Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.08.2010 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МКП городского округа г. Воронеж "Воронежтеплосеть" на решение Арбитражного суда Воронежской обл. от 17.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по делу N А14-4763/2009/201/18,
Товарищество собственников жилья "Виктория", (далее - ТСЖ " Виктория "), обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Муниципальному казенному предприятию городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть", (далее - МКП Воронеж "Воронежтеплосеть"), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 266 от 30.12.2008 по п. п. 1.1, 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3., 2.2.1, 3.2.8, 5.2, 5.6, 5.8, 5.9, 6.8 и приложения (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.12.2009 суд обязал МКП "Воронежтеплосеть" заключить с ТСЖ "Виктория" договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 266 от 30.12.2008, изложив спорные пункты в следующей редакции:
Пункт 1.1 "По настоящему договору "Энергоснабжающая организация" (далее ЭСО) обеспечивает подачу тепловой энергии и горячей воды "Абоненту" через присоединенную сеть до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) Абонента а "Абонент" обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении систем теплопотребления и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Границей эксплуатационной ответственности Абонента по обслуживанию тепловых сетей при отсутствии приборов учета - является место соединения запирающего устройства с внешними сетями, установленного на теплосети с внутренней стороны многоквартирного дома непосредственно у точки поставки тепловой энергии, а при установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и горячей воды - место соединения такого прибора"
- Пункт 2.1.1 "Подавать "Абоненту" тепловую энергию и горячую воду по сетям "ЭСО" до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) Абонента в соответствии с установленными настоящим договором режимом и величинами теплопотребления (приложение N 1) с поправкой на фактическую температуру наружного воздуха, согласно данным Гидрометцентра";
- Пункт 2.1.2 "Обеспечивать гарантированную надежность теплоснабжения до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) Абонента".
Пункт 2.1.3 "Обеспечивать следующие режимы подачи тепловой энергии:
2.1.3.1 Для отопления в течение отопительного периода - круглосуточное теплоснабжение на условиях настоящего договора. Сроки отопительного периода зависят от погодных условий и определяются постановлениями администрации городского округа г. Воронеж.
2.1.3.2 Допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 град. С до нормативной; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 град. С до 12 град. С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 град. С до 10 град. С.
2.1.3.3 Для горячего водоснабжения - бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение всего периода действия настоящего договора.
2.1.3.4 Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа, для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам".
Пункт 2.2.1 "Приостановить или ограничить поставку тепловой энергии через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) Абонента возможно в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения;
б) проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме;
в) выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам;
г) получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов;
д) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения;
е) неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования установленным требованиям".
Пункт 3.2.8 "Контролировать количество и качество отпускаемой ему тепловой энергии на границе эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) "ЭСО" оценка отклонений показателей, характеризующих режимы теплопотребления от величин, указанных в договоре, осуществляется только на узле учета тепловой энергии, установленном на границе эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) Абонента, а также при помощи переносных средств измерения, аттестованных в установленном порядке".
Пункт 5.2 "при отсутствии прибора учета тепловой энергии и теплоносителя у Абонента, определение количества тепловой энергии и теплоносителя производится ЭСО на основании формул, приведенных в приложении N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 с последующей корректировкой 1 раз в год с использованием формул, предусмотренных приложением N 2 Правил N 307, а фактический объем воды, отпущенной для горячего водопотребления определяется по приборам Абонента, а при их отсутствии или неисправности на основании формул, приведенных приложении N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 с последующей корректировкой 1 раз в квартал с использованием формул, предусмотренных приложением N 2 Правил N 307".
Пункт 5.6 "при несвоевременном сообщении "Абонентом" о нарушении режима и условий работы узла учета и выходе его из строя, узел учета считается вышедшем из строя с момента его последней проверки "ЭСО".
- В этом случае, количество тепловой энергии, масса (объем) теплоносителя, и значения его параметров определяется на основании нормативов, установленных уполномоченным органом, с последующей корректировкой 1 раз в квартал в отношении горячего водоснабжения или 1 раз год в отношении отопления с использованием формул, предусмотренных приложением N 2 Правил N 307";
- Пункт 5.8 "Количество тепловой энергии, полученной при самовольном подключении объекта теплопотребления без прибора учета, определяется "ЭСО" по нормативам, установленным уполномоченным органом, за время, исчисляемое с начала отопительного сезона (по отоплению) или за период времени истекший с предыдущей проверки с учетом действия отопительного периода, с последующей корректировкой 1 раз в квартал в отношении горячего водоснабжения или 1 раз год в отношении отопления с использованием формул, предусмотренных приложением N 2 Правил N 307";
- Пункт 5.9 "Потери в сетях Абонента входят в объем потребления "Абонента" и оплачиваются в соответствии с договором"
Пункт 6.8 "ЭСО несет ответственность за обеспечение бесперебойного теплоснабжения в течение отопительного периода и подачу горячей водоснабжения в согласованных сторонами объемах и надлежащего качества на границе эксплуатационной ответственности Абонента, кроме перерывов, оговоренных законодательством РФ и пунктами настоящего договора.
