Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Казанцевой Р.В., Шпачевой Т.В., при участии от ООО "Уютный дом - 1" Вьюнова А.В. (доверенность от 11.01.2010), рассмотрев 02.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уютный дом - 1" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.02.2010 по делу N А05-21158/2009 (судьи Хромцов В.Н., Ипаев С.Г., Шишова Л.В.),
Общество с ограниченной ответственностью "Уютный дом - 1" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействующими Правил благоустройства и озеленения города Архангельска от 31.05.2006 N 169, утвержденных решением Архангельского городского Совета депутатов (далее - Правила благоустройства) путем исключения из пункта 2.1.3 слов "и прилегающих к ним территориях", из пункта 2.1.4 слов "и прилегающие территории", из пункта 3.2.1 слов "Организации, обслуживающие жилищный фонд, и", из пункта 3.3.3 слов "и прилегающей территории", из пункта 4.1.4 слов "организации, управляющие и обслуживающие данный жилищный фонд", из пункта 11.1.2 слов "осуществляющие управление и обслуживание жилищного фонда", из пункта 11.4.3 слов "осуществляющие управление и обслуживание жилищного фонда".
Решением от 09.02.2010 заявление Общества оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение от 09.02.2010 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления или направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, в Правилах благоустройства введен новый вид земельного участка - "прилегающая территория", понятие которого не соответствует статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Наличие в Правилах благоустройства данного понятия фактически обязывает организации и граждан обслуживать и содержать за свой счет чужие земельные участки, исполняя обязанности, возложенные законодательством на других лиц.
Кроме того, Общество указывает, что действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены правом издавать нормативные акты по установлению таких обязанностей.
Заявитель ссылается на то, что, являясь управляющей компанией, он обязан оказывать услуги по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, в том числе земельного участка и расположенных на нем объектов, предусмотренные договором с этими собственниками. Бремя несения собственниками многоквартирного дома расходов по озеленению и благоустройству согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) касается земельного участка, на котором расположен этот дом. Возложение на управляющие компании других обязанностей возможно только в соответствии со статьей 8 ГК РФ, в связи с чем Архангельский городской Совет депутатов превысил свои полномочия, обязав юридических лиц и граждан содержать чужое имущество, находящееся в собственности или на балансе других лиц.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Архангельский городской Совет депутатов о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако его представители в суд не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в целях обеспечения надлежащего санитарного, экологического состояния города Архангельска, улучшения благоустроенности города решением Архангельского городского Совета депутатов от 31.05.2006 N 169 утверждены Правила благоустройства.
Пунктом 2.1.3 Правил благоустройства ответственными за содержание в чистоте городских территорий, зданий, сооружений, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства на земельных участках жилых домов и прилегающих к ним территориях являются организации, управляющие жилищным фондом и обслуживающие жилищный фонд.
В соответствии с пунктом 2.1.4 Правил благоустройства юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны убирать отведенные и прилегающие территории своими силами или по договорам со специализированными организациями за счет собственных средств.
Согласно пункту 3.2.1 Правил благоустройства содержание придомовой территории включает в себя: содержание всей дворовой территории, в том числе тротуаров, дворовых проездов, игровых, спортивных и хозяйственных площадок, скверов и газонов внутри микрорайонов жилой застройки, контейнерных площадок, очистку дождеприемных колодцев на придомовой территории, очистку снега и льда с крыш, карнизов и козырьков подъездов, уход за зелеными насаждениями. Организации, обслуживающие жилищный фонд, и домовладельцы обязаны содержать территорию в соответствии с действующими санитарными, природоохранными, экологическими, техническими нормами и правилами, а также правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
В силу пункта 3.3.3 Правил благоустройства организации, на отведенной и прилегающей территории которых находятся тротуары, в случае отсутствия газона, разделяющего проезжую часть улицы и тротуар, обязаны вместе с уборкой тротуара производить уборку проезжей части дороги, прилегающей к тротуару, на ширину 0,5 м. При этом снег складируется на проезжей части дороги на расстоянии 0,5 м от тротуара для дальнейшей механизированной уборки. Ширина снежного вала не должна превышать 1,0 метра с каждой стороны проезжей части. При укладке снежных валов и куч необходимо оставлять на проезжей части улиц и тротуаров, перекрестках улиц, въездов во дворы, проходов к зданиям свободные проезды шириной 3,5 метра и проходы для пешеходов шириной 2,0 метра.
