Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н.,
судей Стрелкова А.В., Паньковой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коробейниковой О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Гурьева" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 мая 2012 года по делу N А78-10646/2011 по иску открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323 ИНН 7536066430, адрес: 672000, г. Чита, ул. Забайкальского Рабочего, 36) к товариществу собственников жилья "Гурьева" (ОГРН 1087505000307 ИНН 7529011373, адрес: 674600, Забайкальский район, г. Борзя, ул. Гурьева, 11, 79, 10) о взыскании 156 891, 25 руб. (суд первой инстанции: судья Бронникова И.А.)
при участии в судебном заседании:
от истца: представитель по доверенности от 30.12.2011 Кармадонов С.А.
от ответчика: отсутствует, уведомлен
установил:
открытое акционерное общество "Читаэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к товариществу собственников жилья "Гурьева" с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ о взыскании 42 894, 85 руб. задолженности по оплате за потребленную в период январь - июль 2011 года электрическую энергию.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 05.05.2012 иск удовлетворен.
Ответчик, не согласившись с решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что истец произвел расчет расхода электроэнергии во внутридомовых сетях как разницу между расходами по общедомовым приборам учета и индивидуальным приборам. Вместе с тем, расчет истца нельзя применять в данном случае, поскольку ответчиком было заявлено о фальсификации ведомостей потребления электрической энергии путем подделки подписей граждан, которые были исключены из числа доказательств, в связи с чем определить расчетным методом количество потребленной электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирных домов невозможно. Материалами дела установлено, что индивидуальными приборами учета оборудованы все квартиры граждан потребителей и помещения юридических лиц. Представленными истцом ведомостями подтверждается поступление денежных средств от граждан и юридических лиц, спорных многоквартирных домов за спорный период. При этом, истцом не применены в расчетах произведенные оплаты за потребленную электрическую энергию гражданами потребителями и юридическими лицами за август 2011 год. Кроме того, тариф для населения по оплате электроэнергии мест общего пользования Советом ГП "Борзинское" не утверждался, в связи с чем действия энергоснабжающей организации в лице ОАО "Читаэнергосбыт" и ТСЖ "Гурьева" по начислению и взиманию с населения такой платы на территории г. Борзя являются неправомерными. Кроме того, общедомовые приборы учета установлены с нарушением положений Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149, не заключены договоры на их установку с собственниками домов или ТСЖ, не согласованы места установки приборов учета, приборы не сданы в эксплуатацию, не установлен порядок обслуживания, график осмотра приборов и порядок снятия его показаний. При установке приборов учета не присутствовали собственники домов, представители ТСЖ. Акты приемки приборов учета со стороны ТСЖ "Гурьева" никто не подписывал, истец в эксплуатацию приборы не передавал.
В судебном заседании представитель истца относительно доводов апелляционной жалобы возразил, доводы отзыва на апелляционную жалобу, представленного ранее поддержал. Представил дополнительные доказательства во исполнение определения суда от 26.07.2012.
Ответчик явку представителя не обеспечил, уведомлен в установленном порядке.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.12.2010 собственниками помещений многоквартирных домов 2-14, 16, 17 по ул. Гурьева в г. Борзя, был избран способ управления домами - товарищество собственников жилья, которому было дано наименование "Гурьева".
Истец, обращаясь с настоящим иском, указал, что в период с января 2011 года по июль 2011 года, он поставлял электроэнергию потребителям вышеуказанных домов по ул. Гурьева в г. Борзя. Ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг, обязательства по оплате поставленной электроэнергии не исполнил, в связи с чем задолженность за поставленную истцом электрическую энергию в многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Борзя, ул. Гурьева, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17 составила с учетом уточнений 42 894, 85 руб.
Арбитражный суд Забайкальского края, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, заявленные требования удовлетворил.
Четвертый арбитражный апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из искового заявления, материально-правовым требованием по делу является требование о взыскании задолженности за приобретаемую энергию для компенсации потерь во внутридомовых электрических сетях многоквартирного дома; основанием - неисполнение обязательств по оплате в силу фактически сложившихся отношений с января 2011 года по июль 2011 года.
