Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 24 марта 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.О. Ивановой при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании от 20 - 21 марта 2008 дело по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа (далее - заявитель)
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - А.В. Сенцов, начальник управления, на основании распоряжения Главы Березовского городского округа от 01.02.2007 N 14П, С.А. Литвинцев, представитель, по доверенности от 07.02.2008 N 93/03-21,
от заинтересованного лица - Н.В. Опутина, главный специалист, по доверенности N 0042-02/03 от 09.01.2008.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 21.03.2008. После перерыва заседание продолжено.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа просит признать незаконным и отменить постановление Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области от 23.01.2008 N 11 о назначении заявителю административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, выразившегося в нарушении нормативов обеспечения населения услугами по теплоснабжению по причине непринятия им всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Рассмотрев материалы дела, суд
как следует из материалов дела, на основании приказа N 03-09/9 от 10.01.2008 государственной жилищной инспекцией Свердловской области 11.01.2008 проведена внеплановая проверка качества предоставления услуг по отоплению в жилых домах, расположенных в п. БЗСК, д. 10, ул. Гагарина, д. 2 в г. Березовском Свердловской области.
В ходе проверки инспекцией установлено нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, а именно: установлено, что при обследовании дома N 10 в п. БЗСК температура воздуха в квартирах 1, 3, 5 составляет от 16,4 до 7,1 градусов при нормальном уровне +18 градусов, давление на вводе в дом на подающем и обратном трубопроводах составляет 5 атмосфер, перепад давления отсутствует; на момент проверки температура воды в подающем трубопроводе составила 52 градуса при нормативе 99,3, а температура воды на обратном трубопроводе 20,8 при нормативе 56 градусов исходя из температуры наружного воздуха -22 градуса; при обследовании жилого дома N 2 по ул. Гагарина установлено, что подвальное помещение затоплено водой, температура воздуха в квартирах N 10, 14 составила от 15,5 до 16 градусов при нормативе 18 градусов.
По результатам проверки составлены акты от 11.01.2008 N 03-01/8 и 03-01/9 и протокол об административных правонарушениях от 11.01.2008, в которых указанные обстоятельства квалифицированы административным органом как нарушение заявителем раздела II и приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
На основании актов проверки и протокола об административном правонарушении вынесено постановление от 23.01.2008 N 11 о признании Управления жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 7.23 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей за непринятие мер по соблюдению правил и норм.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.
Объектом указанного нарушения являются отношения в области предоставления коммунальных услуг, а непосредственным предметом посягательства - установленные правила, объективную сторону нарушения составляет виновное нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха (пункт 9 Правил).
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа, утвержденного решением Березовской городской Думы от 22.12.2005 N 159, заявитель осуществляет полномочия по организации стабильного функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства, производству работ по благоустройству, содержанию дорог общего пользования, других инженерных сооружений, мест захоронения и по предоставлению ритуальных услуг. В рамках предоставленных полномочий заявитель осуществляет в том числе функции муниципального заказчика при закупке жилищно-коммунальных услуг для неприватизированного жилья, функции контроля за использованием и сохранностью жилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры, предоставлением жилищных и коммунальных услуг (п. 1.2, 3.1 Положения).
Во исполнение предоставленных полномочий заявителем с ООО "Березовские тепловые сети" заключен договор N 14 от 01.01.2007 на исполнение муниципального заказа по обеспечению получателей (потребителей) - города Березовского, сельских поселений (поселков) Сарапулка и Старопышминск Березовского городского округа - услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения, в соответствии с которым ООО "Березовские тепловые сети" оказывает услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения и выполняет работы для получателей, в том числе для спорных домов, обеспечивающие требуемые объемы услуг в соответствии с параметрами качества и надежности, установленными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307; эксплуатирует и обслуживает объекты, магистральные и внутри дворовое оборудование систем теплоснабжения и горячего водоснабжения и несет ответственность за нарушение параметров качества, объемов услуг.
