Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.07.2009.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-эксплуатационного кооператива "Северный", г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24 марта 2009 года по делу N А14-15321/2008/509/18,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" (далее - МУП "Воронежская горэлектросеть"), г. Воронеж, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Жилищно-эксплуатационному кооперативу "Северный" (далее - ЖЭК "Северный"), г. Воронеж, о взыскании 2 150 381 руб. 62 коп. задолженности за период с 01.05.2008 по 30.09.2008 (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.03.2009 с ЖЭК "Северный" в пользу МУП городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" взыскано 2 150 381 руб. 62 коп. основного долга.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверное применение норм материального права, ЖЭК "Северный" обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 24.03.2009 как незаконное.
При этом заявитель жалобы ссылается на то, что электроэнергия мест общего пользования включена в норматив потребления электроэнергии для квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета, что подтверждается, по мнению заявителя, письмом Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 3и-1873 от 26.06.2008.
Представители МУП "Воронежская горэлектросеть" возражали против доводов кассационной жалобы, считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Представители ЖЭК "Северный" в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя МУП "Воронежская горэлектросеть", оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит ее подлежащей удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 02.05.2007 между МУП "Воронежская горэлектросеть" (гарантирующий поставщик) и ЖЭК "Северный" (абонент) заключен договор N 9817 на поставку (отпуск и потребление) электрической энергии, согласно которому гарантирующий поставщик обязался поставить абоненту электрическую энергию (п. 1.1). Абонент, в свою очередь, обязался принимать и оплачивать поставляемую для нужд жилых домов электрическую энергию.
Согласно п. 4.6 договора при отсутствии приборов учета или их несоответствии требованиям, предъявляемым к приборам коммерческого учета электрической энергии, количество принятой электрической энергии абонентом определяется:
- - при расчетах по общему учету (за электроэнергию, потребляемую собственниками и нанимателями жилых помещений) - по количеству квартир в жилом доме, количеству комнат в квартире умноженному на действующий норматив потребления электроэнергии для граждан г. Воронежа, проживающих в квартирах без приборов учета расхода электроэнергии. При отсутствии данных о проживающих, исходя из состава семьи три человека;
- - при расчетах за электроэнергию, потребляемую приборами освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления и т.п., технологических потерь - 7 кВтч в месяц на 1 человека, проживающих в квартире;
- - при расчетах за электроэнергию, потребляемую лифтовым оборудованием - 7 кВтч в месяц на 1 человека, проживающих в жилом доме. При отсутствии данных о проживающих их количество принимается равным произведению количества квартир на 3 человек, проживающих в квартире;
- - при расчетах за электроэнергию, потребляемую электроустановками владельцев встроенных (пристроенных) нежилых помещений, количество определяется по присоединенной мощности токоприемников и 24 часов их работы.
Из расчета и пояснений в судебном заседании кассационной инстанции следует, что в расчет суммы иска входит расчет электроэнергии в местах общего пользования и за потребление лифтового оборудования.
По произведенному истцом расчету за период с 01.05.2008 по 30.09.2008 истец поставил ответчику 3 446 013 квт/ч электроэнергии на сумму 5 172 523 руб. 62 коп.
Ответчик поставленную энергию оплатил частично, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев данный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в размере 2 150 381 руб. 62 коп.
Свой вывод суд мотивировал тем, что п. 3.1.11 договора предусмотрено обязательство ответчика предоставить истцу сведения для произведения расчета количества потребляемой электроэнергии в жилых домах, не оборудованных приборами учета: о количестве квартир, комнат в квартирах и количестве жителей; в случае не получения указанных сведений, истец рассчитывает потребление электроэнергии в жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, исходя из состава семьи 3 человека (п. 4.6 договора).
При этом суд исходил из того, что поскольку ответчик не предоставил суду доказательств передачи истцу указанных в п. 3.1.11 сведений, истец правомерно произвел расчет количества электроэнергии по предусмотренной в договоре методике, в том числе из расчета 3 человека в квартире.
