Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
18 марта 2004 г. Дело N А51-16709/2003 7-539/18
Арбитражный суд Приморского края установил:
Рассматривается исковое заявление ЖСК "Маяк" о взыскании с администрации г. Владивостока, Администрации Приморского края, финансового управления администрации г. Владивостока, Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю 18140 рублей, составляющих расходы на предоставление льгот в виде 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг в период 2000 - 2001 год, предоставленных в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
По ходатайству истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено управление ЖКХ администрации г. Владивостока и в качестве соответчика Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю. По ходатайству администрации г. Владивостока к участию в деле в качестве соответчика привлечено финансовое управление администрации г. Владивостока.
Иск рассматривается в порядке статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку определением суда от 24.02.2004 дело назначено к судебному разбирательству.
В судебном разбирательстве истец исковые требования поддержал и просил взыскать сумму долга с виновного лица, не исполнившего обязательств по выделению денежных средств во исполнение законов.
Администрация г. Владивостока иск оспорила, ссылаясь на то, что приняла на себя обязательства только в части сумм, поступивших из федерального бюджета, все выделенные средства на реализацию законов были перечислены по назначению, в подтверждение представлена справка о распределении субвенций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг согласно ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" за 2000 - 2001 год. А также пояснила, что сумма иска подтверждается справкой управления ЖКХ администрации г. Владивостока, однако выделенных средств на исполнение законов было недостаточно.
Финансовое управление администрации г. Владивостока иск не признало, считая, что в отношении исковых требований за 2000 год истек срок исковой давности. Кроме того, указало на то, что как администрация города, так и финансовое управление не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку не являются источниками финансирования таких средств и обязанными лицами по их уплате. Перечисление денежных средств поставщикам услуг производится администрацией МО только после поступления средств из краевого бюджета на ее бюджетный счет, либо на счет в отделении Федерального казначейства. Все средства, полученные из краевого и федерального бюджетов, администрацией МО в спорный период перечислены предприятиям - поставщикам жилищно-коммунальных услуг.
Администрация Приморского края иск также не признала, считая себя ненадлежащим ответчиком, заявила о применении последствий истечения срока исковой давности в отношении периода, выходящего за пределы 3-годичного срока. А также представитель ответчика пояснил, что средства на реализацию льгот инвалидам и ветеранам предусматриваются в федеральном бюджете; администрация края выполнила все возложенные на нее федеральным законодательством обязательства по реализации ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Представитель Министерства финансов РФ иск также не признал, считая, что Министерство выполнило свои обязательства, заявил о пропуске срока исковой давности в отношении суммы за 2000 год и неправомерном включении суммы НДС.
В отношении доводов Министерства финансов РФ истец пояснил, что им возмещалась льгота без учета НДС, и что в 2000 - 2001 году не было порядка предъявления к возмещению сумм затрат в виде предъявления счетов-фактур.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения спора извещено надлежащим образом.
Ввиду неявки представителя третьего лица дело рассматривается в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ в его отсутствие по имеющимся материалам.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации по следующим основаниям.
07.12.2001 между администрацией г. Владивостока (заказчик) и ЖСК "Маяк" (исполнитель) заключен договор N 064-724/1 о компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг согласно ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
В соответствии с пунктом 2.2.2 договора исполнитель обязался ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, по состоянию на первое число проводить сверку суммы долга или переплаты на указанную дату.
Согласно пункта 2.1.1 заказчик обязался компенсировать расходы, связанные с предоставлением льгот инвалидам по оплате жилищно-коммунальных услуг, на основании расчетов, путем перечисления денежных средств на указанный в договоре расчетный счет, в соответствии с фактическими объемами предоставленных льгот в пределах сумм, перечисленных Фондом компенсаций через отделение Федерального казначейства в г. Владивостоке.
Исходя из положений устава ЖСК "Маяк", последний является юридическим лицом (некоммерческой организацией), основанным на добровольном объединении граждан РФ на основе членства с целью управления комплексом недвижимого имущества, владения, использования и в установленном порядке распоряжения общим имуществом кооператива, имеющим право заключать договоры, необходимые для эксплуатации и ремонта дома. Среди источников формирования имущества кооператива в тексте устава указаны регулярные и единовременные поступления в форме взносов членов кооператива, на основании которых в основном и формируется имущество последнего. Полученные средства полностью распределяются на развитие и обеспечение целей деятельности кооператива.
