Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 27.09.2010 N 33-13275/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2010 г. N 33-13275/2010


Судья: Осипова Е.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Вологдиной Т.И.
судей Нюхтилиной А.В., Рогачева И.А.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании от 27 сентября 2010 года дело N 2-2294/10 по кассационному представлению прокурора Центрального района Санкт-Петербурга на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 9 августа 2010 года по иску прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов Ж.Л. к ГУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг за 2009 год в части оплаты за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Заслушав доклад судьи Вологдиной Т.И., прокурора Мазину О.Н., поддержавшую кассационное представление прокурора Центрального района Санкт-Петербурга, полагавшую решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия
установила:

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 9 августа 2010 года отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов Ж.Л. к ГУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг за 2008 и 2009 годы в части оплаты за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома.
В кассационном представлении прокурора Центрального района Санкт-Петербурга поставлен вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, не находит оснований для отмены решения суда, отвечающего требованиям закона.
Материалами дела установлено, что Ж.Л. зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной в специальном жилом доме <...> для одиноких граждан пожилого возраста ГУ <...>. Договор социального найма жилого помещения с Ж.Л. в письменной форме не заключен.
Согласно представленным счетам-квитанциям, в 2008 и 2009 годах истицей оплачивались расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу регистрации истицы.
В обоснование заявленных требований прокурором Центрального района Санкт-Петербурга указано на те обстоятельства, что жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения являются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, которые предназначаются для проживания граждан, отнесенных к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг. Прокурор полагал, что взимание с Ж.Л. платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по указанному адресу за 2009 год производилось ответчиком в нарушение положений ст. 14 Закона Санкт-Петербурга N 357-37 от 24.07.2000 года "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанностью истицы, как нанимателя жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения, в силу положений ЖК РФ, является осуществление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой согласно ст. 154 ЖК РФ включена плата за содержание и ремонт мест общего пользования.
Пунктом 6.1 договора найма жилого помещения в специальных жилых домах, типовая форма которого утверждена Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 15.09.2000 года N 1631-р, также предусмотрено, что в состав платы за пользование жилым помещением (в том числе местами общего пользования в коммунальной квартире), вносимой нанимателем, включаются платеж за содержание и ремонт мест общего пользования, платеж за коммунальные услуги, платеж за наем жилого помещения.
Порядок предоставления компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с момента введения в действие ЖК РФ регламентирован Законом Санкт-Петербурга N 387-58 от 20.07.2006 года. Прокурор при рассмотрении спора о применении данного Закона к спорным правоотношениям и предоставлении Ж.Л. соответствующей компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг не просил.
При указанных обстоятельствах суд признал, что правовые основания для удовлетворения требований прокурора отсутствуют.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда по следующим основаниям.
Как установлено судом, Ж.Л. зарегистрирована и проживает в жилом помещении в специальном жилом доме системы социального обслуживания населения, относящемся в силу положений ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений на основании решений собственников таких помещений в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
На момент возникновения спорных правоотношений порядок создания и управления специальными жилыми домами для одиноких граждан пожилого возраста, являющихся жителями Санкт-Петербурга, а также предоставления им жилых помещений в указанных домах и использования этих жилых помещений был предусмотрен Законом Санкт-Петербурга от 24.07.2000 года N 357-37 (ред. от 16.01.2002, с изм. от 09.12.2003) "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге".
В силу ст. 17 вышеназванного Закона, с одинокими гражданами пожилого возраста, которым в установленном порядке предоставляются жилые помещения в специальных домах, заключается договор социального найма жилого помещения в специальном доме по форме, утверждаемой Администрацией Санкт-Петербурга.
Согласно ст. 26 указанного Закона, одинокие граждане пожилого возраста, проживающие в специальных домах, осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения с учетом льгот и компенсаций, предоставляемых им в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 6.1 договора найма жилого помещения в специальных жилых домах, типовая форма которого утверждена Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 15.09.2000 года N 1631-р, предусмотрено, что в состав платы за пользование жилым помещением (в том числе местами общего пользования в коммунальной квартире), вносимой нанимателем, включаются платеж за содержание и ремонт мест общего пользования; платеж за коммунальные услуги; платеж за наем жилого помещения.
Согласно пункту 4.1.6 договора социального найма жилого помещения в специальном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста (примерная форма), наймодатель обязуется обеспечивать ремонт мест общего пользования и конструктивных элементов жилого дома в пределах средств, получаемых от нанимателя в качестве платежа за содержание и ремонт мест общего пользования, и расходов, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели.
Таким образом, обязанностью Ж.Л., как нанимателя жилого помещения, является осуществление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой, как предусмотрено статьей 154 ЖК РФ, включена плата за содержание и ремонт мест общего пользования.
В силу ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В Санкт-Петербурге в соответствии со статьей 160 ЖК РФ 20.07.2006 года принят Закон N 387-58 "О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге", которым предусмотрено право на получение компенсации как гражданами, пользующимися государственным жилищным фондом, так и собственниками жилых помещений и членами жилищного и жилищно-строительного кооператива, исходя из материального положения указанных лиц и нуждаемости в получении такой компенсации.
Истица, как следует из материалов дела с заявлениями и документами, необходимыми для принятия решения о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не обращалась.
В обоснование заявленных требований прокурор Центрального района Санкт-Петербурга ссылался на нарушение положений ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 24.07.2000 г. N 357-37 "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге", согласно которой, средства на содержание и ремонт мест общего пользования специальных домов, включая встроенные помещения, а также средства на проведение капитального ремонта предусматриваются в бюджете Санкт-Петербурга отдельной строкой в ведомственной структуре расходов соответствующего отраслевого органа Администрации Санкт-Петербурга.
Между тем, правила данной нормы Закона, с учетом положений ст. 26 указанного Закона, предусматривающих обязанность данной категории граждан осуществлять оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения с учетом льгот и компенсаций, предоставляемых им в соответствии с действующим законодательством, не являются основанием для освобождения Ж.Л. от уплаты указанных выше платежей.
Оснований полагать, что наймодателем при начислении платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома нарушаются права истицы, как нанимателя жилого помещения специализированного жилищного фонда, предусмотренные законом, по доводам, изложенным в исковом заявлении, не имеется.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является правильным, решение суда постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, отмене не подлежит.
Доводы кассационного представления правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат, оспаривают вывод суда о праве Ж.Л. на получение компенсаций по иным основаниям, который решение суда, постановленное в пределах заявленного предмета и основания иска, не содержит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 9 августа 2010 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Центрального района Санкт-Петербурга без удовлетворения.

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)