Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Волковой Ю.А.,
судей Заикиной Н.В., Токаревой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Никишкиной И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А09-5914/2010 по иску Жилищно-строительного кооператива "Укрупненный жилищно-строительный кооператив" Советского района г. Брянска (г. Брянск, ул. Костычева, 31, кв. 104, ОГРН 1033265001923), обществу с ограниченной ответственностью "Региональный Информационно-Расчетный Центр" Брянской области (г. Брянск, ул. Дуки, 78, ОГРН 1073250003958), к обществу с ограниченной ответственностью "Брянский Расчетно-Информационный Центр" (г. Брянска, ул. Молодой Гвардии, 18, ОГРН 1093254013577), третье лицо: открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы", (г. Брянск, ул. Дуки, 78, ОГРН 1063250031987) об обязании прекратить внедоговорные отношения,
при участии в судебном заседании:
- от истца - ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска: не явился, извещен надлежаще;
- от ответчика - ООО "БРИЦ", г. Брянск: не явилось, извещено надлежаще;
- от ответчика - ООО "РИРЦ", г. Брянск: не явилось, извещено надлежаще;
- от третьего лица - ОАО "Брянские коммунальные системы", г. Брянск: не явилось, извещено надлежаще.
установил:
жилищно-строительный кооператив "Укрупненный Жилищно-строительный кооператив" Советского района г. Брянска (далее - ЖСК "УЖСК") обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный Информационно-Расчетный Центр" Брянской области (далее - ООО РИРЦ) об обязании ответчика прекратить внедоговорные отношения с истцом, связанные с приемом от населения денежных средств по оплате коммунальных услуг (т. 1, л.д. 2 - 3).
Определением Арбитражного суда Брянской области от 14.10.2010 к участию в деле в деле в качестве второго ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Бежицкий Расчетно-Информационный Центр" (далее - ООО БРИЦ) (т. 1, л.д. 58 - 59).
До принятия окончательного решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил предмет иска и просил суд первой инстанции запретить ответчикам осуществлять деятельность, связанную с начислением коммунальных платежей, сбором денежных средств и расчетов с поставщиками услуг в части отопления и горячего водоснабжения, в отношении граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, обслуживанием которых занимается ЖСК "УЖСК".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2010 заявленные исковые требования удовлетворены (т. 1, л.д. 107 - 111).
ООО "РИРЦ" и ООО "БРИЦ" запрещено осуществлять деятельность, связанную с начислением коммунальных платежей, сбором денежных средств и расчетов с поставщиками услуг в части отопления и горячего водоснабжения, в отношении граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, обслуживанием которых занимается ЖСК "УЖСК", а именно: в жилых домах N 6, 7 по ул. Дуки; доме N 139 по ул. Октябрьской; домах N 12, 20 по ул. Авиационной; доме N 30 по проспекту Ленина; домах N 1, 3, 5, 7 по 2-му проезду Ст. Димитрова; домах N 4, 12 по проспекту Ст. Димитрова; доме N 13 по ул. Докучаева; домах N 31, 33, 35, 37 по ул. Костычева; доме N 25 по ул. Крахмалева; доме N 12/1 по ул. Брянского Фронта и доме N 17 по ул. Горбатова в г. Брянске.
Не согласившись с указанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, ООО "БРИЦ" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт (т. 1, л.д. 122 - 125).
Оспаривая данное судебное решение, заявитель указывает на то, что в материалы дела истцом не представлены договоры управления с собственниками жилых помещений спорных многоквартирных домов.
Отмечает, что в соответствии с условиями договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-0110248 от 18.09.2008 обязанность по начислению, сбору и обработке платежей за отопление и горячее водоснабжение за ЖСК "УЖСК" не закреплена.
Указывает на неправомерный отказ судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства ООО "БРИЦ" о привлечении в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "Брянские коммунальные системы".
Считает, что обязательства по начислению платы за отопление и горячее водоснабжение могут быть возложены и на ОАО "Брянские коммунальные системы", как исполнителя вышеуказанных услуг.
В Двадцатый арбитражный апелляционный суд также поступила апелляционная жалоба ООО "РИРЦ". Последнее также не согласно с решением суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем, просит отменить его и принять по делу новый судебный акт (т. 1, л.д. 139 - 143).
Оспаривая указанное решение, заявитель отмечает, что договор N 1004 от 01.01.2008 является договором смешенного вида, в котором содержатся элементы различных договоров.
Полагает неправомерным отказ судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства ООО "БРИЦ" о привлечении в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "Брянские коммунальные системы".