Таким образом, спорные правоотношения регулируются положениями параграфа 6 главы 30 ГК РФ.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что договор энергоснабжения между истцом, являющимся энергоснабжающей организацией и ответчиком - ТСЖ "Гурьева" не заключался.
Вместе с тем отсутствие надлежащим образом заключенного договора не освобождает лицо, потребившего энергоресурс от его оплаты.
В пункте 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) указано, что потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов признаются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В многоквартирных домах жилищного сектора потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме, в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений; в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг" (далее - Правила N 307) предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может быть, в том числе, и управляющая организация.
Из пункта 15 Правил N 307 следует, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Согласно пункту 92 Правил N 530 исполнители коммунальных услуг при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению применяют положения раздела XII настоящих Правил, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 136 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Положения настоящего раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 147 Правил N 530).
В силу пункта 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Исходя из пунктов 1, 2, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам возлагаются на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следует учитывать, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
В силу п. п. 6.1, 6.2 ст. 155 ЖК РФ, случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщиком договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации, за исключением предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи случая, лицами, указанными в части 2 статьи 153 настоящего Кодекса.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Возлагая обязанность по оплате внутридомовых потерь, суд первой инстанции не дал оценку представленному в материалы дела договору на управление заключенного между ТСЖ "Гурьева" и управляющей компанией Управляющая организация ООО "Темп" от 01.01.2011 (л.д. 31 - 43 т. 1).
Для установления фактических обстоятельств дела, судом апелляционной инстанции было предложено представить указанный договор в читаемом виде (т.к. имеющаяся копия на листах дела 36 - 43 т. 1, нечитаема), а также дать пояснения относительно заключенного договора.
Из представленных в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств и текста договора от 01.01.2011, следует, что исполнителем коммунальных услуг в жилых домах г. Борзя, ул. Гурьева, 79-квартал дома N 1 - 17, 3а, 6а, 10а, 25, 27, 29, 31, 33 и в 80 квартал дома N 11, 12, 13 в спорный период времени являлась Управляющая организация ООО "Темп", на основании договора от 01.01.2011 заключенного между данным обществом и ТСЖ.
Указанный договор сторонами исполнялся и недействительным не признан.
При таких обстоятельствах функции исполнителя коммунальных услуг в 2011 г. были переданы ТСЖ в установленном законом порядке, и соответственно в данном случае ТСЖ не является надлежащим ответчиком по делу, так как не осуществляла в 2011 г. функции исполнителя коммунальных услуг.
Кроме того, исходя из представленного в суд первой инстанции расчета, следует, что объем фактических потерь определен истцом как разность между показаниями общедомовых приборов учета и индивидуальных показаний приборов учета.
В суде первой инстанции ответчик обращал внимание суда первой инстанции на то обстоятельство, что в снятии показаний с общедомовых приборах учета его представитель участия не принимал, кем снимались показания, ему неизвестно, доступа к приборам учета ответчик не имеет.
Для проверки возражений ответчика, которым не была дана оценка судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции было предложено представить сторонам акты об установке приборов учета, свидетельства о поверке данных приборов учета, ведомости учета.
Из представленных актов установки общедомовых приборов учета следует, что приборы учета устанавливались в 2009 г. филиалом ОАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго" и энергобаланс "Сибирь".
Приборы учета обслуживаются сетевой организацией ОАО "МРСК Сибири". Указанные приборы учета на баланс либо в введение ТСЖ "Гурьева", управляющей компании ООО "Темп" не передавались.
Свидетельства о поверке приборов учета истцом не представлены.
В соответствии с пунктом 138 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (действующих в спорный период), для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.
В отношении сетевых организаций применяются требования об организации учета электрической энергии в точках присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к сетям другой сетевой организации, предусмотренные настоящими Правилами для потребителей.
В силу п. 136 указанных Правил, положения настоящего раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 139 настоящих Правил гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Из указанных норм следует, что как истец, так и ответчик должны совместно определять порядок снятия показаний и расчетов на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах.
В данном случае из материалов дела следует, что договор между сторонами отсутствует, порядок снятия показаний приборов учета не определен. Истец осуществил расчет задолженности исходя из показаний приборов учета установленных в одностороннем порядке ОАО "МРСК-Сибири".
