Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Лариной Т.С., Слобожаниной В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Четвериковым А.М.,
при участии:
от истца: Кабошина Е.В., доверенность от 15.06.2012 N 39,
от ответчика: Полуднева Л.В., доверенность от 14.03.2012 N 303,
- от 3-го лица: 1 и 2 - не явились, извещены;
- от 3 (Комитет финансов Санкт-Петербурга) - Рыжих Я.Н., доверенность от 15.12.2011 N 01-02/3435
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11475/2012) ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2012 по делу N А56-4045/2012 (судья Орлова Е.А.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (ОГРН 1089847180763, место нахождения: 195176, Санкт-Петербург, ул. Б. Пороховская, 37, 2)
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1037816003917, место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, ул. Тарасова, 8, 1)
3-и лица: 1) ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство",
2) Жилищный комитет Санкт-Петербурга,
3) Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании 97 454 руб. 60 коп.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору N 1606-200/1 от 30.06.2010 в размере 22 786 руб. 72 коп., возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство", Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 66 346 руб. 17 коп. долга за заявленный период, возместить расходы по оплате госпошлины. Уточнения приняты судом.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2012 в иске отказано. Расходы по оплате госпошлины оставлены на истце.
Истец, не согласившись с указанным решением, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также полагая, что судом неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемое решение суда, принять по делу новый судебный акт о взыскании с ответчика задолженности в размере 66 346 руб. 17 коп. По мнению подателя жалобы, неисполнение нанимателями жилых помещений обязанностей по оплате не исключает ответственность Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга", так как договором на управление установлены правила расчетов за оказанные истцом жилищные и коммунальные услуги отличные от установленных частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить апелляционную жалобу истца без удовлетворения, а обжалуемое решение - без изменения.
В материалы дела также представлен отзыв третьего лица 2 - Жилищного комитета Санкт-Петербурга. Жилищный комитет Санкт-Петербурга возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что решение суда является законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее. Представитель третьего лица 3 - Комитет финансов Санкт-Петербурга поддержал позицию ответчика, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство" и Жилищный комитет Санкт-Петербурга о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили. Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Санкт-Петербургским государственным учреждением "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" и ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" заключен договор управления многоквартирным домом N 1606-200/1 от 30.06.2010 г. (далее - договор).
С 15.12.2011 Санкт-Петербургское государственное учреждение "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" переименовано в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга".
Согласно п. 1.1 договора истец (Управляющая организация) по заданию ответчика (собственника) обязуется обеспечивать управление многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская пл., д. 6; обеспечивать предоставление коммунальных услуг в жилых и нежилых помещениях, а ответчик обязуется обеспечить перечисление истцу платы за выполненные работы и оказанные услуги.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определятся в соответствии с действующим законодательством и указан в Приложении 2 к договору (п. 1.3). Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен в Приложении 3 к договору (п. 1.4).
Согласно пункту 2.3.1 договора в обязанности собственника входит в соответствии с условиями договора, в пределах выделенных бюджетных ассигнований по целевой статье 3500696 "Оплата расходов жилищных организаций на содержание и ремонт недвижимого имущества казны Санкт-Петербурга, расположенного в многоквартирных домах, находящихся в управлении ЖК, ЖСК и ТСЖ, а также управляющих организаций", Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2009 N 605-104 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", вносить исполнителю денежные средства, указанные в пункте 3.4.2 договора.
Порядок платежей и расчетов по договору определен сторонами в статье 3 договора.
В соответствии с п. 3.1 договора наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного жилого фонда Санкт-Петербурга вносят плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также за предоставление в помещения коммунальных услуг. Работы и услуги считаются выполненными в отсутствие у собственника претензий по качеству и объему работ и услуг.
По условиям п. 3.3 договора, собственник обеспечивает перечисление управляющей организации платежей нанимателей жилых помещений за содержание и ремонт жилых помещений, платежей за коммунальные услуги, а также пеней в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством, поступивших на расчетный счет ГУП "ВЦКП ЖХ" на основании предъявленных нанимателям жилых помещений платежных документов, формируемых ГУП "ВЦКП ЖХ" по договору с собственником.
