Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2009 N 15АП-4486/2009 ПО ДЕЛУ N А32-25160/2008-10/314

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2009 г. N 15АП-4486/2009

Дело N А32-25160/2008-10/314

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.
при участии:
от Военной прокуратуры СКВО - прокурора Петрова М.С. (удостоверение),
от ЖСК "Воин" - Бугайчук В.В. по доверенности от 15.07.2009,
от Донской КЭЧ района - Семеновой Е.А. по доверенности от 02.02.2009 г.,
от Войсковой части 52522 - Панченко А.А. по доверенности от 14.11.2008 г. N 968,
от Министерства обороны Российской Федерации - Панченко А.А. по доверенности от 04.09.2009 г. N 1160а,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобы Администрации муниципального образования город-герой Новороссийск и Жилищно-строительного кооператива "Воин"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10 апреля 2009 года по делу N А32-25160/2008-10/314
принятое в составе судьи Ильенко Е.И.,
по заявлению: военного прокурора Северо-Кавказского военного округа, г. Ростов-на-Дону
в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, г. Краснодар
к заинтересованному лицу: Администрации муниципального образования город-герой Новороссийск
при участии третьих лиц: жилищно-строительного кооператива "Воин", г. Новороссийск
Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар
войсковой части N 52522, г. Новороссийск
Донской квартирно-эксплуатационной части района, г. Ростов-на-Дону
Краснодарской квартирно-эксплуатационной части района, г. Краснодар
Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва
об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления
установил:

- Военный прокурор Северо-Кавказского округа (далее военный прокурор СКВО) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю) с заявлением к Администрации муниципального образования город-герой Новороссийск (далее администрация МО г. Новороссийск) о признании незаконным и недействующим с момента издания постановления главы администрации г. Новороссийска от 09.03.1995 года N 460 "Об отводе земельного участка жилищно-строительному кооперативу "Воин" под проектирование и строительство группы жилых домов в Южном районе Новороссийска", участка площадью 2,53 га (кадастровый номер 23:47:03 09 016:0001);
- о признании незаконной и недействительной записи о регистрации права пользования землей ЖСК "Воин" от 03.04.1995 года N 3963 в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил свои требования, просил признать недействительным постановление главы администрации г. Новороссийска от 09.03.1995 года N 460 "Об отводе земельного участка жилищно-строительному кооперативу "Воин" под проектирование и строительство группы жилых домов в Южном районе Новороссийска", участка площадью 2,53 га (кадастровый номер 23:47:03 09 016:0001). От требований в части признания незаконной и недействительной записи о регистрации права пользования землей ЖСК "Воин" от 03.04.1995 года N 3963 в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей заявитель отказался.
Заявление мотивировано тем, что в результате проведенной Военной прокуратурой СКВО проверкой порядка использования земель Минобороны России на территории г. Новороссийска был выявлен факт нарушения законодательства при изъятии администрацией г. Новороссийска земельного участка площадью 2,53 га, являющегося федеральной собственностью и переданного в пользование войсковой части 52522.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2009 года постановление главы администрации г. Новороссийска от 09.03.1995 года N 460 "Об отводе земельного участка жилищно-строительному кооперативу "Воин" под проектирование и строительство группы жилых домов в Южном районе Новороссийска", участка площадью 2,53 га (кадастровый номер 23:47:03 09 016:0001) признано недействительным, производство по делу в части требований о признании незаконной и недействительной записи о регистрации права пользования землей ЖСК "Воин" от 03.04.1995 года N 3963 в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей прекращено. Решение суда мотивировано тем, что постановлением главы администрации г. Новороссийска от 11.03.1994 г. N 1004 воинской части 02446 на территории спецгородка в районе аэропорта в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок площадью 5,41 га, который фактически использовался для размещения объектов в/ч, т.е. для нужд обороны. Оспариваемым постановлением главы администрации г. Новороссийска от 09.03.1995 г. N 460 из указанных земель был изъят и передан ЖСК "Воин" под проектирование и строительство группы жилых домов земельный участок 2,53 га на котором находится внесенный в реестр федеральной собственности 4-квартирный дом из состава жилого фонда Минобороны России. Установив, что уполномоченными на распоряжение федеральным имуществом органами решение на изъятие земель у войсковой части не принималось, согласование с Минобороны России не производилось, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление противоречит действующему законодательству и затрагивает права и законные интересы Российской Федерации как собственника спорного земельного участка. Суд посчитал, что установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок не пропущен, поскольку военному прокурору СКВО о нарушении прав и законных интересов Российской Федерации стало известно 02.09.2008 г. при поступлении из военной прокуратуры Новороссийского гарнизона материалов проверки, а ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю стало известно о нарушенном праве с момента получения копии заявления по настоящему делу.