При подаче теплоносителя и горячей воды с нарушением режима и/или ненадлежащего качества устанавливается следующий порядок изменения размера оплаты:
6.8.1 При горячем водоснабжении:
а) за каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера - платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
б) за каждые 3 град. С снижения температуры свыше допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения;
в) при снижении температуры горячей воды ниже 40 град. С, оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду;
г) при несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета);
д) за каждый час (суммарно за расчетный период) периода подачи воды: при давлении, отличающемся от установленного до 25 процентов, размер ежемесячной платы снижается на 0,1 процента; при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).
6.8.2 При подаче теплоносителя:
а) за каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимую продолжительность перерыва отопления, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
б) за каждый час (суммарно за расчетный период) периода отклонения установленного давления во внутридомовой системе отопления при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета)."
В остальной части иска в удовлетворении исковых требований суд отказал.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Воронежской области оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, МКП "Воронежтеплосеть" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Воронежской области от 17.12.2009 как незаконного, в части выводов суда по п. п. 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 3.2.8, 5.2, 5.8, 5.9, 6.8, приложения 2 договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 266 от 30.12.2008.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, МКП "Воронежтеплосеть" направило ТСЖ "Виктория" для подписания договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 266 от 30.12.2008
ТСЖ "Виктория" подписало договор с протоколом разногласий.
В свою очередь, МКП "Воронежтеплосеть" направило ТСЖ "Виктория" протокол согласования разногласий.
Не согласившись с изложенной в протоколе согласования разногласий редакцией спорных пунктов, ТСЖ "Виктория" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Поскольку выводы арбитражных судов обеих инстанций обжалуются только в части редакции п. п. 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 3.2.8, 5.2, 5.8, 5.9, 6.8 договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 266 от 30.12.2008, остальные выводы судов, в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не являются предметом исследования и оценки суда кассационной инстанции.
Принимая решение по делу, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Спорный договор по своей правовой природе является публичным договором.
В силу ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации его условия должны соответствовать закону и изданным Правительством Российской Федерации, а также уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти правилам.
Согласно п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Как следует из материалов дела, оспариваемый договор заключается для оказания коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах. При этом, применительно к спорному договору для истца (исполнителя коммунальных услуг) ответчик является ресурсоснабжающей организацией, поскольку осуществляет продажу коммунальных ресурсов.
Согласно п. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, условленным государственными стандартами, иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно пунктам 1 - 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу вышеуказанных Правил коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Пунктом 8 Правил N 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу п. 9 Правил N 307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Одним из обязательных требований к качеству коммунальных услуг, установленных приложением N 1 к Правилам N 307, является бесперебойное, круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. При этом, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет - 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно и 24 часа при аварии на тупиковой магистрали. За каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений п. 61 Правил.
Согласно п. 60 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Принятая судом редакция п. п. 2.1.3 договора относительно режима подачи тепловой энергии для целей горячего водоснабжения и отопления соответствует указанным требованиям Правил N 307. В связи с этим, доводы заявителя о том, что указанный пункт договора следует принять в предложенной им редакции, с учетом введенного постановлением администрации городского округа г. Воронеж N 952 от 11.06.2002 графика подачи холодной воды, подлежит отклонению.
По этим же основаниям арбитражный суд обоснованно удовлетворил требования истца о включении в договор п. 6.8, соответствующего требованиям Правил N 307 и устанавливающего обязанность ЭСО обеспечивать бесперебойное теплоснабжение и порядок изменения размера оплаты в случае подачи теплоносителя и горячей воды с нарушением режима и/или ненадлежащего качества.
В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По смыслу указанной правовой нормы в обязанность энергоснабжающей организации входит доставка энергии до границ энергосетей, находящихся в ведении потребителя, а последний несет эксплуатационную ответственность за безопасность и техническое состояние энергосетей и оборудования, находящихся в его ведении.