Однако данные выводы суда нельзя признать основанными на нормах действующего законодательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 указанной нормы предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пунктам 89, 91 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. В случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
Согласно пункту 155 раздела VII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, объем безучетного потребления электрической энергии определяется одним из расчетных способов, предусмотренных пунктами 145, 147 Правил. Объем бездоговорного потребления электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных Правилами, определяется исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств. Согласно абзацу 2 пункта 147 указанных Правил в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Аналогичный порядок определения объема потребления электрической энергии гражданами установлен в подпункте 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Пунктом 19 Правил N 307 установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется, в том числе: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 25, 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются, в том числе нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из письма Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 3и-1873 от 26.06.2008 (л.д. 145) следует, что решением Правления ГУТ Воронежской области от 22.12.2006 N 36/4 утвержден норматив потребления электроэнергии на 1 человека, проживающего в городском округе город Воронеж, в квартире без приборов учета расхода электроэнергии, в которых в соответствии с пунктом 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 учтено потребление электроэнергии на освещение мест общего пользования и работу лифтов в многоквартирном доме.
Соответствуют ли условия п. 4.6 договора N 9817 от 02.05.2007, предусматривающего при отсутствии приборов учета дополнительно расчет потребления электроэнергии в местах общего пользования и за пользование лифтовым оборудованием, императивным нормам Правил N 307 и N 306, в соответствии с которыми применяется норматив потребления электроэнергии с включением туда потребления электроэнергии в местах общего пользования и за пользование лифтовым оборудованием, суд не установил, данным обстоятельствам правовой оценки не дал.
Приведенные обстоятельства имеют существенное значение для правильного рассмотрения дела, поскольку влияют на правильность расчета истца суммы задолженности за пользование электроэнергией ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
При новом рассмотрении дела суду следует установить все значимые для дела обстоятельства и с учетом этого рассмотреть спор в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Воронежской области от 24 марта 2009 года по делу N А14-15321/2008/509/18 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 20.07.2009 N Ф10-2655/09 ПО ДЕЛУ N А14-15321/2008/509/18
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2009 г. N Ф10-2655/09
Дело N А14-15321/2008/509/18
Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.07.2009.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-эксплуатационного кооператива "Северный", г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24 марта 2009 года по делу N А14-15321/2008/509/18,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" (далее - МУП "Воронежская горэлектросеть"), г. Воронеж, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Жилищно-эксплуатационному кооперативу "Северный" (далее - ЖЭК "Северный"), г. Воронеж, о взыскании 2 150 381 руб. 62 коп. задолженности за период с 01.05.2008 по 30.09.2008 (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.03.2009 с ЖЭК "Северный" в пользу МУП городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" взыскано 2 150 381 руб. 62 коп. основного долга.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверное применение норм материального права, ЖЭК "Северный" обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 24.03.2009 как незаконное.
При этом заявитель жалобы ссылается на то, что электроэнергия мест общего пользования включена в норматив потребления электроэнергии для квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета, что подтверждается, по мнению заявителя, письмом Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 3и-1873 от 26.06.2008.
Представители МУП "Воронежская горэлектросеть" возражали против доводов кассационной жалобы, считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Представители ЖЭК "Северный" в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя МУП "Воронежская горэлектросеть", оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит ее подлежащей удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 02.05.2007 между МУП "Воронежская горэлектросеть" (гарантирующий поставщик) и ЖЭК "Северный" (абонент) заключен договор N 9817 на поставку (отпуск и потребление) электрической энергии, согласно которому гарантирующий поставщик обязался поставить абоненту электрическую энергию (п. 1.1). Абонент, в свою очередь, обязался принимать и оплачивать поставляемую для нужд жилых домов электрическую энергию.
