Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Архипов И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Чумак Г.Н., Козлова О.А.
при секретаре Бабаевой Н.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании 19.05.2011 гражданское дело по иску Ш. к МУ "Управление заказчика ЖКХ г. Асбеста" о признании права на предоставление мер социальной поддержки в полном объеме,
по кассационной жалобе Ш. на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 29.03.2011,
заслушав доклад судьи Козлова О.А., объяснения Ш., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Ш. предъявил иск к МУ "Управление заказчика ЖКХ г. Асбеста" о признании права на предоставление мер социальной поддержки в полном объеме, а именно компенсации по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья.
В заявлении указано, что Ш. является инвалидом и получает компенсацию в порядке ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по оплате коммунальных услуг. Компенсация по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья ему не предоставляется.
В судебном заседании суда первой инстанции Ш. иск поддержал и пояснил, что он добровольно просил предоставлять ему компенсацию по коммунальным услугам именно как инвалиду, а не как лицу, имеющему статус реабилитированного, настаивает на том, что ему положена компенсация по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья.
Представитель МУ "Управление заказчика ЖКХ г. Асбеста" по доверенности З. иск не признала, пояснив, что 14.11.2009 Ш. написал заявление на выплату компенсаций расходов по оплате жилья и коммунальных услуг и ежемесячно как реабилитированный получал компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. 01.06.2010 Ш. написал заявление о переводе его на получение компенсации, как лицу, имеющему статус инвалида. В настоящее время ему назначена компенсация расходов по оплате коммунальных услуг. Компенсация же по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья ему, как лицу, имеющему статус инвалида, не положена в силу закона, так как он проживает в приватизированной квартире. Ш. разъяснялось, что ему выгоднее пользоваться компенсацией по оплате жилья и коммунальных услуг, как лицу, имеющему статус реабилитированного.
Представитель третьего лица Администрации Асбестовского городского округа по доверенности Б. пояснил, что компенсация по оплате услуг за содержание, ремонт общего имущества дома и капитальный ремонт жилья, Ш., как лицу, имеющему статус инвалида, в силу закона не положена в связи с проживанием в приватизированной квартире.
Представитель третьего лица ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г. Асбеста по доверенности Л. объяснения представителя Администрации Асбестовского городского округа поддержала.
Решением суда от 29.03.2011 в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Ш. просит решение отменить, указав, что на праве собственности общее имущество в многоквартирном доме ему не принадлежит.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы частной жалобы, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом Жилищного кодекса Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В силу п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в предела норм, установленных для продажи населению.
В силу п. 5 Постановления Правительства Свердловской области от 29.10.2009 N 1557-ПП "О Порядке рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации" при наличии у гражданина права на получение компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям компенсация расходов предоставляется по одному основанию по выбору гражданина.
В случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты) (ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела и установлено судом Ш. имеет статус инвалида, реабилитированного лица и ветерана труда. С 24.08.2009 он является единоличным собственником квартиры <...> 14.11.2009 Ш. в МУ "Управление заказчика ЖКХ г. Асбеста", осуществляющее меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, подано заявление на выплату компенсаций расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. Ежемесячно Ш. получал, как лицо, имеющее статус реабилитированного, компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. 01.06.2010 Ш. написал заявление о переводе его на получение компенсации, как лицу, имеющему статус инвалида и оформил получение компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг как инвалид. Предоставляемая ему компенсация расходов по оплате коммунальных услуг по состоянию на 01.02.2011 составляет <...>.
Отказывая в удовлетворении иска Ш., суд первой инстанции правильно установил, что Ш., как инвалид, проживающий в принадлежащей ему на праве собственности квартире, находящейся в многоквартирном доме, права на предоставление <...> скидки на оплату жилого помещения не имеет.
Доводы Ш. о том, что общее имущество ему на праве собственности не принадлежит и ему должна быть представлена льгота по оплате услуг за содержание и ремонт жилого помещения, и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме противоречат положениям п. 1 ст. 36 и подп. 1 п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым ему принадлежит доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме и указанные им платежи не относятся к коммунальным услугам, оказываемым собственникам жилых помещений.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Асбестовского городского суда г. Екатеринбурга от 29.03.2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.05.2011 ПО ДЕЛУ N 33-7200/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2011 г. по делу N 33-7200/2011
Судья Архипов И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Чумак Г.Н., Козлова О.А.