В силу п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 внешней границей сетей водоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителями коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Возникшие разногласия по п. 1.1, 2.1.1 и 2.1.2 договора касаются определения границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) сетей. Принятая судом редакция указанных пунктов договора соответствует вышеуказанным нормам права и требованиям п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 3.2.8 договора арбитражный суд обоснованно утвердил в редакции истца, в силу которой оценка отклонений показателей, характеризующих режимы теплопотребления от величин, указанных в договоре, осуществляется только на узле учета тепловой энергии, установленном на границе эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) абонента.
П. 5.2 договора в редакции ЭСО изложен следующим образом: "При отсутствии приборов учета, количество тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, рассчитывается ЭСО ежемесячно по Методике определения в потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителе в системах коммунального теплоснабжения, утвержденных заместителем председателя Госстроя России 12.08.2003 на основании данных типовых или индивидуальных проектов зданий (в случае отсутствия - в соответствии с данными технических паспортов зданий и сведениями о количестве пользователей горячего водоснабжения) с учетом фактических температур наружного воздуха, а также с учетом нормативной величины тепловых потерь на участке сетей от границы раздела до объектов теплопотребления абонента.
Согласно п. 1.2 Методики определения в потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителе в системах коммунального теплоснабжения, на которую содержится ссылка в п. 5.2 договора (в редакции ответчика), данная Методика не может применяться для определения фактических показателей, используемых при финансовых расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (теплоносителей).
В связи с этим арбитражный суд правомерно отклонил предложенную ответчиком редакцию указанного пункта договора.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 57 от 05.10.2007, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" предусмотрено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в Письме от 29 ноября 2007 N 21492-СК/07, в силу п. 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пунктов 16 - 34, в том числе в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы.
Пункт 19 Правил N 307 регулирует порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета. При этом, определенный данным пунктом Правил расчет размера платы за коммунальные услуги, предусматривает при определении объема теплоснабжения применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги, установленной для населения.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд, правомерно руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, принял п. 5.2 в редакции, соответствующей вышеуказанным правилам: "При отсутствии прибора учета тепловой энергии и теплоносителя у абонента, определение количества тепловой энергии и теплоносителя производится ЭСО на основании формул, приведенных в приложении N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 с последующей корректировкой 1 раз в год с использованием формул, предусмотренных приложением N 2 Правил N 307, а фактический объем воды, отпущенной для горячего водопотребления определяется по приборам Абонента, а при их отсутствии или неисправности на основании формул, приведенных приложении N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 с последующей корректировкой 1 раз в квартал с использованием формул, предусмотренных приложением N 2 Правил N 307".
Суд кассационной инстанции считает, что редакция пунктов 5.6 и 5.8 договора, принятая арбитражным судом, также соответствует требованиям действующего законодательства. Возражения ответчика относительно принятой судом редакции указанных пунктов договора сводятся лишь к незаконной, по его мнению, возможности применения положений Правил N 307. Учитывая, что возможность применения к спорным отношениям указанных правил установлена судом и соответствует требованиям действующего законодательства, данные доводы подлежат отклонению.
Так как границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного прибора учета с теплосетью, входящей в многоквартирный дом, то п. 5.9 договора также правомерно утвержден в редакции истца.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что в соответствии с требованиями п. 55.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 N 20-Э/2, потребители тепловой энергии, присоединенные к сетям энергоснабжающей организации через бесхозные участки тепловых сетей, должны оплачивать стоимость тепловых потерь, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 55.1 данных Методических указаний в случае, если расходы на эксплуатацию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства (далее - бесхозяйные сети) не учтены при установлении тарифов, потребитель электрической энергии, присоединенный к бесхозяйным сетям, оплачивает потери электрической энергии в этих сетях пропорционально его фактическому электропотреблению.
При этом, п. 55.1 находится в разделе VIII Методических указаний "Расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям".
Поскольку предметом договора N 266 от 30.12.2008 является подача тепловой энергии и горячей воды, положения п. 55.1 к спорному случаю применены быть не могут.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для возложения на ТСЖ эксплуатационной ответственности за примыкающие к жилым домам участки наружных тепловых сетей, а также обязанности по возмещению теплоснабжающей организации потерь тепловой энергии в указанных сетях.