Считает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что он является исполнителем коммунальных услуг.
Обращает внимание на то, что истцом не доказан факт управления спорными многоквартирными домами.
Ссылаясь на часть 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмечает, что судом неправомерно принято уточнение исковых требований ЖСК "УЖСК", заявленное последним в устной форме.
Согласно поступившему в Двадцатый арбитражный апелляционный суд отзыву ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска последний не согласен с доводами апелляционных жалоб, считает решение Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2010 законным и обоснованным, в связи с чем, просит оставить его без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения (т. 2, л.д. 2 - 9).
Определением суда от 07 апреля 2011 года по делу N А09-5914/2010 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции (т. 20, л.д. 91 - 97).
Одновременно указанным определением привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее - ОАО "БКС").
Во исполнение определения Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011, истец представил уточнение исковых требований, в которых просит запретить ответчикам ООО РИРЦ Брянской области, ООО "БРИЦ" г. Брянска осуществлять деятельность, связанную с начислением коммунальных платежей, сбором денежных средств и расчетов с поставщиками услуг в части отопления горячего водоснабжения, в отношении граждан, проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска (т. 20, л.д. 127 - 129).
Согласно правовой позиции ОАО "БКС", изложенной в отзыве на уточненные исковые требования, последнее не согласно с доводами истца, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении иска.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
От истца и ответчиков в суд апелляционной инстанции поступили письменные ходатайства о проведении судебного заседания в отсутствие их представителей (т. 20, л.д. 137 - 139).
Исследовав материалы дела, оценив доводы уточненного искового заявления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции, поскольку суд первой инстанции рассмотрел спор без привлечения участию в деле в качестве третьего лица - ОАО "БКС". Вместе с тем, в решении от 01.12.2010 по делу N А09-5914/2010, договор на оказание услуг расчетно-сервисного обслуживания от 01.01.2008 N 1004, заключенный между ОАО "Брянские коммунальные системы" и ООО "РИРЦ", в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации был признан недействительным (ничтожным) (т. 1, л.д. 90 - 96).
В силу пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основанием для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства апелляционный суд установил, что ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Брянске по ул. Дуки, д. N 6, 7; ул. Октябрьская, д. N 139; ул. Авиационная, д. N 12, 20; проспект Ленина, д. N 30; 2-й проезд Ст. Димитрова, д. N 1, 3, 5, 7; проспект Ст. Димитрова, д. N 4, 12; ул. Докучаева, д. N 13; ул. Костычева, д. N 31, 33, 35, 37; ул. Крахмалева, д. N 25; ул. Брянского Фронта, д. N 12/1; ул. Горбатова, д. N 17.
18 сентября 2008 года между ОАО "Брянские коммунальные системы" (энергоснабжающей организацией) и ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска (абонентом) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 022-01102480, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии (Приложение N 1) в соответствии с графиком ее подачи в течение срока действия настоящего договора, а абонент обязуется принять и полностью своевременно оплачивать принятую энергию по ценам и в порядке, определенных сторонами в условиях настоящего договора (т. 1, л.д. 8 - 17).
Согласно п. 3.1.4 договора абонент обязан в течение всего действия договора принимать и производить оплату тепловой энергии в установленные договором сроки.
Порядок расчета за потребленную тепловую энергию определен в п. п. 6.1, 6.2 договора путем осуществления предварительных периодических платежей в процентном соотношении от договорного объема теплопотребления. При этом окончательный расчет производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета-фактуры путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации.
В свою очередь, между ОАО "Брянские коммунальные системы" (заказчиком) и ООО "РИРЦ" (исполнителем) был заключен договор на оказание услуг расчетно-сервисного обслуживания от 01.01.2008 N 1004, в соответствии с которым исполнитель обязался оказывать на территории города Брянска и Брянской области услуги, указанные в пункте 2.2 договора, а заказчик - принимать и оплачивать эти услуги (т. 1, л.д. 90 - 96).
01 февраля 2009 года ООО "РИРЦ" обратилось к ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска с предложением заключить агентский договор на прием платежей от граждан, по условиям которого ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска поручает ООО "РИРЦ" принимать от физических лиц наличные денежные средства в кассу в качестве оплаты за оказанные истцом жилищно-коммунальные услуги на основании платежного документа и перечислять принятые платежи на расчетный счет ответчика (ООО "РИРЦ").
