Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Смирнова З.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Володкиной А.И.
судей Витушкиной Е.А. и Вологдиной Т.И.
при секретаре Б.
с участием прокурора Мазиной О.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2-2298/10 по кассационному представлению прокурора Центрального района Санкт-Петербурга на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2010 года по иску прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов Р. к ГУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг за 2008 - 2009 годы в части оплаты за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Заслушав доклад судьи Володкиной А.И., объяснения прокурора Мазиной О.Н., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
Прокурор Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов Р. обратился в суд с иском к ГУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга", в котором просил суд обязать ответчика произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг за период 2008 - 2009 годы в части оплаты за содержание общего имущества многоквартирного дома.
В обоснование исковых требований указано, что истица проживает в специализированном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста по <...> на основании договора найма специализированных жилых помещений, ответчиком необоснованно, с нарушением требований ст. 14 Закона Санкт-Петербурга "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге" за период 2008 - 2009 годов взималась плата за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Решением суда по настоящему делу в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационном представлении прокурор Центрального района Санкт-Петербурга просит об отмене судебного решения, считая его незаконным в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав объяснения прокурора, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Материалами дела установлено, что Р., в защиту которой предъявлен настоящий иск, на основании договора найма специализированного жилого помещения занимает жилое помещение в жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста, который относится к специализированному жилищному фонду. Установлено, что в 2008 - 2009 годах Р. в оплату коммунальных платежей включалась плата за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
На момент возникновения спорных правоотношений порядок создания и управления специальными жилыми домами для одиноких граждан пожилого возраста, являющихся жителями Санкт-Петербурга, а также предоставления им жилых помещений в указанных домах и использования этих жилых помещений был предусмотрен Законом Санкт-Петербурга от 24.07.2000 года N 357-37 (ред. от 16.01.2002 г., с изм. от 09.12.2003 г.) "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге".
В силу ст. 17 вышеназванного Закона, с одинокими гражданами пожилого возраста, которым в установленном порядке предоставляются жилые помещения в специальных домах, заключается договор социального найма жилого помещения в специальном доме по форме, утверждаемой Администрацией Санкт-Петербурга.
Согласно ст. 26 указанного Закона, одинокие граждане пожилого возраста, проживающие в специальных домах, осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения с учетом льгот и компенсаций, предоставляемых им в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 6.1 договора найма жилого помещения в специальных жилых домах, типовая форма которого утверждена Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 15.09.2000 года N 1631-р, предусмотрено, что в состав платы за пользование жилым помещением (в том числе местами общего пользования в коммунальной квартире), вносимой нанимателем, включаются платеж за содержание и ремонт мест общего пользования; платеж за коммунальные услуги; платеж за наем жилого помещения.
Согласно пункту 4.1.6 договора социального найма жилого помещения в специальном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста (примерная форма), наймодатель обязуется обеспечивать ремонт мест общего пользования и конструктивных элементов жилого дома в пределах средств, получаемых от нанимателя в качестве платежа за содержание и ремонт мест общего пользования, и расходов, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели.
Таким образом, обязанностью гражданина как нанимателя жилого помещения, является осуществление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой, как предусмотрено ст. 154 ЖК РФ, включена плата за содержание и ремонт мест общего пользования.
В силу ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В Санкт-Петербурге в соответствии со ст. 160 ЖК РФ 20.07.2006 года принят Закон N 387-58 "О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге", которым предусмотрено право на получение компенсации как гражданами, пользующимися государственным жилищным фондом, так и собственниками жилых помещений и членами жилищного и жилищно-строительного кооператива, исходя из материального положения указанных лиц и нуждаемости в получении такой компенсации.
Указанные граждане не лишены права на получение данной компенсации.
В обоснование заявленных требований прокурор Центрального района Санкт-Петербурга ссылался на нарушение положений ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 24.07.2000 года N 357-37 "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге", которой определено, что средства на содержание и ремонт мест общего пользования специальных домов, включая встроенные помещения, а также средства на проведение капитального ремонта предусматриваются в бюджете Санкт-Петербурга отдельной строкой в ведомственной структуре расходов соответствующего отраслевого органа Администрации Санкт-Петербурга.
Между тем, правила данной нормы закона, с учетом положений ст. 26 указанного закона, предусматривающих обязанность данной категории граждан осуществлять оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения с учетом льгот и компенсаций, предоставляемых им в соответствии с действующим законодательством, не являются основанием для освобождения указанных граждан от уплаты указанных выше платежей, порядок предоставления компенсации расходов на оплату которых предусмотрен Законом Санкт-Петербурга от 20.07.2006 года N 387-58.
Кроме того, в силу требований п. 16 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Пунктом 2 части 1 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, включены в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, ст. 14 Закона Санкт-Петербурга "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге" не могла быть применена к спорным правоотношениям, как противоречащая нормам Жилищного кодекса РФ (п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).
Оснований полагать, что наймодателем при начислении платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома нарушаются права граждан, как нанимателей жилого помещения специализированного жилищного фонда, предусмотренные законом, по доводам, изложенным в исковом заявлении, не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, принимая во внимание, что Р. является получателем льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение 2008 - 2009 годов по категории "инвалид", получала субсидию на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Центрального района Санкт-Петербурга.
Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам кассационного представления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2010 года оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 06.09.2010 N 33-12251/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 сентября 2010 г. N 33-12251/2010
Судья: Смирнова З.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Володкиной А.И.
судей Витушкиной Е.А. и Вологдиной Т.И.
при секретаре Б.
с участием прокурора Мазиной О.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2-2298/10 по кассационному представлению прокурора Центрального района Санкт-Петербурга на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2010 года по иску прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов Р. к ГУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг за 2008 - 2009 годы в части оплаты за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Заслушав доклад судьи Володкиной А.И., объяснения прокурора Мазиной О.Н., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Прокурор Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов Р. обратился в суд с иском к ГУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга", в котором просил суд обязать ответчика произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг за период 2008 - 2009 годы в части оплаты за содержание общего имущества многоквартирного дома.
В обоснование исковых требований указано, что истица проживает в специализированном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста по <...> на основании договора найма специализированных жилых помещений, ответчиком необоснованно, с нарушением требований ст. 14 Закона Санкт-Петербурга "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге" за период 2008 - 2009 годов взималась плата за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Решением суда по настоящему делу в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационном представлении прокурор Центрального района Санкт-Петербурга просит об отмене судебного решения, считая его незаконным в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав объяснения прокурора, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Материалами дела установлено, что Р., в защиту которой предъявлен настоящий иск, на основании договора найма специализированного жилого помещения занимает жилое помещение в жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста, который относится к специализированному жилищному фонду. Установлено, что в 2008 - 2009 годах Р. в оплату коммунальных платежей включалась плата за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
На момент возникновения спорных правоотношений порядок создания и управления специальными жилыми домами для одиноких граждан пожилого возраста, являющихся жителями Санкт-Петербурга, а также предоставления им жилых помещений в указанных домах и использования этих жилых помещений был предусмотрен Законом Санкт-Петербурга от 24.07.2000 года N 357-37 (ред. от 16.01.2002 г., с изм. от 09.12.2003 г.) "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге".
В силу ст. 17 вышеназванного Закона, с одинокими гражданами пожилого возраста, которым в установленном порядке предоставляются жилые помещения в специальных домах, заключается договор социального найма жилого помещения в специальном доме по форме, утверждаемой Администрацией Санкт-Петербурга.
Согласно ст. 26 указанного Закона, одинокие граждане пожилого возраста, проживающие в специальных домах, осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения с учетом льгот и компенсаций, предоставляемых им в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 6.1 договора найма жилого помещения в специальных жилых домах, типовая форма которого утверждена Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 15.09.2000 года N 1631-р, предусмотрено, что в состав платы за пользование жилым помещением (в том числе местами общего пользования в коммунальной квартире), вносимой нанимателем, включаются платеж за содержание и ремонт мест общего пользования; платеж за коммунальные услуги; платеж за наем жилого помещения.
Согласно пункту 4.1.6 договора социального найма жилого помещения в специальном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста (примерная форма), наймодатель обязуется обеспечивать ремонт мест общего пользования и конструктивных элементов жилого дома в пределах средств, получаемых от нанимателя в качестве платежа за содержание и ремонт мест общего пользования, и расходов, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели.
Таким образом, обязанностью гражданина как нанимателя жилого помещения, является осуществление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой, как предусмотрено ст. 154 ЖК РФ, включена плата за содержание и ремонт мест общего пользования.
В силу ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В Санкт-Петербурге в соответствии со ст. 160 ЖК РФ 20.07.2006 года принят Закон N 387-58 "О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге", которым предусмотрено право на получение компенсации как гражданами, пользующимися государственным жилищным фондом, так и собственниками жилых помещений и членами жилищного и жилищно-строительного кооператива, исходя из материального положения указанных лиц и нуждаемости в получении такой компенсации.
Указанные граждане не лишены права на получение данной компенсации.
В обоснование заявленных требований прокурор Центрального района Санкт-Петербурга ссылался на нарушение положений ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 24.07.2000 года N 357-37 "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге", которой определено, что средства на содержание и ремонт мест общего пользования специальных домов, включая встроенные помещения, а также средства на проведение капитального ремонта предусматриваются в бюджете Санкт-Петербурга отдельной строкой в ведомственной структуре расходов соответствующего отраслевого органа Администрации Санкт-Петербурга.
Между тем, правила данной нормы закона, с учетом положений ст. 26 указанного закона, предусматривающих обязанность данной категории граждан осуществлять оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения с учетом льгот и компенсаций, предоставляемых им в соответствии с действующим законодательством, не являются основанием для освобождения указанных граждан от уплаты указанных выше платежей, порядок предоставления компенсации расходов на оплату которых предусмотрен Законом Санкт-Петербурга от 20.07.2006 года N 387-58.
Кроме того, в силу требований п. 16 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Пунктом 2 части 1 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, включены в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, ст. 14 Закона Санкт-Петербурга "О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге" не могла быть применена к спорным правоотношениям, как противоречащая нормам Жилищного кодекса РФ (п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).
Оснований полагать, что наймодателем при начислении платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома нарушаются права граждан, как нанимателей жилого помещения специализированного жилищного фонда, предусмотренные законом, по доводам, изложенным в исковом заявлении, не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, принимая во внимание, что Р. является получателем льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение 2008 - 2009 годов по категории "инвалид", получала субсидию на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Центрального района Санкт-Петербурга.
Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам кассационного представления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2010 года оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)