В п. 3.4.1 договора перечислены платежи нанимателей жилых помещений, перечисляемых ГУП "ВЦКП ЖХ" непосредственно на расчетный счет управляющей организации, а пункт 3.4.2 договора содержит перечень выплат, осуществляемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в размере, определяемом в соответствии с Приложением 4 к договору и порядок их расчета.
Ссылаясь на оказание услуг и выполнение работ в соответствии с условиями договора по управлению многоквартирным домом и на наличие со стороны ответчика задолженности по оплате выполненных работ и услуг по договору в размере 227 867 руб. 27 коп., истец направил ответчику претензию от 20.12.2011 N 75-ДО с требованием погасить указанную задолженность.
Поскольку заявленные требования ответчик не удовлетворил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, сославшись на положения статей 153, 155, 161 - 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагая, что договор между сторонами является незаключенным, поскольку не согласовано такое существенное условие, как цена договора, в иске отказал.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Проанализировав содержание договора, заключенного сторонами, апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о незаключенности договора.
Существенные условия договора управления многоквартирным домом приведены в части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома (пункт 1); перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (пункт 2); порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (пункт 3).
Указанные условия сторонами в договор N 1606-200/1 от 30.06.2010 включены. Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований со ссылкой на незаключенность договора в связи с отсутствием согласования существенных условий.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В силу вышеуказанных норм права общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" является управляющей организацией в отношении жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская площадь д. 6.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 3 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Из материалов дела следует, что задолженность за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги возникла в связи с неоплатой нанимателями жилых помещений по договорам, заключенных с ответчиком, услуг по содержанию, ремонту жилья и представленных коммунальных услуг. Расчет просроченной задолженности нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме переданных в управление общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" за период с 2008 по 11.11.2011 (с разбивкой по лицевым счетам) представлен истцом в материалы дела.
Частью 1 статьи 39 и частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В целях исполнения Санкт-Петербургом как собственником жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию таких жилых помещений, а также содержанию и сохранению общего имущества упомянутых домов (кондоминиумов) и иных обязательств губернатором Санкт-Петербурга 16.03.2001 издано распоряжение N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р), в соответствии с пунктом 1.1 которого Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, оплачивает фактически потребляемые коммунальные услуги, несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Пунктами 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, предусмотрено, что расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание находящегося в его собственности жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме (далее - помещение), а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума), производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Таким образом, в силу положений статей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30 и статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги не освобождает ответчика (собственника) от обязанности содержания данного помещения и не может служить препятствием для реализации права управляющей компании на получение соответствующих платежей. Ответчик не лишен возможности восстановить свои имущественные интересы путем взыскания задолженности с нанимателей.
Соответствующая правовая позиция поддержана в Определении ВАС РФ от 12.04.2012 N ВАС-3585/12, а также в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2010 по делу N А56-4958/2010, от 23.05.2011 по делу N А05-9895/2010 и от 19.06.2012 по делу N А56-36281/2011.
Ответчик не представил доказательств того, что размер задолженности иной, нежели заявлен к взысканию.
При таких обстоятельствах следует признать, что отсутствуют основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" - удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2012 по делу N А56-4045/2012 отменить.
Принять новый судебный акт.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1037816003917, место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, ул. Тарасова, 8, 1) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (ОГРН 1089847180763, место нахождения: 195176, Санкт-Петербург, ул. Б. Пороховская, 37, 2) 66 346 руб. 17 коп. долга, 4 000 руб. в возмещение расходов по госпошлине по иску и по апелляционной жалобе.
