Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей: Е.В. Желтоухов, Э.В. Ткаченко,
- при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2009 года по делу N А19-7466/09 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 23-п-09 от 25 февраля 2009 года Службы по тарифам Иркутской области (суд первой инстанции: Чигринская М.Н.);
- при участии в судебном заседании:
- от заявителя ООО "Жилищная компания": не было;
- от административного органа Службы по тарифам Иркутской области: не было;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" (далее - Общество, ООО "ЖилКом") обратилось в арбитражный суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, об отмене постановления N 23-п-09 от 25 февраля 2009 года Службы по тарифам Иркутской области (далее - административный орган, Служба по тарифам) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Как следует из судебного акта, основанием для отказа в удовлетворении требований послужил вывод суда о том, что материалами дела подтверждается, что Общество в одностороннем порядке пересмотрело установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, чем нарушило действующий порядок ценообразования и совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Общество, не согласившись с решением суда, обжаловало его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе Общество ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта, указывая на то, что Общество оплату нанимателям муниципального жилого фонда не повышало, а Администрация Ангарского муниципального образования как собственник жилых помещений в доме утвердила тариф и подписала соглашение о внесении изменений и дополнений к договору управления многоквартирным домом с Обществом как управляющей компанией. Администрация в соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ должна возместить Обществу разницу в тарифах для собственников жилья, утвержденных для нанимателей постановлением Главы города Ангарска, после чего у Общества будут основания для перерасчета начислений по оплате за ремонт и содержание жилья для нанимателей.
Заявитель о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Служба по тарифам о времени и месте судебного заседания была уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, представила отзыв, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ООО "ЖилКом" зарегистрировано в качестве юридического лица 01 октября 2003 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области за основным государственным регистрационным номером 1033800542610, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 38 N 001788451, юридический адрес: 665825, Иркутская область, г. Ангарск, квартал 94, дом N 17,
На основании договоров управления многоквартирными домами с собственниками помещений Общество оказывает услуги по управлению домами N 10 в 7 микрорайоне г. Ангарска (договор N 103 Д/06 от 01 января 2006 года), домом N 6 в 7а микрорайоне г. Ангарска (договор N 57 Д/06 от 01 января 2006 года), домом N 48 в 6а микрорайона г. Ангарска (договор N 46 Д/06), домом N 6 в 7а микрорайоне г. Ангарска (договор N 1 от 01 июня 2008 года), а собственники (или наниматели, члены семьи нанимателя) вносят платежи в пределах утвержденных тарифов и нормативов. В доме N 10 в 7 микрорайоне в квартире N 51 граждане проживают по договору социального найма.
В ходе проведенной прокуратурой города Ангарска проверки соблюдения Обществом требований жилищного законодательства при изменении размера платы за содержание и ремонт помещений в многоквартирных домах было установлено, что исчисление и взимание с собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домов платы за содержание и ремонт жилого помещения Общество производило исходя из увеличенных ставок, установленных приказом ООО "ЖилКом" от 12 мая 2008 года N 35-П "Об индексации тарифов за ремонт и содержание жилья", в нарушение установленного частью 7 статьи 156, частью 4 статьи 158, пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ порядка регулирования тарифов.
По результатом проверки прокурор г. Ангарска 28 ноября 2008 года в присутствии законного представителя - директора ООО "ЖилКом" вынес постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Заместитель руководителя службы по тарифам постановлением N 23-п-09 от 25 февраля 2009 года признал Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 26.07.2006 N 134-ФЗ) установлено, что завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Приказом N 35-п от 12 мая 2008 года Общество ввело с 1 июня 2008 года тариф платы за ремонт и содержание жилья, взимаемый с собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений по договору социального найма или договору найма жилого помещения в следующих размерах: жилые дома типовых серий в благоустроенном жилищном фонде, оборудованном лифтом и мусоропроводом в размере 9,89 рублей за 1 кв. метр общей площади в месяц; жилые дома типовых серий в благоустроенном жилищном фонде, оборудованные мусоропроводом в размере 7,40 рублей за 1 кв. метр общей площади; жилые дома типовых серий в благоустроенном жилищном фонде без лифта и мусоропровода в размере 7,06 рублей за 1 кв. метр общей площади в месяц; ветхий и неблагоустроенный жилищный фонд в размере 2,83 рубля за 1 кв. метр общей площади в месяц.