Согласно пункту 4.1.4 Правил благоустройства ответственность и контроль за сбором отходов в контейнеры и другие мусоросборники и уборкой площадок, на которых они размещены, возлагаются по многоквартирным домам на организации, управляющие и обслуживающие данный жилищный фонд, ЖСК, ЖК, ТСЖ и т.д.
В соответствии с пунктом 11.1.2 Правил благоустройства функции заказчика по содержанию и надлежащему уходу естественных насаждений на землях запаса, зеленых насаждений общего пользования выполняет мэрия города, а объектов зеленого хозяйства на придомовой территории (территории жилой застройки) - организации, осуществляющие управление и обслуживание жилищного фонда, которые соответственно: планируют и финансируют проведение работ по озеленению; обеспечивают сохранность зеленых насаждений.
Пунктом 11.4.3 Правил благоустройства предусмотрено, что охрану естественных насаждений на землях запаса, парков, скверов, садов, бульваров и набережных осуществляет мэрия города, зеленых насаждений на придомовой территорий - организации, осуществляющие управление и обслуживание жилищного фонда.
На основании договора управления многоквартирными домами от 01.07.2008, заключенного Обществом (управляющая организация) и мэрией города Архангельска (собственник), заявитель по заданию собственника в течение срока действия настоящего договора за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов по адресам, указанным в приложении N 1 к договору, предоставляет услуги по отоплению, горячему водоснабжению, электроснабжению собственникам и пользователям помещений, производит начисление и сбор платежей за оказанные услуги, осуществляет иную, направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность (пункт 1.1 договора).
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что состав общего имущества многоквартирных домов определяется в соответствии со статьей 36 ЖК РФ и на основании технического паспорта этих домов.
В силу пункта 2.2 договора перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов определяется в соответствии с Перечнем услуг, связанных с содержанием жилья и оплачиваемых за счет платы за содержание жилья, перечнем работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья, утвержденными решением Архангельского городского Совета депутатов от 05.03.2005 N 409, и другими действующими нормативными и законодательными актами органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующими вопросы управления, эксплуатации, ремонта и содержания муниципального жилищного фонда и придомовых территорий.
При выполнении условий настоящего договора стороны обязаны неукоснительно соблюдать требования, установленные действующими нормативно-правовыми актами в области эксплуатации и содержания жилищного фонда, в том числе санитарными правилами, нормами противопожарной безопасности, правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, правилами пользования электрической и тепловой энергией (раздел 3 договора).
Пунктом 3.4 договора определены обязанности управляющей организации, включающие в том числе выполнение работ и услуг по управлению, содержанию и текущему и капитальному ремонту многоквартирных домов.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая, что оно как управляющая организация обязано оказывать услуги только по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений и иные услуги, заказанные собственниками помещений и прописанные в договоре управления многоквартирным домом, и не имеет права ведения работ и оказания услуг по благоустройству, поэтому не может быть ответственно за их осуществление, если данная услуга не заказана и не оплачена собственниками общего имущества или иными собственниками и (или) владельцами имущества и земельных участков.
Заявитель указывает, что в соответствии с действующим жилищным законодательством и договором управления многоквартирным домом управляющая организация вправе осуществлять работы по благоустройству только на земельных участках, находящихся в собственности, аренде или ином виде пользования, установленном земельным законодательством, и включенных собственниками помещений в договор управления многоквартирным домом. Такие участки соответствуют определению "отведенная территория", данному в Правилах благоустройства. Прилегающие территории не предоставлены собственникам помещений в установленном законом порядке, следовательно, они не могут быть переданы на обслуживание и содержание управляющим организациям, которые, в свою очередь, не могут отвечать за благоустройство прилегающих территорий.
Суд первой инстанции указал, что с учетом пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающего, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; орган местного самоуправления при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, вправе определить границы такого участка с учетом территории, подлежащей уборке и содержанию.