Администрация муниципального образования город-герой Новороссийск и Жилищно-строительный кооператив "Воин" обжаловали решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10 апреля 2009 года, просили решение отменить, в удовлетворении требований отказать. Апелляционные жалобы мотивированы тем, что ТУ ФАУГИ на момент рассмотрения спора не может выступать в качестве заявителя, т.к. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053 функции по защите интересов имущественных прав Вооруженных Сил Российской Федерации переданы Министерству обороны Российской Федерации.
Подлинник постановления N 1004 от 11.03.1994 г. о предоставлении земельного участка в/ч 02446 не представлен. Представленная заявителем копия постановления не тождественна копии представленной ТСЖ "Воин", согласно которой в/ч 02446 был предоставлен земельный участок площадью 2,87 га. Площадь 2,87 га подтверждена госактом КК-2 N 951003751, предоставленным Донской КЭЧ. Земельные участки площадью 4,83 га и 5,41 га в/ч 02446 не отводились, изъятие спорного земельного участка у в/ч 02446 не производилось.
Заявителем пропущен трехмесячный срок, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю о существовании спорного земельного участка было известно с 2007 г., что подтверждается перепиской с МУ "Комитет по учету и управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации г. Новороссийска". Руководству в/ч 02446, в/ч 40213, в/ч 42356, Донской КЭЧ района предоставлении в/ч 02446 земельного участка 2,87 га было известно с 1994 г. Судом неправомерно отклонено ходатайство администрации о привлечении к участию в деле дольщиков, права которых могут быть нарушены судебным актом.
В дополнении к апелляционной жалобе Администрация МО г. Новороссийск указала, что земельный участок площадью 5,41 га в районе старого аэропорта в Южном районе г.-г. Новороссийска войсковой части N 02446 не выделялся, что подтверждается представленными суду письмами ФГУПКК "Краевая техническая инвентаризация" по г.-г. Новороссийску, УФАКОН по Краснодарскому краю, УФРС по г.-г. Новороссийску об отсутствии таких сведений.
В дополнении к апелляционной жалобе ТСЖ "Воин" указало, что жилой жом под инв. N 3 расположен на огражденной территории в/ч 02446, на спорном земельном участке расположено ветхое самовольное строение, подлежащее сносу, которое не числится за Донской КЭЧ.
Военная прокуратура СКВО в отзыве на апелляционную жалобу указала, что администрацией г. Новороссийска в 1995 г. не был соблюден установленный порядок изъятия земель в/ч 02446, в связи с чем, постановление от 09.03.1995 N 460 издано с превышением полномочий.
В отзывах на апелляционные жалобы Войсковая часть 52522 указала, что решение суда вынесено обоснованно и соответствует действующему законодательству, доводы апелляционной жалобы не признала. Требования военного прокурора основаны на документах, хранящихся в государственном архиве. Срок на обращение с заявлением не пропущен.
Донская КЭС района в отзыве на апелляционную жалобу указала, что казарменно-жилищный фонд в/ч 02446 был принят от Ставропольской КЭЧ района по акту от 17.03.1993 г., в котором площадь земельного участка указана 6,8 га, однако документы на землю переданы не были. Оформлением земельного участка занималось командование в/ч 02446, однако в 1994 г. им был получен гос. акт только на часть земельного участка площадью 2,87 га, занимаемого казарменным фондом, в последующем планировалось оформление земельного участка под жилой зоной. О наличии оспариваемого постановления Донской КЭС района стало известно 26.11.2008 г. Жилой дом расположен на незаконно изъятом земельном участке. Администрация г. Новороссийска, издав оспариваемое постановление, вышла за пределы своих полномочий.
Определениями суда от 17.07.2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации, произведена замена ЖСК "Воин" на его процессуального правопреемника ТСЖ "Воин".
В судебном заседании представитель ТСЖ "Воин" апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в жалобе и дополнениях к ней, просил отменить решение, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Военный прокурор Северо-Кавказского военного округа, представители Донской КЭЧ района, Краснодарской КЭЧ района, войсковой части N 52522, Министерства обороны Российской Федерации апелляционные жалобы не признали, по основаниям, изложенным в отзывах, просили оставить решение суда без изменения, жалобы без удовлетворения.
Администрация муниципального образования город-герой Новороссийск, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3, 5 ст. 156, ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета г. Новороссийска от 13 февраля 1991 г. N 49-1 "О выдаче Государственных актов на право пользования землей в/ч 26345 на землях г. Новороссийска" (т. 1 л.д. 13) во исполнение поручения Краснодарского крайисполкома N 465/3-1989г., ходатайства Краснодарской квартирно-эксплуатационной части района (далее - КЭЧ) от 13 января 1989 г. N 92 и решения Новороссийского горисполкома от 23 декабря 1987 г. N 456-4 "Об утверждении плана границ землепользовании г. Новороссийска" для размещения войсковой части 02446 в районе Малой Земли г. Новороссийска с установлением границ на местности отведен участок 4,83 га (землеустроительное дело N 214 - 1989 года).