Председательствующий
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
Судьи
Т.С.ЛАРИНА
В.Б.СЛОБОЖАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2012 ПО ДЕЛУ N А56-4045/2012
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2012 г. по делу N А56-4045/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Лариной Т.С., Слобожаниной В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Четвериковым А.М.,
при участии:
от истца: Кабошина Е.В., доверенность от 15.06.2012 N 39,
от ответчика: Полуднева Л.В., доверенность от 14.03.2012 N 303,
- от 3-го лица: 1 и 2 - не явились, извещены;
- от 3 (Комитет финансов Санкт-Петербурга) - Рыжих Я.Н., доверенность от 15.12.2011 N 01-02/3435
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11475/2012) ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2012 по делу N А56-4045/2012 (судья Орлова Е.А.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (ОГРН 1089847180763, место нахождения: 195176, Санкт-Петербург, ул. Б. Пороховская, 37, 2)
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1037816003917, место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, ул. Тарасова, 8, 1)
3-и лица: 1) ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство",
2) Жилищный комитет Санкт-Петербурга,
3) Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании 97 454 руб. 60 коп.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору N 1606-200/1 от 30.06.2010 в размере 22 786 руб. 72 коп., возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство", Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 66 346 руб. 17 коп. долга за заявленный период, возместить расходы по оплате госпошлины. Уточнения приняты судом.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2012 в иске отказано. Расходы по оплате госпошлины оставлены на истце.
Истец, не согласившись с указанным решением, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также полагая, что судом неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемое решение суда, принять по делу новый судебный акт о взыскании с ответчика задолженности в размере 66 346 руб. 17 коп. По мнению подателя жалобы, неисполнение нанимателями жилых помещений обязанностей по оплате не исключает ответственность Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга", так как договором на управление установлены правила расчетов за оказанные истцом жилищные и коммунальные услуги отличные от установленных частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить апелляционную жалобу истца без удовлетворения, а обжалуемое решение - без изменения.
В материалы дела также представлен отзыв третьего лица 2 - Жилищного комитета Санкт-Петербурга. Жилищный комитет Санкт-Петербурга возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что решение суда является законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее. Представитель третьего лица 3 - Комитет финансов Санкт-Петербурга поддержал позицию ответчика, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство" и Жилищный комитет Санкт-Петербурга о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили. Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Санкт-Петербургским государственным учреждением "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" и ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" заключен договор управления многоквартирным домом N 1606-200/1 от 30.06.2010 г. (далее - договор).
С 15.12.2011 Санкт-Петербургское государственное учреждение "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" переименовано в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга".
Согласно п. 1.1 договора истец (Управляющая организация) по заданию ответчика (собственника) обязуется обеспечивать управление многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская пл., д. 6; обеспечивать предоставление коммунальных услуг в жилых и нежилых помещениях, а ответчик обязуется обеспечить перечисление истцу платы за выполненные работы и оказанные услуги.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определятся в соответствии с действующим законодательством и указан в Приложении 2 к договору (п. 1.3). Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен в Приложении 3 к договору (п. 1.4).
Согласно пункту 2.3.1 договора в обязанности собственника входит в соответствии с условиями договора, в пределах выделенных бюджетных ассигнований по целевой статье 3500696 "Оплата расходов жилищных организаций на содержание и ремонт недвижимого имущества казны Санкт-Петербурга, расположенного в многоквартирных домах, находящихся в управлении ЖК, ЖСК и ТСЖ, а также управляющих организаций", Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2009 N 605-104 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", вносить исполнителю денежные средства, указанные в пункте 3.4.2 договора.
Порядок платежей и расчетов по договору определен сторонами в статье 3 договора.
В соответствии с п. 3.1 договора наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного жилого фонда Санкт-Петербурга вносят плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также за предоставление в помещения коммунальных услуг. Работы и услуги считаются выполненными в отсутствие у собственника претензий по качеству и объему работ и услуг.