Суд также признал, что оспариваемые заявителем пункты Правил благоустройства не возлагают на него обязанностей, дополнительных к тем, которые закреплены в нормах гражданского и жилищного законодательства и соответствуют статьям 36, 162 ЖК РФ и статье 210 ГК РФ.
Кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным.
При принятии решения суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Полагая, что в оспариваемых Правилах благоустройства введен новый правовой термин "прилегающая территория", Общество не учитывает, что определение данного понятия дано в пункте 2.1.2 этих Правил.
Согласно подпункту "а" пункта 2.1.2 Правил благоустройства границы прилегающей территории в отношении зданий, сооружений, жилых домов, включая жилые здания со встроенными хозяйственными объектами, в том числе индивидуальной застройки, определяются по периметру отведенной территории (здания) до середины территорий между двумя соседними домовладениями (при отсутствии соседних домовладений - от отведенной территории (здания, ограждения) 15 метров в каждую сторону); в случае расположения земельного участка вблизи дорог границей прилегающей территории является кромка проезжей части улицы, дороги.
Въезды во дворы, территории дворов, внутриквартальные проезды включаются в прилегающую территорию в соответствии с балансовой принадлежностью. Если домовладение находится внутри квартала, удалено от улиц, проездов и т.п., ширина прилегающей территории устанавливается не менее 30 метров по периметру отведенной территории.
В остальных случаях прилегающей территорией является земельный участок шириной 15 метров по периметру отведенной территории, здания, сооружения, за исключением расположения земельного участка вблизи дорог. В данном случае границей прилегающей территории является кромка проезжей части улицы, дороги.
При уплотненной застройке расстояния от объектов до обозначенной границы прилегающей территории могут быть сокращены.
Общество, оспаривая Правила благоустройства в части установления обязанности и ответственности за содержание в чистоте объектов благоустройства на земельных участках жилых домов, в то же время соглашается с порядком определения границ прилегающей территории жилых домов.
Кроме того, нельзя не учитывать положения Жилищного кодекса Российской Федерации в части, касающейся содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьями 44 - 48 ЖК РФ основные решения, касающиеся содержания общего имущества в многоквартирном доме, принимают на общих собраниях собственники помещений в таком доме. В зависимости от выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 161 ЖК РФ) решения о содержании общего имущества в многоквартирном доме в пределах выделяемых собственниками на данные цели средств исполняют управляющие организации, органы управления товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные или иные специализированные потребительские кооперативы, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом - лица, оказывающие услуги по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений заключают договоры управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии со статьями 161 и 162 ЖК РФ.
В силу частей 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ, заключая договор управления многоквартирным домом, стороны указывают не только адрес многоквартирного дома, но и состав общего имущества в доме, в отношении которого будет осуществляться управление, а также перечень услуг и работ по содержанию и ремонту этого общего имущества. Примерные перечни таких услуг и работ устанавливаются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и используются собственниками в зависимости от конкретного состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу статьи 162 ЖК РФ собственники вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации, которая является исполнителем всех услуг по содержанию и работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме (имеющим право привлекать подрядные и иные специализированные организации) и предоставляет собственникам коммунальные услуги.
В соответствии с частью 7 статьи 156 и статьей 162 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, которые выбрали способ управления многоквартирным домом управляющей организацией, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации, исходя из перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указанных в договорах управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме состав общего имущества в целях выполнения обязанности по его содержанию определяют собственники помещений в многоквартирном доме. В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 162 ЖК РФ существенным условием договора управления многоквартирным домом является состав общего имущества, в отношении которого будет осуществляться управление. Поэтому управляющая организация при заключении с собственниками многоквартирных домов договора вправе установить в приложении к договору перечень объектов общего имущества, ответственность за надлежащее состояние которых возлагается на управляющую организацию.