На основании пункта 1.5.13 Правил эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2004 N 204, пунктов 2.11.9 и 2.11.10, 2.11.17 и 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, не поверенные и не опломбированные энергоснабжающей организацией приборы учета не считаются принятыми в эксплуатацию и их показания не могут применяться для определения фактического объема электроэнергии, поданного потребителю; нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком. Этими же пунктами установлена обязательная поверка приборов учета.
В силу пункта 138 Правил N 530 для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.
В данном случае свидетельства о поверке установленных общедомовых приборов учета истцом не представлены.
Исходя из вышеизложенного, произведенный истцом расчет задолженности, исходя из показаний приборов учета, при отсутствии доказательств поверки приборов учета, и одностороннего снятия показания приборов учета сетевой организацией нельзя признать обоснованным и соответствующим требованиям законодательства.
В суд апелляционной инстанции истцом также были представлены расчет объема электрической энергии поступившей в спорные жилые дома в отсутствие общедомового прибора учета и расчет стоимости электрической энергии отпущенной в жилые дома с учетом положений Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Вместе с тем доказательств направления указанных расчетов в адрес ответчика истцом не представлено. Как не представлено доказательств подтверждающих достоверность примененных в данных расчетах величин, в частности количество зарегистрированных граждан, площадь жилых помещений, количество комнат.
Вместе с тем у истца было достаточно времени для направления в адрес ответчика вышеуказанных расчетов, и представления доказательств, так как рассмотрение дела откладывалось, и суд предлагал истцу представить вышеуказанный расчет.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Соответственно указанные расчеты не могут быть приняты судом, так как документально не подтверждены.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что истец не доказал обоснованность своих требований ни по праву в отношении ТСЖ "Гурьева", ни по размеру.
Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 3, 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, судебные расходы относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 мая 2012 года по делу N А78-10646/2011 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий
К.Н.ДАРОВСКИХ
Судьи
А.В.СТРЕЛКОВ
Н.М.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2012 ПО ДЕЛУ N А78-10646/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2012 г. по делу N А78-10646/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н.,
судей Стрелкова А.В., Паньковой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коробейниковой О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Гурьева" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 мая 2012 года по делу N А78-10646/2011 по иску открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323 ИНН 7536066430, адрес: 672000, г. Чита, ул. Забайкальского Рабочего, 36) к товариществу собственников жилья "Гурьева" (ОГРН 1087505000307 ИНН 7529011373, адрес: 674600, Забайкальский район, г. Борзя, ул. Гурьева, 11, 79, 10) о взыскании 156 891, 25 руб. (суд первой инстанции: судья Бронникова И.А.)
при участии в судебном заседании:
от истца: представитель по доверенности от 30.12.2011 Кармадонов С.А.
от ответчика: отсутствует, уведомлен
установил:
открытое акционерное общество "Читаэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к товариществу собственников жилья "Гурьева" с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ о взыскании 42 894, 85 руб. задолженности по оплате за потребленную в период январь - июль 2011 года электрическую энергию.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 05.05.2012 иск удовлетворен.
Ответчик, не согласившись с решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что истец произвел расчет расхода электроэнергии во внутридомовых сетях как разницу между расходами по общедомовым приборам учета и индивидуальным приборам. Вместе с тем, расчет истца нельзя применять в данном случае, поскольку ответчиком было заявлено о фальсификации ведомостей потребления электрической энергии путем подделки подписей граждан, которые были исключены из числа доказательств, в связи с чем определить расчетным методом количество потребленной электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирных домов невозможно. Материалами дела установлено, что индивидуальными приборами учета оборудованы все квартиры граждан потребителей и помещения юридических лиц. Представленными истцом ведомостями подтверждается поступление денежных средств от граждан и юридических лиц, спорных многоквартирных домов за спорный период. При этом, истцом не применены в расчетах произведенные оплаты за потребленную электрическую энергию гражданами потребителями и юридическими лицами за август 2011 год. Кроме того, тариф для населения по оплате электроэнергии мест общего пользования Советом ГП "Борзинское" не утверждался, в связи с чем действия энергоснабжающей организации в лице ОАО "Читаэнергосбыт" и ТСЖ "Гурьева" по начислению и взиманию с населения такой платы на территории г. Борзя являются неправомерными. Кроме того, общедомовые приборы учета установлены с нарушением положений Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149, не заключены договоры на их установку с собственниками домов или ТСЖ, не согласованы места установки приборов учета, приборы не сданы в эксплуатацию, не установлен порядок обслуживания, график осмотра приборов и порядок снятия его показаний. При установке приборов учета не присутствовали собственники домов, представители ТСЖ. Акты приемки приборов учета со стороны ТСЖ "Гурьева" никто не подписывал, истец в эксплуатацию приборы не передавал.