при секретаре Бабаевой Н.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании 19.05.2011 гражданское дело по иску Ш. к МУ "Управление заказчика ЖКХ г. Асбеста" о признании права на предоставление мер социальной поддержки в полном объеме,
по кассационной жалобе Ш. на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 29.03.2011,
заслушав доклад судьи Козлова О.А., объяснения Ш., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Ш. предъявил иск к МУ "Управление заказчика ЖКХ г. Асбеста" о признании права на предоставление мер социальной поддержки в полном объеме, а именно компенсации по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья.
В заявлении указано, что Ш. является инвалидом и получает компенсацию в порядке ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по оплате коммунальных услуг. Компенсация по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья ему не предоставляется.
В судебном заседании суда первой инстанции Ш. иск поддержал и пояснил, что он добровольно просил предоставлять ему компенсацию по коммунальным услугам именно как инвалиду, а не как лицу, имеющему статус реабилитированного, настаивает на том, что ему положена компенсация по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья.
Представитель МУ "Управление заказчика ЖКХ г. Асбеста" по доверенности З. иск не признала, пояснив, что 14.11.2009 Ш. написал заявление на выплату компенсаций расходов по оплате жилья и коммунальных услуг и ежемесячно как реабилитированный получал компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. 01.06.2010 Ш. написал заявление о переводе его на получение компенсации, как лицу, имеющему статус инвалида. В настоящее время ему назначена компенсация расходов по оплате коммунальных услуг. Компенсация же по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья ему, как лицу, имеющему статус инвалида, не положена в силу закона, так как он проживает в приватизированной квартире. Ш. разъяснялось, что ему выгоднее пользоваться компенсацией по оплате жилья и коммунальных услуг, как лицу, имеющему статус реабилитированного.
Представитель третьего лица Администрации Асбестовского городского округа по доверенности Б. пояснил, что компенсация по оплате услуг за содержание, ремонт общего имущества дома и капитальный ремонт жилья, Ш., как лицу, имеющему статус инвалида, в силу закона не положена в связи с проживанием в приватизированной квартире.
Представитель третьего лица ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г. Асбеста по доверенности Л. объяснения представителя Администрации Асбестовского городского округа поддержала.
Решением суда от 29.03.2011 в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Ш. просит решение отменить, указав, что на праве собственности общее имущество в многоквартирном доме ему не принадлежит.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы частной жалобы, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом Жилищного кодекса Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В силу п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в предела норм, установленных для продажи населению.
В силу п. 5 Постановления Правительства Свердловской области от 29.10.2009 N 1557-ПП "О Порядке рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации" при наличии у гражданина права на получение компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям компенсация расходов предоставляется по одному основанию по выбору гражданина.
В случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты) (ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела и установлено судом Ш. имеет статус инвалида, реабилитированного лица и ветерана труда. С 24.08.2009 он является единоличным собственником квартиры <...> 14.11.2009 Ш. в МУ "Управление заказчика ЖКХ г. Асбеста", осуществляющее меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, подано заявление на выплату компенсаций расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. Ежемесячно Ш. получал, как лицо, имеющее статус реабилитированного, компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. 01.06.2010 Ш. написал заявление о переводе его на получение компенсации, как лицу, имеющему статус инвалида и оформил получение компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг как инвалид. Предоставляемая ему компенсация расходов по оплате коммунальных услуг по состоянию на 01.02.2011 составляет <...>.
Отказывая в удовлетворении иска Ш., суд первой инстанции правильно установил, что Ш., как инвалид, проживающий в принадлежащей ему на праве собственности квартире, находящейся в многоквартирном доме, права на предоставление <...> скидки на оплату жилого помещения не имеет.
Доводы Ш. о том, что общее имущество ему на праве собственности не принадлежит и ему должна быть представлена льгота по оплате услуг за содержание и ремонт жилого помещения, и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме противоречат положениям п. 1 ст. 36 и подп. 1 п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым ему принадлежит доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме и указанные им платежи не относятся к коммунальным услугам, оказываемым собственникам жилых помещений.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Асбестовского городского суда г. Екатеринбурга от 29.03.2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий
КОВАЛЕВА Т.И.
Судьи
ЧУМАК Г.Н.
КОЗЛОВ О.А.
КОВАЛЕВА Т.И.
Судьи
ЧУМАК Г.Н.
КОЗЛОВ О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)