Поскольку судом первой инстанции при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно и нормы процессуального права не нарушены, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого решения.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.02.2010 по делу N А05-21158/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уютный дом - 1" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 03.06.2010 ПО ДЕЛУ N А05-21158/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2010 г. по делу N А05-21158/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Казанцевой Р.В., Шпачевой Т.В., при участии от ООО "Уютный дом - 1" Вьюнова А.В. (доверенность от 11.01.2010), рассмотрев 02.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уютный дом - 1" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.02.2010 по делу N А05-21158/2009 (судьи Хромцов В.Н., Ипаев С.Г., Шишова Л.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Уютный дом - 1" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействующими Правил благоустройства и озеленения города Архангельска от 31.05.2006 N 169, утвержденных решением Архангельского городского Совета депутатов (далее - Правила благоустройства) путем исключения из пункта 2.1.3 слов "и прилегающих к ним территориях", из пункта 2.1.4 слов "и прилегающие территории", из пункта 3.2.1 слов "Организации, обслуживающие жилищный фонд, и", из пункта 3.3.3 слов "и прилегающей территории", из пункта 4.1.4 слов "организации, управляющие и обслуживающие данный жилищный фонд", из пункта 11.1.2 слов "осуществляющие управление и обслуживание жилищного фонда", из пункта 11.4.3 слов "осуществляющие управление и обслуживание жилищного фонда".
Решением от 09.02.2010 заявление Общества оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение от 09.02.2010 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления или направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, в Правилах благоустройства введен новый вид земельного участка - "прилегающая территория", понятие которого не соответствует статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Наличие в Правилах благоустройства данного понятия фактически обязывает организации и граждан обслуживать и содержать за свой счет чужие земельные участки, исполняя обязанности, возложенные законодательством на других лиц.
Кроме того, Общество указывает, что действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены правом издавать нормативные акты по установлению таких обязанностей.
Заявитель ссылается на то, что, являясь управляющей компанией, он обязан оказывать услуги по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, в том числе земельного участка и расположенных на нем объектов, предусмотренные договором с этими собственниками. Бремя несения собственниками многоквартирного дома расходов по озеленению и благоустройству согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) касается земельного участка, на котором расположен этот дом. Возложение на управляющие компании других обязанностей возможно только в соответствии со статьей 8 ГК РФ, в связи с чем Архангельский городской Совет депутатов превысил свои полномочия, обязав юридических лиц и граждан содержать чужое имущество, находящееся в собственности или на балансе других лиц.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Архангельский городской Совет депутатов о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако его представители в суд не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в целях обеспечения надлежащего санитарного, экологического состояния города Архангельска, улучшения благоустроенности города решением Архангельского городского Совета депутатов от 31.05.2006 N 169 утверждены Правила благоустройства.
Пунктом 2.1.3 Правил благоустройства ответственными за содержание в чистоте городских территорий, зданий, сооружений, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства на земельных участках жилых домов и прилегающих к ним территориях являются организации, управляющие жилищным фондом и обслуживающие жилищный фонд.
В соответствии с пунктом 2.1.4 Правил благоустройства юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны убирать отведенные и прилегающие территории своими силами или по договорам со специализированными организациями за счет собственных средств.
Согласно пункту 3.2.1 Правил благоустройства содержание придомовой территории включает в себя: содержание всей дворовой территории, в том числе тротуаров, дворовых проездов, игровых, спортивных и хозяйственных площадок, скверов и газонов внутри микрорайонов жилой застройки, контейнерных площадок, очистку дождеприемных колодцев на придомовой территории, очистку снега и льда с крыш, карнизов и козырьков подъездов, уход за зелеными насаждениями. Организации, обслуживающие жилищный фонд, и домовладельцы обязаны содержать территорию в соответствии с действующими санитарными, природоохранными, экологическими, техническими нормами и правилами, а также правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
В силу пункта 3.3.3 Правил благоустройства организации, на отведенной и прилегающей территории которых находятся тротуары, в случае отсутствия газона, разделяющего проезжую часть улицы и тротуар, обязаны вместе с уборкой тротуара производить уборку проезжей части дороги, прилегающей к тротуару, на ширину 0,5 м. При этом снег складируется на проезжей части дороги на расстоянии 0,5 м от тротуара для дальнейшей механизированной уборки. Ширина снежного вала не должна превышать 1,0 метра с каждой стороны проезжей части. При укладке снежных валов и куч необходимо оставлять на проезжей части улиц и тротуаров, перекрестках улиц, въездов во дворы, проходов к зданиям свободные проезды шириной 3,5 метра и проходы для пешеходов шириной 2,0 метра.
