Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2012 ПО ДЕЛУ N А72-3918/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2012 г. по делу N А72-3918/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2012 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2012 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Апаркина В.Н., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "УК Жилстройсервис" - извещен, не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Ульяновской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "УК Жилстройсервис"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 июня 2012 года по делу N А72-3918/2012 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "УК Жилстройсервис", (ОГРН 1077328004346) г. Ульяновск,
к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления N 211/12 от 13.03.2012 года,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "УК Жилстройсервис" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области с заявлением об отмене постановления N 211/12 от 13.03.2012 года.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.06.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Общество с ограниченной ответственностью "УК Жилстройсервис" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что суд не принял во внимание требование п. 4.1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ, согласно которого принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений: текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями (пункт 2.3.1 Правил).
В соответствии с примерным перечнем работ, приведенным в приложении N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, к текущим работам относится герметизация стыков, заделка швов и трещин.
Податель жалобы ссылается на то, что жилищное законодательство не предусматривает обязанности выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты таких услуг и работ (пункты 29 и 35 Правил содержание).
По мнению подателя жалобы, отсутствие в содержащемся в договоре перечне услуг и работ невыполненных услуг и работ свидетельствует об отсутствии обязанности выполнять не заказанные и не оплаченные услуги и работы, что свидетельствует об отсутствии в действиях управляющей или подрядной организации состава административного правонарушения независимо от наличия в договоре обязанности выполнять другие услуги и работы.
Податель жалобы считает, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения им не исследовался. В нарушение требований статьи 29.10 КоАП РФ в оспоренном постановлении не указано, в чем конкретно состоит вина лица, привлекаемого к административной ответственности.
Податель жалобы указывает, что суд не учел, что руководитель не обладает юридическими познаниями, в связи с чем обратился в суд с заявлением об отложении слушания дела, а также ссылается на необходимость применения положений ст. 2.9. КоАП РФ.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
01.02.2012 на основании распоряжения N 000122/М-530 от 31.01.2012 органа государственного надзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица с целью проверки нарушения прав потребителей по обращению Дьячкова Г.Б., поступившему из Общественной палаты Ульяновской области от 24.01.2012 вх. N 172 по вопросу ненадлежащего содержания системы отопления (неравномерный прогрев стояков и приборов) в кв. N 455, нарушения температурного режима воздуха в указанной квартире, ненадлежащего содержания межпанельных швов (нарушения герметичности) по месту расположения кв. N 455 дома N 26 по пр. Ульяновский г. Ульяновска.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
Температура межпанельного шва в кв. N 455 в кухне слева от окна (в углу) составляет +9 град. С в связи с неисправностью герметизации стыков (воздухопроницаемость) панелей.
По результатам проверки Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области составлен акт проверки от 01.02.2012. При подписании акта представитель ООО "УК Жилстройсервис" объяснений не дал. По результатам проведения проверки выдано предписание N М-530 от 01.02.2012 г.
02.02.2012 Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области в отношении ООО "УК Жилстройсервис" составлен протокол об административном правонарушении N М-530. О дате составления протокола Общество было уведомлено (л.д. 31).
13.03.2012 постановлением Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области N 211/12 Общество с ограниченной ответственностью "УК Жилстройсервис" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначен штраф в размере 40 000 рублей. Постановление получено ООО "УК Жилстройсервис" 20.04.2012.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного постановления по делу об административном правонарушении незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Исходя из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями (пункт 2.3.1 Правил).
В соответствии с п. 4.2.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 стыки панелей должны отвечать трем требованиям:
- водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности;
- воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30 - 50%;
- теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов.
Согласно п. 4.10.2.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 неисправности герметизации стыков (раковины, наплавы, щели, поврежденные участки, занижение толщины герметика, плохая адгезия его к поверхности бетона, ползучесть, а также воздухопроницаемость стыков) должны устраняться по мере выявления, не допуская дальнейшего ухудшения герметизации.
В соответствии с примерным перечнем работ, приведенным в приложении N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, к текущим работам относится герметизация стыков, заделка швов и трещин.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектом данного нарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту общего имущества в указанном многоквартирном дома.
Судом верно отмечено в решении, что данные функции исполняет ООО "УК Жилстройсервис".
Согласно договора на управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома от 01.03.2009 ООО "УК Жилстройсервис" приняло на себя обязательства оказывать услуги по управлению общим имуществом в многоквартирном доме и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включенных в перечень работ и услуг, являющихся неотъемлемым приложением к договору.
В ходе проверки, проведенной 01.02.2012 главным специалистом-экспертом инспекторского отдела жилищного надзора Госжилинспекции Ульяновской области, были выявлены нарушения Правил содержания и ремонта жилого многоквартирного N 26 по пр. Ульяновский г. Ульяновска, зафиксированные в акте проверки.
Выявленные в ходе проверки недостатки технического содержания жилого дома не опровергнуты заявителем.
Согласно Приложения N 7 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 N 170, герметизация стыков, заделка швов и трещин относится к текущему ремонту.
Согласно "Перечня работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества многоквартирного дома", являющегося приложением к договору на управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома от 01.03.2009, частичная герметизация стыков относится к текущему ремонту (л.д. 54).
ООО "УК Жилстройсервис" текущий ремонт по герметизации стыков (заделке межпанельного шва в кв. N 455 в кухне слева от окна (в углу) не выполнило. Доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены.
Судом правильно указано на то, что установленный административным органом недостаток в содержании жилого фонда относится к текущему ремонту и должен устраняться лицом, ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений и сделан правильный вывод о том, что в действиях ООО "УК Жилстройсервис" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ -нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, что подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки от 01.02.2012, протоколом об административном правонарушении N М-530 от 02.02.2012.
Судом также верно отмечено, что ООО "УК Жилстройсервис" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации переданного в его управление жилищного фонда.
Судом правильно учтено, что в данном случае заявителю назначено административное наказание, соответствующее минимальному пределу санкции статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и что нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности граждан и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих видов работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Кроме того, в соответствии с перечнем работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества многоквартирного дома, указанным в договоре на управление, содержание и ремонт общего имущества от 01.03.2009, предусмотрены работы по частичной герметизации стыков.
Вина заявителя во вменяемом административном правонарушении доказана материалами дела. ООО "УК Жилстройсервис" знало о необходимости ремонта межпанельного шва по месту расположения квартиры N 455 дома N 26 по пр. Ульяновский г. Ульяновска, однако никаких мер по устранению нарушений не было принято. Доказательства отсутствия вины ООО "УК Жилстройсервис" в совершенном правонарушении не предоставлены.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 июня 2012 года по делу N А72-3918/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, установленным п. 4 ст. 288 АПК РФ.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
В.Н.АПАРКИН
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)