решение об установке коллективного прибора учета горячей воды вправе принять только общее собрание собственников квартир многоквартирного дома.
Общество предъявило встречный иск об урегулировании разногласий по пунктам 1.2 и 4.5 договора, определяющим максимальную тепловую нагрузку на отопление, почасовое количество тепловой энергии на горячее водоснабжение и срок окончательного расчета за потребленную в расчетном году тепловую энергию.
Решением от 28.07.2008 в иске управляющей компании отказано, встречный иск удовлетворен: количественные показатели максимальной часовой тепловой нагрузки и тепловой энергии на горячее водоснабжение (пункт 1.2 договора), а также срок окончательного расчета (пункт 4.5 договора) изложены судом в варианте, предложенном обществом. Суд установил, что поправки к проекту договора, на которых настаивает управляющая компания, направлены на то, чтобы абонентами в отношении общества признавались собственники квартир в многоквартирных домах. Суд пришел к выводу, что управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг в отношении потребителей и абонентом в отношении ресурсоснабжающей организации, обязанным производить оплату за фактически полученную энергию, количество которой определяется в соответствии с данными общедомовых приборов учета, а при их отсутствии - расчетным путем. Суд установил, что, система горячего водоснабжения в домах является закрытой и для таких систем нормативно установлено, что температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 градусов. Встречный иск удовлетворен в связи с тем, что количество поставляемой энергии является существенным условием договора, мотивированных возражений против соответствующих предложений поставщика управляющая компания не представила.
Постановлением апелляционного суда от 09.09.2008 резолютивная часть решения дополнена: пункты 1.1, 4.1 и приложение N 4 (об обязанности управляющей компании оплачивать тепловую энергию, соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации сетей, исправность используемых узлов и приборов учета, производить оплату, определенную расчетным методом при отсутствии прибора учета, а также о температуре горячей воды на границе присоединения) изложены в редакции общества. Апелляционный суд указал, что мотивы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют нормам права, однако в нарушение статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения не отражены выводы арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
В кассационной жалобе управляющая компания просит отменить судебные акты и принять новое решение. По мнению заявителя, деятельность по управлению многоквартирными домами предполагает заключение договоров энергоснабжения от имени и за счет потребителей - собственников и нанимателей жилых помещений. Договоры управления жилыми домами, заключенные компанией в редакции, утвержденной на общих собраниях жильцов, предусматривают заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями от имени и за счет потребителей, являются смешанными и содержат элементы договоров агентирования и возмездного оказания услуг. По договорам, заключенным агентом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (статья 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 16 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), плата за коммунальные услуги по договорам о предоставлении коммунальных услуг при отсутствии общедомовых приборов учета определяется согласно показаниям квартирных приборов учета. Лишь при отсутствии индивидуальных (квартирных) приборов учета начисление платы производится по установленным нормативам. Пунктом 16 Правил N 307 запрещено производить корректировку потребителям при отсутствии общедомовых приборов учета. В то же время решение об установке такого прибора могут принять только собственники квартир на общем собрании. Суды определили содержание договора энергоснабжения без учета указанных нормативных положений.
В судебном заседании представители управляющей компании поддержали доводы жалобы, представители общества просили отказать в ее удовлетворении.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, управляющая компания (покупатель), получив от общества проект договора от 01.03.2007, возвратила его с протоколом разногласий от 09.04.2007. Общество 10.04.2007 передало управляющей компании протокол согласования разногласий. Управляющая компания, не подписав протокол согласований, обратилась с иском в суд об урегулировании разногласий.
Суды правомерно приняли спорные пункты в редакции теплоснабжающей организации исходя из следующего.
Правоотношения между сторонами регулируются статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области энергоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Управляющая компания считает, что спорные пункты договора энергоснабжения в редакции общества противоречат статьям 157, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеющего в силу вводного Закона приоритет над другими нормативными актами в области жилищного регулирования.
Согласно статье 157 указанного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. В соответствии со статьей 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. В статье 162 Кодекса предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предоставлять собственникам коммунальные услуги.
Названные нормы, во-первых, регулируют отношения между гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и управляющими организациями, выступающими (при данном способе управления) исполнителями коммунальных услуг; во-вторых, не содержат положений, о том, что договоры с ресурсоснабжающими организациями должны заключаться от имени потребителей.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. Исполнителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с пунктом 49 Правил N 307 исполнитель обязан, в частности, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07 содержатся разъяснения по порядку применения пунктов 3, 49 Правил N 307, согласно которым ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, так как признаком статуса исполнителя является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги. Суды правомерно сослались на приведенные разъяснения. Это согласуется со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающими ответственность управляющей организации за обслуживание внутридомовых инженерных систем, в силу чего она является исполнителем коммунальных услуг в отношении потребителей. В отношении ресурсоснабжающей организации, продающей энергоресурсы, управляющая организация является абонентом, непосредственно приобретающим права и обязанности по договору. Управляющая компания не может ссылаться на пункт 16 Правил N 307, предусматривающий, что при отсутствии общедомового прибора учета оплата стоимости коммунальных услуг определяется по данным индивидуальных приборов, поскольку данная норма отношения сторон не регулирует. Следовательно, в договоре между управляющей и ресурсоснабжающей организациями должны содержаться положения, определяющие обязанность абонента по оплате фактически принятой энергии и способы определения количества энергии при отсутствии приборов учета на границе сетей абонента и ресурсоснабжающей организации. В пункте 1.8 проекта договора приведены формулы определения количества энергии в отсутствие общедомового прибора учета, соответствующие Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, принятым Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 и регулирующим взаиморасчеты между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии. Разногласия по пункту 1.8 договора истцом не заявлены.
Исполнитель коммунальных услуг не лишен возможности урегулировать со сторонами по договорам управления жилыми домами вопросы компенсации разницы в оплате, вносимой ресурсоснабжающей организации и получаемой от жильцов. Для такого урегулирования имеются достаточные правовые инструменты: статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, определяемых их долей в праве общей собственности на общее имущество; пункт 7 Правил N 307, согласно которому собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные объемы горячей воды и тепловой энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры. Общий объем потребленных горячей воды и тепловой энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Таким образом, доводы управляющей компании о применении к правоотношениям сторон положений Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил N 307 и внесении изменений в пункты 1.1, 4.1 договора основаны на ошибочном толковании норм материального права. Указанные нормативные акты регулируют отношения, участниками которых стороны договора от 01.03.2007 не являются. По другим пунктам проекта договора заявитель кассационной жалобы возражений не привел.
Основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.06.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 по делу N А32-10467/2007-64/276 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.В.РОГАЛЬСКИЙ
Судьи
М.Г.КАЛАШНИКОВА
Ю.В.РЫЖКОВ
С.В.РОГАЛЬСКИЙ
Судьи
М.Г.КАЛАШНИКОВА
Ю.В.РЫЖКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)