Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение от 29.04.2008 Арбитражного суда Томской области и постановление от 11.07.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1174/08 (07АП-3167/08) по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" к Государственной жилищной инспекции Томской области, при участии третьих лиц: ТСЖ "Высотный", ЖСК "Стройсоюз",
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Томской области (далее - Государственная жилищная инспекция) от 03.03.2008 N 14.
Решением арбитражного суда от 29.04.2008, оставленным без изменения постановлением от 11.07.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на то, что оно не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не имеет договорных отношений с гражданами - собственниками жилья, не является исполнителем коммунальных услуг, так как исполнителями указанных услуг являются ЖСК "Стройсоюз", ТСЖ "Высотный", просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, признать оспариваемое постановление Государственной жилищной инспекции незаконным и отменить его.
В отзыве на кассационную жалобу Государственная жилищная инспекция, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывы на кассационную жалобу Общества от третьих лиц не поступили.
В судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 01.02.2004 N 311, заключенного между Обществом и ТСЖ "Высотный", и договора на пользование тепловой энергией в горячей воде от 01.10.2007 N 1296, заключенного между Обществом и ЖСК "Стройсоюз", Общество осуществляет отпуск и потребление тепловой энергии ТСЖ "Высотный" и ЖСК "Стройсоюз" для объектов теплоснабжения, в том числе для жилых домов N 11 "А", "Б", "В" по ул. Говорова и N 15 "Б" по пр. Ленина в г. Томске.
В Государственную жилищную инспекцию поступили жалобы от жителей дома 11 "а" по ул. Говорова и обращение заместителя мэра г. Томска, начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Томска по поводу отключения горячей воды в жилых домах N N 11 "а", "б", "в" по ул. Говорова и N 15 "б" по пр. Ленина в г. Томске.
На основании обращения проведено мероприятие по государственному контролю за соблюдением Обществом требований норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, и других нормативных актов в области жилищно-коммунального хозяйства.
По результатам мероприятий по контролю установлено, что горячее водоснабжение в жилых домах N N 11 "а", "б", "в" по ул. Говорова в г. Томске отсутствовало с 17.01.2008 по 22.01.2008, в жилом доме N 15 "б" по пр. Ленина в г. Томске - с 18.01.2008 по 21.01.2008.
Результаты мероприятий по контролю отражены в акте от 14.02.2008 N 84.
По данному факту 25.01.2008 в отношении Общества возбуждено дело N 16 об административном правонарушении по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, выразившееся в нарушении нормативного режима обеспечения), а 19.02.2008 составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником Государственной жилищной инспекции вынесено постановление от 03.03.2008 N 14 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, отказывая в удовлетворении заявленных требований, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу требований части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа.
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила от 23.05.2006 N 307), установлен состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которым понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение.
В соответствии с названным пунктом Правил от 23.05.2006 N 307 горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Пунктом 9 Правил от 23.05.2006 N 307 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены, в частности, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Пунктом 4 Правил от 23.05.2006 N 307 предусмотрено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами и на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 названных Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
В соответствии с пунктом 3.2 Устава Общество осуществляет деятельность по поставке электрической и тепловой энергии, производству электрической и тепловой энергии, надзор за безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок у потребителей, подключенных к тепловым сетям Общества и т.д.
Согласно нормативным требованиям ГОСТа Р 51617-2000 режим оказания услуг по предоставлению горячего водоснабжения должен обеспечивать непрерывность потребления и являться постоянным, за исключением времени перерывов для ремонтных и профилактических работ (п. 4.12).
Нормативный уровень и режим обеспечения населения коммунальными услугами могут осуществлять только производители энергии, коим в данном случае и является Общество.
Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, суды обоснованно сделали вывод о том, что Общество является субъектом рассматриваемого правонарушения.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проведения проверки Государственной жилищной инспекцией установлено отсутствие в жилых домах N N 11 "а", "б", "в" по ул. Говорова с 17.01.2008 по 22.01.2008 и в жилом доме N 15 "б" по пр. Ленина в г. Томске - с 18.01.2008 по 21.01.2008 горячего водоснабжения.
Прекращение теплоносителя на нужды горячего водоснабжения в указанных домах произведено Обществом в связи с наличием задолженности обслуживающих организаций ТСЖ "Высотный" и ЖСК "Стройсоюз".
Согласно договору от 01.02.2004 N 311 Общество поставляет ТСЖ "Высотный" (абоненту) тепловую энергию и химически очищенную воду для объектов теплоснабжения в соответствии с приложением N 1, в том числе для жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 15 "б", а абонент оплачивает принятую им тепловую энергию и химически очищенную воду.