В связи с отсутствием достаточных денежных средств ЖСК "Маяк" не имело возможности производить расчеты за коммунальные услуги в 2000 году. Расчеты начали осуществляться только в 2001 году. Истец надлежащим образом исполнил свои обязанности по оплате оказанных жилищно-коммунальных услуг с учетом предоставления льгот ветеранам и инвалидам. В связи с тем, что понесенные исполнителем затраты не были возмещены в полном объеме, последний обратился с требованиями о взыскании размера понесенных расходов.
Суд не принимает доводы ответчиков о пропуске срока исковой давности в отношении периода, выходящего за пределы трехгодичного срока до даты предъявления истцом искового заявления (2000 год), поскольку исходя из смысла статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Поскольку истец узнал о нарушении своего права в момент произведения расчетов за коммунальные услуги - 2001 год, соответственно, срок исковой давности начинает течь только с этого момента.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 10 "О ветеранах" расходы на оплату коммунальных услуг ветеранам осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 10 данного Закона порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение. То есть средства на реализацию установленных федеральным законом льгот в конечном итоге являются средствами федерального бюджета.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901, определено, что расходы, связанные с предоставлением указанных услуг, возмещаются по муниципальному жилищному фонду в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства от 14.07.01 N 536 утвержден "Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в соответствии с которым средства на реализацию льгот инвалидам предусматриваются в федеральном Фонде компенсаций и направляются субъектам федерации.
В соответствии с преамбулой ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ указанный Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ разделение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области социальной защиты производится по уровню государственной власти, принявшей соответствующее решение. Обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, являются реализацией полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Пунктом 3.2 Постановления Правительства N 862 от 30.07.98 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999 - 2001 годах" и разделом 4 Постановления Правительства РФ N 584 от 15.08.01 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Из пояснений ответчиков и материалов дела следует, что средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" в 2000 году из федерального бюджета не поступало.
Согласно статье 45 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и приложению 26 к названному Закону Приморскому краю предусматривалось и было выделено из Фонда компенсаций на реализацию ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" 151931 тыс. рублей субсидий.
В соответствии с Приложением 8 к Закону Приморского края "О краевом бюджете на 2000 год" от 14.06.2000 N 94-КЗ средства субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных образований Приморского края на реализацию ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" на 2000 год предусмотрены в сумме 54968 тыс. рублей.
В 2001 году средства на оплату услуг ЖКХ по двум вышеуказанным Законам предусмотрены в размере 78839 тыс. рублей.
Указанные средства распределялись по муниципальным образованиям в течение года по мере поступления из федерального бюджета.
Однако, сумм выделенных субвенций было недостаточно для возмещения расходов предприятий - поставщиков коммунальных услуг в полном объеме.
Так, в 2000 году на возмещение расходов по предоставлению льгот по ЖКУ ветеранам и инвалидам бюджету муниципального образования г. Владивосток выделено лишь 41041 тыс. рублей, причем данная сумма выделялась в основном взаимозачетами.
В 2001 году предусмотренная сумма субвенций по Закону "О ветеранах" была в полном объеме выделена из бюджета Приморского края бюджету г. Владивостока и в том же объеме израсходована администрацией муниципального образования по целевому назначению путем перечисления средств поставщикам соответствующих услуг.
Однако, фактически в 2001 году начисления по льготам за ЖКУ по Закону "О ветеранах", согласно заключенным договорам с поставщиками услуг, составили 82120,5 тыс. рублей без учета льгот по электроэнергии, что на 3568,6 тыс. рублей меньше выделенной суммы субвенций.
На возмещение расходов, связанных с предоставлением ЖКУ инвалидам в 2001 году средств субсидий из федерального бюджета получено на сумму 12245 тыс. рублей, то есть 73,8% от общей суммы начислений.
Доказательств нецелевого использования денежных средств в материалах дела не имеется.