Согласно п. 4.6 договора при отсутствии приборов учета или их несоответствии требованиям, предъявляемым к приборам коммерческого учета электрической энергии, количество принятой электрической энергии абонентом определяется:
- - при расчетах по общему учету (за электроэнергию, потребляемую собственниками и нанимателями жилых помещений) - по количеству квартир в жилом доме, количеству комнат в квартире умноженному на действующий норматив потребления электроэнергии для граждан г. Воронежа, проживающих в квартирах без приборов учета расхода электроэнергии. При отсутствии данных о проживающих, исходя из состава семьи три человека;
- - при расчетах за электроэнергию, потребляемую приборами освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления и т.п., технологических потерь - 7 кВтч в месяц на 1 человека, проживающих в квартире;
- - при расчетах за электроэнергию, потребляемую лифтовым оборудованием - 7 кВтч в месяц на 1 человека, проживающих в жилом доме. При отсутствии данных о проживающих их количество принимается равным произведению количества квартир на 3 человек, проживающих в квартире;
- - при расчетах за электроэнергию, потребляемую электроустановками владельцев встроенных (пристроенных) нежилых помещений, количество определяется по присоединенной мощности токоприемников и 24 часов их работы.
Из расчета и пояснений в судебном заседании кассационной инстанции следует, что в расчет суммы иска входит расчет электроэнергии в местах общего пользования и за потребление лифтового оборудования.
По произведенному истцом расчету за период с 01.05.2008 по 30.09.2008 истец поставил ответчику 3 446 013 квт/ч электроэнергии на сумму 5 172 523 руб. 62 коп.
Ответчик поставленную энергию оплатил частично, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев данный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в размере 2 150 381 руб. 62 коп.
Свой вывод суд мотивировал тем, что п. 3.1.11 договора предусмотрено обязательство ответчика предоставить истцу сведения для произведения расчета количества потребляемой электроэнергии в жилых домах, не оборудованных приборами учета: о количестве квартир, комнат в квартирах и количестве жителей; в случае не получения указанных сведений, истец рассчитывает потребление электроэнергии в жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, исходя из состава семьи 3 человека (п. 4.6 договора).
При этом суд исходил из того, что поскольку ответчик не предоставил суду доказательств передачи истцу указанных в п. 3.1.11 сведений, истец правомерно произвел расчет количества электроэнергии по предусмотренной в договоре методике, в том числе из расчета 3 человека в квартире.
Однако данные выводы суда нельзя признать основанными на нормах действующего законодательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 указанной нормы предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пунктам 89, 91 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. В случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
Согласно пункту 155 раздела VII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, объем безучетного потребления электрической энергии определяется одним из расчетных способов, предусмотренных пунктами 145, 147 Правил. Объем бездоговорного потребления электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных Правилами, определяется исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств. Согласно абзацу 2 пункта 147 указанных Правил в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Аналогичный порядок определения объема потребления электрической энергии гражданами установлен в подпункте 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Пунктом 19 Правил N 307 установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется, в том числе: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 25, 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются, в том числе нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из письма Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 3и-1873 от 26.06.2008 (л.д. 145) следует, что решением Правления ГУТ Воронежской области от 22.12.2006 N 36/4 утвержден норматив потребления электроэнергии на 1 человека, проживающего в городском округе город Воронеж, в квартире без приборов учета расхода электроэнергии, в которых в соответствии с пунктом 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 учтено потребление электроэнергии на освещение мест общего пользования и работу лифтов в многоквартирном доме.
Соответствуют ли условия п. 4.6 договора N 9817 от 02.05.2007, предусматривающего при отсутствии приборов учета дополнительно расчет потребления электроэнергии в местах общего пользования и за пользование лифтовым оборудованием, императивным нормам Правил N 307 и N 306, в соответствии с которыми применяется норматив потребления электроэнергии с включением туда потребления электроэнергии в местах общего пользования и за пользование лифтовым оборудованием, суд не установил, данным обстоятельствам правовой оценки не дал.
Приведенные обстоятельства имеют существенное значение для правильного рассмотрения дела, поскольку влияют на правильность расчета истца суммы задолженности за пользование электроэнергией ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
При новом рассмотрении дела суду следует установить все значимые для дела обстоятельства и с учетом этого рассмотреть спор в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 24 марта 2009 года по делу N А14-15321/2008/509/18 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)