Согласно пункту 4.1.4 Правил благоустройства ответственность и контроль за сбором отходов в контейнеры и другие мусоросборники и уборкой площадок, на которых они размещены, возлагаются по многоквартирным домам на организации, управляющие и обслуживающие данный жилищный фонд, ЖСК, ЖК, ТСЖ и т.д.
В соответствии с пунктом 11.1.2 Правил благоустройства функции заказчика по содержанию и надлежащему уходу естественных насаждений на землях запаса, зеленых насаждений общего пользования выполняет мэрия города, а объектов зеленого хозяйства на придомовой территории (территории жилой застройки) - организации, осуществляющие управление и обслуживание жилищного фонда, которые соответственно: планируют и финансируют проведение работ по озеленению; обеспечивают сохранность зеленых насаждений.
Пунктом 11.4.3 Правил благоустройства предусмотрено, что охрану естественных насаждений на землях запаса, парков, скверов, садов, бульваров и набережных осуществляет мэрия города, зеленых насаждений на придомовой территорий - организации, осуществляющие управление и обслуживание жилищного фонда.
На основании договора управления многоквартирными домами от 01.07.2008, заключенного Обществом (управляющая организация) и мэрией города Архангельска (собственник), заявитель по заданию собственника в течение срока действия настоящего договора за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов по адресам, указанным в приложении N 1 к договору, предоставляет услуги по отоплению, горячему водоснабжению, электроснабжению собственникам и пользователям помещений, производит начисление и сбор платежей за оказанные услуги, осуществляет иную, направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность (пункт 1.1 договора).
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что состав общего имущества многоквартирных домов определяется в соответствии со статьей 36 ЖК РФ и на основании технического паспорта этих домов.
В силу пункта 2.2 договора перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов определяется в соответствии с Перечнем услуг, связанных с содержанием жилья и оплачиваемых за счет платы за содержание жилья, перечнем работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья, утвержденными решением Архангельского городского Совета депутатов от 05.03.2005 N 409, и другими действующими нормативными и законодательными актами органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующими вопросы управления, эксплуатации, ремонта и содержания муниципального жилищного фонда и придомовых территорий.
При выполнении условий настоящего договора стороны обязаны неукоснительно соблюдать требования, установленные действующими нормативно-правовыми актами в области эксплуатации и содержания жилищного фонда, в том числе санитарными правилами, нормами противопожарной безопасности, правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, правилами пользования электрической и тепловой энергией (раздел 3 договора).
Пунктом 3.4 договора определены обязанности управляющей организации, включающие в том числе выполнение работ и услуг по управлению, содержанию и текущему и капитальному ремонту многоквартирных домов.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая, что оно как управляющая организация обязано оказывать услуги только по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений и иные услуги, заказанные собственниками помещений и прописанные в договоре управления многоквартирным домом, и не имеет права ведения работ и оказания услуг по благоустройству, поэтому не может быть ответственно за их осуществление, если данная услуга не заказана и не оплачена собственниками общего имущества или иными собственниками и (или) владельцами имущества и земельных участков.
Заявитель указывает, что в соответствии с действующим жилищным законодательством и договором управления многоквартирным домом управляющая организация вправе осуществлять работы по благоустройству только на земельных участках, находящихся в собственности, аренде или ином виде пользования, установленном земельным законодательством, и включенных собственниками помещений в договор управления многоквартирным домом. Такие участки соответствуют определению "отведенная территория", данному в Правилах благоустройства. Прилегающие территории не предоставлены собственникам помещений в установленном законом порядке, следовательно, они не могут быть переданы на обслуживание и содержание управляющим организациям, которые, в свою очередь, не могут отвечать за благоустройство прилегающих территорий.
Суд первой инстанции указал, что с учетом пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающего, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; орган местного самоуправления при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, вправе определить границы такого участка с учетом территории, подлежащей уборке и содержанию.