В судебном заседании представитель истца относительно доводов апелляционной жалобы возразил, доводы отзыва на апелляционную жалобу, представленного ранее поддержал. Представил дополнительные доказательства во исполнение определения суда от 26.07.2012.
Ответчик явку представителя не обеспечил, уведомлен в установленном порядке.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.12.2010 собственниками помещений многоквартирных домов 2-14, 16, 17 по ул. Гурьева в г. Борзя, был избран способ управления домами - товарищество собственников жилья, которому было дано наименование "Гурьева".
Истец, обращаясь с настоящим иском, указал, что в период с января 2011 года по июль 2011 года, он поставлял электроэнергию потребителям вышеуказанных домов по ул. Гурьева в г. Борзя. Ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг, обязательства по оплате поставленной электроэнергии не исполнил, в связи с чем задолженность за поставленную истцом электрическую энергию в многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Борзя, ул. Гурьева, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17 составила с учетом уточнений 42 894, 85 руб.
Арбитражный суд Забайкальского края, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, заявленные требования удовлетворил.
Четвертый арбитражный апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из искового заявления, материально-правовым требованием по делу является требование о взыскании задолженности за приобретаемую энергию для компенсации потерь во внутридомовых электрических сетях многоквартирного дома; основанием - неисполнение обязательств по оплате в силу фактически сложившихся отношений с января 2011 года по июль 2011 года.
Таким образом, спорные правоотношения регулируются положениями параграфа 6 главы 30 ГК РФ.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что договор энергоснабжения между истцом, являющимся энергоснабжающей организацией и ответчиком - ТСЖ "Гурьева" не заключался.
Вместе с тем отсутствие надлежащим образом заключенного договора не освобождает лицо, потребившего энергоресурс от его оплаты.
В пункте 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) указано, что потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов признаются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В многоквартирных домах жилищного сектора потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме, в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений; в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг" (далее - Правила N 307) предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может быть, в том числе, и управляющая организация.
Из пункта 15 Правил N 307 следует, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Согласно пункту 92 Правил N 530 исполнители коммунальных услуг при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению применяют положения раздела XII настоящих Правил, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 136 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Положения настоящего раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 147 Правил N 530).
В силу пункта 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Исходя из пунктов 1, 2, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам возлагаются на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следует учитывать, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
В силу п. п. 6.1, 6.2 ст. 155 ЖК РФ, случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщиком договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации, за исключением предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи случая, лицами, указанными в части 2 статьи 153 настоящего Кодекса.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Возлагая обязанность по оплате внутридомовых потерь, суд первой инстанции не дал оценку представленному в материалы дела договору на управление заключенного между ТСЖ "Гурьева" и управляющей компанией Управляющая организация ООО "Темп" от 01.01.2011 (л.д. 31 - 43 т. 1).
Для установления фактических обстоятельств дела, судом апелляционной инстанции было предложено представить указанный договор в читаемом виде (т.к. имеющаяся копия на листах дела 36 - 43 т. 1, нечитаема), а также дать пояснения относительно заключенного договора.
Из представленных в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств и текста договора от 01.01.2011, следует, что исполнителем коммунальных услуг в жилых домах г. Борзя, ул. Гурьева, 79-квартал дома N 1 - 17, 3а, 6а, 10а, 25, 27, 29, 31, 33 и в 80 квартал дома N 11, 12, 13 в спорный период времени являлась Управляющая организация ООО "Темп", на основании договора от 01.01.2011 заключенного между данным обществом и ТСЖ.
