Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Коровинских Д.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.
судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 октября 2010 года дело по кассационной жалобе Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 23 июля 2010 года по заявлению прокурора Третьей прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области о признании противоречащим действующему законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента принятия решения Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 02.03.2010 года N 74/4 "Об утверждении "Порядка осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договорам управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области", обязании отменить решение.
Заслушав доклад судьи Хлопушиной Н.П., заключение прокурора Тришиной В.В.
прокурор Третьей прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 02.03.2010 N 74/4 "Об утверждении "Порядка осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области".
Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что принятое и опубликованное в общественно-политической городской газете "Новости Краснознаменска" от 11.03.2010 г. N 10(73) решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области N 74/4 противоречит федеральному законодательству, а именно требованиям статей 14, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, принято с превышением полномочий, а потому подлежит признанию недействующим с момента принятия.
Представитель Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области возражал против заявленных требований.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 23 июля 2010 года заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Совет депутатов городского округа Краснознаменск Московской области просит отменить решение суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статья 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании требований части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как усматривается из материалов дела, решением Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 02.03.2010 года N 74/4 "Об утверждении "Порядка осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договорам управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области" утвержден Порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договорам управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области".
Порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договорам управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, так как содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование правоотношений между собственниками жилья и управляющей организацией.
Как усматривается из пункта 1 Порядка осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области, Порядок разработан в целях соблюдения законодательства Российской Федерации, защиты прав и интересов собственников многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций, обеспечения эффективного использования функций по управлению многоквартирными домами, а также усиления контроля за осуществлением хозяйственно-договорной деятельности управляющих организаций.
В пункте 2 Порядка указано, что Порядок является примерным и регулирует отношения между управляющей организацией и собственников помещений многоквартирных жилых домов по содержанию общего имущества многоквартирного дома, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договорам управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области до их приведения собственниками помещений многоквартирных жилых домов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, муниципального жилищного фонда;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Из содержания нормы закона о полномочиях органов местного самоуправления в области жилищных отношений не усматривается право органов местного самоуправления на осуществление контроля за выполнением управляющей организацией обязательств по договорам управления.
Вопросы управления многоквартирными домами урегулированы разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. В соответствии с требованиями части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Так как управление многоквартирными домами осуществляется в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не вправе издавать нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные для исполнения правила поведения в сфере гражданско-правовых отношений, вмешиваясь в договорные отношения третьих лиц.
Поскольку Порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договорам управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, утвержден Советом депутатов городского округа Краснознаменск Московской области с превышением своих полномочий, суд обоснованно признал решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 02.03.2010 N 74/4 "Об утверждении "Порядка осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области" недействующим с момента его опубликования.
При таких обстоятельствах решение суда законное и оснований для его отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы несущественные и не могут повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Одинцовского городского суда Московской области от 23 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.10.2010 ПО ДЕЛУ N 33-18974
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2010 г. по делу N 33-18974
Судья: Коровинских Д.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.
судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 октября 2010 года дело по кассационной жалобе Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 23 июля 2010 года по заявлению прокурора Третьей прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области о признании противоречащим действующему законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента принятия решения Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 02.03.2010 года N 74/4 "Об утверждении "Порядка осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договорам управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области", обязании отменить решение.
Заслушав доклад судьи Хлопушиной Н.П., заключение прокурора Тришиной В.В.
установила:
прокурор Третьей прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 02.03.2010 N 74/4 "Об утверждении "Порядка осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области".
Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что принятое и опубликованное в общественно-политической городской газете "Новости Краснознаменска" от 11.03.2010 г. N 10(73) решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области N 74/4 противоречит федеральному законодательству, а именно требованиям статей 14, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, принято с превышением полномочий, а потому подлежит признанию недействующим с момента принятия.
Представитель Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области возражал против заявленных требований.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 23 июля 2010 года заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Совет депутатов городского округа Краснознаменск Московской области просит отменить решение суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статья 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании требований части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как усматривается из материалов дела, решением Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 02.03.2010 года N 74/4 "Об утверждении "Порядка осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договорам управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области" утвержден Порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договорам управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области".
Порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договорам управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, так как содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование правоотношений между собственниками жилья и управляющей организацией.
Как усматривается из пункта 1 Порядка осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области, Порядок разработан в целях соблюдения законодательства Российской Федерации, защиты прав и интересов собственников многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций, обеспечения эффективного использования функций по управлению многоквартирными домами, а также усиления контроля за осуществлением хозяйственно-договорной деятельности управляющих организаций.
В пункте 2 Порядка указано, что Порядок является примерным и регулирует отношения между управляющей организацией и собственников помещений многоквартирных жилых домов по содержанию общего имущества многоквартирного дома, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договорам управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области до их приведения собственниками помещений многоквартирных жилых домов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, муниципального жилищного фонда;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Из содержания нормы закона о полномочиях органов местного самоуправления в области жилищных отношений не усматривается право органов местного самоуправления на осуществление контроля за выполнением управляющей организацией обязательств по договорам управления.
Вопросы управления многоквартирными домами урегулированы разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. В соответствии с требованиями части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Так как управление многоквартирными домами осуществляется в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не вправе издавать нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные для исполнения правила поведения в сфере гражданско-правовых отношений, вмешиваясь в договорные отношения третьих лиц.
Поскольку Порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договорам управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, утвержден Советом депутатов городского округа Краснознаменск Московской области с превышением своих полномочий, суд обоснованно признал решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 02.03.2010 N 74/4 "Об утверждении "Порядка осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления на территории городского округа Краснознаменск Московской области" недействующим с момента его опубликования.
При таких обстоятельствах решение суда законное и оснований для его отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы несущественные и не могут повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 23 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)