По условиям п. 3.3 договора, собственник обеспечивает перечисление управляющей организации платежей нанимателей жилых помещений за содержание и ремонт жилых помещений, платежей за коммунальные услуги, а также пеней в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством, поступивших на расчетный счет ГУП "ВЦКП ЖХ" на основании предъявленных нанимателям жилых помещений платежных документов, формируемых ГУП "ВЦКП ЖХ" по договору с собственником.
В п. 3.4.1 договора перечислены платежи нанимателей жилых помещений, перечисляемых ГУП "ВЦКП ЖХ" непосредственно на расчетный счет управляющей организации, а пункт 3.4.2 договора содержит перечень выплат, осуществляемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в размере, определяемом в соответствии с Приложением 4 к договору и порядок их расчета.
Ссылаясь на оказание услуг и выполнение работ в соответствии с условиями договора по управлению многоквартирным домом и на наличие со стороны ответчика задолженности по оплате выполненных работ и услуг по договору в размере 227 867 руб. 27 коп., истец направил ответчику претензию от 20.12.2011 N 75-ДО с требованием погасить указанную задолженность.
Поскольку заявленные требования ответчик не удовлетворил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, сославшись на положения статей 153, 155, 161 - 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагая, что договор между сторонами является незаключенным, поскольку не согласовано такое существенное условие, как цена договора, в иске отказал.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Проанализировав содержание договора, заключенного сторонами, апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о незаключенности договора.
Существенные условия договора управления многоквартирным домом приведены в части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома (пункт 1); перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (пункт 2); порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (пункт 3).
Указанные условия сторонами в договор N 1606-200/1 от 30.06.2010 включены. Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований со ссылкой на незаключенность договора в связи с отсутствием согласования существенных условий.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В силу вышеуказанных норм права общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" является управляющей организацией в отношении жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская площадь д. 6.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 3 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Из материалов дела следует, что задолженность за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги возникла в связи с неоплатой нанимателями жилых помещений по договорам, заключенных с ответчиком, услуг по содержанию, ремонту жилья и представленных коммунальных услуг. Расчет просроченной задолженности нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме переданных в управление общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" за период с 2008 по 11.11.2011 (с разбивкой по лицевым счетам) представлен истцом в материалы дела.
Частью 1 статьи 39 и частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В целях исполнения Санкт-Петербургом как собственником жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию таких жилых помещений, а также содержанию и сохранению общего имущества упомянутых домов (кондоминиумов) и иных обязательств губернатором Санкт-Петербурга 16.03.2001 издано распоряжение N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р), в соответствии с пунктом 1.1 которого Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, оплачивает фактически потребляемые коммунальные услуги, несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Пунктами 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, предусмотрено, что расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание находящегося в его собственности жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме (далее - помещение), а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума), производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Таким образом, в силу положений статей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30 и статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги не освобождает ответчика (собственника) от обязанности содержания данного помещения и не может служить препятствием для реализации права управляющей компании на получение соответствующих платежей. Ответчик не лишен возможности восстановить свои имущественные интересы путем взыскания задолженности с нанимателей.
Соответствующая правовая позиция поддержана в Определении ВАС РФ от 12.04.2012 N ВАС-3585/12, а также в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2010 по делу N А56-4958/2010, от 23.05.2011 по делу N А05-9895/2010 и от 19.06.2012 по делу N А56-36281/2011.
Ответчик не представил доказательств того, что размер задолженности иной, нежели заявлен к взысканию.
При таких обстоятельствах следует признать, что отсутствуют основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" - удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2012 по делу N А56-4045/2012 отменить.
Принять новый судебный акт.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1037816003917, место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, ул. Тарасова, 8, 1) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (ОГРН 1089847180763, место нахождения: 195176, Санкт-Петербург, ул. Б. Пороховская, 37, 2) 66 346 руб. 17 коп. долга, 4 000 руб. в возмещение расходов по госпошлине по иску и по апелляционной жалобе.
Председательствующий
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
Судьи
Т.С.ЛАРИНА
В.Б.СЛОБОЖАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)