В связи с изложенным в иске к Администрации Приморского края следует отказать.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий.
Представленные администрацией МО г. Владивосток и финансовым управлением администрации МО г. Владивосток документы, в частности, справка о поступлении и распределении средств на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ФЗ "О ветеранах" на оплату жилищно-коммунальных услуг за 2000 и 2001 год, свидетельствуют о полном распределении ответчиком полученных из краевого бюджета целевых средств по получателям - поставщикам жилищно-коммунальных услуг, предоставляющим в соответствии с Федеральным законом скидки при оплате коммунальных услуг инвалидам. Поскольку порядок такого распределения при наличии нескольких поставщиков жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования и недостаточном финансировании законодательно не определен, суд считает обоснованным применение ответчиком пропорционального деления в зависимости от объема оказываемых конкретным поставщиком услуг.
Таким образом, в иске к администрации муниципального образования г. Владивосток и финансовому управлению администрации г. Владивостока следует отказать
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установлено, что раздел полномочий Российской Федерации и субъекта РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующие законодательное решение.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили субъект РФ - Приморский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ", а последний в связи с этим не смог надлежащим образом профинансировать муниципальное образование г. Владивосток, то исковые требования в сумме 18140 рублей в соответствии с частью 3 статьи 125, статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Расходы по госпошлине подлежат отнесению на Министерство Финансов РФ, но в силу статьи пункта 3 статьи 5 ФЗ "О государственной пошлине" взыскание государственной пошлины не производится.
Руководствуясь статьями 105, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу жилищно-строительного кооператива "Маяк" 18140 (восемнадцать тысяч сто сорок)рублей убытков.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Администрацию г. Владивостока, Администрацию Приморского края, финансовое управление администрации г. Владивостока от ответственности освободить.
Возвратить жилищно-строительному кооперативу "Маяк" из федерального бюджета РФ госпошлину, уплаченную по квитанции Сбербанка от 02.12.2003 в сумме 525 рублей 60 копеек.
Выдать справку на возврат госпошлины после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 18.03.2004, 11.03.2004 ПО ДЕЛУ N А51-16709/2003 7-539/18
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
18 марта 2004 г. Дело N А51-16709/2003 7-539/18
Арбитражный суд Приморского края установил:
Рассматривается исковое заявление ЖСК "Маяк" о взыскании с администрации г. Владивостока, Администрации Приморского края, финансового управления администрации г. Владивостока, Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю 18140 рублей, составляющих расходы на предоставление льгот в виде 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг в период 2000 - 2001 год, предоставленных в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
По ходатайству истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено управление ЖКХ администрации г. Владивостока и в качестве соответчика Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю. По ходатайству администрации г. Владивостока к участию в деле в качестве соответчика привлечено финансовое управление администрации г. Владивостока.
Иск рассматривается в порядке статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку определением суда от 24.02.2004 дело назначено к судебному разбирательству.
В судебном разбирательстве истец исковые требования поддержал и просил взыскать сумму долга с виновного лица, не исполнившего обязательств по выделению денежных средств во исполнение законов.
Администрация г. Владивостока иск оспорила, ссылаясь на то, что приняла на себя обязательства только в части сумм, поступивших из федерального бюджета, все выделенные средства на реализацию законов были перечислены по назначению, в подтверждение представлена справка о распределении субвенций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг согласно ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" за 2000 - 2001 год. А также пояснила, что сумма иска подтверждается справкой управления ЖКХ администрации г. Владивостока, однако выделенных средств на исполнение законов было недостаточно.
Финансовое управление администрации г. Владивостока иск не признало, считая, что в отношении исковых требований за 2000 год истек срок исковой давности. Кроме того, указало на то, что как администрация города, так и финансовое управление не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку не являются источниками финансирования таких средств и обязанными лицами по их уплате. Перечисление денежных средств поставщикам услуг производится администрацией МО только после поступления средств из краевого бюджета на ее бюджетный счет, либо на счет в отделении Федерального казначейства. Все средства, полученные из краевого и федерального бюджетов, администрацией МО в спорный период перечислены предприятиям - поставщикам жилищно-коммунальных услуг.
