Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2010 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: Смоленцевой О.И., доверенность от 08.02.2010 г.; Беловой М.Н., доверенность от 26.01.2010 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11"
на решение арбитражного суда Томской области
от 23.12.2009 года по делу N А67-7333/09 (судья Гелбутовский В.И.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области
о признании недействительными решения и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 20.07.2009 г. N 02-10/58-09,
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее по тексту ОАО "ТГК-11", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее по тексту УФАС, Управление) о признании недействительными решения и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 20.07.2009 г. N 02-10/59-09.
Решением Арбитражного суда Томской области от 23.12.2009 г. (с учетом определения суда от 03.02.2010 г. об исправлении опечатки) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "ТГК-11" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда отменить и принять новый судебный акт, в том числе, по следующим основаниям:
- - действующее законодательство прямо предусматривает, что абонент при заключении договора снабжения тепловой энергией обязан обеспечить учет потребления энергии; в случае отсутствия приборов учета количество потребленной тепловой энергии определяется на основании методики, утвержденной Приказом Госстроя России N 105 от 06.05.2000 г.;
- - утверждение УФАС о том, что Общество должно производить расчет ТСЖ на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, не основано на законе; действие Жилищного кодекса и Правил N 307 распространяется на отношения ответчика с собственниками помещения по предоставлению коммунальных услуг и не распространяется на отношения между Обществом и ТСЖ, ЖСК по поставке тепловой энергии;
- - в отсутствие иного предусмотренного законом расчетного способа энергоснабжающая организация предлагает к согласованию в договоре расчетный способ, основанный на методике определения количества коммунальных ресурсов и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, законность чего подтверждена судебной практикой; предлагаемый в решении порядок расчета не учитывает неизбежные и обоснованные потери тепловой энергии.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Управления высказал возражения на апелляционную жалобу, считая требования Общества необоснованными.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20 июля 2009 г. комиссия Томского Управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 02-10/59-09 по признакам нарушения ОАО "ТГК-11" требований п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", вынесла предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому Заявителю предписано: в срок до 01.09.2009 г. прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем проведения мероприятий, направленных на устранение нарушений при проведении расчетов по оплате тепловой энергии с ТСЖ, ЖСК при отсутствии приборов учета тепловой энергии или выходе его из строя и сообщить в Томское УФАС до 10.09.2009 г. о выполнении настоящего Предписания письменно, с приложением подтверждающих документов.
Основанием для вынесения данных актов явился вывод антимонопольного органа о неправомерном применении ОАО "ТГК-11" в отношениях с ТСЖ и ЖСК, при определении размера платы за коммунальные услуги (теплоснабжение, горячее водоснабжение), при осуществлении расчетов с населением, не имеющих приборов учета тепловой энергии, расчетного метода, предусмотренного Методикой определения количества коммунальных ресурсов и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 г. N 105, и подлежащей применению для теплоснабжающих организаций системы ЖКХ и потребителей - юридических лиц, потребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя.
Полагая решение и предписание Управления незаконными и нарушающими его законные права и интересы, ОАО "ТГК-11" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из установления обязанности Общества в отношениях с ТСЖ, ЖСК при определении размера платы за коммунальные услуги (теплоснабжение, горячее водоснабжение), при осуществлении расчетов с населением, не имеющих приборов учета тепловой энергии, применять метод расчета, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.95 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" оплата электрической и тепловой энергии производится за фактически принятое потребителем количество электрической и тепловой энергии в соответствии с данными учета электрической и тепловой энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета ее фактического потребления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 г. N 307 (далее по тексту: Правила), коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
В пункте 8 Правил предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно п. 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исходя из указанных норм, доводы апелляционной жалобы о неприменении к отношениям сторон положений Жилищного кодекса и Правил, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.10.2007 N 57.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ущемление интересов потребителей коммунальных услуг, в рассматриваемом случае, заключается в выставлении ОАО "ТГК-11", которое является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке отопления и снабжения тепловой энергией в горячей воде в границах Муниципального образования "Город Томск", в адрес последних платы за коммунальные услуги, рассчитанной не в соответствии с методикой, установленной Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 г. N 307, а расчетным методом, предусмотренным Методикой определения количества коммунальных ресурсов и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 г. N 105, и подлежащей применению для теплоснабжающих организаций системы ЖКХ и потребителей - юридических лиц, потребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, который в отношении ТСЖ и ЖСК, в соответствии с положениями действующего законодательства, применяться не может.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется, ввиду того, что судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относится на ее подателя, оплачена при подаче.
