Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов администрации Волгограда, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.02.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011
по делу N А12-22196/2010
по иску товарищества собственников жилья "Монумент", г. Волгоград (ИНН 3448034110, ОГРН 1053461018269) к муниципальному образованию город-герой Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда, г. Волгоград (ИНН 3444056709, ОГРН 1023403440675), муниципальному учреждению ЖКХ Красноармейского района Волгограда, г. Волгоград, третьи лица: Управление по жилищной политике администрации Волгограда, г. Волгоград, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, г. Волгоград, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, г. Волгоград, о взыскании 43 836 руб. 62 коп.
товарищество собственников жилья "Монумент" (далее - истец, ТСЖ "Монумент") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию город-герой Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда (далее - первый ответчик, муниципальное образование город-герой Волгоград), муниципальному учреждению ЖКХ Красноармейского района Волгограда (далее - второй ответчик, МУ ЖКХ Красноармейского района) о взыскании задолженности по оплате за техническое обслуживание жилого помещения и предоставлению коммунальных услуг в размере 43 836 руб. 62 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.02.2011 взыскано с муниципального образования город-герой Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда в пользу истца 43 836 руб. 62 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. В иске ко второму ответчику отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.02.2011 изменено, в мотивировочной части указано: взыскать с муниципального образования город-герой Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда за счет средств казны муниципального образования город-герой Волгоград в пользу ТСЖ "Монумент" 43 836 руб. 62 коп. и расходы по государственной пошлине 2000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент финансов администрации Волгограда (далее - Департамент финансов) обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ТСЖ "Монумент" к муниципальному образованию город-герой Волгоград в лице Департамента финансов.
Заявитель кассационной жалобы указал на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ТСЖ "Монумент" осуществляет содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, находящемся по адресу г. Волгоград, ул. 50 лет Октября, дом 40.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.11.2006 N 01/425/2006-146 собственником жилого помещения - квартиры N 18 в доме N 40 по ул. 50 лет Октября г. Волгограде является муниципальное образование город - герой Волгоград.
Из материалов дела следует, что по договору найма служебного жилого помещения от 17.08.2009 N 02 квартира N 18 в доме N 40 по ул. 50 лет Октября г. Волгограде передана собственником физическому лицу - Дорошенко Р.Д.
Поскольку муниципальным образованием как собственником вышеуказанной квартиры до ее передачи по договору найма не оплачивались расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за отопление, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судами установлено, что в соответствии с Положением о Департаменте финансов, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 25.03.2009 N 17/497 (далее - Положение), Департамент является структурным подразделением администрации Волгограда, обеспечивающим осуществление полномочий органов местного самоуправления Волгограда по вопросам формирования и исполнения бюджета Волгограда, осуществляющим проведение единой финансово-бюджетной политики в Волгограде и координирующим деятельность в этой сфере главных администраторов бюджетных средств Волгограда.
Согласно пункту 3.22. Положения Департамент финансов является главным распорядителем для решения возложенных на него задач, в том числе исполняет судебные акты по искам к муниципальному образованию Волгоград, а также ведет работу по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета Волгограда по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что по данному делу от имени муниципального образования город-герой Волгоград должен выступать Департамент финансов.
Удовлетворяя заявленные исковые требования к муниципальному образованию город-герой Волгоград в лице Департамента финансов, суд первой инстанции руководствовался статьями 125, 210, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 28, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и правомерно исходил из того, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, что отсутствие договора не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 5 Постановления от 03.04.1998 N 10-П, уклонение части домовладельцев от заключения договоров на техническое обслуживание и ремонт общего имущества не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях его содержания и эксплуатации. Обязанность собственников жилья по внесению платы за жилое помещение, содержание общего имущества, коммунальные услуги закреплена в статьях 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (пункт 28).
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 16, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменил решение суда первой инстанции и указал в мотивировочной части: взыскать с муниципального образования город-герой Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда за счет средств казны муниципального образования город-герой Волгоград в пользу ТСЖ "Монумент" 43 836 руб. 62 коп. и расходы по государственной пошлине 2000 руб.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие участие муниципального образования город - герой Волгоград как собственника квартиры N 18, расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. 50 лет Октября, дом N 40, в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном дом и за отопление в спорный период, а также не доказано отсутствие вины собственника в невыполнении этой обязанности, судебная коллегия находит правомерными выводы суда апелляционной инстанции о том, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет средств казны муниципального образования город - герой Волгоград.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011, которым изменено решение суда первой инстанции по данному делу, не имеется, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 по делу N А12-22196/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.08.2011 ПО ДЕЛУ N А12-22196/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2011 г. по делу N А12-22196/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов администрации Волгограда, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.02.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011
по делу N А12-22196/2010
по иску товарищества собственников жилья "Монумент", г. Волгоград (ИНН 3448034110, ОГРН 1053461018269) к муниципальному образованию город-герой Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда, г. Волгоград (ИНН 3444056709, ОГРН 1023403440675), муниципальному учреждению ЖКХ Красноармейского района Волгограда, г. Волгоград, третьи лица: Управление по жилищной политике администрации Волгограда, г. Волгоград, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, г. Волгоград, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, г. Волгоград, о взыскании 43 836 руб. 62 коп.
