Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2010 N 18АП-6249/2010 ПО ДЕЛУ N А76-43360/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2010 г. N 18АП-6249/2010

Дело N А76-43360/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 4 августа 2010 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Плотниковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27 мая 2010 г. по делу N А76-43360/2009 (судья Васильева Т.Н.), при участии: от открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" - Ильиных М.Е. (доверенность от 30.12.2009 N 17/3967),

установил:

открытое акционерное общество "Челябоблкоммунэнерго" (далее - заявитель, ОАО "Челябоблкоммунэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Челябинской области (далее - административный орган, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 24.11.2009 N 267-Ф по делу об административном правонарушении, предусмотренным статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Челябоблкоммунэнерго" с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обосновании апелляционной жалобы общество указывает, что распоряжение главы Карабашского городского округа от 24.09.2009 N 1321 в части установления сроков начала отопительного периода носит рекомендательный характер, следовательно, административный орган не вправе был выносить постановление о привлечении заявителя к административной ответственности.
Полагает, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ. Со стороны ОАО "Челябоблкоммунэнерго" не допущено ограничение в обеспечении коммунальными ресурсами, поскольку отопительный сезон не был начат. Не была проведена проверка наличия актов готовности жилых домов абонентов и исполнителей коммунальных услуг к отопительному сезону. Заявитель начал отопительный сезон согласно действующим нормативам.
Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Инспекция о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в судебное заседание ее представитель не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя административного органа.
В судебном заседании представитель ОАО "Челябоблкоммунэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Карабаша 30.09.2009 проведена проверка исполнения ОАО "Челябоблкоммунэнерго" жилищно-коммунального и жилищного законодательства, в ходе которой установлен факт отсутствия по состоянию на 30.09.2009 в Карабашском городском округе горячего водо- и теплоснабжения, отопительный сезон начат не был.
По данному факту прокурором 30.09.2009 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренным статьей 7.23 КоАП РФ (л.д. 5 - 6). Постановление направлено для рассмотрения в Инспекцию.
Рассмотрев материалы проверки, административным органом 24.11.2009 вынесено постановление N 264-Ф по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. (л.д. 4).
Не согласившись с данным постановлением, ОАО "Челябоблкоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), исполнитель обязан предоставлять коммунальные услуги в необходимых для потребителя объеме и надлежащего качества.
К числу коммунальных услуг в соответствии с пунктом 6 Правил, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по отоплению - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
При этом при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 9 Правил).
В силу пункта 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена в статье 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с Уставом ОАО "Челябоблкоммунэнерго" к осуществляемым видам деятельности общества относится, в том числе, передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (л.д. 39 - 73).
Согласно пункту 12 Правил, если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. С, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. С в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
В пункте 2.6.3 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
В соответствии с пунктом 2.6.9 указанных Правил и норм начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в связи с установившейся в Карабашском городском округе среднесуточной температуры наружного воздуха ниже +8 град. С в течение 5 суток 22.09.2009 Главой Карабашского городского округа Челябинской области издано распоряжением от N 1321 "О начале отопительного сезона 2009 - 2010 годов на территории Карабашского городского округа" (л.д. 7).
Согласно пункту 1 данного распоряжения энергоснабжающим организациям, расположенным на территории Карбашского городского округа, в том числе и ОАО "Челябоблкоммунэнерго", предложено начать отопительный сезон 2009 - 2010 годов с 25.09.2009.
Доказательств начала отопительного сезона с 25.09.2009 ОАО "Челябоблкоммунэнерго" не представлено.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом принимались все зависящие от него меры по соблюдению режима отопительного сезона.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины ОАО "Челябоблкоммунэнерго" в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции относится критически к доводу заявителя о том, что распоряжение от 24.09.2009 N 1321 носит рекомендательный характер, поскольку решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.02.2010 по делу N А76-43358/2009 (л.д. 111 - 129), оставленным в силе Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.04.2010 (л.д. 88 - 90), имеющим преюдициальное значение для рассмотрения данного дела, указанное распоряжение признано соответствующим положениям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу.
Распоряжение Главы Карабашского городского округа от 24.09.2009 N 1321 является общеобязательным для исполнения нормативным правовым актом, который в соответствии с Правилами определяет начало отопительного сезона для всех организаций, действующих в границах данного муниципального образования.
В материалах дела имеется письмо Главы Карабашского городского округа Челябинской области от 29.09.2009 N 2477, согласно которому паспорт готовности к отопительному сезону 2009 - 2010 г. имеется, г. Карабаш к зиме подготовлен (л.д. 35). В связи с чем, довод апелляционной жалобы о непроведении проверки наличия актов готовности жилых домов абонентов и исполнителей коммунальных услуг к отопительному сезону, подлежит отклонению как несостоятельный.
Ссылка заявителя о том, что он начал отопительный сезон согласно действующим нормативам, противоречит материалам дела.
Как установлено в рамках дела N А76-43358/2009 22.09.2009 Главой Карабашского городского округа Челябинской области с целью своевременного подключения отопительной системы жилищного фонда и объектов социальной сферы Карабашского городского округа и в связи с предстоящим началом отопительного сезона периода 2009 - 2010 гг. издано распоряжение N 1308 "О наблюдении за температурой наружного воздуха". Обязанность по установлению наблюдения за среднесуточной температурой наружного воздуха возложена на муниципальное унитарное предприятие "Карабашские коммунальные системы", результаты наблюдения ежедневно должны оформляться актами с указанием температуры наружного воздуха в 6.00, 12.00, 18.00, 24.00 часов и среднесуточной температуры. При установлении среднесуточной температуры наружного воздуха ниже +8 град. С в течение 5 суток необходимо проинформировать администрацию.
Исходя из материалов дела, замеры температуры наружного воздуха производились уполномоченным лицом (л.д. 106).
Ссылка заявителя в обоснование своих доводов на показания государственного учреждения "Челябинский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (л.д. 9) подлежит отклонению, поскольку, как установлено по делу N А76-43358/2009, данные, зафиксированные гидрометеослужбой, предоставлены по данным ближайшей метеостанции в г. Миасс, которая находится на значительном расстоянии от территории Карабашского городского округа. Поэтому во внимание принимаются замеры, сделанные ответственным лицом в п. Красный камень, находящегося в границах территории Карабашского городского округа.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 27 мая 2010 г. по делу N А76-43360/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Н.Г.ПЛАКСИНА
Судьи
А.А.АРЯМОВ
О.Б.ТИМОХИН
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)