Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.01.2011 ПО ДЕЛУ N А11-5309/2009

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2011 г. по делу N А11-5309/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2011 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ершовой О.А.,
судей Вечканова А.И., Малышкиной Е.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипачевой Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир", г. Владимир, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.10.2010 по делу N А11-5309/2009, принятое судьей Ушаковой Е.П., по иску товарищества собственников жилья "Ясень", г. Владимир, к обществу с ограниченной ответственностью "Владимиррегионгаз", г. Владимир, третьи лица: открытое акционерное общество "Владимироблгаз", г. Владимир, Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, г. Владимир, о взыскании 140 941 руб. 45 коп.,
при участии:
- от заявителя - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (почтовое уведомление N 34002);
- от ответчика - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (почтовое уведомление N 33989);
- от 1-го третьего лица - Чулковой Н.С. по доверенности N 376 от 27.12.2010 (сроком действия до 31.12.2011);
- от 2-го третьего лица - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (почтовое уведомления N 34001),

установил:

товарищество собственников жилья "Ясень" (далее - истец, ТСЖ "Ясень", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Владимиррегионгаз" (далее - ответчик, ООО "Владимиррегионгаз", Общество) о взыскании в качестве неосновательного обогащения 140 941 руб. 45 коп. переплаты за природный газ, поставленный в 2008 году по договору поставки газа N 01-02/0882-06/09 от 13.09.2006, в результате применения при расчетах за поставленный газ тарифов, установленных для промышленных потребителей (с учетом уточнения истцом размера исковых требований в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 23.10.2009 в удовлетворении исковых требований было отказано. При принятии судебного акта суд пришел к выводу о том, что в случае потребления газа Товариществом для отопления и горячего водоснабжения посредством использования крышной котельной не могут применяться розничные цены на газ, установленные для населения. В связи с этим Общество правомерно начислило плату за поставленный газ в соответствии с тарифами, установленными для промышленных потребителей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 решение было оставлено без изменения по тем же мотивам.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.08.2010 решение от 23.10.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 по делу N А11-5309/2009 отменено, дело передано в Арбитражный суд Владимирской области на новое рассмотрение. При этом суд кассационной инстанции указал, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что в случае приобретения Товариществом газа для крышной котельной обслуживаемого им жилого дома розничная цена на газ, установленная для населения, применяться не может, а подлежит применению цена, установленная для промышленных потребителей, не основаны на законе.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 29.10.2010 удовлетворены исковые требования. Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Владимиррегионгаз", г. Владимир, в пользу товарищества собственников жилья "Ясень", г. Владимир, 140 941 руб. 45 коп. неосновательного обогащения и 8 318 руб. 83 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (ООО "Владимиррегионгаз") обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое решение в полном объеме в соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неприменением закона, подлежащего применению; применением закона, не подлежащего применению; неправильным истолкованием закона.
Заявитель указывает на то, что ФСТ России, являющееся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на газ и контроль за их применением, подтвердила правомерность неприменения тарифов, установленных для категории "население", к потребителям, эксплуатирующим крышные газовые котельные для центрального отопления многоквартирного дома.
Заявитель полагает, что применение судом первой инстанции норм неосновательного обогащения в данном случае не имеет под собой законных оснований, поскольку в рамках положений законодательства о неосновательном обогащении исковые требования могут быть удовлетворены только при приобретении ответчиком имущества (денежных средств) при отсутствии оснований для взимания с ТСЖ "Ясень" платы за газ по цене для промышленных потребителей, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой. Считает, оплата газа истцом по цене, установленной для промышленных потребителей, основана на нормах действующего законодательства. Следовательно, у ответчика обязанность по возврату истцу суммы неосновательного обогащения отсутствует, а значит, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
В судебное заседание заявитель не явился. С апелляционной жалобой представил копию свидетельства о внесении изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в ЕГРЮЛ от 10.11.2010, согласно которому ООО "Владимиррегионгаз" изменило наименование на ООО "Газпром межрегионгаз Владимир".
Истец в судебное заседание не явился. Представил отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
ОАО "Владимироблгаз" в отзыве и в судебном заседании поддержало доводы апелляционной жалобы, считает принятое решение незаконным и необоснованным. Просит решение отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, товарищество собственников жилья "Ясень", созданное по решению собственников помещений многоквартирного дома по ул. Белоконской, д. 12, для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, зарегистрировано в качестве юридического лица 25.06.2006 ОГРН 1063328029930.
Согласно пунктам 5.1, 5.2 договора покупатель производит оплату поставляемого газа, расходов по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги по утвержденным в установленном законом порядке тарифам в размере 100% от суммы стоимости потребленного газа и услуг в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки. Периодом платежа является месяц.
Согласно Уставу целью деятельности ТСЖ является снижение издержек и повышение качества обслуживания систем жизнеобеспечения дома, содержание общедолевой собственности в надлежащем виде и ее сохранность.