Также заявителем с ООО "ЖКХ-Холдинг" заключен договор N 18 от 06.04.2007 на исполнение муниципального заказа на обслуживание жилищного фонда по техническому содержанию, текущему и капитальному ремонту, в соответствии с которым исполнитель осуществляет содержание, текущий и капитальный ремонт мест общего пользования и общего имущества в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда, осуществляет начисление и прием платы за жилые помещения и коммунальные услуги от граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде, в том числе в спорных домах.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлен факт несоответствия уровня температуры воздуха в квартирах спорных домов установленным нормативам, что является нарушением п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 7.23 КоАП РФ.
Согласно ч. 1, 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
Из указанных положений следует, что, поскольку заявитель не является энергоснабжающей организацией, а равно организацией, предоставляющей коммунальные услуги населению, оценка наличия в его действиях состава административного правонарушения зависит от принятия им мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность по ст. 7.23 КоАП РФ.
Пунктом 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, о вине заявителя свидетельствует непредставление заявителем на рассмотрение дела доказательств невозможности соблюдения им правил и норм, нарушение которых послужило основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, а также доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем в материалах административного дела зафиксирован лишь факт занижения температуры воздуха в квартирах проверяемых домов. При этом вопрос о причинах такого занижения в отдельных квартирах, периоде времени такого занижения, а соответственно причинах нарушения Правил предоставления коммунальных услуг не исследовался, равно как не исследовались обстоятельства, связанные с организацией обеспечения граждан в проверяемых домах тепловой энергией (технологическая и юридическая схема взаимодействия всех заинтересованных сторон), при том, что в акте проверки от 11.01.2008 N 03-01/9 отражен факт занижения температуры воды уже на вводе в дом; не установлена причинно-следственная связь между действиями либо бездействиями заявителя и наступившими последствиями.
При этом суд отмечает, что заявителем представлены и имеются в материалах дела письма Управления жилищно-коммунального хозяйства от 13.11.2007 N 650-1/03-21, от 04.12.2007 N 713-1/03-21, от 19.12.2007 N 747-1/03-21, адресованные ООО "ЖКХ-Холдинг" и ООО "Березовские тепловые сети" и неоднократно предписывающие в связи с поступающими жалобами от жителей произвести обследование наружных и внутридомовых систем теплоснабжения и принять меры по нормализации температурного режима по подведомственности вплоть до ограничения поставки теплоносителя промышленным потребителям или дополнительной регулировки гидравлического режима работы теплотрассы.
К указанным письмам приложены акты от 14.11.2007, от 06.12.2007 по результатам обследования и принятым мерам.
Кроме того, из письма от 19.12.2007 N 747-1/03-21, адресованного ООО "ЖКХ-Холдинг", следует, что по результатам обследования, проведенного заявителем совместно с представителями МУП БВКХ "Водоканал", затопление подвала жилого дома N 2 по ул. Гагарина в г. Березовском происходит от наружных тепловых сетей водопровода ввиду 100-процентного износа водопровода, что и является причиной сверхнормативного охлаждения внутриподвальной системы теплоснабжения и, как следствие, снижения температуры воздуха в помещениях. В связи с данным обстоятельством Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Березовского городского округа от 06.12.2007 N 5 принято решение о выделении денежных средств Управлению жилищно-коммунального хозяйства для проведения аварийно-восстановительных работ на магистральном водопроводе по ул. Гагарина, 2.
На основании данного решения заявителем во исполнение полномочий муниципального заказчика заключен муниципальный контракт N 23 от 30.01.2008 с ООО "Уралсервиском" на выполнение аварийно-восстановительных работ на магистральном водопроводе по ул. Гагарина.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о принятии заявителем в рамках имеющихся полномочий реальных мер по осуществлению возложенных на него функций контроля за использованием и сохранностью жилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры, предоставлением жилищных и коммунальных услуг еще до проведения проверки.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всесторонне, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу о недоказанности вины Управления жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа в совершении вменяемого административного правонарушения.
Доводы заинтересованного лица о невыяснении вины заявителя ввиду установления и подтверждения факта события административного правонарушения судом не принимаются, поскольку в силу приведенных выше положений ст. 1.5, п. 2.1, п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ доказательства вины в совершении правонарушения являются необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности.