Разногласия сторон по приложениям N 1 и N 2 судами обеих инстанций обоснованно отклонены с учетом доводов, изложенных в судебных актах.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств, арбитражный кассационный суд считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1, п. 1 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Воронежской обл. от 17.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по делу N А14-4763/2009/201/18 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 31.08.2010 ПО ДЕЛУ N А14-4763/2009/201/18
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2010 г. по делу N А14-4763/2009/201/18
Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.08.2010 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МКП городского округа г. Воронеж "Воронежтеплосеть" на решение Арбитражного суда Воронежской обл. от 17.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по делу N А14-4763/2009/201/18,
установил:
Товарищество собственников жилья "Виктория", (далее - ТСЖ " Виктория "), обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Муниципальному казенному предприятию городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть", (далее - МКП Воронеж "Воронежтеплосеть"), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 266 от 30.12.2008 по п. п. 1.1, 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3., 2.2.1, 3.2.8, 5.2, 5.6, 5.8, 5.9, 6.8 и приложения (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.12.2009 суд обязал МКП "Воронежтеплосеть" заключить с ТСЖ "Виктория" договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 266 от 30.12.2008, изложив спорные пункты в следующей редакции:
Пункт 1.1 "По настоящему договору "Энергоснабжающая организация" (далее ЭСО) обеспечивает подачу тепловой энергии и горячей воды "Абоненту" через присоединенную сеть до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) Абонента а "Абонент" обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении систем теплопотребления и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Границей эксплуатационной ответственности Абонента по обслуживанию тепловых сетей при отсутствии приборов учета - является место соединения запирающего устройства с внешними сетями, установленного на теплосети с внутренней стороны многоквартирного дома непосредственно у точки поставки тепловой энергии, а при установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и горячей воды - место соединения такого прибора"
- Пункт 2.1.1 "Подавать "Абоненту" тепловую энергию и горячую воду по сетям "ЭСО" до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) Абонента в соответствии с установленными настоящим договором режимом и величинами теплопотребления (приложение N 1) с поправкой на фактическую температуру наружного воздуха, согласно данным Гидрометцентра";
- Пункт 2.1.2 "Обеспечивать гарантированную надежность теплоснабжения до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) Абонента".
Пункт 2.1.3 "Обеспечивать следующие режимы подачи тепловой энергии:
2.1.3.1 Для отопления в течение отопительного периода - круглосуточное теплоснабжение на условиях настоящего договора. Сроки отопительного периода зависят от погодных условий и определяются постановлениями администрации городского округа г. Воронеж.
2.1.3.2 Допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 град. С до нормативной; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 град. С до 12 град. С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 град. С до 10 град. С.
2.1.3.3 Для горячего водоснабжения - бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение всего периода действия настоящего договора.
2.1.3.4 Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа, для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам".
Пункт 2.2.1 "Приостановить или ограничить поставку тепловой энергии через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) Абонента возможно в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения;
б) проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме;
в) выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам;
г) получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов;
д) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения;
е) неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования установленным требованиям".
Пункт 3.2.8 "Контролировать количество и качество отпускаемой ему тепловой энергии на границе эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) "ЭСО" оценка отклонений показателей, характеризующих режимы теплопотребления от величин, указанных в договоре, осуществляется только на узле учета тепловой энергии, установленном на границе эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) Абонента, а также при помощи переносных средств измерения, аттестованных в установленном порядке".
Пункт 5.2 "при отсутствии прибора учета тепловой энергии и теплоносителя у Абонента, определение количества тепловой энергии и теплоносителя производится ЭСО на основании формул, приведенных в приложении N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 с последующей корректировкой 1 раз в год с использованием формул, предусмотренных приложением N 2 Правил N 307, а фактический объем воды, отпущенной для горячего водопотребления определяется по приборам Абонента, а при их отсутствии или неисправности на основании формул, приведенных приложении N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 с последующей корректировкой 1 раз в квартал с использованием формул, предусмотренных приложением N 2 Правил N 307".
Пункт 5.6 "при несвоевременном сообщении "Абонентом" о нарушении режима и условий работы узла учета и выходе его из строя, узел учета считается вышедшем из строя с момента его последней проверки "ЭСО".
- В этом случае, количество тепловой энергии, масса (объем) теплоносителя, и значения его параметров определяется на основании нормативов, установленных уполномоченным органом, с последующей корректировкой 1 раз в квартал в отношении горячего водоснабжения или 1 раз год в отношении отопления с использованием формул, предусмотренных приложением N 2 Правил N 307";
- Пункт 5.8 "Количество тепловой энергии, полученной при самовольном подключении объекта теплопотребления без прибора учета, определяется "ЭСО" по нормативам, установленным уполномоченным органом, за время, исчисляемое с начала отопительного сезона (по отоплению) или за период времени истекший с предыдущей проверки с учетом действия отопительного периода, с последующей корректировкой 1 раз в квартал в отношении горячего водоснабжения или 1 раз год в отношении отопления с использованием формул, предусмотренных приложением N 2 Правил N 307";
- Пункт 5.9 "Потери в сетях Абонента входят в объем потребления "Абонента" и оплачиваются в соответствии с договором"
Пункт 6.8 "ЭСО несет ответственность за обеспечение бесперебойного теплоснабжения в течение отопительного периода и подачу горячей водоснабжения в согласованных сторонами объемах и надлежащего качества на границе эксплуатационной ответственности Абонента, кроме перерывов, оговоренных законодательством РФ и пунктами настоящего договора.