В связи с тем, что ответственность за своевременность и полноту перечисления денежных средств по оплате тепловой энергии в соответствии с договором энергоснабжения тепловой энергией N 022-01102480 от 18.09.2008 несет истец, последний отказался от подписания агентского договора от 01.02.09 г. N 88 (т. 1, л.д. 18 - 19).
Вместе с тем, ООО "РИРЦ" в отсутствие заключенного договора осуществляло прием платежей от населения, проживающего в жилых домах, обслуживаемых ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска, по платежным квитанциям.
Впоследствии между ООО "РИРЦ" и ООО "БРИЦ" был заключен агентский договор от 30.11.2009 N 34, по условиям которого первый ответчик (ООО "РИРЦ") поручает второму ответчику (ООО "БРИЦ") оказывать услуги по проведению расчетов с населением за отопление и горячее водоснабжение по поставщику ОАО "Брянские коммунальные системы" в отношении жилищного фонда, определенному в Приложении N 1 к договору (в том числе жилищному фонду, обслуживаемому ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска), предоставлению ООО "РИРЦ" отчетности, оговоренной агентским договором, сбору и перечислению всех принятых платежей от населения за отопление и горячее водоснабжение на расчетный счет ООО "РИРЦ".
Требование истца о прекращении начисления и сбора денежных средств с населения за коммунальные услуги было оставлено ООО "РИРЦ" без удовлетворения (т. 1, л.д. 38).
Считая незаконными действия ответчиков ООО "РИРЦ" и ООО "БРИЦ", связанные с начислением коммунальных платежей, сбором денежных средств и расчетов с поставщиками услуг в части отопления и горячего водоснабжения, в отношении граждан, проживающих в жилищном фонде, обслуживанием которого занимается ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска, последний обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится перечень способов защиты гражданских прав. При этом данная статья допускает защиту гражданских прав как указанными в ней способами, так и иными способами, предусмотренными законами.
Защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения собственников многоквартирных домов и управляющих организаций регламентируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания (статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С учетом представленных в дело материалов истец - ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска, является управляющей организаций, исполнителем коммунальных услуг по отношению к населению, проживающему в обслуживаемых им многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Брянске по ул. Дуки, д. N 6, 7; ул. Октябрьская, д. N 139; ул. Авиационная, д. N 12, 20; проспект Ленина, д. N 30; 2-й проезд Ст. Димитрова, д. N 1, 3, 5, 7; проспект Ст. Димитрова, д. N 4, 12; ул. Докучаева, д. N 13; ул. Костычева, д. N 31, 33, 35, 37; ул. Крахмалева, д. N 25; ул. Брянского Фронта, д. N 12/1; ул. Горбатова, д. N 17.
Полномочия истца на управление спорными многоквартирными жилыми домами подтверждается представленными в дело копиями следующих документов:
- - договоров на техническое обслуживание и оплату коммунальных услуг с собственниками жилых помещений, проживающих в указанных выше многоквартирных жилых домах (т. 5, л.д. 57 - 169, т. 6, т. 7, т. 8, т. 9, т. 10, т. 11, т. 12, т. 13, т. 14;
- - документов по передаче спорных многоквартирных домов истцу от других управляющих организаций (т. 15, л.д. 33 - 94);
- - протоколов собраний об избрании собственниками помещений многоквартирных жилых домов, проживающих в указанных выше жилых домах, в качестве управляющей организации ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска (т. 15, л.д. 95 - 130);
- - копиями подтверждения о присоединении собственников помещений спорных многоквартирных домов к Публичному договору управления многоквартирным домом (акцепт оферты) (т. 16 - т. 20)
В соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана заключать с теплоснабжающей организацией договор теплоснабжения, с целью обеспечения потребителей тепловой энергией для нужд горячего водоснабжения и отопления.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, которым управляет управляющая организация, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой организации.
Таким образом, управляющая организация обязана собрать коммунальные платежи передать их теплоснабжающей организации в полном объеме.
Управление многоквартирным домом может осуществлять организация любой формы собственности. При заключении собственниками жилых помещений договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией последняя заключает договоры с организациями, предоставляющими коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, покупка тепловой энергии осуществляется ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска для отопления жилищного фонда, обслуживанием которого он занимается. При этом ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска соответствует понятию "исполнитель", определенному в пункте 3 Правил, согласно которому исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В целях осуществления своих обязанностей исполнитель коммунальных услуг наделен соответствующими правами, в частности, правом требовать от потребителя внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, - уплаты неустоек (штрафов, пеней) (подпункт "а" п. 50 Правил N 307).