На товарищество возложены обязанности по обеспечению санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; предоставлению коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома. Для выполнения указанных обязанностей ТСЖ от своего имени заключает договоры с поставщиками всех видов работ (услуг), действуя при этом исключительно от имени и за счет членов ТСЖ и выступая посредником, закупающим услуги (коммунальные услуги, услуги по электро-, водо-, газоснабжению и приему сточных вод и т.д.).
По договору поставки газа N 01-02/0882-06/09 от 13.09.2006 между ООО "Владимиррегионгаз" - "поставщиком", ТСЖ "Ясень" - "покупателем" и ОАО "Владимироблгаз" - "газораспределительной организацией" ответчик обязался осуществлять подачу природного газа, ОАО "Владимироблгаз" - оказывать услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам, а истец обязался принимать газ в согласованных между сторонами объемах, оплачивать газ и возмещать расходы по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Природный газ поставляется для крышной котельной многоквартирного дома по адресу: г. Владимир, ул. Белоконской, д. 12б.
Предъявленные ответчиком в 2008 году счета-фактуры за фактически отобранный газ, в том числе расходы по его транспортировке и плата за снабженческо-сбытовые услуги, были оплачены истцом в полном объеме.
Истец пояснил, что в расчетах за поставленный по настоящему договору природный газ ответчик применял цены на газ, установленные для промышленных потребителей. Поскольку поставляемый по договору N 01-02/0882-06/09 от 13.09.2006 газ предназначен исключительно для отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома, имеющего крышную котельную, которую истец относит не к централизованному отоплению, а к индивидуальному, то при расчетах за использованный газ подлежат применению тарифы для населения.
По мнению истца, применяя тариф, установленный для промышленных потребителей, ответчик неправомерно получил в качестве излишней оплаты по договору поставки газа за 2008 год сумму 140 941 руб. 45 коп., являющуюся неосновательным обогащением ответчика, что и послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Предметом спора является взыскание разницы между суммой, начисленной ответчиком и оплаченной истцом по тарифу для промышленных потребителей, и суммой, рассчитанной по тарифу для населения. По объему отобранного истцом газа разногласий между сторонами не имеется.
В расчете суммы неосновательного обогащения ответчика за 2008 год истец учитывал площадь нежилых помещений по техническому паспорту, площадь жилых помещений по техническому паспорту, при определении объема потребления газа жилыми помещениями применил коэффициент соотношения площадей жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также тариф на газ для населения в размере 1 руб. 72 коп. за 1 куб. м (с НДС).
Свои требования истец основывает на пунктах 15, 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, статьях 135, 137, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьях 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статья 4 указанного закона закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей.
При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Вышеуказанными Правилами предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
При рассмотрении материалов дела судом установлено, что ТСЖ "Ясень" создано в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в целях управления жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 при заключении договоров товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК; в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ, ЖСК оплачивают такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Газ, приобретаемый в соответствии с условиями заключенного договора поставки, используется истцом в качестве топлива для крышной котельной, производящей тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение исключительно для нужд собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Белоконской, д. 12б.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Приобретение газа исполнителем коммунальных услуг в лице ТСЖ, ЖСК у ресурсоснабжающей организации по тарифам, установленным для граждан, не противоречит нормам права, регулирующим отношения в сфере газоснабжения, и сложившейся арбитражной практике (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2008 N 8164/08 и от 21.07.2010 N ВАС-6702/10 об отказе в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ дел N А09-4135/07-9 и N А09-3376/2009, рассмотренных Арбитражным судом Брянской области; постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.07.2010 по делу N А72-17578/2009 и др.).
Доводы заявителя судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как необоснованные.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 332 от 15.04.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Указанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
К функциям Федеральной службы по тарифам России в области государственного регулирования розничных цен на газ, поставляемый населению, в силу пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 относится утверждение методических указаний по их формированию. При этом в полномочия данного органа не входит отнесение населения к той или иной группе потребителей в зависимости от направления использования им газа для бытовых нужд.
Поэтому ссылка заявителя на разъяснения ФСТ России является несостоятельной.
Жилищным кодексом Российской Федерации, а также специальными постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам, при заключении аналогичных договоров с ресурсоснабжающими организациями ТСЖ отнесено к категории потребителей - население. Соответственно, к ТСЖ подлежат применению тарифы, утвержденные для населения, а не для юридических лиц.
Все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.10.2010 по делу N А11-5309/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир", г. Владимир, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Владимирской области.
Председательствующий судья
О.А.ЕРШОВА
Судьи
А.И.ВЕЧКАНОВ
Е.Л.МАЛЫШКИНА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)