При подаче теплоносителя и горячей воды с нарушением режима и/или ненадлежащего качества устанавливается следующий порядок изменения размера оплаты:
6.8.1 При горячем водоснабжении:
а) за каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера - платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
б) за каждые 3 град. С снижения температуры свыше допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения;
в) при снижении температуры горячей воды ниже 40 град. С, оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду;
г) при несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета);
д) за каждый час (суммарно за расчетный период) периода подачи воды: при давлении, отличающемся от установленного до 25 процентов, размер ежемесячной платы снижается на 0,1 процента; при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).
6.8.2 При подаче теплоносителя:
а) за каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимую продолжительность перерыва отопления, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
б) за каждый час (суммарно за расчетный период) периода отклонения установленного давления во внутридомовой системе отопления при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета)."
В остальной части иска в удовлетворении исковых требований суд отказал.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Воронежской области оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, МКП "Воронежтеплосеть" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Воронежской области от 17.12.2009 как незаконного, в части выводов суда по п. п. 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 3.2.8, 5.2, 5.8, 5.9, 6.8, приложения 2 договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 266 от 30.12.2008.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, МКП "Воронежтеплосеть" направило ТСЖ "Виктория" для подписания договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 266 от 30.12.2008
ТСЖ "Виктория" подписало договор с протоколом разногласий.
В свою очередь, МКП "Воронежтеплосеть" направило ТСЖ "Виктория" протокол согласования разногласий.
Не согласившись с изложенной в протоколе согласования разногласий редакцией спорных пунктов, ТСЖ "Виктория" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Поскольку выводы арбитражных судов обеих инстанций обжалуются только в части редакции п. п. 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 3.2.8, 5.2, 5.8, 5.9, 6.8 договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 266 от 30.12.2008, остальные выводы судов, в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не являются предметом исследования и оценки суда кассационной инстанции.
Принимая решение по делу, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Спорный договор по своей правовой природе является публичным договором.
В силу ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации его условия должны соответствовать закону и изданным Правительством Российской Федерации, а также уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти правилам.
Согласно п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Как следует из материалов дела, оспариваемый договор заключается для оказания коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах. При этом, применительно к спорному договору для истца (исполнителя коммунальных услуг) ответчик является ресурсоснабжающей организацией, поскольку осуществляет продажу коммунальных ресурсов.
Согласно п. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, условленным государственными стандартами, иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно пунктам 1 - 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу вышеуказанных Правил коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Пунктом 8 Правил N 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу п. 9 Правил N 307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Одним из обязательных требований к качеству коммунальных услуг, установленных приложением N 1 к Правилам N 307, является бесперебойное, круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. При этом, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет - 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно и 24 часа при аварии на тупиковой магистрали. За каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений п. 61 Правил.
Согласно п. 60 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Принятая судом редакция п. п. 2.1.3 договора относительно режима подачи тепловой энергии для целей горячего водоснабжения и отопления соответствует указанным требованиям Правил N 307. В связи с этим, доводы заявителя о том, что указанный пункт договора следует принять в предложенной им редакции, с учетом введенного постановлением администрации городского округа г. Воронеж N 952 от 11.06.2002 графика подачи холодной воды, подлежит отклонению.
По этим же основаниям арбитражный суд обоснованно удовлетворил требования истца о включении в договор п. 6.8, соответствующего требованиям Правил N 307 и устанавливающего обязанность ЭСО обеспечивать бесперебойное теплоснабжение и порядок изменения размера оплаты в случае подачи теплоносителя и горячей воды с нарушением режима и/или ненадлежащего качества.
В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По смыслу указанной правовой нормы в обязанность энергоснабжающей организации входит доставка энергии до границ энергосетей, находящихся в ведении потребителя, а последний несет эксплуатационную ответственность за безопасность и техническое состояние энергосетей и оборудования, находящихся в его ведении.