Пункт 2.3.2 указанного договора содержит условие, позволяющее Обществу производить прекращение или ограничение подачи тепловой энергии и химически очищенной воды в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с договором от 01.10.2007 N 1296, заключенным с ЖСК "Стройсоюз" (абонент), Общество обязано оказывать потребителю услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде для объектов теплоснабжения: жилых домов по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", "б", "в", а абонент получает тепловую энергию и оплачивает ее на условиях настоящего договора.
Из пункта 2.2.4 указанного договора следует, что Общество вправе производить прекращение или ограничение подачи тепловой энергии абоненту только при наличии задолженности за потребленную тепловую энергию и после предварительного предупреждения.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В силу пункта 3 указанной статьи перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускается в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок).
Указанный Порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно - энергетических ресурсов при неоднократном нарушении организацией - потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно - энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 6 Порядка при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения.
Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.
Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, в связи с имеющейся задолженностью Общество направляло в адрес ЖСК "Стройсоюз" уведомление от 10.01.2008 N 28-34 об ограничении теплоснабжения жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", путем отключения горячего водоснабжения с 17.01.2008.
Между тем, как усматривается из протокола об административном правонарушении и актов ограничения, с 17.01.2008 произведено отключение горячего водоснабжения также в жилых домах по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "б", "в".
В связи с имеющейся у ТСЖ "Высотный" задолженности за потребленную тепловую энергию Общество направляло в адрес должника уведомление от 10.01.2008 N 28-34 об ограничении теплоснабжения жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 54 "а", путем отключения горячего водоснабжения с 18.01.2008, тогда как из протокола об административном правонарушении и акта отключения следует, что с 18.01.2008 произведено отключение горячего водоснабжения в жилом доме по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 54 "б".
Горячее водоснабжение в жилых домах N N 11 "а", "б", "в" по ул. Говорова в г. Томске отсутствовало с 17.01.2008 по 22.01.2008 (акты ограничения от 17.01.2008, акт включения от 22.01.2008), в жилом доме N 15 "б" по пр. Ленина в Томске - с 18.01.2008 по 21.01.2008 (акт отключения от 18.01.2008, акт включения от 21.01.2008).
Таким образом, уведомление об ограничении теплоснабжения жилых домов по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "б", "в" в адрес ЖСК "Стройсоюз" и жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина. 54 "б" в адрес ТСЖ "Высотный" Обществом не направлялось, тем самым нарушен пункт 3 указанного Порядка: отключение произведено без письменного предупреждения.
Данные обстоятельства заявителем жалобы не оспариваются.
В силу требований пункта 85 Правил от 23.05.2006 N 307 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Суды, проанализировав имеющиеся в материалах дела копии квитанции за ЖКУ за декабрь 2007 года, установили, что Сазонова Е.А., проживающая по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", кв. 48, задолженности по оплате за тепловую энергию не имела.
Согласно заявлению жителей жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 15 "б", собственники 47 квартир из 52 своевременно оплачивают коммунальные платежи. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела квитанциями за ЖКУ, из которых следует, что жильцы дома: Пушков А.А. (кв. 46); Грущинская Т.И. (кв. 47); Тэттер А.А. (кв. 12); Розниченко Н.Б. (кв. 19) задолженности по оплате за тепловую энергию не имели.
Таким образом, Общество было обязано обеспечить этим абонентам бесперебойную подачу теплоснабжения.
В нарушение требований пункта 4 приложения N 1 Правил от 23.05.2006 N 307, согласно которым допускается продолжительность перерывов подачи горячей воды 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, а при аварии - 24 часа, Общество произвело отключение горячего водоснабжения в жилом доме по пр. Ленина, 15 "б" на 4 дня, в жилых домах по ул. Говорова, 11 "а", "б", "в" - на 6 дней.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установив фактические обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Обществом нарушены требования пунктов 5, 6, 85, пункта 4 приложения N 1 Правил от 23.05.2006 N 307, пункта 3 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1, пункта 4.12 Государственных стандартов Российской Федерации "Жилищно-коммунальные услуги" Р 516172000.
На основании изложенного не принимаются доводы Общества о том, что оно не является субъектом административного правоотношения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив в действиях Общества наличие вменяемого ему административного правонарушения при отсутствии процессуальных нарушений при вынесении оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности от 03.03.2008 N 14, суды правомерно пришли к выводу о законности привлечения Общества к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
Учитывая, что выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют достоверно установленным фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
решение от 29.04.2008 Арбитражного суда Томской области и постановление от 11.07.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1174/08 (07АП-3167/08) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.11.2008 N Ф04-6812/2008(15539-А67-31) ПО ДЕЛУ N А67-1174/08
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2008 г. N Ф04-6812/2008(15539-А67-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение от 29.04.2008 Арбитражного суда Томской области и постановление от 11.07.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1174/08 (07АП-3167/08) по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" к Государственной жилищной инспекции Томской области, при участии третьих лиц: ТСЖ "Высотный", ЖСК "Стройсоюз",
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Томской области (далее - Государственная жилищная инспекция) от 03.03.2008 N 14.
