Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.02.2011 ПО ДЕЛУ N А60-44027/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 февраля 2011 г. по делу N А60-44027/2010


Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 07 февраля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.В. Окуловой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Шалимовой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-"Эльмаш" (ИНН 6673135980)
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Е.В. Дымшакова, представитель по доверенности N 232 от 01.12.2010, паспорт;
- от заинтересованного лица: Я.Д. Лебедева, главный специалист юридического отдела, доверенность N 0042-02/2 от 11.01.2011, удостоверение;
- Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-"Эльмаш" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области N 367 от 24.11.2010 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 руб. При этом заявитель ссылается на отсутствие на лицевом счете многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Тепличная, д. 1, денежных средств на капитальный и текущий ремонты жилого дома, отказ жильцов от проведения ремонта за счет собственных денежных средств, наличие задолженности жильцов дома по оплате жилищно-коммунальных услуг и по статье капитальный ремонт как на доказательства отсутствие вины ООО "Управляющая компания "РЭМП-"Эльмаш" в совершении вменяемого правонарушения.
Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявления отказать, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным. По мнению Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области, наличие задолженности у собственников жилых помещений по оплате коммунальных услуг, отсутствие дополнительных денежных средств не освобождают управляющую компанию от исполнения обязанностей по обслуживанию дома, в том числе по проведению текущего и капитального ремонтов.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

установил:

Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области в связи с обращениями жителя квартиры N 65 03.11.2010 проведена проверка правил содержания и ремонта дома N 1 по ул. Тепличной в г. Екатеринбург.
В ходе проверки установлены следующие нарушения правил и норм технической эксплуатации указанного жилого дома: уборка на лестничных клетках не произведена, наличие бытового мусора, отсутствует отмостка, разрушена поверхность цоколя до оголения кирпича, местами частичное разрушение кирпича, в теплопункте выявлена капельная течь на вентиле ГВС, на лестничных клетках загрязнение побелочного и окрасочного слоя, отслоение штукатурного слоя, в подъезде N 2 на 1 этаже следы сырости, выпучивание штукатурного слоя, на 1 этаже в секциях комнат 34 - 38; 6 - 11 сухие следы промочек на потолке и стенах в кухне и санитарном узле, отрыв перегородок от потолка (между комнатами и коридором), зыбкость деревянного пола, перекос дверных проемов, в комнате N 37 зыбкость, просадка деревянного пола, в тех. приямке разрушение кирпичной кладки опорного столбика, наличие конденсата, ржавчины на трубопроводах (стояки), на лестничных клетках местами наличие осколков оконного заполнения, на лестничных клетках наличие скруток электрических проводов.
По итогам проверки сделан вывод о нарушении требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 г. N 170 (п.п. 3.2.1, 3.2.9, 3.2.2, 3.2.7, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.4.3, 4.4.1, 4.5.1, 4.5.3, 4.8.14, 5.6.4, 5.8.3), составлены акт N 03-05/1310 от 03.11.2010 г., протокол об административном правонарушении от 09.11.2010 г. N 248, вынесено предписание от 03.11.2010 г. N 03-06/1310 об устранении выявленных нарушений.
Постановлением N 367 от 24.11.2010 общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-"Эльмаш" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Полагая, что данное постановление является незаконным, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-"Эльмаш" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Из содержания данной статьи следует, что субъектами данного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организация, которой указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (п. 1.8), техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание. Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий предполагает:
а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное;
б) осмотры;
в) подготовка к сезонной эксплуатации;
г) текущий ремонт;
д) капитальный ремонт.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
В соответствии с п. 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с п. 2.2 Устава общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" осуществляет управление жилищным фондом.
Согласно протоколу от 15.10.2007 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург пер. Тепличная, 1 жителями выбрана управляющая компания - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-"Эльмаш".
В соответствии с п. 2.1 договора управления многоквартирным домом N 419 от 15.10.2007 г., общество с ограниченной ответственностью "УК "РЭМП-Эльмаш" обязано организовать и обеспечить техническое обслуживание, санитарное содержание общего имущества объекта, а также общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений, обслуживающих более одного помещения в данном доме, уборку придомовой территории и общего имущества в доме; текущий ремонт общего имущества объекта; проведение капитального ремонта в пределах получаемых средств; своевременную подготовку объекта и инженерного оборудования, находящегося в нем, к эксплуатации в зимних условиях; проведение периодических (два раза в год) профосмотров общего имущества объекта, а также общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений объекта; своевременную подготовку объекта и инженерного оборудования, находящегося в нем, к эксплуатации в зимних условиях; начисление, сбор и учет платежей за содержание и ремонт общего имущества МКД и коммунальные услуги и др.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-"Эльмаш" является лицом, ответственным за техническую эксплуатацию жилищного фонда и, соответственно, субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона правонарушения выражена в нарушении правил и норм содержания жилых домов.
Вывод контролирующего органа о нарушении ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее - ПиН), утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 г. N 170 (п.п. 3.2.1, 3.2.9, 3.2.2, 3.2.7, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.4.3, 4.4.1, 4.5.1, 4.5.3, 4.8.14, 5.6.4, 5.8.3) соответствует материалам дела.
Согласно п. 3.2.1 ПиН содержание лестничных клеток может включать в себя: техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования). Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках (п. 3.2.2 ПиН). Периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке (п. 3.2.7 ПиН). Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (п. 3.2.9 ПиН).
В соответствии с п. 4.8.14 ПиН должно быть исправным остекление лестничных клеток; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки.
Отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками) (п. 4.1.6 ПиН). Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (п. 4.1.7 ПиН).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (п. 4.2.1.1 ПиН). Не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация (п. 4.2.1.3 ПиН).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях (п. 4.4.1 ПиН). Полы с повышенной зыбкостью и прогибами необходимо вскрыть, проверить состояние древесины несущих конструкций и упругих прокладок и отремонтировать конструкцию (п. 4.4.3 ПиН).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние перегородок; устранение повреждений перегородок по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; восстановление звукоизоляционных, огнезащитных и влагозащитных (в санитарных узлах и кухнях) свойств (п. 4.5.1 ПиН). Сквозные трещины в перегородках, а также неплотности по периметру перегородок в местах их сопряжения со смежными конструкциями необходимо расчистить и тщательно уплотнить специальными герметизирующими материалами или проконопатить паклей, смоченной в гипсовом растворе, а затем заделать с обеих сторон известково-гипсовым раствором. При повторном появлении трещин в местах сопряжений перегородок со стенами или друг с другом необходимо оштукатурить углы по металлической сетке (п. 4.5.3 ПиН).
Текущее обслуживание электрооборудования, средств автоматизации, гильз, анкеров, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей должно проводиться в соответствии с установленными требованиями (п. 5.6.4 ПиН).
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации (п. 5.8.3 ПиН).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-"Эльмаш" не обеспечило соблюдение вышеуказанных Правил.
Поскольку вышеназванные требования заявителем как обслуживающей организацией, обеспечены не были, привлечение ее к ответственности по данным основаниям является правомерным.
Ссылка заявителя на отсутствие вины не может быть принята во внимание, поскольку в нарушение положений статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований по надлежащему содержанию и ремонту жилого дома по адресу: г. Екатеринбург ул. Тепличная, 1.
Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
Вина управляющей организации выразилась в непринятии всех своевременных, зависящих от нее мер по устранению нарушений и предупреждению появления новых нарушений, в связи с чем были нарушены правила содержания и ремонта жилого дома, и, соответственно, права и законные интересы граждан.
Указанные нарушения являются значительными, поскольку несут угрозу безопасности для жизни и здоровья граждан, нарушают право жителей на благоприятные и безопасные условия проживания.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о доказанности факта совершения обществом вменяемого административного правонарушения и наличии вины.
Доказательств невозможности содержания жилых домов в надлежащем состоянии заявителем в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя на отсутствие на лицевом счете многоквартирного жилого, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Тепличная, д. 1, денежных средств на капитальный и текущий ремонты жилого дома, на отказ жильцов от проведения ремонта за счет собственных денежных средств, наличие задолженности жильцов дома по оплате жилищно-коммунальных услуг и по статье капитальный ремонт как на обстоятельства, исключающие вину общества в совершении вменяемого административного правонарушения, необоснованна. Данные факты были приняты во внимание при производстве по делу об административном правонарушении и учтены Управлением государственной жилищной инспекции как обстоятельства, смягчающие административную ответственность, в связи с чем административным органом назначено наказание в минимальном размере штрафа, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным.
В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения ответственным лицом установленных правил содержания жилых домов. В связи с этим существенная угроза охраняемым общественным отношениям возникает уже при наличии факта нарушения нормативов.
В данном случае имеется множественность нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, которые причиняют существенный вред правам и законным интересам жильцов дома.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах заявленные ООО "Управляющая компания "РЭМП-"Эльмаш" требования о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области N 367 от 24.11.2010 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
ОКУЛОВА В.В.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)