Постановлением главы администрации г. Новороссийска от 11 марта 1994 г. N 1004 "Об отводе земельного участка в бессрочное пользование войсковой части 02446 территории спецгородка в районе аэропорта" для указанной воинской части в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 5,41 га.
В соответствии с актом приемки-сдачи казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, оборудования, квартирного имущества, топлива и земельного участка военного городка N 68 от 16 мая 2005 г. правопреемником расформированной войсковой части 02446 является войсковая часть 52522.
Постановлением главы администрации г. Новороссийска от 09 марта 1995 г. N 460 "Об отводе земельного участка жилищно-строительному кооперативу "Воин" под проектирование и строительство группы жилых домов в Южном жилом районе г. Новороссийска" из земель войсковой части 02446 в районе Старого аэропорта г. Новороссийска изъят и передан жилищно-строительному кооперативу (далее - ЖСК) "Воин" под проектирование и строительство группы жилых домов с последующим оформлением государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования (зарегистрирован в Книге записей государственных актов от 3 апреля 1995 г. за N 3963) участок площадью 2,53 га (кадастровый номер 23:47:03 09 016:0001).
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации отнесено к исключительной федеральной собственности.
Согласно статье 3, действовавшего до 01.07.2006 г., Федерального закона от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, являлось включение этих земельных участков в состав земель обороны и безопасности.
В силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 01.12.2007 г.) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу ст. 10 Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Судом установлено, что в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 8 апреля 2008 г. N 1515-р на спорном земельном участке находится внесенный в реестр федеральной собственности объект Минобороны России, закрепленный на праве оперативного управления за Донской КЭЧ района, 4-квартирный жилой дом.
Доводы ТСЖ "Воин" о расположении на спорном земельном участке самовольной ветхой постройки опровергаются представленными в дело доказательствами.
Выводы суда первой инстанции о принадлежности спорного земельного участка к землям обороны, и соответственно, федеральному уровню собственности, являются верными и основаны на материалах дела.
В соответствии с п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации органы государственной власти осуществляют от имени Российской Федерации права собственника имущества в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьями 8, 114 и 115 Конституции, статьями 209, 212, 214, 296 и 297 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что воинские части, наделенные правом оперативного управления закрепленным за ними федеральным имуществом (в том числе, земельными участками), могут распоряжаться им лишь с согласия собственника.
Статьей 27 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. N 1103-1 также было определено, что земельные участки для несельскохозяйственных нужд предоставляются местными администрациями по согласованию с собственником земли, землевладельцем и землепользователем.
Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. N 66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" в составе федеральных органов исполнительной власти создан Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее - Госкомимущества России), который Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1994 г. N 2026 по статусу приравнен к федеральному министерству.
В силу ст. 114 Конституции Российской Федерации, ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" функции между федеральными органами исполнительной власти распределяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и обладающим полномочиями собственника, в том числе в области земельных отношений, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008 года N 1624 были внесены изменения в Положение о Министерстве обороны РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 года N 1082, согласно которым Министерство обороны РФ было наделено полномочиями в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют доказательства распоряжения спорным земельным участком, относящимся к федеральной собственности, с согласия указанных лиц, осуществлявших ранее и в настоящее время функции собственника по распоряжению землями обороны.
Из сообщения Территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю от 14 июля 2008 г. N 10-09/8148, следует, что решений на изъятие земель у войсковой части 02446 органами, уполномоченными на распоряжение федеральным имуществом, не принималось.
Согласование вопроса отчуждения земель войсковой части 02446 с Минобороны России не осуществлялось.
Вывод суда первой инстанции о нарушении установленного земельным законодательством порядка изъятия земель войсковой части 02446 и издания постановления главы администрации г. Новороссийска от 9 марта 1995 г. N 460 с превышением полномочий, является верным.
Доводы об отсутствии у ТУ ФАУГИ заинтересованности в рассмотрении спора подлежат отклонению, поскольку Министерство обороны Российской Федерации, представляющее интересы собственника спорного земельного участка (Российской Федерации) привлечено к участию в деле третьим лицом, выразило свою правовую позицию, солидарную с требованиями заявителей.
По смыслу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, субъектами гражданских правоотношений являются не государственные и муниципальные органы как таковые, а соответствующие публично-правовые образования, интересы которых представляют указанные органы. Заявление прокурора направлено в защиту интересов Российской Федерации, перераспределение полномочий между государственными органами, полномочными выступать в процессе от имени Российской Федерации, не препятствует разрешению спора по существу.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления связанные с распоряжением землями обороны без согласия соответствующих органов, уполномоченных собственником, должны признаваться недействительными в силу статьи 13 ГК РФ либо не подлежащими применению в соответствии со статьей 12 ГК РФ как противоречащие закону.