Ссылки заинтересованного лица на непринятие заявителем всех возможных мер по соблюдению нормативов обеспечения населения коммунальными услугами по теплоснабжению опровергаются представленными заявителем суду письмами, актами обследований, решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Березовского городского округа, муниципальным контрактом, оценка которым дана судом. О том, какие иные меры должны быть приняты заявителем во исполнение возложенных на него функций, заинтересованное лицо пояснений не представило.
При этом ссылки заинтересованного лица на возможность обращения заявителем с иском в суд к поставщику тепловой энергии во исполнение функций контроля судом не могут быть приняты во внимание, поскольку договором с поставщиком тепловой энергии, ООО "Березовские тепловые сети", установлен порядок разрешения споров и разногласий, в соответствии с которым споры решаются путем переговоров, а в случае невозможности их разрешения по соглашению сторон привлекается третья сторона, Администрация Березовского городского округа, и только при недостижении соглашения спор передается на рассмотрения суда.
Однако доказательств необходимости обращения заявителем в суд заинтересованное лицо суду не представило.
Доводы заинтересованного лица о том, что представленные письма фактически не были направлены адресату, судом не принимаются, поскольку опровергаются представленным заявителем суду журналом исходящей корреспонденции, копии которого имеются в материалах дела, а также актами проведенных обследований лицами, которым эти письма-предписания были адресованы.
Доводы заинтересованного лица о том, что письма, акты обследования, решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Березовского городского округа от 06.12.2007 N 5, муниципальный контракт не были представлены на рассмотрение дела об административном правонарушении и представлены заявителем только в судебное заседание, судом не принимаются, поскольку непредставление доказательства в ходе проверки не исключает возможности представить его в суд для оценки в совокупности с другими доказательствами по правилам ст. 66 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного заявленные требования следует удовлетворить: признать незаконным и отменить постановление Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области от 23.01.2008 N 11 о назначении Управлению жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области от 23.01.2008 N 11 о назначении заявителю административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.03.2008 ПО ДЕЛУ N А60-1885/2008-С8
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2008 г. по делу N А60-1885/2008-С8
Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 24 марта 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.О. Ивановой при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании от 20 - 21 марта 2008 дело по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа (далее - заявитель)
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - А.В. Сенцов, начальник управления, на основании распоряжения Главы Березовского городского округа от 01.02.2007 N 14П, С.А. Литвинцев, представитель, по доверенности от 07.02.2008 N 93/03-21,
от заинтересованного лица - Н.В. Опутина, главный специалист, по доверенности N 0042-02/03 от 09.01.2008.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 21.03.2008. После перерыва заседание продолжено.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа просит признать незаконным и отменить постановление Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области от 23.01.2008 N 11 о назначении заявителю административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, выразившегося в нарушении нормативов обеспечения населения услугами по теплоснабжению по причине непринятия им всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
как следует из материалов дела, на основании приказа N 03-09/9 от 10.01.2008 государственной жилищной инспекцией Свердловской области 11.01.2008 проведена внеплановая проверка качества предоставления услуг по отоплению в жилых домах, расположенных в п. БЗСК, д. 10, ул. Гагарина, д. 2 в г. Березовском Свердловской области.
В ходе проверки инспекцией установлено нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, а именно: установлено, что при обследовании дома N 10 в п. БЗСК температура воздуха в квартирах 1, 3, 5 составляет от 16,4 до 7,1 градусов при нормальном уровне +18 градусов, давление на вводе в дом на подающем и обратном трубопроводах составляет 5 атмосфер, перепад давления отсутствует; на момент проверки температура воды в подающем трубопроводе составила 52 градуса при нормативе 99,3, а температура воды на обратном трубопроводе 20,8 при нормативе 56 градусов исходя из температуры наружного воздуха -22 градуса; при обследовании жилого дома N 2 по ул. Гагарина установлено, что подвальное помещение затоплено водой, температура воздуха в квартирах N 10, 14 составила от 15,5 до 16 градусов при нормативе 18 градусов.
