Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 07.06.2001 N А09-104/01-24

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 7 июня 2001 г. Дело N А09-104/01-24

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Центр" на Решение Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2001 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 19.04.2001 по делу N А09-104/01-24,
УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья "Центр", г. Брянск (далее - ТСЖ "Центр"), обратилось в арбитражный суд с иском к Государственной налоговой инспекции по Советскому району г. Брянска о признании недействительным Решения N 1389 от 18.10.2000.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2001 иск ТСЖ "Центр" оставлен без удовлетворения.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 19.04.2001 решение оставлено без изменения, поскольку суд признал безосновательными требования ТСЖ "Центр".
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты по делу как вынесенные в нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, Государственной налоговой инспекцией по Советскому району г. Брянска проведена выездная проверка ТСЖ "Центр" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.07.98 по 01.04.2000.
Результаты проверки оформлены актом N 1389 от 22.08.2000, на основании которого вынесено Решение N 1389 от 18.10.2000 о доначислении 10302 руб. НДС, 1546 руб. налога на пользователей автодорог, пени за несвоевременную уплату налогов, соответственно 4057 руб. и 714 руб., а также к плательщику применены санкции в виде взыскания штрафа в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ по НДС - в сумме 2060 руб., по налогу на пользователей автодорог - в размере 309 руб.
Проверкой установлено, что ТСЖ "Центр" осуществляло услуги по техническому обслуживанию жилого фонда. Услуги оказывались штатными работниками товарищества. При этом налоги с выручки, полученной от оказания услуг ТСЖ "Центр", не уплачивались.
Товариществом оспорено решение налогового органа. Истец настаивал на том, что объект обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на пользователей автодорог отсутствует, поскольку денежные суммы (часть целевого взноса, уплачиваемого жильцами) направляются на заработную плату штатных работников ТСЖ "Центр".
Налоговая инспекция исходила из того, что стоимость услуг ТСЖ "Центр" по техническому обслуживанию жилого фонда, оказываемых штатными сотрудниками истца на возмездной основе, является объектом обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на пользователей автодорог.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и пришел к обоснованному выводу о правомерности вынесенного налоговой инспекцией решения.
В соответствии с Законом РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах" объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг).
При этом в силу ст. 1 названного Закона налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Как следует из указанной статьи закона, круг плательщиков налога на пользователей автомобильных дорог не ограничен только предприятиями, осуществляющими предпринимательскую деятельность. К числу плательщиков этого налога закон относит организации независимо от форм собственности, имеющие статус юридического лица. Поэтому довод ТСЖ "Центр" о том, что товарищество не является плательщиком указанного налога в силу того, что не занимается предпринимательской деятельностью, несостоятелен.
В соответствии с п. 2 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.
Объектами обложения указанным налогом являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг (ст. 3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91 N 1992-1 (с изменениями и дополнениями).
Право товарищества выполнять работы и оказывать услуги по техническому обслуживанию жилого фонда ТСЖ "Центр" предусмотрено уставом товарищества. Это положение закреплено в уставе в соответствии с Законом РФ "О товариществах собственников жилья".
По мнению ТСЖ "Центр", при осуществлении функций по техническому обслуживанию жилого фонда силами работников товарищества отсутствует реализация услуг, поскольку лицо, оказывающее услугу (выполняющее работу), совпадает с лицом, получающим эту услугу (работу).
Суд обоснованно признал указанный довод неаргументированным.
В силу ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации под реализацией работ, услуг понимается выполнение работ одним лицом для другого или оказание услуг одним лицом другому лицу.
ТСЖ "Центр" является юридическим лицом, членами товарищества являются собственники жилых и нежилых помещений.
Работники товарищества состоят с ним в трудовых отношениях. Членство в товариществе не предполагает трудовых отношений с ним.
Техническое обслуживание жилого фонда осуществляется не домовладельцами, а юридическим лицом - Товариществом собственников жилья "Центр". Следовательно, средства, оплаченные домовладельцами товариществу за техническое обеспечение последним жилого фонда, являются выручкой, полученной от реализации услуг, что составляет объект налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на добавленную стоимость.
Определением кассационной инстанции от 28.05.2001 ТСЖ "Центр" предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины за подачу кассационной жалобы, сумма которой, в силу ст. 95 АПК РФ, подлежит взысканию с ТСЖ "Центр".
На основании изложенного и руководствуясь ст. 95, п. 1 ст. 175, ст. 177 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2001 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 19.04.2001 по делу N А09-104/01-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу ТСЖ "Центр" - без удовлетворения.
Взыскать с ТСЖ "Центр", г. Брянск, ул. Красноармейская, д. 62/2, госпошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 500 руб.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 7 июня 2001 г. Дело N А09-104/01-24