Администрация Приморского края иск также не признала, считая себя ненадлежащим ответчиком, заявила о применении последствий истечения срока исковой давности в отношении периода, выходящего за пределы 3-годичного срока. А также представитель ответчика пояснил, что средства на реализацию льгот инвалидам и ветеранам предусматриваются в федеральном бюджете; администрация края выполнила все возложенные на нее федеральным законодательством обязательства по реализации ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Представитель Министерства финансов РФ иск также не признал, считая, что Министерство выполнило свои обязательства, заявил о пропуске срока исковой давности в отношении суммы за 2000 год и неправомерном включении суммы НДС.
В отношении доводов Министерства финансов РФ истец пояснил, что им возмещалась льгота без учета НДС, и что в 2000 - 2001 году не было порядка предъявления к возмещению сумм затрат в виде предъявления счетов-фактур.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения спора извещено надлежащим образом.
Ввиду неявки представителя третьего лица дело рассматривается в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ в его отсутствие по имеющимся материалам.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации по следующим основаниям.
07.12.2001 между администрацией г. Владивостока (заказчик) и ЖСК "Маяк" (исполнитель) заключен договор N 064-724/1 о компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг согласно ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
В соответствии с пунктом 2.2.2 договора исполнитель обязался ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, по состоянию на первое число проводить сверку суммы долга или переплаты на указанную дату.
Согласно пункта 2.1.1 заказчик обязался компенсировать расходы, связанные с предоставлением льгот инвалидам по оплате жилищно-коммунальных услуг, на основании расчетов, путем перечисления денежных средств на указанный в договоре расчетный счет, в соответствии с фактическими объемами предоставленных льгот в пределах сумм, перечисленных Фондом компенсаций через отделение Федерального казначейства в г. Владивостоке.
Исходя из положений устава ЖСК "Маяк", последний является юридическим лицом (некоммерческой организацией), основанным на добровольном объединении граждан РФ на основе членства с целью управления комплексом недвижимого имущества, владения, использования и в установленном порядке распоряжения общим имуществом кооператива, имеющим право заключать договоры, необходимые для эксплуатации и ремонта дома. Среди источников формирования имущества кооператива в тексте устава указаны регулярные и единовременные поступления в форме взносов членов кооператива, на основании которых в основном и формируется имущество последнего. Полученные средства полностью распределяются на развитие и обеспечение целей деятельности кооператива.
В связи с отсутствием достаточных денежных средств ЖСК "Маяк" не имело возможности производить расчеты за коммунальные услуги в 2000 году. Расчеты начали осуществляться только в 2001 году. Истец надлежащим образом исполнил свои обязанности по оплате оказанных жилищно-коммунальных услуг с учетом предоставления льгот ветеранам и инвалидам. В связи с тем, что понесенные исполнителем затраты не были возмещены в полном объеме, последний обратился с требованиями о взыскании размера понесенных расходов.
Суд не принимает доводы ответчиков о пропуске срока исковой давности в отношении периода, выходящего за пределы трехгодичного срока до даты предъявления истцом искового заявления (2000 год), поскольку исходя из смысла статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Поскольку истец узнал о нарушении своего права в момент произведения расчетов за коммунальные услуги - 2001 год, соответственно, срок исковой давности начинает течь только с этого момента.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 10 "О ветеранах" расходы на оплату коммунальных услуг ветеранам осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 10 данного Закона порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение. То есть средства на реализацию установленных федеральным законом льгот в конечном итоге являются средствами федерального бюджета.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901, определено, что расходы, связанные с предоставлением указанных услуг, возмещаются по муниципальному жилищному фонду в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства от 14.07.01 N 536 утвержден "Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в соответствии с которым средства на реализацию льгот инвалидам предусматриваются в федеральном Фонде компенсаций и направляются субъектам федерации.
В соответствии с преамбулой ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ указанный Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ разделение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области социальной защиты производится по уровню государственной власти, принявшей соответствующее решение. Обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, являются реализацией полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Пунктом 3.2 Постановления Правительства N 862 от 30.07.98 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999 - 2001 годах" и разделом 4 Постановления Правительства РФ N 584 от 15.08.01 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Из пояснений ответчиков и материалов дела следует, что средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" в 2000 году из федерального бюджета не поступало.