Суд также признал, что оспариваемые заявителем пункты Правил благоустройства не возлагают на него обязанностей, дополнительных к тем, которые закреплены в нормах гражданского и жилищного законодательства и соответствуют статьям 36, 162 ЖК РФ и статье 210 ГК РФ.
Кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным.
При принятии решения суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Полагая, что в оспариваемых Правилах благоустройства введен новый правовой термин "прилегающая территория", Общество не учитывает, что определение данного понятия дано в пункте 2.1.2 этих Правил.
Согласно подпункту "а" пункта 2.1.2 Правил благоустройства границы прилегающей территории в отношении зданий, сооружений, жилых домов, включая жилые здания со встроенными хозяйственными объектами, в том числе индивидуальной застройки, определяются по периметру отведенной территории (здания) до середины территорий между двумя соседними домовладениями (при отсутствии соседних домовладений - от отведенной территории (здания, ограждения) 15 метров в каждую сторону); в случае расположения земельного участка вблизи дорог границей прилегающей территории является кромка проезжей части улицы, дороги.
Въезды во дворы, территории дворов, внутриквартальные проезды включаются в прилегающую территорию в соответствии с балансовой принадлежностью. Если домовладение находится внутри квартала, удалено от улиц, проездов и т.п., ширина прилегающей территории устанавливается не менее 30 метров по периметру отведенной территории.
В остальных случаях прилегающей территорией является земельный участок шириной 15 метров по периметру отведенной территории, здания, сооружения, за исключением расположения земельного участка вблизи дорог. В данном случае границей прилегающей территории является кромка проезжей части улицы, дороги.
При уплотненной застройке расстояния от объектов до обозначенной границы прилегающей территории могут быть сокращены.
Общество, оспаривая Правила благоустройства в части установления обязанности и ответственности за содержание в чистоте объектов благоустройства на земельных участках жилых домов, в то же время соглашается с порядком определения границ прилегающей территории жилых домов.
Кроме того, нельзя не учитывать положения Жилищного кодекса Российской Федерации в части, касающейся содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьями 44 - 48 ЖК РФ основные решения, касающиеся содержания общего имущества в многоквартирном доме, принимают на общих собраниях собственники помещений в таком доме. В зависимости от выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 161 ЖК РФ) решения о содержании общего имущества в многоквартирном доме в пределах выделяемых собственниками на данные цели средств исполняют управляющие организации, органы управления товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные или иные специализированные потребительские кооперативы, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом - лица, оказывающие услуги по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений заключают договоры управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии со статьями 161 и 162 ЖК РФ.
В силу частей 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ, заключая договор управления многоквартирным домом, стороны указывают не только адрес многоквартирного дома, но и состав общего имущества в доме, в отношении которого будет осуществляться управление, а также перечень услуг и работ по содержанию и ремонту этого общего имущества. Примерные перечни таких услуг и работ устанавливаются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и используются собственниками в зависимости от конкретного состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу статьи 162 ЖК РФ собственники вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации, которая является исполнителем всех услуг по содержанию и работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме (имеющим право привлекать подрядные и иные специализированные организации) и предоставляет собственникам коммунальные услуги.
В соответствии с частью 7 статьи 156 и статьей 162 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, которые выбрали способ управления многоквартирным домом управляющей организацией, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации, исходя из перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указанных в договорах управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме состав общего имущества в целях выполнения обязанности по его содержанию определяют собственники помещений в многоквартирном доме. В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 162 ЖК РФ существенным условием договора управления многоквартирным домом является состав общего имущества, в отношении которого будет осуществляться управление. Поэтому управляющая организация при заключении с собственниками многоквартирных домов договора вправе установить в приложении к договору перечень объектов общего имущества, ответственность за надлежащее состояние которых возлагается на управляющую организацию.
Поскольку судом первой инстанции при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно и нормы процессуального права не нарушены, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого решения.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.02.2010 по делу N А05-21158/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уютный дом - 1" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.МАРЬЯНКОВА
Судьи
Р.В.КАЗАНЦЕВА
Т.В.ШПАЧЕВА
Н.В.МАРЬЯНКОВА
Судьи
Р.В.КАЗАНЦЕВА
Т.В.ШПАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)