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Центр" на Решение Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2001 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 19.04.2001 по делу N А09-104/01-24,
УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья "Центр", г. Брянск (далее - ТСЖ "Центр"), обратилось в арбитражный суд с иском к Государственной налоговой инспекции по Советскому району г. Брянска о признании недействительным Решения N 1389 от 18.10.2000.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2001 иск ТСЖ "Центр" оставлен без удовлетворения.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 19.04.2001 решение оставлено без изменения, поскольку суд признал безосновательными требования ТСЖ "Центр".
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты по делу как вынесенные в нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, Государственной налоговой инспекцией по Советскому району г. Брянска проведена выездная проверка ТСЖ "Центр" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.07.98 по 01.04.2000.
Результаты проверки оформлены актом N 1389 от 22.08.2000, на основании которого вынесено Решение N 1389 от 18.10.2000 о доначислении 10302 руб. НДС, 1546 руб. налога на пользователей автодорог, пени за несвоевременную уплату налогов, соответственно 4057 руб. и 714 руб., а также к плательщику применены санкции в виде взыскания штрафа в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ по НДС - в сумме 2060 руб., по налогу на пользователей автодорог - в размере 309 руб.
Проверкой установлено, что ТСЖ "Центр" осуществляло услуги по техническому обслуживанию жилого фонда. Услуги оказывались штатными работниками товарищества. При этом налоги с выручки, полученной от оказания услуг ТСЖ "Центр", не уплачивались.
Товариществом оспорено решение налогового органа. Истец настаивал на том, что объект обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на пользователей автодорог отсутствует, поскольку денежные суммы (часть целевого взноса, уплачиваемого жильцами) направляются на заработную плату штатных работников ТСЖ "Центр".
Налоговая инспекция исходила из того, что стоимость услуг ТСЖ "Центр" по техническому обслуживанию жилого фонда, оказываемых штатными сотрудниками истца на возмездной основе, является объектом обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на пользователей автодорог.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и пришел к обоснованному выводу о правомерности вынесенного налоговой инспекцией решения.
В соответствии с Законом РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах" объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг).
При этом в силу ст. 1 названного Закона налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Как следует из указанной статьи закона, круг плательщиков налога на пользователей автомобильных дорог не ограничен только предприятиями, осуществляющими предпринимательскую деятельность. К числу плательщиков этого налога закон относит организации независимо от форм собственности, имеющие статус юридического лица. Поэтому довод ТСЖ "Центр" о том, что товарищество не является плательщиком указанного налога в силу того, что не занимается предпринимательской деятельностью, несостоятелен.
В соответствии с п. 2 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.
Объектами обложения указанным налогом являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг (ст. 3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91 N 1992-1 (с изменениями и дополнениями).
Право товарищества выполнять работы и оказывать услуги по техническому обслуживанию жилого фонда ТСЖ "Центр" предусмотрено уставом товарищества. Это положение закреплено в уставе в соответствии с Законом РФ "О товариществах собственников жилья".
По мнению ТСЖ "Центр", при осуществлении функций по техническому обслуживанию жилого фонда силами работников товарищества отсутствует реализация услуг, поскольку лицо, оказывающее услугу (выполняющее работу), совпадает с лицом, получающим эту услугу (работу).
Суд обоснованно признал указанный довод неаргументированным.
В силу ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации под реализацией работ, услуг понимается выполнение работ одним лицом для другого или оказание услуг одним лицом другому лицу.
ТСЖ "Центр" является юридическим лицом, членами товарищества являются собственники жилых и нежилых помещений.
Работники товарищества состоят с ним в трудовых отношениях. Членство в товариществе не предполагает трудовых отношений с ним.
Техническое обслуживание жилого фонда осуществляется не домовладельцами, а юридическим лицом - Товариществом собственников жилья "Центр". Следовательно, средства, оплаченные домовладельцами товариществу за техническое обеспечение последним жилого фонда, являются выручкой, полученной от реализации услуг, что составляет объект налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на добавленную стоимость.
Определением кассационной инстанции от 28.05.2001 ТСЖ "Центр" предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины за подачу кассационной жалобы, сумма которой, в силу ст. 95 АПК РФ, подлежит взысканию с ТСЖ "Центр".
На основании изложенного и руководствуясь ст. 95, п. 1 ст. 175, ст. 177 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2001 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 19.04.2001 по делу N А09-104/01-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу ТСЖ "Центр" - без удовлетворения.
Взыскать с ТСЖ "Центр", г. Брянск, ул. Красноармейская, д. 62/2, госпошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 500 руб.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)