Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.05.2009 ПО ДЕЛУ N А72-4930/2007

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2009 г. по делу N А72-4930/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Вымпел", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2009
по делу N А72-4930/2007
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком", г. Ульяновск, к товариществу собственников жилья "Вымпел", г. Ульяновск, о взыскании 2 550 387 рублей 67 копеек,
и встречному исковому заявлению товарищества собственников жилья "Вымпел", г. Ульяновск, к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Теплоком", г. Ульяновск, о признании недействительными пунктов 1.3 и 3.6 договора снабжения тепловой энергией в горячей воде N 1285 от 05.07.2006, при участии третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "РИЦ", г. Ульяновск, Комитета жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск, Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Заволжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск, открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Ульяновск, Финансового управления мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск, Министерства экономики Ульяновской области, г. Ульяновск.

установил:

решением от 19.09.2008 Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил исковые требования Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" (далее - УМУП "Теплоком"), взыскал с товарищества собственников жилья "Вымпел" (далее - ТСЖ "Вымпел") в пользу УМУП "Теплоком" 646 896 рублей 48 копеек основного долга за октябрь, ноябрь 2006 года. Суд удовлетворил встречное исковое заявление ТСЖ "Вымпел" о признании недействительными пункта 1.3 в части применения к отношениям между сторонами Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 и пункта 3.6 договора от 05.07.2006 N 1285, заключенного между УМУП "Теплоком" и ТСЖ "Вымпел".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик ТСЖ "Вымпел" просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение.
В заседании кассационной инстанции 18.05.2009 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 часов 20.05.2009.
Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалованных судебных актов находит их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Как следует из материалов дела, между УМУП "Теплоком" и ТСЖ "Вымпел" 05.07.2006 заключен договор N 1285 снабжения тепловой энергией в горячей воде, в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель от источника тепловой энергии УТЭЦ-2, а абонент принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель (химически очищенную воду), соблюдать режим их потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных данным договором.
Во исполнение условий указанного договора УМУП "Теплоком" поставило ТСЖ "Вымпел" в период октябрь, ноябрь 2006 г. тепловую энергию, что подтверждается актами приемки выполненных работ, представленными в материалы дела.
В связи с частичным погашением суммы долга согласно расчету УМУП "Теплоком" задолженность ответчика составляет 646 896 рублей 48 копеек.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предусмотренные статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и Федеральном закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
В соответствии со статьями 161, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации договоры теплоснабжения многоквартирных жилых домов могут быть энергоснабжающей организацией заключены либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и иной организацией).
Подпунктом а пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме или собственники помещений, в случае непосредственного управления таким домом последними.
Согласно подпунктам 1 и 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации в спорных правоотношений ТСЖ "Вымпел" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ "Вымпел" перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При отсутствии приборов учета количество подаваемой теплоэнергии и подпиточной воды должно определяться исходя из норматива отпуска тепла населению для отопления жилых помещений, не имеющих приборов учета, установленного органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов.
Из пунктов 8, 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 следует, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом б пункта 19, подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме коллективных приборов учета определяется исходя из количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.
В соответствии с Приложением N 1 к постановлению Комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 07.02.2006 N 7/03-01 размер платы за услуги по центральному отоплению для населения г. Ульяновска составляет в месяц 15 рублей 56 копеек (с учетом налога на добавленную стоимость) за отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения.
В соответствии с Приложением N 2 к постановлению Комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 07.02.2006 N 7/03-01 размер платы за услуги по горячему водоснабжению для населения г. Ульяновска составляет 34 рубля 99 копеек за 1 куб. м.
Решением от 17.01.2007 по делу N А72-1424/2006 Арбитражный суд Ульяновской области признал постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 07.02.2006 N 7/03-01 "О расчете размера платы за услуги по горячему водоснабжению и центральному отоплению" не соответствующим статье 15 Конституции Российской Федерации, Основам ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89, статье 9 Устава города Ульяновска, имеющим высшую юридическую силу, и не действующим полностью.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.04.2007 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.01.2007 изменено, постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 07.02.2006 N 7/03-01 признано недействующим с момента его принятия - 07.02.2006.
Исковые требования удовлетворены судом без учета данного обстоятельства, что имеет существенное значение для рассмотрения заявленного истцом требования.
При рассмотрении встречного требования ответчика о признании недействительными пунктов 1.3, 3.6 договора от 05.07.2006 N 1285 в порядке статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд не указал, каким нормам права не соответствуют данные пункты договора.
Судебные акты вынесены при неполном исследовании обстоятельств дела и неправильном применении норм права, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2009 по делу N А72-4930/2007 отменить, передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)