Руководствуясь статьями 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение арбитражного суда Томской области от 23 декабря 2009 года по делу N А67-7333/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.03.2010 N 07АП-1172/10 ПО ДЕЛУ N А67-7333/09
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2010 г. N 07АП-1172/10
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2010 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: Смоленцевой О.И., доверенность от 08.02.2010 г.; Беловой М.Н., доверенность от 26.01.2010 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11"
на решение арбитражного суда Томской области
от 23.12.2009 года по делу N А67-7333/09 (судья Гелбутовский В.И.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области
о признании недействительными решения и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 20.07.2009 г. N 02-10/58-09,
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее по тексту ОАО "ТГК-11", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее по тексту УФАС, Управление) о признании недействительными решения и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 20.07.2009 г. N 02-10/59-09.
Решением Арбитражного суда Томской области от 23.12.2009 г. (с учетом определения суда от 03.02.2010 г. об исправлении опечатки) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "ТГК-11" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда отменить и принять новый судебный акт, в том числе, по следующим основаниям:
- - действующее законодательство прямо предусматривает, что абонент при заключении договора снабжения тепловой энергией обязан обеспечить учет потребления энергии; в случае отсутствия приборов учета количество потребленной тепловой энергии определяется на основании методики, утвержденной Приказом Госстроя России N 105 от 06.05.2000 г.;
- - утверждение УФАС о том, что Общество должно производить расчет ТСЖ на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, не основано на законе; действие Жилищного кодекса и Правил N 307 распространяется на отношения ответчика с собственниками помещения по предоставлению коммунальных услуг и не распространяется на отношения между Обществом и ТСЖ, ЖСК по поставке тепловой энергии;
- - в отсутствие иного предусмотренного законом расчетного способа энергоснабжающая организация предлагает к согласованию в договоре расчетный способ, основанный на методике определения количества коммунальных ресурсов и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, законность чего подтверждена судебной практикой; предлагаемый в решении порядок расчета не учитывает неизбежные и обоснованные потери тепловой энергии.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Управления высказал возражения на апелляционную жалобу, считая требования Общества необоснованными.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20 июля 2009 г. комиссия Томского Управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 02-10/59-09 по признакам нарушения ОАО "ТГК-11" требований п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", вынесла предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому Заявителю предписано: в срок до 01.09.2009 г. прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем проведения мероприятий, направленных на устранение нарушений при проведении расчетов по оплате тепловой энергии с ТСЖ, ЖСК при отсутствии приборов учета тепловой энергии или выходе его из строя и сообщить в Томское УФАС до 10.09.2009 г. о выполнении настоящего Предписания письменно, с приложением подтверждающих документов.
Основанием для вынесения данных актов явился вывод антимонопольного органа о неправомерном применении ОАО "ТГК-11" в отношениях с ТСЖ и ЖСК, при определении размера платы за коммунальные услуги (теплоснабжение, горячее водоснабжение), при осуществлении расчетов с населением, не имеющих приборов учета тепловой энергии, расчетного метода, предусмотренного Методикой определения количества коммунальных ресурсов и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 г. N 105, и подлежащей применению для теплоснабжающих организаций системы ЖКХ и потребителей - юридических лиц, потребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя.
Полагая решение и предписание Управления незаконными и нарушающими его законные права и интересы, ОАО "ТГК-11" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из установления обязанности Общества в отношениях с ТСЖ, ЖСК при определении размера платы за коммунальные услуги (теплоснабжение, горячее водоснабжение), при осуществлении расчетов с населением, не имеющих приборов учета тепловой энергии, применять метод расчета, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.95 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" оплата электрической и тепловой энергии производится за фактически принятое потребителем количество электрической и тепловой энергии в соответствии с данными учета электрической и тепловой энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета ее фактического потребления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 г. N 307 (далее по тексту: Правила), коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
В пункте 8 Правил предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно п. 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исходя из указанных норм, доводы апелляционной жалобы о неприменении к отношениям сторон положений Жилищного кодекса и Правил, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.10.2007 N 57.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ущемление интересов потребителей коммунальных услуг, в рассматриваемом случае, заключается в выставлении ОАО "ТГК-11", которое является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке отопления и снабжения тепловой энергией в горячей воде в границах Муниципального образования "Город Томск", в адрес последних платы за коммунальные услуги, рассчитанной не в соответствии с методикой, установленной Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 г. N 307, а расчетным методом, предусмотренным Методикой определения количества коммунальных ресурсов и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 г. N 105, и подлежащей применению для теплоснабжающих организаций системы ЖКХ и потребителей - юридических лиц, потребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, который в отношении ТСЖ и ЖСК, в соответствии с положениями действующего законодательства, применяться не может.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется, ввиду того, что судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относится на ее подателя, оплачена при подаче.
Руководствуясь статьями 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение арбитражного суда Томской области от 23 декабря 2009 года по делу N А67-7333/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.А.ЖУРАВЛЕВА
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.А.УСАНИНА
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)