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Из пункта 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Начиная с 01.01.2010 в статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации введен новый пункт 15, согласно которому наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о приеме платежей под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с управляющей организацией.
Договором, с которого начинается сотрудничество управляющей организации с оператором по приему платежей (платежным агентом), является договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. По этому соглашению оператор вправе от своего имени или от имени управляющей организации и за счет последней осуществлять прием денежных средств от плательщиков, а также обязан производить последующие расчеты с управляющей организацией в установленном договором порядке (пункты 1, 2 ст. 4 Закона о приеме платежей).
Соответствующего договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между сторонами настоящего спора заключено не было.
Принимая во внимание изложенное, договор на оказание услуг расчетно-сервисного обслуживания от 01.01.2008 N 1004, заключенный между ОАО "Брянские коммунальные системы" (заказчиком) и ООО "РИРЦ" (исполнителем), и агентский договор от 30.11.2009 N 34, заключенный между ООО "РИРЦ" (принципалом) и ООО "БРИЦ" (агентом), в части начисления коммунальных платежей, сбора денежных средств и расчетов с поставщиками услуг по отоплению и горячему водоснабжению, в отношении граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, обслуживанием которых занимается Жилищно-строительный кооператив "Укрупненный Жилищно-строительный кооператив" Советского района г. Брянска, являются недействительными (ничтожными) в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как не соответствующими требованиям закона.
Из материалов дела не усматривается, что на день рассмотрения настоящего спора отпало нарушение и (или) угроза нарушения прав и законных интересов истца со стороны как первого, так и второго ответчиков ООО "РИРЦ" и ООО "БРИЦ" соответственно. Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, раскрывающей сущность принципа состязательности участников арбитражного процесса, ответчиками не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии с их стороны нарушения прав и интересов истца по спорным отношениям.
Доводы ответчиков и третьего лица, приведенные в опровержение заявленных требований, подлежат отклонению, поскольку они противоречат нормам закона и не подтверждены соответствующими доказательствами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Поскольку исковые требования ЖСК "УЖСК" подлежат удовлетворению, государственная пошлина за подачу искового заявления в сумме 4 000, уплаченная истцом платежным поручением N 52 от 26.03.2010 (т. 1, л.д. 6) подлежит взысканию с ответчиков в равных долях, то есть по 2 000 рублей с каждого.
Поскольку апелляционные жалобы ООО "РИРЦ" и ООО "БРИЦ" не подлежат удовлетворению, государственная пошлина за их подачу в сумме по 2 000 рублей относится на заявителей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 01 декабря 2010 года по делу N А09-5914/2010 отменить.
Исковые требования Жилищно-строительного кооператива "Укрупненный жилищно-строительный кооператив" Советского района г. Брянска (г. Брянск, ул. Костычева, 31, кв. 104, ОГРН 1033265001923) к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный Информационно-Расчетный Центр" Брянской области (г. Брянск, ул. Дуки, 78, ОГРН 1073250003958), к обществу с ограниченной ответственностью "Брянский Расчетно-Информационный Центр" (г. Брянска, ул. Молодой Гвардии, 18, ОГРН 1093254013577) удовлетворить.
Запретить ответчикам - обществу с ограниченной ответственностью "Региональный Информационно-Расчетный Центр" Брянской области (г. Брянск, ул. Дуки, 78, ОГРН 1073250003958), обществу с ограниченной ответственностью "Брянский Расчетно-Информационный Центр" (г. Брянска, ул. Молодой Гвардии, 18, ОГРН 1093254013577) осуществлять деятельность, связанную с начислением коммунальных платежей, сбором денежных средств и расчетов с поставщиками услуг в части отопления и горячего водоснабжения, в отношении граждан, проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых Жилищно-строительным кооперативом "Укрупненный жилищно-строительный кооператив" Советского района г. Брянска (г. Брянск, ул. Костычева, 31, кв. 104, ОГРН 1033265001923).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Региональный Информационно-Расчетный Центр" Брянской области (г. Брянск, ул. Дуки, 78, ОГРН 1073250003958) в пользу Жилищно-строительного кооператива "Укрупненный жилищно-строительный кооператив" Советского района г. Брянска 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Брянский Расчетно-Информационный Центр" (г. Брянска, ул. Молодой Гвардии, 18, ОГРН 1093254013577) в пользу Жилищно-строительного кооператива "Укрупненный жилищно-строительный кооператив" Советского района г. Брянска 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.А.ВОЛКОВА
Судьи
М.В.ТОКАРЕВА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2011 ПО ДЕЛУ N А09-5914/2010
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2011 г. по делу N А09-5914/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Волковой Ю.А.,
судей Заикиной Н.В., Токаревой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Никишкиной И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А09-5914/2010 по иску Жилищно-строительного кооператива "Укрупненный жилищно-строительный кооператив" Советского района г. Брянска (г. Брянск, ул. Костычева, 31, кв. 104, ОГРН 1033265001923), обществу с ограниченной ответственностью "Региональный Информационно-Расчетный Центр" Брянской области (г. Брянск, ул. Дуки, 78, ОГРН 1073250003958), к обществу с ограниченной ответственностью "Брянский Расчетно-Информационный Центр" (г. Брянска, ул. Молодой Гвардии, 18, ОГРН 1093254013577), третье лицо: открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы", (г. Брянск, ул. Дуки, 78, ОГРН 1063250031987) об обязании прекратить внедоговорные отношения,
при участии в судебном заседании:
- от истца - ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска: не явился, извещен надлежаще;
- от ответчика - ООО "БРИЦ", г. Брянск: не явилось, извещено надлежаще;
- от ответчика - ООО "РИРЦ", г. Брянск: не явилось, извещено надлежаще;
- от третьего лица - ОАО "Брянские коммунальные системы", г. Брянск: не явилось, извещено надлежаще.
