Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.10.2012 ПО ДЕЛУ N А60-34679/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 октября 2012 г. по делу N А60-34679/2012


Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 17 октября 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.В. Плюсниной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Н. Михайличенко рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Территориальный отдел в городе Верхняя Пышма и городе Среднеуральске)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя - Шидливская О.В., представитель по доверенности N 149 от 19.12.2011.
от заинтересованного лица - Катаева А.А., представитель по доверенности N 01-01-05-28/25 от 13.01.2012.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 02.08.2012 N 45 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заинтересованное лицо с требованиями заявителя не согласно, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя.
Заинтересованное лицо представило отзыв и материалы административного дела. Указанные документы приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд

установил:

На основании поступившей жалобы на нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области проведено административное расследование в отношении ОАО "Свердловэнергосбыт".
По факту выявленного нарушения в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 18.07.2012 и вынесено постановление от 02.08.2012 N 45, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
Полагая, что данное постановление является незаконным, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Согласно Уставу ОАО "Свердловэнергосбыт" предметом деятельности общества является, в частности, предоставление коммунальных услуг населению.
Согласно п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Согласно ст. 8, п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей; изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг, в том числе и электроэнергии, регулируются Жилищным кодексом РФ, Постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 п. 38 в платежном документе указывается наименование оплачиваемых коммунальных услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.п. "г" п. 38, п. 14 Правил в платежном документе, предоставляемом исполнителем услуг потребителю, указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, при расчетах за электроэнергию с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета, либо при их отсутствии - исходя из норматива потребления. Расчетный период составляет календарный месяц.
Открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт", является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение" по отношению к потребителям, проживающим в пос. Балтым, пер. Тенистый, д. 2.
Как следует из материалов дела, общество при оказании населению услуг нарушило требования Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, а именно: в квитанции на оплату за электроэнергию, гражданину, проживающему в пос. Балтым, пер. Тенистый, д. 2 л.с. 186052237* за расчетный период март 2012 года не содержится сведений о размере платы за электроэнергию за расчетный период "март 2012".
Таким образом, за расчетный период "март 2012" гражданину плата за коммунальную услугу "электроэнергия" начислена не была.
В квитанции за расчетный период "апрель 2012 года" л.с. 186052237* произведен перерасчет в сумме 2683 руб. 06 коп., однако в данной квитанции не указано изменения размера платы за коммунальную услугу.
Указанное свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на то, что неисполнение потребителем обязанности, предусмотренной жилищным законодательством, по своевременному представлению в адрес ОАО "Свердловэнергосбыт" показаний индивидуального прибора учета за расчетный период март 2012, явилось причиной невозможности предъявления в квитанции за март 2012 платы за потребленную в марте 2012 г. электрическую энергию исходя из показаний индивидуального прибора учета, судом не принимается.
В соответствии с п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равный календарному месяцу, поэтому ОАО "Свердловэнергосбыт" обязано производить начисление платы за электроэнергию ежемесячно: либо исходя из показаний приборов учета, либо из установленного норматива.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что вина общества, выразившаяся в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства при наличии такой возможности, исследована административным органом в ходе производства по делу и отражена в оспариваемом постановлении.
При данных обстоятельствах суд считает, что состав вменяемого административного правонарушения установлен и доказан.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, имеющих в существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
При определении наказания административным органом избрана мера наказания в виде штрафа в размере 30000 руб.
Между тем суд полагает, что оспариваемое постановление следует признать незаконным в части наложения суммы штрафа в размере 30000 руб.
Санкцией указанной нормы предусмотрено наказание для юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Учитывая характер совершенного обществом административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, руководствуясь сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позицией о соразмерности конкретной меры наказания содеянному и о справедливости наказания, суд считает, что наказанием, соразмерным совершенному юридическим лицом правонарушению, является наложение на заявителя административного штрафа в размере 20000 рублей (по низшему пределу санкции установленной статьей ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконным и отменить постановление от 02.08.2012 N 45 о назначении ОАО "Свердловэнергосбыт" административного наказания по ч. 1, ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части превышающей сумму наказания в виде 20000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья
С.В.ПЛЮСНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)