Поскольку Администрация муниципального образования город-герой Новороссийск не могла без согласия собственника совершать акты по распоряжению земельным участком, в силу закона являющимся собственностью Российской Федерации, постановление главы администрации г. Новороссийска от 09.03.1995 года N 460 "Об отводе земельного участка жилищно-строительному кооперативу "Воин" под проектирование и строительство группы жилых домов в Южном районе Новороссийска", участка площадью 2,53 га (кадастровый номер 23:47:03 09 016:0001) не подлежит применению как ненормативный акт, не соответствующий закону (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 4 ст. 198 названного Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
С заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности, в арбитражный суд также может обратиться прокурор, который пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (ч. 1, 3 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действие норм арбитражного судопроизводства, в том числе положения ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, распространяются на прокурора так же, как и на других участников процесса, которые согласно ст. 8 и ч. 4 ст. 44 АПК РФ имеют равные права.
Указывая, что военному прокурору СКВО о нарушении прав и законных интересов Российской Федерации в связи с изъятием земельного участка стало известно 2 сентября 2008 года, т.е. при поступлении из военной прокуратуры Новороссийского гарнизона материалов прокурорской проверки, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Из материалов проведенной прокуратурой проверки усматривается, что о факте неправомерного изъятия земельного участка военному прокурору Новороссийского гарнизона стало известно из сообщений Войсковой части N 52522 от 10.06.2008 г. N 413, по факту которого 24 и 24 июля 2008 г. были отобраны объяснения.
Установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок следует исчислять с даты не позднее 24.07.2008 г.
Учитывая положения ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", срок на обжалование ненормативного акта не может быть исчислен с момента, когда об изъятии имущества стало известно заявителю, т.е. военному прокурору СКВО (при поступлении к нему 02.09.2008 г. материалов проверки прокурора Новороссийского гарнизона.)
В противном случае начало течения срока будет неопределенным и зависеть от усмотрения прокурора относительно возможности окончания соответствующей проверки и сроков направления ее результатов вышестоящему органу в структуре прокуратуры, уполномоченному на предъявление иска, что не соответствует смыслу ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Воинской части N 52522, подчиненной лицу, уполномоченному на распоряжение земельным участком - Министерству обороны Российской Федерации, о факте неправомерного изъятия земельного участка было известно не позднее 20.05.2008 г. - даты составления акта проверки территории прилегающей к войсковой части 52522 - военного городка N 68.
Учитывая наделение Министерства обороны РФ полномочиями в сфере управления и распоряжения землями обороны дата, с которой стало известно об изъятии земельного участка ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю, правового значения не имеет.
С заявлением прокурор обратился 28.11.2008 г. (согласно штампу Арбитражного суда Краснодарского края).
Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными вызвано необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Вопрос о причинах пропуска срока решается в судебном заседании и если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (пункт 3 Определения Конституционного Суда от 18.11.2004 N 367-О).
Доказательства уважительности причин пропуска срока, установленного для защиты нарушенного права, суду не были представлены, ходатайство о его восстановлении не заявлено.
Пропуск установленного срока для подачи заявления о признании ненормативного акта недействительным является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Краснодарского края от 10 апреля 2009 года подлежит отмене в части признания оспариваемого постановления главы администрации г. Новороссийска от 09.03.1995 года N 460 недействительным.
Расходы по государственной пошлине относятся на стороны в порядке и размерах, установленных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10 апреля 2009 года по делу N А32-25160/2008-10/314 отменить в части признания недействительным постановления главы администрации г. Новороссийска от 09.03.1995 года N 460 "Об отводе земельного участка жилищно-строительному кооперативу "Воин" под проектирование и строительство группы жилых домов в Южном районе Новороссийска", участка площадью 2,53 га (кадастровый номер 23:47:03 09 016:0001). В указанной части принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований о признании недействительным постановления главы администрации г. Новороссийска от 09.03.1995 года N 460 "Об отводе земельного участка жилищно-строительному кооперативу "Воин" под проектирование и строительство группы жилых домов в Южном районе Новороссийска", участка площадью 2,53 га (кадастровый номер 23:47:03 09 016:0001) отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Военной прокуратуры Северо-Кавказского округа в пользу товарищества собственников жилья "Воин" 500 рублей расходов по государственной пошлине.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю в пользу товарищества собственников жилья "Воин" 500 рублей расходов по государственной пошлине.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА
Судьи
В.В.ГАЛОВ
О.Г.ЛОМИДЗЕ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)