По результатам проверки составлены акты от 11.01.2008 N 03-01/8 и 03-01/9 и протокол об административных правонарушениях от 11.01.2008, в которых указанные обстоятельства квалифицированы административным органом как нарушение заявителем раздела II и приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
На основании актов проверки и протокола об административном правонарушении вынесено постановление от 23.01.2008 N 11 о признании Управления жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 7.23 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей за непринятие мер по соблюдению правил и норм.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.
Объектом указанного нарушения являются отношения в области предоставления коммунальных услуг, а непосредственным предметом посягательства - установленные правила, объективную сторону нарушения составляет виновное нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха (пункт 9 Правил).
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа, утвержденного решением Березовской городской Думы от 22.12.2005 N 159, заявитель осуществляет полномочия по организации стабильного функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства, производству работ по благоустройству, содержанию дорог общего пользования, других инженерных сооружений, мест захоронения и по предоставлению ритуальных услуг. В рамках предоставленных полномочий заявитель осуществляет в том числе функции муниципального заказчика при закупке жилищно-коммунальных услуг для неприватизированного жилья, функции контроля за использованием и сохранностью жилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры, предоставлением жилищных и коммунальных услуг (п. 1.2, 3.1 Положения).
Во исполнение предоставленных полномочий заявителем с ООО "Березовские тепловые сети" заключен договор N 14 от 01.01.2007 на исполнение муниципального заказа по обеспечению получателей (потребителей) - города Березовского, сельских поселений (поселков) Сарапулка и Старопышминск Березовского городского округа - услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения, в соответствии с которым ООО "Березовские тепловые сети" оказывает услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения и выполняет работы для получателей, в том числе для спорных домов, обеспечивающие требуемые объемы услуг в соответствии с параметрами качества и надежности, установленными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307; эксплуатирует и обслуживает объекты, магистральные и внутри дворовое оборудование систем теплоснабжения и горячего водоснабжения и несет ответственность за нарушение параметров качества, объемов услуг.
Также заявителем с ООО "ЖКХ-Холдинг" заключен договор N 18 от 06.04.2007 на исполнение муниципального заказа на обслуживание жилищного фонда по техническому содержанию, текущему и капитальному ремонту, в соответствии с которым исполнитель осуществляет содержание, текущий и капитальный ремонт мест общего пользования и общего имущества в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда, осуществляет начисление и прием платы за жилые помещения и коммунальные услуги от граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде, в том числе в спорных домах.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлен факт несоответствия уровня температуры воздуха в квартирах спорных домов установленным нормативам, что является нарушением п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 7.23 КоАП РФ.
Согласно ч. 1, 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
Из указанных положений следует, что, поскольку заявитель не является энергоснабжающей организацией, а равно организацией, предоставляющей коммунальные услуги населению, оценка наличия в его действиях состава административного правонарушения зависит от принятия им мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность по ст. 7.23 КоАП РФ.
Пунктом 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, о вине заявителя свидетельствует непредставление заявителем на рассмотрение дела доказательств невозможности соблюдения им правил и норм, нарушение которых послужило основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, а также доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем в материалах административного дела зафиксирован лишь факт занижения температуры воздуха в квартирах проверяемых домов. При этом вопрос о причинах такого занижения в отдельных квартирах, периоде времени такого занижения, а соответственно причинах нарушения Правил предоставления коммунальных услуг не исследовался, равно как не исследовались обстоятельства, связанные с организацией обеспечения граждан в проверяемых домах тепловой энергией (технологическая и юридическая схема взаимодействия всех заинтересованных сторон), при том, что в акте проверки от 11.01.2008 N 03-01/9 отражен факт занижения температуры воды уже на вводе в дом; не установлена причинно-следственная связь между действиями либо бездействиями заявителя и наступившими последствиями.
При этом суд отмечает, что заявителем представлены и имеются в материалах дела письма Управления жилищно-коммунального хозяйства от 13.11.2007 N 650-1/03-21, от 04.12.2007 N 713-1/03-21, от 19.12.2007 N 747-1/03-21, адресованные ООО "ЖКХ-Холдинг" и ООО "Березовские тепловые сети" и неоднократно предписывающие в связи с поступающими жалобами от жителей произвести обследование наружных и внутридомовых систем теплоснабжения и принять меры по нормализации температурного режима по подведомственности вплоть до ограничения поставки теплоносителя промышленным потребителям или дополнительной регулировки гидравлического режима работы теплотрассы.