Согласно статье 45 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и приложению 26 к названному Закону Приморскому краю предусматривалось и было выделено из Фонда компенсаций на реализацию ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" 151931 тыс. рублей субсидий.
В соответствии с Приложением 8 к Закону Приморского края "О краевом бюджете на 2000 год" от 14.06.2000 N 94-КЗ средства субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных образований Приморского края на реализацию ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" на 2000 год предусмотрены в сумме 54968 тыс. рублей.
В 2001 году средства на оплату услуг ЖКХ по двум вышеуказанным Законам предусмотрены в размере 78839 тыс. рублей.
Указанные средства распределялись по муниципальным образованиям в течение года по мере поступления из федерального бюджета.
Однако, сумм выделенных субвенций было недостаточно для возмещения расходов предприятий - поставщиков коммунальных услуг в полном объеме.
Так, в 2000 году на возмещение расходов по предоставлению льгот по ЖКУ ветеранам и инвалидам бюджету муниципального образования г. Владивосток выделено лишь 41041 тыс. рублей, причем данная сумма выделялась в основном взаимозачетами.
В 2001 году предусмотренная сумма субвенций по Закону "О ветеранах" была в полном объеме выделена из бюджета Приморского края бюджету г. Владивостока и в том же объеме израсходована администрацией муниципального образования по целевому назначению путем перечисления средств поставщикам соответствующих услуг.
Однако, фактически в 2001 году начисления по льготам за ЖКУ по Закону "О ветеранах", согласно заключенным договорам с поставщиками услуг, составили 82120,5 тыс. рублей без учета льгот по электроэнергии, что на 3568,6 тыс. рублей меньше выделенной суммы субвенций.
На возмещение расходов, связанных с предоставлением ЖКУ инвалидам в 2001 году средств субсидий из федерального бюджета получено на сумму 12245 тыс. рублей, то есть 73,8% от общей суммы начислений.
Доказательств нецелевого использования денежных средств в материалах дела не имеется.
В связи с изложенным в иске к Администрации Приморского края следует отказать.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий.
Представленные администрацией МО г. Владивосток и финансовым управлением администрации МО г. Владивосток документы, в частности, справка о поступлении и распределении средств на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ФЗ "О ветеранах" на оплату жилищно-коммунальных услуг за 2000 и 2001 год, свидетельствуют о полном распределении ответчиком полученных из краевого бюджета целевых средств по получателям - поставщикам жилищно-коммунальных услуг, предоставляющим в соответствии с Федеральным законом скидки при оплате коммунальных услуг инвалидам. Поскольку порядок такого распределения при наличии нескольких поставщиков жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования и недостаточном финансировании законодательно не определен, суд считает обоснованным применение ответчиком пропорционального деления в зависимости от объема оказываемых конкретным поставщиком услуг.
Таким образом, в иске к администрации муниципального образования г. Владивосток и финансовому управлению администрации г. Владивостока следует отказать
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установлено, что раздел полномочий Российской Федерации и субъекта РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующие законодательное решение.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили субъект РФ - Приморский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ", а последний в связи с этим не смог надлежащим образом профинансировать муниципальное образование г. Владивосток, то исковые требования в сумме 18140 рублей в соответствии с частью 3 статьи 125, статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Расходы по госпошлине подлежат отнесению на Министерство Финансов РФ, но в силу статьи пункта 3 статьи 5 ФЗ "О государственной пошлине" взыскание государственной пошлины не производится.
Руководствуясь статьями 105, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу жилищно-строительного кооператива "Маяк" 18140 (восемнадцать тысяч сто сорок)рублей убытков.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Администрацию г. Владивостока, Администрацию Приморского края, финансовое управление администрации г. Владивостока от ответственности освободить.
Возвратить жилищно-строительному кооперативу "Маяк" из федерального бюджета РФ госпошлину, уплаченную по квитанции Сбербанка от 02.12.2003 в сумме 525 рублей 60 копеек.
Выдать справку на возврат госпошлины после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)