установил:
жилищно-строительный кооператив "Укрупненный Жилищно-строительный кооператив" Советского района г. Брянска (далее - ЖСК "УЖСК") обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный Информационно-Расчетный Центр" Брянской области (далее - ООО РИРЦ) об обязании ответчика прекратить внедоговорные отношения с истцом, связанные с приемом от населения денежных средств по оплате коммунальных услуг (т. 1, л.д. 2 - 3).
Определением Арбитражного суда Брянской области от 14.10.2010 к участию в деле в деле в качестве второго ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Бежицкий Расчетно-Информационный Центр" (далее - ООО БРИЦ) (т. 1, л.д. 58 - 59).
До принятия окончательного решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил предмет иска и просил суд первой инстанции запретить ответчикам осуществлять деятельность, связанную с начислением коммунальных платежей, сбором денежных средств и расчетов с поставщиками услуг в части отопления и горячего водоснабжения, в отношении граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, обслуживанием которых занимается ЖСК "УЖСК".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2010 заявленные исковые требования удовлетворены (т. 1, л.д. 107 - 111).
ООО "РИРЦ" и ООО "БРИЦ" запрещено осуществлять деятельность, связанную с начислением коммунальных платежей, сбором денежных средств и расчетов с поставщиками услуг в части отопления и горячего водоснабжения, в отношении граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, обслуживанием которых занимается ЖСК "УЖСК", а именно: в жилых домах N 6, 7 по ул. Дуки; доме N 139 по ул. Октябрьской; домах N 12, 20 по ул. Авиационной; доме N 30 по проспекту Ленина; домах N 1, 3, 5, 7 по 2-му проезду Ст. Димитрова; домах N 4, 12 по проспекту Ст. Димитрова; доме N 13 по ул. Докучаева; домах N 31, 33, 35, 37 по ул. Костычева; доме N 25 по ул. Крахмалева; доме N 12/1 по ул. Брянского Фронта и доме N 17 по ул. Горбатова в г. Брянске.
Не согласившись с указанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, ООО "БРИЦ" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт (т. 1, л.д. 122 - 125).
Оспаривая данное судебное решение, заявитель указывает на то, что в материалы дела истцом не представлены договоры управления с собственниками жилых помещений спорных многоквартирных домов.
Отмечает, что в соответствии с условиями договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-0110248 от 18.09.2008 обязанность по начислению, сбору и обработке платежей за отопление и горячее водоснабжение за ЖСК "УЖСК" не закреплена.
Указывает на неправомерный отказ судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства ООО "БРИЦ" о привлечении в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "Брянские коммунальные системы".
Считает, что обязательства по начислению платы за отопление и горячее водоснабжение могут быть возложены и на ОАО "Брянские коммунальные системы", как исполнителя вышеуказанных услуг.
В Двадцатый арбитражный апелляционный суд также поступила апелляционная жалоба ООО "РИРЦ". Последнее также не согласно с решением суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем, просит отменить его и принять по делу новый судебный акт (т. 1, л.д. 139 - 143).
Оспаривая указанное решение, заявитель отмечает, что договор N 1004 от 01.01.2008 является договором смешенного вида, в котором содержатся элементы различных договоров.
Полагает неправомерным отказ судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства ООО "БРИЦ" о привлечении в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "Брянские коммунальные системы".