В соответствии с приказом N 27-п/5 от 14 мая 2008 года с 1 июня 2008 года начисление оплаты за ремонт и содержание жилья жителям дома N 10 микрорайона 7 стало производиться в размере 7,06 рублей за 1 кв. метр. На момент повышения тарифов на территории г. Ангарска действовало постановление мэра г. Ангарска N 3653 от 26 ноября 1999 года (в редакции постановления N 3174А от 31.10.2003), которым плата за ремонт и содержание жилья в жилых домах типовых серий в благоустроенном жилищном фонде без лифта и мусоропровода была установлена в размере 5,98 рублей за 1 кв. метр.
Приказ N 35-п от 12 мая 2008 года был отменен Обществом приказом N 99-п от 12 декабря 2008 года, а также названный приказ был признан незаконным решением Ангарского городского суда от 19 февраля 2009 года, вступившим в законную силу.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что действия Общества по взиманию с граждан - собственников жилых помещений с 1 июня 2008 года платы за ремонт и содержание жилья в размерах, установленных приказом N 35-п от 12 мая 2008 года, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в связи с тем, что в установленном частью 7 статьи 156 и пунктом 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ порядке тарифы в указанных размерах были утверждены на общих собраниях собственников жилья и внесены изменения в договоры управления многоквартирными домами соглашениями от 01 июня 2008 года.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает правильными выводы административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ - завышение регулируемых государством тарифов.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ полномочия по установлению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда осуществляют органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Общество установило и взимало по приказу N 35-п от 12 мая 2008 года и приказу N 27-п/5 от 14 мая 2008 года с 1 июня 2008 года плату за ремонт и содержание жилья нанимателями дома N 10 микрорайона 7 г. Ангарска в большем размере, чем было предусмотрено постановлением мэра г. Ангарска N 3174А от 31 октября 2003 года.
В постановление мэра Ангарского муниципального образования от 26 ноября 1999 года N 3635 были внесены изменения и на территории Ангарского муниципального образования плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей в жилых домах типовых серий в благоустроенном жилищном фонде без лифта и мусоропровода была установлена в размере 7,06 рублей только с 1 ноября 2008 года.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Постановлением от 25 февраля 2009 года N 23-п-09 административный штраф был наложен на Общество в размере, предусмотренном санкцией действовавшей на момент рассмотрения дела об административном правонарушении части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, вступившим в силу с 12 июля 2009 года, в статью 14.6 КоАП РФ внесены изменения. В соответствии с частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, действующей на момент рассмотрения апелляционной жалобы, завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
В связи с этим, постановление службы по тарифам подлежит изменению в части назначенного наказания на основании части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, и, следовательно, изменению подлежит решение суда первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в силу. Спорное постановление было обжаловано и в силу пункта 2 статьи 31.1 КоАП РФ на день рассмотрения апелляционной жалобы в законную силу не вступило.
Из содержания указанных норм и разъяснения, содержащегося в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что в том случае, когда Кодекс устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено ранее действовавшим законодательством, за такое правонарушение, применяется ответственность, установленная на момент рассмотрения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что общая площадь квартиры N 51 в доме N 10 в микрорайоне 7 г. Ангарска, в которой по договору социального найма проживает семья Кузнецовой С.А., составляет 42,1 кв. м. За период с 1 июня 2008 года по 31 октября 2008 года Обществом была начислена и Кузнецовой С.А. уплачена плата за ремонт и содержание жилья в завышенном размере на 227 рублей 35 копеек ((7.06 руб. x 42.1 кв. м) - (5.98 руб. x 42.1 кв. м)) x 5 мес.). Следовательно, с учетом изменения санкции части 1 статьи 14.6 КоАП РФ административный штраф, назначенный Обществу, подлежит снижению до 454 рублей 70 копеек. Доказательства принадлежности к муниципальному или государственному жилищному фонду иных квартир в спорных домах и проживание в них граждан по договорам найма или социального найма в материалах дела отсутствуют.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2009 года по делу N А19-7466/09 изменить, изложит резолютивную часть решения в следующей редакции.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" удовлетворить частично.
Постановление N 23-п-09 от 25 февраля 2009 года Службы по тарифам Иркутской области в части назначения административного наказания признать незаконным и отменить в части назначения Обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" (юридический адрес: 665825, Иркутская область, город Ангарск, квартал 94, дом N 17, - основной государственный регистрационный номер 1033800542610, ИНН 3801068542) административного наказания по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 39 545 рублей 30 копеек.
