Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Тимаева Ф.И.,
судей - Грабко О.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фроловой Е.К.
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от Нижне-Волжского управления Ростехнадзора - не явились, извещены надлежащим образом,
от ТСЖ "Наш Дом" - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственником жилья "Наш Дом"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 марта 2010 года по делу N А12-25564/2009, судья Беляева В.В.,
по иску Нижне-Волжского управления Ростехнадзора
к Товариществу собственников жилья "Наш Дом"
о взыскании 47471,70 руб.,
по встречному иску Товарищества собственников жилья "Наш Дом"
к Нижне-Волжскому управлению Ростехнадзора
о взыскании 107174,81 руб.
установил:
Нижне-Волжское управление Ростехнадзора (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Товариществу собственников жилья "Наш Дом" (далее - ТСЖ "Наш Дом") о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 - 2008 годы в общей сумме 47471,70 руб.
ТСЖ "Наш Дом" предъявило встречный иск к Управлению о взыскании излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 - 2009 годы в сумме 107174,81 руб.
В суде первой инстанции ТСЖ "Наш Дом" в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшило сумму исковых требований и просило взыскать с Управления излишне внесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 - 2008 гг. в размере 87683,18 руб.
Измененный размер встречных исковых требований был принят судом первой инстанции к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 марта 2010 года исковые требования Управления удовлетворены в части: с ТСЖ "Наш Дом" взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006, 2007, 2008 гг. в размере 41349,58 руб. В остальной части исковых требований Управления отказано. В удовлетворении встречных исковых требований ТСЖ "Наш Дом" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСЖ "Наш Дом" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 марта 2010 года по делу N А12-25564/2009 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает оспариваемое решение незаконным и необоснованным, и несоответствующим фактическим обстоятельствам дела по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив и обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.08.2005 года N 604 "О возложении функций администраторов" администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Республики Калмыкия и Волгоградской области выступает Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года N 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду" установлено, что срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал.
По мнению Управления ТСЖ "Наш Дом" имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 - 2008 годы в общей сумме 47471,70 рублей.
На основании ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 23 ФЗ от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ФЗ от 19.12.2006 года N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" и ФЗ от 24.07.2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" Управление обратилось в арбитражный суд за взысканием вышеуказанной задолженности.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования Управления, исходил из того, что на основании вышеуказанных нормативных актов ТСЖ "Наш Дом" обязано осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно статье 1 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако из материалов дела не следует, что ТСЖ "Наш Дом" занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований Управления.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 14561/08.
ТСЖ "Наш Дом", считая, что излишне уплатило за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 - 2008 гг., во встречном исковом заявлении просило взыскать с Управления 87683,18 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении встречных исковых требований ТСЖ "Наш Дом" исходил из обязанности ТСЖ "Наш Дом" осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Однако судом первой инстанции не учтено, что ТСЖ "Наш Дом" не осуществляется деятельность, связанная с негативным воздействием на окружающую среду.
Между ТСЖ "Наш Дом" и ООО "ЭкоМастер" 01 декабря 2009 г. заключен договор ВРКП ТБО N 2441/10 на оказание услуг по транспортировке и размещению отходов, согласно которому ТСЖ "Наш Дом" поручает и оплачивает, а ООО "ЭкоМастер" принимает на себя оказание услуг по транспортировке и размещению отходов производства и потребления в твердой фазе с контейнерных площадок ТСЖ "Наш Дом" согласно перечня, указанного в п. 6 договора.
ТСЖ "Наш Дом" производилась плата на сумму свыше 87683,18 руб. за размещение отходов, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями (т. 2 л.д. 1 - 10).
Учитывая положения ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ТСЖ "Наш Дом" не осуществляет деятельность по размещению отходов.
Добровольное внесение ТСЖ "Наш Дом" ранее платежей за негативное воздействие на окружающую среду не может свидетельствовать об осуществлении ТСЖ "Наш Дом" деятельности, связанной с размещением отходов, и, следовательно, возникновении обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, со стороны Управления имеет место неосновательное обогащение, которое на основании ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возврату ТСЖ "Наш Дом".
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 марта 2010 года по делу N А55-15472/2009.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении встречных исковых требований.
Следовательно, обжалуемое решение подлежит отмене.
В удовлетворении исковых требований Управления следует отказать, а апелляционную жалобу и встречные исковые требования ТСЖ "Наш Дом" - удовлетворить.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 01 марта 2010 года ТСЖ "Наш Дом" была предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины до вынесения решения по делу.
По смыслу ч. 1 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины представляет собой изменение срока ее уплаты при наличии оснований, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Следовательно, предоставление отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины не прекращает соответствующую обязанность плательщика.
По этой причине и в случае принятия судебного акта в пользу лица, которому была предоставлена соответствующая отсрочка, рассрочка, суд взыскивает государственную пошлину с такого лица. После уплаты государственной пошлины лицо, в пользу которого принят судебный акт, вправе требовать возмещения уплаченной суммы с другой стороны по делу в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 марта 2010 года по делу N А12-25564/2009 отменить.
В удовлетворении искового заявления Нижне-Волжского управления Ростехнадзора к Товариществу собственников жилья "Наш Дом" о взыскании 47471,70 руб. отказать.
Взыскать с Нижне-Волжского управления Ростехнадзора в пользу Товарищества собственников жилья "Наш Дом" 87683,18 руб. неосновательного обогащения, полученного в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 - 2008 гг., судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 руб.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Наш Дом" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 3130 руб. 49 коп.
Исполнительные листы выдать взыскателю в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий
Ф.И.ТИМАЕВ
Судьи
О.В.ГРАБКО
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.05.2010 ПО ДЕЛУ N А12-25564/2009 ПО ДЕЛУ О ВЗЫСКАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЛАТЕ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ).