Считает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что он является исполнителем коммунальных услуг.
Обращает внимание на то, что истцом не доказан факт управления спорными многоквартирными домами.
Ссылаясь на часть 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмечает, что судом неправомерно принято уточнение исковых требований ЖСК "УЖСК", заявленное последним в устной форме.
Согласно поступившему в Двадцатый арбитражный апелляционный суд отзыву ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска последний не согласен с доводами апелляционных жалоб, считает решение Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2010 законным и обоснованным, в связи с чем, просит оставить его без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения (т. 2, л.д. 2 - 9).
Определением суда от 07 апреля 2011 года по делу N А09-5914/2010 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции (т. 20, л.д. 91 - 97).
Одновременно указанным определением привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее - ОАО "БКС").
Во исполнение определения Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011, истец представил уточнение исковых требований, в которых просит запретить ответчикам ООО РИРЦ Брянской области, ООО "БРИЦ" г. Брянска осуществлять деятельность, связанную с начислением коммунальных платежей, сбором денежных средств и расчетов с поставщиками услуг в части отопления горячего водоснабжения, в отношении граждан, проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска (т. 20, л.д. 127 - 129).
Согласно правовой позиции ОАО "БКС", изложенной в отзыве на уточненные исковые требования, последнее не согласно с доводами истца, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении иска.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
От истца и ответчиков в суд апелляционной инстанции поступили письменные ходатайства о проведении судебного заседания в отсутствие их представителей (т. 20, л.д. 137 - 139).
Исследовав материалы дела, оценив доводы уточненного искового заявления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции, поскольку суд первой инстанции рассмотрел спор без привлечения участию в деле в качестве третьего лица - ОАО "БКС". Вместе с тем, в решении от 01.12.2010 по делу N А09-5914/2010, договор на оказание услуг расчетно-сервисного обслуживания от 01.01.2008 N 1004, заключенный между ОАО "Брянские коммунальные системы" и ООО "РИРЦ", в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации был признан недействительным (ничтожным) (т. 1, л.д. 90 - 96).
В силу пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основанием для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства апелляционный суд установил, что ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Брянске по ул. Дуки, д. N 6, 7; ул. Октябрьская, д. N 139; ул. Авиационная, д. N 12, 20; проспект Ленина, д. N 30; 2-й проезд Ст. Димитрова, д. N 1, 3, 5, 7; проспект Ст. Димитрова, д. N 4, 12; ул. Докучаева, д. N 13; ул. Костычева, д. N 31, 33, 35, 37; ул. Крахмалева, д. N 25; ул. Брянского Фронта, д. N 12/1; ул. Горбатова, д. N 17.
18 сентября 2008 года между ОАО "Брянские коммунальные системы" (энергоснабжающей организацией) и ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска (абонентом) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 022-01102480, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии (Приложение N 1) в соответствии с графиком ее подачи в течение срока действия настоящего договора, а абонент обязуется принять и полностью своевременно оплачивать принятую энергию по ценам и в порядке, определенных сторонами в условиях настоящего договора (т. 1, л.д. 8 - 17).
Согласно п. 3.1.4 договора абонент обязан в течение всего действия договора принимать и производить оплату тепловой энергии в установленные договором сроки.
Порядок расчета за потребленную тепловую энергию определен в п. п. 6.1, 6.2 договора путем осуществления предварительных периодических платежей в процентном соотношении от договорного объема теплопотребления. При этом окончательный расчет производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета-фактуры путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации.
В свою очередь, между ОАО "Брянские коммунальные системы" (заказчиком) и ООО "РИРЦ" (исполнителем) был заключен договор на оказание услуг расчетно-сервисного обслуживания от 01.01.2008 N 1004, в соответствии с которым исполнитель обязался оказывать на территории города Брянска и Брянской области услуги, указанные в пункте 2.2 договора, а заказчик - принимать и оплачивать эти услуги (т. 1, л.д. 90 - 96).
01 февраля 2009 года ООО "РИРЦ" обратилось к ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска с предложением заключить агентский договор на прием платежей от граждан, по условиям которого ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска поручает ООО "РИРЦ" принимать от физических лиц наличные денежные средства в кассу в качестве оплаты за оказанные истцом жилищно-коммунальные услуги на основании платежного документа и перечислять принятые платежи на расчетный счет ответчика (ООО "РИРЦ").