В остальной части в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья
Н.В.КЛОЧКОВА
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2009 ПО ДЕЛУ N А19-7466/09
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2009 г. по делу N А19-7466/09
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей: Е.В. Желтоухов, Э.В. Ткаченко,
- при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2009 года по делу N А19-7466/09 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 23-п-09 от 25 февраля 2009 года Службы по тарифам Иркутской области (суд первой инстанции: Чигринская М.Н.);
- при участии в судебном заседании:
- от заявителя ООО "Жилищная компания": не было;
- от административного органа Службы по тарифам Иркутской области: не было;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" (далее - Общество, ООО "ЖилКом") обратилось в арбитражный суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, об отмене постановления N 23-п-09 от 25 февраля 2009 года Службы по тарифам Иркутской области (далее - административный орган, Служба по тарифам) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Как следует из судебного акта, основанием для отказа в удовлетворении требований послужил вывод суда о том, что материалами дела подтверждается, что Общество в одностороннем порядке пересмотрело установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, чем нарушило действующий порядок ценообразования и совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Общество, не согласившись с решением суда, обжаловало его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе Общество ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта, указывая на то, что Общество оплату нанимателям муниципального жилого фонда не повышало, а Администрация Ангарского муниципального образования как собственник жилых помещений в доме утвердила тариф и подписала соглашение о внесении изменений и дополнений к договору управления многоквартирным домом с Обществом как управляющей компанией. Администрация в соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ должна возместить Обществу разницу в тарифах для собственников жилья, утвержденных для нанимателей постановлением Главы города Ангарска, после чего у Общества будут основания для перерасчета начислений по оплате за ремонт и содержание жилья для нанимателей.
Заявитель о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Служба по тарифам о времени и месте судебного заседания была уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, представила отзыв, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ООО "ЖилКом" зарегистрировано в качестве юридического лица 01 октября 2003 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области за основным государственным регистрационным номером 1033800542610, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 38 N 001788451, юридический адрес: 665825, Иркутская область, г. Ангарск, квартал 94, дом N 17,
На основании договоров управления многоквартирными домами с собственниками помещений Общество оказывает услуги по управлению домами N 10 в 7 микрорайоне г. Ангарска (договор N 103 Д/06 от 01 января 2006 года), домом N 6 в 7а микрорайоне г. Ангарска (договор N 57 Д/06 от 01 января 2006 года), домом N 48 в 6а микрорайона г. Ангарска (договор N 46 Д/06), домом N 6 в 7а микрорайоне г. Ангарска (договор N 1 от 01 июня 2008 года), а собственники (или наниматели, члены семьи нанимателя) вносят платежи в пределах утвержденных тарифов и нормативов. В доме N 10 в 7 микрорайоне в квартире N 51 граждане проживают по договору социального найма.
В ходе проведенной прокуратурой города Ангарска проверки соблюдения Обществом требований жилищного законодательства при изменении размера платы за содержание и ремонт помещений в многоквартирных домах было установлено, что исчисление и взимание с собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домов платы за содержание и ремонт жилого помещения Общество производило исходя из увеличенных ставок, установленных приказом ООО "ЖилКом" от 12 мая 2008 года N 35-П "Об индексации тарифов за ремонт и содержание жилья", в нарушение установленного частью 7 статьи 156, частью 4 статьи 158, пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ порядка регулирования тарифов.
По результатом проверки прокурор г. Ангарска 28 ноября 2008 года в присутствии законного представителя - директора ООО "ЖилКом" вынес постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Заместитель руководителя службы по тарифам постановлением N 23-п-09 от 25 февраля 2009 года признал Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 26.07.2006 N 134-ФЗ) установлено, что завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Приказом N 35-п от 12 мая 2008 года Общество ввело с 1 июня 2008 года тариф платы за ремонт и содержание жилья, взимаемый с собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений по договору социального найма или договору найма жилого помещения в следующих размерах: жилые дома типовых серий в благоустроенном жилищном фонде, оборудованном лифтом и мусоропроводом в размере 9,89 рублей за 1 кв. метр общей площади в месяц; жилые дома типовых серий в благоустроенном жилищном фонде, оборудованные мусоропроводом в размере 7,40 рублей за 1 кв. метр общей площади; жилые дома типовых серий в благоустроенном жилищном фонде без лифта и мусоропровода в размере 7,06 рублей за 1 кв. метр общей площади в месяц; ветхий и неблагоустроенный жилищный фонд в размере 2,83 рубля за 1 кв. метр общей площади в месяц.