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2010 г. по делу N А12-25564/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Тимаева Ф.И.,
судей - Грабко О.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фроловой Е.К.
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от Нижне-Волжского управления Ростехнадзора - не явились, извещены надлежащим образом,
от ТСЖ "Наш Дом" - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственником жилья "Наш Дом"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 марта 2010 года по делу N А12-25564/2009, судья Беляева В.В.,
по иску Нижне-Волжского управления Ростехнадзора
к Товариществу собственников жилья "Наш Дом"
о взыскании 47471,70 руб.,
по встречному иску Товарищества собственников жилья "Наш Дом"
к Нижне-Волжскому управлению Ростехнадзора
о взыскании 107174,81 руб.
установил:
Нижне-Волжское управление Ростехнадзора (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Товариществу собственников жилья "Наш Дом" (далее - ТСЖ "Наш Дом") о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 - 2008 годы в общей сумме 47471,70 руб.
ТСЖ "Наш Дом" предъявило встречный иск к Управлению о взыскании излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 - 2009 годы в сумме 107174,81 руб.
В суде первой инстанции ТСЖ "Наш Дом" в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшило сумму исковых требований и просило взыскать с Управления излишне внесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 - 2008 гг. в размере 87683,18 руб.
Измененный размер встречных исковых требований был принят судом первой инстанции к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 марта 2010 года исковые требования Управления удовлетворены в части: с ТСЖ "Наш Дом" взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006, 2007, 2008 гг. в размере 41349,58 руб. В остальной части исковых требований Управления отказано. В удовлетворении встречных исковых требований ТСЖ "Наш Дом" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСЖ "Наш Дом" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 марта 2010 года по делу N А12-25564/2009 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает оспариваемое решение незаконным и необоснованным, и несоответствующим фактическим обстоятельствам дела по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив и обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.08.2005 года N 604 "О возложении функций администраторов" администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Республики Калмыкия и Волгоградской области выступает Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года N 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду" установлено, что срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал.
По мнению Управления ТСЖ "Наш Дом" имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 - 2008 годы в общей сумме 47471,70 рублей.
На основании ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 23 ФЗ от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ФЗ от 19.12.2006 года N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" и ФЗ от 24.07.2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" Управление обратилось в арбитражный суд за взысканием вышеуказанной задолженности.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования Управления, исходил из того, что на основании вышеуказанных нормативных актов ТСЖ "Наш Дом" обязано осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно статье 1 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако из материалов дела не следует, что ТСЖ "Наш Дом" занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований Управления.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 14561/08.
ТСЖ "Наш Дом", считая, что излишне уплатило за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 - 2008 гг., во встречном исковом заявлении просило взыскать с Управления 87683,18 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении встречных исковых требований ТСЖ "Наш Дом" исходил из обязанности ТСЖ "Наш Дом" осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Однако судом первой инстанции не учтено, что ТСЖ "Наш Дом" не осуществляется деятельность, связанная с негативным воздействием на окружающую среду.
Между ТСЖ "Наш Дом" и ООО "ЭкоМастер" 01 декабря 2009 г. заключен договор ВРКП ТБО N 2441/10 на оказание услуг по транспортировке и размещению отходов, согласно которому ТСЖ "Наш Дом" поручает и оплачивает, а ООО "ЭкоМастер" принимает на себя оказание услуг по транспортировке и размещению отходов производства и потребления в твердой фазе с контейнерных площадок ТСЖ "Наш Дом" согласно перечня, указанного в п. 6 договора.
ТСЖ "Наш Дом" производилась плата на сумму свыше 87683,18 руб. за размещение отходов, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями (т. 2 л.д. 1 - 10).
Учитывая положения ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ТСЖ "Наш Дом" не осуществляет деятельность по размещению отходов.
Добровольное внесение ТСЖ "Наш Дом" ранее платежей за негативное воздействие на окружающую среду не может свидетельствовать об осуществлении ТСЖ "Наш Дом" деятельности, связанной с размещением отходов, и, следовательно, возникновении обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, со стороны Управления имеет место неосновательное обогащение, которое на основании ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возврату ТСЖ "Наш Дом".
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 марта 2010 года по делу N А55-15472/2009.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении встречных исковых требований.
Следовательно, обжалуемое решение подлежит отмене.
В удовлетворении исковых требований Управления следует отказать, а апелляционную жалобу и встречные исковые требования ТСЖ "Наш Дом" - удовлетворить.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 01 марта 2010 года ТСЖ "Наш Дом" была предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины до вынесения решения по делу.
По смыслу ч. 1 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины представляет собой изменение срока ее уплаты при наличии оснований, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Следовательно, предоставление отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины не прекращает соответствующую обязанность плательщика.
По этой причине и в случае принятия судебного акта в пользу лица, которому была предоставлена соответствующая отсрочка, рассрочка, суд взыскивает государственную пошлину с такого лица. После уплаты государственной пошлины лицо, в пользу которого принят судебный акт, вправе требовать возмещения уплаченной суммы с другой стороны по делу в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 марта 2010 года по делу N А12-25564/2009 отменить.
В удовлетворении искового заявления Нижне-Волжского управления Ростехнадзора к Товариществу собственников жилья "Наш Дом" о взыскании 47471,70 руб. отказать.
Взыскать с Нижне-Волжского управления Ростехнадзора в пользу Товарищества собственников жилья "Наш Дом" 87683,18 руб. неосновательного обогащения, полученного в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 - 2008 гг., судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 руб.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Наш Дом" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 3130 руб. 49 коп.
Исполнительные листы выдать взыскателю в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий
Ф.И.ТИМАЕВ
Судьи
О.В.ГРАБКО
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)