В связи с тем, что ответственность за своевременность и полноту перечисления денежных средств по оплате тепловой энергии в соответствии с договором энергоснабжения тепловой энергией N 022-01102480 от 18.09.2008 несет истец, последний отказался от подписания агентского договора от 01.02.09 г. N 88 (т. 1, л.д. 18 - 19).
Вместе с тем, ООО "РИРЦ" в отсутствие заключенного договора осуществляло прием платежей от населения, проживающего в жилых домах, обслуживаемых ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска, по платежным квитанциям.
Впоследствии между ООО "РИРЦ" и ООО "БРИЦ" был заключен агентский договор от 30.11.2009 N 34, по условиям которого первый ответчик (ООО "РИРЦ") поручает второму ответчику (ООО "БРИЦ") оказывать услуги по проведению расчетов с населением за отопление и горячее водоснабжение по поставщику ОАО "Брянские коммунальные системы" в отношении жилищного фонда, определенному в Приложении N 1 к договору (в том числе жилищному фонду, обслуживаемому ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска), предоставлению ООО "РИРЦ" отчетности, оговоренной агентским договором, сбору и перечислению всех принятых платежей от населения за отопление и горячее водоснабжение на расчетный счет ООО "РИРЦ".
Требование истца о прекращении начисления и сбора денежных средств с населения за коммунальные услуги было оставлено ООО "РИРЦ" без удовлетворения (т. 1, л.д. 38).
Считая незаконными действия ответчиков ООО "РИРЦ" и ООО "БРИЦ", связанные с начислением коммунальных платежей, сбором денежных средств и расчетов с поставщиками услуг в части отопления и горячего водоснабжения, в отношении граждан, проживающих в жилищном фонде, обслуживанием которого занимается ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска, последний обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится перечень способов защиты гражданских прав. При этом данная статья допускает защиту гражданских прав как указанными в ней способами, так и иными способами, предусмотренными законами.
Защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения собственников многоквартирных домов и управляющих организаций регламентируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания (статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С учетом представленных в дело материалов истец - ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска, является управляющей организаций, исполнителем коммунальных услуг по отношению к населению, проживающему в обслуживаемых им многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Брянске по ул. Дуки, д. N 6, 7; ул. Октябрьская, д. N 139; ул. Авиационная, д. N 12, 20; проспект Ленина, д. N 30; 2-й проезд Ст. Димитрова, д. N 1, 3, 5, 7; проспект Ст. Димитрова, д. N 4, 12; ул. Докучаева, д. N 13; ул. Костычева, д. N 31, 33, 35, 37; ул. Крахмалева, д. N 25; ул. Брянского Фронта, д. N 12/1; ул. Горбатова, д. N 17.
Полномочия истца на управление спорными многоквартирными жилыми домами подтверждается представленными в дело копиями следующих документов:
- - договоров на техническое обслуживание и оплату коммунальных услуг с собственниками жилых помещений, проживающих в указанных выше многоквартирных жилых домах (т. 5, л.д. 57 - 169, т. 6, т. 7, т. 8, т. 9, т. 10, т. 11, т. 12, т. 13, т. 14;
- - документов по передаче спорных многоквартирных домов истцу от других управляющих организаций (т. 15, л.д. 33 - 94);
- - протоколов собраний об избрании собственниками помещений многоквартирных жилых домов, проживающих в указанных выше жилых домах, в качестве управляющей организации ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска (т. 15, л.д. 95 - 130);
- - копиями подтверждения о присоединении собственников помещений спорных многоквартирных домов к Публичному договору управления многоквартирным домом (акцепт оферты) (т. 16 - т. 20)
В соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана заключать с теплоснабжающей организацией договор теплоснабжения, с целью обеспечения потребителей тепловой энергией для нужд горячего водоснабжения и отопления.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, которым управляет управляющая организация, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой организации.
Таким образом, управляющая организация обязана собрать коммунальные платежи передать их теплоснабжающей организации в полном объеме.
Управление многоквартирным домом может осуществлять организация любой формы собственности. При заключении собственниками жилых помещений договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией последняя заключает договоры с организациями, предоставляющими коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, покупка тепловой энергии осуществляется ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска для отопления жилищного фонда, обслуживанием которого он занимается. При этом ЖСК "УЖСК" Советского района г. Брянска соответствует понятию "исполнитель", определенному в пункте 3 Правил, согласно которому исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В целях осуществления своих обязанностей исполнитель коммунальных услуг наделен соответствующими правами, в частности, правом требовать от потребителя внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, - уплаты неустоек (штрафов, пеней) (подпункт "а" п. 50 Правил N 307).