В соответствии с приказом N 27-п/5 от 14 мая 2008 года с 1 июня 2008 года начисление оплаты за ремонт и содержание жилья жителям дома N 10 микрорайона 7 стало производиться в размере 7,06 рублей за 1 кв. метр. На момент повышения тарифов на территории г. Ангарска действовало постановление мэра г. Ангарска N 3653 от 26 ноября 1999 года (в редакции постановления N 3174А от 31.10.2003), которым плата за ремонт и содержание жилья в жилых домах типовых серий в благоустроенном жилищном фонде без лифта и мусоропровода была установлена в размере 5,98 рублей за 1 кв. метр.
Приказ N 35-п от 12 мая 2008 года был отменен Обществом приказом N 99-п от 12 декабря 2008 года, а также названный приказ был признан незаконным решением Ангарского городского суда от 19 февраля 2009 года, вступившим в законную силу.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что действия Общества по взиманию с граждан - собственников жилых помещений с 1 июня 2008 года платы за ремонт и содержание жилья в размерах, установленных приказом N 35-п от 12 мая 2008 года, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в связи с тем, что в установленном частью 7 статьи 156 и пунктом 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ порядке тарифы в указанных размерах были утверждены на общих собраниях собственников жилья и внесены изменения в договоры управления многоквартирными домами соглашениями от 01 июня 2008 года.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает правильными выводы административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ - завышение регулируемых государством тарифов.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ полномочия по установлению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда осуществляют органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Общество установило и взимало по приказу N 35-п от 12 мая 2008 года и приказу N 27-п/5 от 14 мая 2008 года с 1 июня 2008 года плату за ремонт и содержание жилья нанимателями дома N 10 микрорайона 7 г. Ангарска в большем размере, чем было предусмотрено постановлением мэра г. Ангарска N 3174А от 31 октября 2003 года.
В постановление мэра Ангарского муниципального образования от 26 ноября 1999 года N 3635 были внесены изменения и на территории Ангарского муниципального образования плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей в жилых домах типовых серий в благоустроенном жилищном фонде без лифта и мусоропровода была установлена в размере 7,06 рублей только с 1 ноября 2008 года.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Постановлением от 25 февраля 2009 года N 23-п-09 административный штраф был наложен на Общество в размере, предусмотренном санкцией действовавшей на момент рассмотрения дела об административном правонарушении части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, вступившим в силу с 12 июля 2009 года, в статью 14.6 КоАП РФ внесены изменения. В соответствии с частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, действующей на момент рассмотрения апелляционной жалобы, завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
В связи с этим, постановление службы по тарифам подлежит изменению в части назначенного наказания на основании части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, и, следовательно, изменению подлежит решение суда первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в силу. Спорное постановление было обжаловано и в силу пункта 2 статьи 31.1 КоАП РФ на день рассмотрения апелляционной жалобы в законную силу не вступило.
Из содержания указанных норм и разъяснения, содержащегося в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что в том случае, когда Кодекс устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено ранее действовавшим законодательством, за такое правонарушение, применяется ответственность, установленная на момент рассмотрения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что общая площадь квартиры N 51 в доме N 10 в микрорайоне 7 г. Ангарска, в которой по договору социального найма проживает семья Кузнецовой С.А., составляет 42,1 кв. м. За период с 1 июня 2008 года по 31 октября 2008 года Обществом была начислена и Кузнецовой С.А. уплачена плата за ремонт и содержание жилья в завышенном размере на 227 рублей 35 копеек ((7.06 руб. x 42.1 кв. м) - (5.98 руб. x 42.1 кв. м)) x 5 мес.). Следовательно, с учетом изменения санкции части 1 статьи 14.6 КоАП РФ административный штраф, назначенный Обществу, подлежит снижению до 454 рублей 70 копеек. Доказательства принадлежности к муниципальному или государственному жилищному фонду иных квартир в спорных домах и проживание в них граждан по договорам найма или социального найма в материалах дела отсутствуют.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2009 года по делу N А19-7466/09 изменить, изложит резолютивную часть решения в следующей редакции.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" удовлетворить частично.
Постановление N 23-п-09 от 25 февраля 2009 года Службы по тарифам Иркутской области в части назначения административного наказания признать незаконным и отменить в части назначения Обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" (юридический адрес: 665825, Иркутская область, город Ангарск, квартал 94, дом N 17, - основной государственный регистрационный номер 1033800542610, ИНН 3801068542) административного наказания по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 39 545 рублей 30 копеек.
В остальной части в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья
Н.В.КЛОЧКОВА
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)