Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.02.2011 ПО ДЕЛУ N А56-14602/2010

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2011 г. по делу N А56-14602/2010


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Журавлевой О.Р., Пастуховой М.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сестра Ривер Девелопментс" Лапенко А.С. (доверенность от 01.02.2011 б/н), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу Сытник Н.В. (доверенность от 11.01.2011 б/н), рассмотрев 07.02.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сестра Ривер Девелопментс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2010 по делу N А56-14602/2010 (судья Галкина Т.В.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сестра Ривер Девелопментс" (далее - Общество, ООО "Сестра Ривер Девелопментс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3 и 4 резолютивной части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 29.01.2010 N 27 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также требования Инспекции об уплате налога и пеней от 16.03.2010 N 215.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2010 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Сестра Ривер Девелопментс", ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенное решение от 29.06.2010 и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы полагает, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются не Государственным кадастром недвижимости, а принятыми в установленном порядке градостроительными регламентами. В отношении территории, включающей спорные земельные участки Общества, распоряжением КГА СПб от 21.10.2008 N 3851 утвержден Временный регламент застройки ВРЗ-08/1982. Поскольку законодательство Санкт-Петербурга связывает право на применение пониженной ставки земельного налога с фактом предоставления налогоплательщику или приобретения налогоплательщиком земельного участка для целей жилищного строительства, а в спорном периоде (3 квартал 2009 года) соответствующий вид разрешенного использования был установлен для принадлежащих Обществу спорных участков Временным регламентом застройки (позднее - Градостроительным регламентом), расчет земельного налога правомерно произведен заявителем с применением пониженной ставки.
В судебном заседании представитель Общества поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представитель налогового органа просил в удовлетворении ее отказать.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в собственности ООО "Сестра Ривер Девелопментс" находятся следующие земельные участки, расположенные в городе Сестрорецке, на улице Воскова, дом 2: под литерой "О" (кадастровый номер 78:11111:27 и кадастровый номер 78:38:11111А:13; литер Л, кадастровый номер 78:38:11111:34; литер М, кадастровый номер 78:38:11111:35).
ООО "Сестра Ривер Девелопментс" представило в налоговый орган расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2009 года. По результатам камеральной проверки Инспекция вынесла решение от 29.01.2010 N 27 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением ООО "Сестра Ривер Девелопментс" было предложено уплатить 618 172 руб. недоимки по земельному налогу и 16 376 руб. 41 коп. начисленных пеней за несвоевременную уплату этого налога, а также внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункты 2, 3 и 4 резолютивной части решения).
Во исполнение данного решения Инспекция выставила Обществу требование от 16.03.2010 N 215 об уплате соответствующих сумм недоимки по налогу и пеней.
Основанием для доначисления земельного налога послужило неправомерное (по мнению Инспекции) применение ООО "Сестра Ривер Девелопментс" налоговой ставки 0,042% - вместо 1,5% при расчете суммы налога с земельных участков за спорный период, что привело к неуплате в бюджет 618 172 руб. налога. Инспекция признала неправомерным довод Общества о том, что Закон Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнений в закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" (далее - Закон N 611-86) связывает право на применение пониженной ставки налога именно с целью приобретения земельного участка для жилищного строительства и не связывает это право с видом разрешенного использования земельного участка.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 11.03.2010 N 16-13/06747 решение Инспекции от 29.01.2010 N 27 оставлено без изменения.
Посчитав, что этими актами нарушены его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с выводами Инспекции, изложенными в оспариваемом ненормативном акте. Суд указал, что поскольку Общество только в 2009 году оформило документы на данные земельные участки в соответствии с режимом пользования (под жилищное строительство), право на применение пониженной ставки земельного налога по новой кадастровой стоимости участков у заявителя возникло лишь с 2010 года, а в 2009 году Общество обязано было применять налоговую ставку 1,5%.
Определением суда кассационной инстанции от 08.11.2010 производство по кассационной жалобе Общества было приостановлено до размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А56-79603/2009 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, со дня которого считается, что практика применения законодательства определена.
В связи с опубликованием постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10 по делу N А56-79603/2009 на своем сайте, в рамках которого был разрешен спорный вопрос (какими документами определяется вид разрешенного использования земельного участка в целях определения спорной ставки земельного налога), было возобновлено производство по настоящему делу.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ), выраженной в вышеназванном постановлении от, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом. То обстоятельство, что в государственный земельный кадастр в проверяемом периоде не были внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, не свидетельствует о том, что фактически измененный вид разрешенного использования не был установлен в этом периоде в надлежащем порядке.
Содержащееся в данном постановлении ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Из материалов дела следует, что Общество является собственником следующих земельных участков: площадью 8369 кв.м (кадастровый номер 78:38:11111А:13), площадью 6488 кв.м (кадастровый номер 78:38:11111:34), площадью 3251 кв.м (кадастровый номер 73:38:11111:35) и площадью 52369 кв.м (кадастровый номер 78:11111:27). Они расположены по адресу: Санкт-Петербург, город Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2. Право собственности заявителя на указанные земельные участки подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (соответственно от 28.12.2007, от 27.04.2009 и от 12.05.2006).
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Из пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и могут дифференцироваться в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 НК РФ) в пределах максимальных значений данных ставок.