Решением арбитражного суда от 29.04.2008, оставленным без изменения постановлением от 11.07.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на то, что оно не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не имеет договорных отношений с гражданами - собственниками жилья, не является исполнителем коммунальных услуг, так как исполнителями указанных услуг являются ЖСК "Стройсоюз", ТСЖ "Высотный", просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, признать оспариваемое постановление Государственной жилищной инспекции незаконным и отменить его.
В отзыве на кассационную жалобу Государственная жилищная инспекция, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывы на кассационную жалобу Общества от третьих лиц не поступили.
В судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 01.02.2004 N 311, заключенного между Обществом и ТСЖ "Высотный", и договора на пользование тепловой энергией в горячей воде от 01.10.2007 N 1296, заключенного между Обществом и ЖСК "Стройсоюз", Общество осуществляет отпуск и потребление тепловой энергии ТСЖ "Высотный" и ЖСК "Стройсоюз" для объектов теплоснабжения, в том числе для жилых домов N 11 "А", "Б", "В" по ул. Говорова и N 15 "Б" по пр. Ленина в г. Томске.
В Государственную жилищную инспекцию поступили жалобы от жителей дома 11 "а" по ул. Говорова и обращение заместителя мэра г. Томска, начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Томска по поводу отключения горячей воды в жилых домах N N 11 "а", "б", "в" по ул. Говорова и N 15 "б" по пр. Ленина в г. Томске.
На основании обращения проведено мероприятие по государственному контролю за соблюдением Обществом требований норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, и других нормативных актов в области жилищно-коммунального хозяйства.
По результатам мероприятий по контролю установлено, что горячее водоснабжение в жилых домах N N 11 "а", "б", "в" по ул. Говорова в г. Томске отсутствовало с 17.01.2008 по 22.01.2008, в жилом доме N 15 "б" по пр. Ленина в г. Томске - с 18.01.2008 по 21.01.2008.
Результаты мероприятий по контролю отражены в акте от 14.02.2008 N 84.
По данному факту 25.01.2008 в отношении Общества возбуждено дело N 16 об административном правонарушении по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, выразившееся в нарушении нормативного режима обеспечения), а 19.02.2008 составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником Государственной жилищной инспекции вынесено постановление от 03.03.2008 N 14 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, отказывая в удовлетворении заявленных требований, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу требований части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа.
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила от 23.05.2006 N 307), установлен состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которым понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение.
В соответствии с названным пунктом Правил от 23.05.2006 N 307 горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Пунктом 9 Правил от 23.05.2006 N 307 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены, в частности, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Пунктом 4 Правил от 23.05.2006 N 307 предусмотрено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами и на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 названных Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
В соответствии с пунктом 3.2 Устава Общество осуществляет деятельность по поставке электрической и тепловой энергии, производству электрической и тепловой энергии, надзор за безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок у потребителей, подключенных к тепловым сетям Общества и т.д.
Согласно нормативным требованиям ГОСТа Р 51617-2000 режим оказания услуг по предоставлению горячего водоснабжения должен обеспечивать непрерывность потребления и являться постоянным, за исключением времени перерывов для ремонтных и профилактических работ (п. 4.12).
Нормативный уровень и режим обеспечения населения коммунальными услугами могут осуществлять только производители энергии, коим в данном случае и является Общество.
Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, суды обоснованно сделали вывод о том, что Общество является субъектом рассматриваемого правонарушения.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проведения проверки Государственной жилищной инспекцией установлено отсутствие в жилых домах N N 11 "а", "б", "в" по ул. Говорова с 17.01.2008 по 22.01.2008 и в жилом доме N 15 "б" по пр. Ленина в г. Томске - с 18.01.2008 по 21.01.2008 горячего водоснабжения.
Прекращение теплоносителя на нужды горячего водоснабжения в указанных домах произведено Обществом в связи с наличием задолженности обслуживающих организаций ТСЖ "Высотный" и ЖСК "Стройсоюз".
Согласно договору от 01.02.2004 N 311 Общество поставляет ТСЖ "Высотный" (абоненту) тепловую энергию и химически очищенную воду для объектов теплоснабжения в соответствии с приложением N 1, в том числе для жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 15 "б", а абонент оплачивает принятую им тепловую энергию и химически очищенную воду.