К указанным письмам приложены акты от 14.11.2007, от 06.12.2007 по результатам обследования и принятым мерам.
Кроме того, из письма от 19.12.2007 N 747-1/03-21, адресованного ООО "ЖКХ-Холдинг", следует, что по результатам обследования, проведенного заявителем совместно с представителями МУП БВКХ "Водоканал", затопление подвала жилого дома N 2 по ул. Гагарина в г. Березовском происходит от наружных тепловых сетей водопровода ввиду 100-процентного износа водопровода, что и является причиной сверхнормативного охлаждения внутриподвальной системы теплоснабжения и, как следствие, снижения температуры воздуха в помещениях. В связи с данным обстоятельством Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Березовского городского округа от 06.12.2007 N 5 принято решение о выделении денежных средств Управлению жилищно-коммунального хозяйства для проведения аварийно-восстановительных работ на магистральном водопроводе по ул. Гагарина, 2.
На основании данного решения заявителем во исполнение полномочий муниципального заказчика заключен муниципальный контракт N 23 от 30.01.2008 с ООО "Уралсервиском" на выполнение аварийно-восстановительных работ на магистральном водопроводе по ул. Гагарина.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о принятии заявителем в рамках имеющихся полномочий реальных мер по осуществлению возложенных на него функций контроля за использованием и сохранностью жилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры, предоставлением жилищных и коммунальных услуг еще до проведения проверки.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всесторонне, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу о недоказанности вины Управления жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа в совершении вменяемого административного правонарушения.
Доводы заинтересованного лица о невыяснении вины заявителя ввиду установления и подтверждения факта события административного правонарушения судом не принимаются, поскольку в силу приведенных выше положений ст. 1.5, п. 2.1, п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ доказательства вины в совершении правонарушения являются необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности.
Ссылки заинтересованного лица на непринятие заявителем всех возможных мер по соблюдению нормативов обеспечения населения коммунальными услугами по теплоснабжению опровергаются представленными заявителем суду письмами, актами обследований, решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Березовского городского округа, муниципальным контрактом, оценка которым дана судом. О том, какие иные меры должны быть приняты заявителем во исполнение возложенных на него функций, заинтересованное лицо пояснений не представило.
При этом ссылки заинтересованного лица на возможность обращения заявителем с иском в суд к поставщику тепловой энергии во исполнение функций контроля судом не могут быть приняты во внимание, поскольку договором с поставщиком тепловой энергии, ООО "Березовские тепловые сети", установлен порядок разрешения споров и разногласий, в соответствии с которым споры решаются путем переговоров, а в случае невозможности их разрешения по соглашению сторон привлекается третья сторона, Администрация Березовского городского округа, и только при недостижении соглашения спор передается на рассмотрения суда.
Однако доказательств необходимости обращения заявителем в суд заинтересованное лицо суду не представило.
Доводы заинтересованного лица о том, что представленные письма фактически не были направлены адресату, судом не принимаются, поскольку опровергаются представленным заявителем суду журналом исходящей корреспонденции, копии которого имеются в материалах дела, а также актами проведенных обследований лицами, которым эти письма-предписания были адресованы.
Доводы заинтересованного лица о том, что письма, акты обследования, решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Березовского городского округа от 06.12.2007 N 5, муниципальный контракт не были представлены на рассмотрение дела об административном правонарушении и представлены заявителем только в судебное заседание, судом не принимаются, поскольку непредставление доказательства в ходе проверки не исключает возможности представить его в суд для оценки в совокупности с другими доказательствами по правилам ст. 66 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного заявленные требования следует удовлетворить: признать незаконным и отменить постановление Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области от 23.01.2008 N 11 о назначении Управлению жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области от 23.01.2008 N 11 о назначении заявителю административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ИВАНОВА С.О.
ИВАНОВА С.О.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)