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Из пункта 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Начиная с 01.01.2010 в статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации введен новый пункт 15, согласно которому наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о приеме платежей под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с управляющей организацией.
Договором, с которого начинается сотрудничество управляющей организации с оператором по приему платежей (платежным агентом), является договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. По этому соглашению оператор вправе от своего имени или от имени управляющей организации и за счет последней осуществлять прием денежных средств от плательщиков, а также обязан производить последующие расчеты с управляющей организацией в установленном договором порядке (пункты 1, 2 ст. 4 Закона о приеме платежей).
Соответствующего договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между сторонами настоящего спора заключено не было.
Принимая во внимание изложенное, договор на оказание услуг расчетно-сервисного обслуживания от 01.01.2008 N 1004, заключенный между ОАО "Брянские коммунальные системы" (заказчиком) и ООО "РИРЦ" (исполнителем), и агентский договор от 30.11.2009 N 34, заключенный между ООО "РИРЦ" (принципалом) и ООО "БРИЦ" (агентом), в части начисления коммунальных платежей, сбора денежных средств и расчетов с поставщиками услуг по отоплению и горячему водоснабжению, в отношении граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, обслуживанием которых занимается Жилищно-строительный кооператив "Укрупненный Жилищно-строительный кооператив" Советского района г. Брянска, являются недействительными (ничтожными) в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как не соответствующими требованиям закона.
Из материалов дела не усматривается, что на день рассмотрения настоящего спора отпало нарушение и (или) угроза нарушения прав и законных интересов истца со стороны как первого, так и второго ответчиков ООО "РИРЦ" и ООО "БРИЦ" соответственно. Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, раскрывающей сущность принципа состязательности участников арбитражного процесса, ответчиками не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии с их стороны нарушения прав и интересов истца по спорным отношениям.
Доводы ответчиков и третьего лица, приведенные в опровержение заявленных требований, подлежат отклонению, поскольку они противоречат нормам закона и не подтверждены соответствующими доказательствами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Поскольку исковые требования ЖСК "УЖСК" подлежат удовлетворению, государственная пошлина за подачу искового заявления в сумме 4 000, уплаченная истцом платежным поручением N 52 от 26.03.2010 (т. 1, л.д. 6) подлежит взысканию с ответчиков в равных долях, то есть по 2 000 рублей с каждого.
Поскольку апелляционные жалобы ООО "РИРЦ" и ООО "БРИЦ" не подлежат удовлетворению, государственная пошлина за их подачу в сумме по 2 000 рублей относится на заявителей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 01 декабря 2010 года по делу N А09-5914/2010 отменить.
Исковые требования Жилищно-строительного кооператива "Укрупненный жилищно-строительный кооператив" Советского района г. Брянска (г. Брянск, ул. Костычева, 31, кв. 104, ОГРН 1033265001923) к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный Информационно-Расчетный Центр" Брянской области (г. Брянск, ул. Дуки, 78, ОГРН 1073250003958), к обществу с ограниченной ответственностью "Брянский Расчетно-Информационный Центр" (г. Брянска, ул. Молодой Гвардии, 18, ОГРН 1093254013577) удовлетворить.
Запретить ответчикам - обществу с ограниченной ответственностью "Региональный Информационно-Расчетный Центр" Брянской области (г. Брянск, ул. Дуки, 78, ОГРН 1073250003958), обществу с ограниченной ответственностью "Брянский Расчетно-Информационный Центр" (г. Брянска, ул. Молодой Гвардии, 18, ОГРН 1093254013577) осуществлять деятельность, связанную с начислением коммунальных платежей, сбором денежных средств и расчетов с поставщиками услуг в части отопления и горячего водоснабжения, в отношении граждан, проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых Жилищно-строительным кооперативом "Укрупненный жилищно-строительный кооператив" Советского района г. Брянска (г. Брянск, ул. Костычева, 31, кв. 104, ОГРН 1033265001923).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Региональный Информационно-Расчетный Центр" Брянской области (г. Брянск, ул. Дуки, 78, ОГРН 1073250003958) в пользу Жилищно-строительного кооператива "Укрупненный жилищно-строительный кооператив" Советского района г. Брянска 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Брянский Расчетно-Информационный Центр" (г. Брянска, ул. Молодой Гвардии, 18, ОГРН 1093254013577) в пользу Жилищно-строительного кооператива "Укрупненный жилищно-строительный кооператив" Советского района г. Брянска 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.А.ВОЛКОВА
Судьи
М.В.ТОКАРЕВА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)