Пункт 2.3.2 указанного договора содержит условие, позволяющее Обществу производить прекращение или ограничение подачи тепловой энергии и химически очищенной воды в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с договором от 01.10.2007 N 1296, заключенным с ЖСК "Стройсоюз" (абонент), Общество обязано оказывать потребителю услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде для объектов теплоснабжения: жилых домов по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", "б", "в", а абонент получает тепловую энергию и оплачивает ее на условиях настоящего договора.
Из пункта 2.2.4 указанного договора следует, что Общество вправе производить прекращение или ограничение подачи тепловой энергии абоненту только при наличии задолженности за потребленную тепловую энергию и после предварительного предупреждения.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В силу пункта 3 указанной статьи перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускается в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок).
Указанный Порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно - энергетических ресурсов при неоднократном нарушении организацией - потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно - энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 6 Порядка при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения.
Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.
Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, в связи с имеющейся задолженностью Общество направляло в адрес ЖСК "Стройсоюз" уведомление от 10.01.2008 N 28-34 об ограничении теплоснабжения жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", путем отключения горячего водоснабжения с 17.01.2008.
Между тем, как усматривается из протокола об административном правонарушении и актов ограничения, с 17.01.2008 произведено отключение горячего водоснабжения также в жилых домах по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "б", "в".
В связи с имеющейся у ТСЖ "Высотный" задолженности за потребленную тепловую энергию Общество направляло в адрес должника уведомление от 10.01.2008 N 28-34 об ограничении теплоснабжения жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 54 "а", путем отключения горячего водоснабжения с 18.01.2008, тогда как из протокола об административном правонарушении и акта отключения следует, что с 18.01.2008 произведено отключение горячего водоснабжения в жилом доме по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 54 "б".
Горячее водоснабжение в жилых домах N N 11 "а", "б", "в" по ул. Говорова в г. Томске отсутствовало с 17.01.2008 по 22.01.2008 (акты ограничения от 17.01.2008, акт включения от 22.01.2008), в жилом доме N 15 "б" по пр. Ленина в Томске - с 18.01.2008 по 21.01.2008 (акт отключения от 18.01.2008, акт включения от 21.01.2008).
Таким образом, уведомление об ограничении теплоснабжения жилых домов по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "б", "в" в адрес ЖСК "Стройсоюз" и жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина. 54 "б" в адрес ТСЖ "Высотный" Обществом не направлялось, тем самым нарушен пункт 3 указанного Порядка: отключение произведено без письменного предупреждения.
Данные обстоятельства заявителем жалобы не оспариваются.
В силу требований пункта 85 Правил от 23.05.2006 N 307 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Суды, проанализировав имеющиеся в материалах дела копии квитанции за ЖКУ за декабрь 2007 года, установили, что Сазонова Е.А., проживающая по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 11 "а", кв. 48, задолженности по оплате за тепловую энергию не имела.
Согласно заявлению жителей жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 15 "б", собственники 47 квартир из 52 своевременно оплачивают коммунальные платежи. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела квитанциями за ЖКУ, из которых следует, что жильцы дома: Пушков А.А. (кв. 46); Грущинская Т.И. (кв. 47); Тэттер А.А. (кв. 12); Розниченко Н.Б. (кв. 19) задолженности по оплате за тепловую энергию не имели.
Таким образом, Общество было обязано обеспечить этим абонентам бесперебойную подачу теплоснабжения.
В нарушение требований пункта 4 приложения N 1 Правил от 23.05.2006 N 307, согласно которым допускается продолжительность перерывов подачи горячей воды 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, а при аварии - 24 часа, Общество произвело отключение горячего водоснабжения в жилом доме по пр. Ленина, 15 "б" на 4 дня, в жилых домах по ул. Говорова, 11 "а", "б", "в" - на 6 дней.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установив фактические обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Обществом нарушены требования пунктов 5, 6, 85, пункта 4 приложения N 1 Правил от 23.05.2006 N 307, пункта 3 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1, пункта 4.12 Государственных стандартов Российской Федерации "Жилищно-коммунальные услуги" Р 516172000.
На основании изложенного не принимаются доводы Общества о том, что оно не является субъектом административного правоотношения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив в действиях Общества наличие вменяемого ему административного правонарушения при отсутствии процессуальных нарушений при вынесении оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности от 03.03.2008 N 14, суды правомерно пришли к выводу о законности привлечения Общества к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
Учитывая, что выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют достоверно установленным фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.04.2008 Арбитражного суда Томской области и постановление от 11.07.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1174/08 (07АП-3167/08) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)