В силу п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 внешней границей сетей водоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителями коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Возникшие разногласия по п. 1.1, 2.1.1 и 2.1.2 договора касаются определения границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) сетей. Принятая судом редакция указанных пунктов договора соответствует вышеуказанным нормам права и требованиям п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 3.2.8 договора арбитражный суд обоснованно утвердил в редакции истца, в силу которой оценка отклонений показателей, характеризующих режимы теплопотребления от величин, указанных в договоре, осуществляется только на узле учета тепловой энергии, установленном на границе эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) абонента.
П. 5.2 договора в редакции ЭСО изложен следующим образом: "При отсутствии приборов учета, количество тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, рассчитывается ЭСО ежемесячно по Методике определения в потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителе в системах коммунального теплоснабжения, утвержденных заместителем председателя Госстроя России 12.08.2003 на основании данных типовых или индивидуальных проектов зданий (в случае отсутствия - в соответствии с данными технических паспортов зданий и сведениями о количестве пользователей горячего водоснабжения) с учетом фактических температур наружного воздуха, а также с учетом нормативной величины тепловых потерь на участке сетей от границы раздела до объектов теплопотребления абонента.
Согласно п. 1.2 Методики определения в потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителе в системах коммунального теплоснабжения, на которую содержится ссылка в п. 5.2 договора (в редакции ответчика), данная Методика не может применяться для определения фактических показателей, используемых при финансовых расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (теплоносителей).
В связи с этим арбитражный суд правомерно отклонил предложенную ответчиком редакцию указанного пункта договора.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 57 от 05.10.2007, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" предусмотрено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в Письме от 29 ноября 2007 N 21492-СК/07, в силу п. 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пунктов 16 - 34, в том числе в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы.
Пункт 19 Правил N 307 регулирует порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета. При этом, определенный данным пунктом Правил расчет размера платы за коммунальные услуги, предусматривает при определении объема теплоснабжения применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги, установленной для населения.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд, правомерно руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, принял п. 5.2 в редакции, соответствующей вышеуказанным правилам: "При отсутствии прибора учета тепловой энергии и теплоносителя у абонента, определение количества тепловой энергии и теплоносителя производится ЭСО на основании формул, приведенных в приложении N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 с последующей корректировкой 1 раз в год с использованием формул, предусмотренных приложением N 2 Правил N 307, а фактический объем воды, отпущенной для горячего водопотребления определяется по приборам Абонента, а при их отсутствии или неисправности на основании формул, приведенных приложении N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 с последующей корректировкой 1 раз в квартал с использованием формул, предусмотренных приложением N 2 Правил N 307".
Суд кассационной инстанции считает, что редакция пунктов 5.6 и 5.8 договора, принятая арбитражным судом, также соответствует требованиям действующего законодательства. Возражения ответчика относительно принятой судом редакции указанных пунктов договора сводятся лишь к незаконной, по его мнению, возможности применения положений Правил N 307. Учитывая, что возможность применения к спорным отношениям указанных правил установлена судом и соответствует требованиям действующего законодательства, данные доводы подлежат отклонению.
Так как границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного прибора учета с теплосетью, входящей в многоквартирный дом, то п. 5.9 договора также правомерно утвержден в редакции истца.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что в соответствии с требованиями п. 55.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 N 20-Э/2, потребители тепловой энергии, присоединенные к сетям энергоснабжающей организации через бесхозные участки тепловых сетей, должны оплачивать стоимость тепловых потерь, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 55.1 данных Методических указаний в случае, если расходы на эксплуатацию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства (далее - бесхозяйные сети) не учтены при установлении тарифов, потребитель электрической энергии, присоединенный к бесхозяйным сетям, оплачивает потери электрической энергии в этих сетях пропорционально его фактическому электропотреблению.
При этом, п. 55.1 находится в разделе VIII Методических указаний "Расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям".
Поскольку предметом договора N 266 от 30.12.2008 является подача тепловой энергии и горячей воды, положения п. 55.1 к спорному случаю применены быть не могут.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для возложения на ТСЖ эксплуатационной ответственности за примыкающие к жилым домам участки наружных тепловых сетей, а также обязанности по возмещению теплоснабжающей организации потерь тепловой энергии в указанных сетях.
Разногласия сторон по приложениям N 1 и N 2 судами обеих инстанций обоснованно отклонены с учетом доводов, изложенных в судебных актах.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств, арбитражный кассационный суд считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1, п. 1 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской обл. от 17.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по делу N А14-4763/2009/201/18 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)