В статье 2 Закона N 611-86 указано, что налоговые ставки на территории Санкт-Петербурга устанавливаются с 01.01.2006 в следующих размерах:
- - 0,042 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), гаражами или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются Градостроительным регламентом.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке Правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие названного Кодекса, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 этого же закона, с учетом результатов публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 778-116 "Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 778-116) в отношении частей территории Санкт-Петербурга, на которых не введены в действие Градостроительные регламенты, проектная документация может разрабатываться в соответствии с требованиями Временных регламентов застройки территории, полномочия по утверждению которых предоставлены Комитету по строительству и архитектуре постановлением правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2004 N 973 "Об утверждении временных регламентов застройки", а также пунктом 3.6. Положения о Комитете по градостроительству и архитектуре, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1679 (в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2007 N 46).
Виды использования объектов недвижимости устанавливаются Временным регламентом застройки территорий в соответствии с утвержденной градостроительной документацией и с Генеральным планом Санкт-Петербурга в составе, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации для Градостроительных регламентов территориальных зон в составе правил землепользования и застройки (статья 23 Закона N 778-116).
Таким образом, в рамках настоящего спора именно Временный регламент является тем документом на территории Санкт-Петербурга, который определяет вид разрешенного использования спорных земельных участков.
Распоряжением КГА от 21.10.2008 N 3851 был утвержден Временный регламент застройки территории (ВРЗ-08/1982), расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Курортный район, город Сестрорецк, в состав которой вошли и принадлежащие Обществу спорные земельные участки (территориальная зона ТД1-1-2). В соответствии с пунктом 2.2 названного регламента в числе основных видов разрешенного использования территориальной зоны ТД1-1-2 указано: "для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)".
Следовательно, целью использования спорных земельных участков согласно названному нормативному правовому акту с 2008 года является именно жилищное строительство.
Более того, в материалах дела имеются иные документальные подтверждения, свидетельствующие о том, что именно в таких коммерческих целях и использовались эти земельные участки.
Так, заявителем в период с 25.09.2007 по 30.04.2009 велась подготовка площадей под строительство на основании ордера СГСНиЭ N 15130-2007 по договору подряда с ООО "ПетроЭкоСтрой" от 11.09.2007 N 01/0911. По состоянию на 06.10.2008 бывшие производственные здания, находящиеся на спорных земельных участках, были снесены (за исключением объектов культурного наследия), что подтверждено справками ПИБ и кадастровыми планами снесенных объектов. Обществом разработан необходимый пакет градостроительной документации; некоторые документы уже утверждены в установленном порядке, а другие переданы на утверждение.
В соответствии с договором от 15.02.2007 N 2007/Р237-1-СХ генеральный проектировщик осуществляет разработку архитектурных проектов жилых домов, которые подлежат размещению на спорных земельных участках заявителя.
Доказательств того, что ООО "Сестра Ривер Девелопментс" осуществляет иной вид деятельности, в том числе промышленное строительство, в материалах дела не имеется.
Утвержденными Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга для спорных земельных участков был установлен вид разрешенного использования - "для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)". Данный Закон вступил в законную силу с 10.03.2009.
Из кадастровых паспортов (выписок из Государственного кадастра объектов недвижимости), выданных Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Санкт-Петербургу, также усматривается, что уже в 2009 году (в спорный период) все указанные земельные участки заявителя имеют вид разрешенного использования "для размещения жилого дома (жилых домов)".
Названные фактические обстоятельства по предмету спора установлены судом первой инстанции и отражены в обжалуемом судебном акте, не опровергаются налоговым органом, что в совокупности свидетельствует именно о том, что спорные земельные участки приобретены и фактически используются заявителем для жилищного строительства.
Более того, на момент вынесения Инспекцией оспариваемого решения налоговый орган располагал документами, подтверждающими не только приобретение Обществом спорных земельных участков для жилищного строительства и изменение с 21.10.2008 вида разрешенного использования этих участков, но и внесение с 24.06.2009 соответствующих сведений в Государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, все эти изменения в спорный период были отражены во всех документах; в том числе и в Государственном кадастре недвижимости, наличие данных сведений в котором налоговый орган связывает с правом на применение льготной ставки земельного налога.
В силу этого, по мнению кассационной инстанции, у Инспекции вообще отсутствовали основания для отказа заявителю в применении спорной налоговой ставки и вынесения решений о доначислении земельного налога и начисления пеней, как и для выставления требования об их уплате налогоплательщиком.
Ввиду вышеизложенного оспоренные ненормативные акты налогового органа в обжалованной части подлежат признанию недействительными, а решение суда - отмене.
Довод Инспекции о том, что применение пониженной ставки по земельному налогу возможно только со следующего года, а не с года подтверждения права на такую ставку, не принимается кассационной инстанцией.
Во-первых, уже в 2008 году надлежащий орган (Комитет по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга) в предусмотренной законом форме - в соответствии с Временным регламентом застройки территории (ВРЗ-08/1982), расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Курортный район, город Сестрорецк, в состав которой вошли и спорные земельные участки (территориальная зона ТД1-1-2), определил вид разрешенного их использования - для жилищного строительства ("для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)".
Во-вторых, такое утверждение налогового органа не основано ни на одной норме налогового права, в том числе и отсутствием ссылки на таковую.
В данном случае фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств.
Однако неправильное применение этим судом нормы права привело к вынесению неправомерного судебного акта, в силу чего обжалованное решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового - об удовлетворении заявления Общества в полном объеме.
Судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций в размере 7000 руб. отнести на Инспекцию.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2010 по делу N А56-14602/2010 отменить.
Признать недействительными пункты 2, 3 и 4 резолютивной части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу от 29.01.2010 N 27 и требование об уплате налога и пеней от 16.03.2010 N 215.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сестра Ривер Девелопментс" 7000 руб. судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
М.В.ПАСТУХОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)