Указанный договор сторонами исполнялся и недействительным не признан.
При таких обстоятельствах функции исполнителя коммунальных услуг в 2011 г. были переданы ТСЖ в установленном законом порядке, и соответственно в данном случае ТСЖ не является надлежащим ответчиком по делу, так как не осуществляла в 2011 г. функции исполнителя коммунальных услуг.
Кроме того, исходя из представленного в суд первой инстанции расчета, следует, что объем фактических потерь определен истцом как разность между показаниями общедомовых приборов учета и индивидуальных показаний приборов учета.
В суде первой инстанции ответчик обращал внимание суда первой инстанции на то обстоятельство, что в снятии показаний с общедомовых приборах учета его представитель участия не принимал, кем снимались показания, ему неизвестно, доступа к приборам учета ответчик не имеет.
Для проверки возражений ответчика, которым не была дана оценка судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции было предложено представить сторонам акты об установке приборов учета, свидетельства о поверке данных приборов учета, ведомости учета.
Из представленных актов установки общедомовых приборов учета следует, что приборы учета устанавливались в 2009 г. филиалом ОАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго" и энергобаланс "Сибирь".
Приборы учета обслуживаются сетевой организацией ОАО "МРСК Сибири". Указанные приборы учета на баланс либо в введение ТСЖ "Гурьева", управляющей компании ООО "Темп" не передавались.
Свидетельства о поверке приборов учета истцом не представлены.
В соответствии с пунктом 138 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (действующих в спорный период), для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.
В отношении сетевых организаций применяются требования об организации учета электрической энергии в точках присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к сетям другой сетевой организации, предусмотренные настоящими Правилами для потребителей.
В силу п. 136 указанных Правил, положения настоящего раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 139 настоящих Правил гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Из указанных норм следует, что как истец, так и ответчик должны совместно определять порядок снятия показаний и расчетов на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах.
В данном случае из материалов дела следует, что договор между сторонами отсутствует, порядок снятия показаний приборов учета не определен. Истец осуществил расчет задолженности исходя из показаний приборов учета установленных в одностороннем порядке ОАО "МРСК-Сибири".
На основании пункта 1.5.13 Правил эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2004 N 204, пунктов 2.11.9 и 2.11.10, 2.11.17 и 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, не поверенные и не опломбированные энергоснабжающей организацией приборы учета не считаются принятыми в эксплуатацию и их показания не могут применяться для определения фактического объема электроэнергии, поданного потребителю; нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком. Этими же пунктами установлена обязательная поверка приборов учета.
В силу пункта 138 Правил N 530 для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.
В данном случае свидетельства о поверке установленных общедомовых приборов учета истцом не представлены.
Исходя из вышеизложенного, произведенный истцом расчет задолженности, исходя из показаний приборов учета, при отсутствии доказательств поверки приборов учета, и одностороннего снятия показания приборов учета сетевой организацией нельзя признать обоснованным и соответствующим требованиям законодательства.
В суд апелляционной инстанции истцом также были представлены расчет объема электрической энергии поступившей в спорные жилые дома в отсутствие общедомового прибора учета и расчет стоимости электрической энергии отпущенной в жилые дома с учетом положений Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Вместе с тем доказательств направления указанных расчетов в адрес ответчика истцом не представлено. Как не представлено доказательств подтверждающих достоверность примененных в данных расчетах величин, в частности количество зарегистрированных граждан, площадь жилых помещений, количество комнат.
Вместе с тем у истца было достаточно времени для направления в адрес ответчика вышеуказанных расчетов, и представления доказательств, так как рассмотрение дела откладывалось, и суд предлагал истцу представить вышеуказанный расчет.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Соответственно указанные расчеты не могут быть приняты судом, так как документально не подтверждены.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что истец не доказал обоснованность своих требований ни по праву в отношении ТСЖ "Гурьева", ни по размеру.
Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 3, 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, судебные расходы относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 мая 2012 года по делу N А78-10646/2011 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий
К.Н.ДАРОВСКИХ
Судьи
А.В.СТРЕЛКОВ
Н.М.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)