установил:
товарищество собственников жилья "Монумент" (далее - истец, ТСЖ "Монумент") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию город-герой Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда (далее - первый ответчик, муниципальное образование город-герой Волгоград), муниципальному учреждению ЖКХ Красноармейского района Волгограда (далее - второй ответчик, МУ ЖКХ Красноармейского района) о взыскании задолженности по оплате за техническое обслуживание жилого помещения и предоставлению коммунальных услуг в размере 43 836 руб. 62 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.02.2011 взыскано с муниципального образования город-герой Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда в пользу истца 43 836 руб. 62 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. В иске ко второму ответчику отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.02.2011 изменено, в мотивировочной части указано: взыскать с муниципального образования город-герой Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда за счет средств казны муниципального образования город-герой Волгоград в пользу ТСЖ "Монумент" 43 836 руб. 62 коп. и расходы по государственной пошлине 2000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент финансов администрации Волгограда (далее - Департамент финансов) обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ТСЖ "Монумент" к муниципальному образованию город-герой Волгоград в лице Департамента финансов.
Заявитель кассационной жалобы указал на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ТСЖ "Монумент" осуществляет содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, находящемся по адресу г. Волгоград, ул. 50 лет Октября, дом 40.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.11.2006 N 01/425/2006-146 собственником жилого помещения - квартиры N 18 в доме N 40 по ул. 50 лет Октября г. Волгограде является муниципальное образование город - герой Волгоград.
Из материалов дела следует, что по договору найма служебного жилого помещения от 17.08.2009 N 02 квартира N 18 в доме N 40 по ул. 50 лет Октября г. Волгограде передана собственником физическому лицу - Дорошенко Р.Д.
Поскольку муниципальным образованием как собственником вышеуказанной квартиры до ее передачи по договору найма не оплачивались расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за отопление, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судами установлено, что в соответствии с Положением о Департаменте финансов, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 25.03.2009 N 17/497 (далее - Положение), Департамент является структурным подразделением администрации Волгограда, обеспечивающим осуществление полномочий органов местного самоуправления Волгограда по вопросам формирования и исполнения бюджета Волгограда, осуществляющим проведение единой финансово-бюджетной политики в Волгограде и координирующим деятельность в этой сфере главных администраторов бюджетных средств Волгограда.
Согласно пункту 3.22. Положения Департамент финансов является главным распорядителем для решения возложенных на него задач, в том числе исполняет судебные акты по искам к муниципальному образованию Волгоград, а также ведет работу по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета Волгограда по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что по данному делу от имени муниципального образования город-герой Волгоград должен выступать Департамент финансов.
Удовлетворяя заявленные исковые требования к муниципальному образованию город-герой Волгоград в лице Департамента финансов, суд первой инстанции руководствовался статьями 125, 210, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 28, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и правомерно исходил из того, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, что отсутствие договора не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 5 Постановления от 03.04.1998 N 10-П, уклонение части домовладельцев от заключения договоров на техническое обслуживание и ремонт общего имущества не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях его содержания и эксплуатации. Обязанность собственников жилья по внесению платы за жилое помещение, содержание общего имущества, коммунальные услуги закреплена в статьях 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (пункт 28).
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 16, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменил решение суда первой инстанции и указал в мотивировочной части: взыскать с муниципального образования город-герой Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда за счет средств казны муниципального образования город-герой Волгоград в пользу ТСЖ "Монумент" 43 836 руб. 62 коп. и расходы по государственной пошлине 2000 руб.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие участие муниципального образования город - герой Волгоград как собственника квартиры N 18, расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. 50 лет Октября, дом N 40, в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном дом и за отопление в спорный период, а также не доказано отсутствие вины собственника в невыполнении этой обязанности, судебная коллегия находит правомерными выводы суда апелляционной инстанции о том, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет средств казны муниципального образования город - герой Волгоград.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011, которым изменено решение суда первой инстанции по данному делу, не имеется, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 по делу N А12-22196/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)