Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю., судей Дмитриева В.В. и Марьянковой Н.В., рассмотрев 06.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Вечевой-1" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 30.01.2012 (судья Аксенова И.С.) и постановление Четырнадцатого апелляционного суда от 15.05.2012 (судьи Романова А.В., Носач Е.В., Шадрина А.Н.) по делу N А44-5654/2011,
установил:
Товарищество собственников жилья "Вечевой-1" (далее - Товарищество), место нахождения: г. Великий Новгород, улица Стратилатовская, д. 12, кв. 38; ОГРН 1085321008310 обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Администрации Великого Новгорода (далее - Администрация), место нахождения: г. Великий Новгород, улица Большая Власьевская, 4; ОГРН 1035300275372, об обязании ответчика в месячный срок после вступления решения суда в законную силу выделить земельный участок под контейнерную площадку для сбора мусора (произвести межевание этого участка); определить собственника такого сооружения, как контейнерная площадка и собственника мусорных контейнеров; в установленном законом порядке (по результатам торгов) передать названный земельный участок и контейнерную площадку вместе с контейнерами в пользование некоему лицу, обязанному нести бремя содержания названного имущества; на основании обоснованных расчетов утвердить перечень домов и организаций, являющихся пользователями названной площадки по сбору мусора; на основании обоснованных расчетов утвердить тариф для жильцов многоквартирных домов "за ТБО"; на основании санитарных норм по согласованию с Роспотребнадзором утвердить периодичность уборки названной контейнерной площадки, периодичность вывоза мусора с нее, порядок складирования крупногабаритного мусора, порядок и периодичность санитарной обработки контейнеров, порядок и периодичность проведения дератизационных и дезинсекционных мероприятий.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Группа управляющих компаний "Великий Новгород", общество с ограниченной ответственностью "Вечевой", общество с ограниченной ответственностью "Интерторг", общество с ограниченной ответственностью "Золотой ковш", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области, закрытое акционерное общество "Новгородское спецавтохозяйство", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 12/1".
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 30.01.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 30.01.2012 и постановление от 15.05.2012 и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что судами не учтены доводы Товарищества о том, что земельный участок, на котором находятся контейнеры, принадлежит Администрации как муниципальному образованию, в связи с чем организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесен к вопросам местного значения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены, представители не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела Товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица 13.11.2008 по адресу: г. Великий Новгород, улица Стратиловская, д. 12, что подтверждается выпиской от 14.11.2011 из Единого государственного реестра юридических лиц.
Товарищество указывает, что площадка по сбору бытовых отходов, на которой размещаются мусорные контейнеры, находится далеко от дома N 12, в 300 метрах от границ дворовой территории, и в настоящий момент находится в антисанитарном состоянии. В этой связи Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, полагая, что поскольку не известен собственник этого земельного участка, обязанность по сбору мусора, находящемся на этом земельном участке, лежит на Администрации, поскольку земли, не переданные в собственность или пользование иных лиц, являются муниципальными.
Отказывая Товариществу в иске, суды первой и второй инстанций посчитали его требования истца необоснованными. Кассационная инстанция считает выводы судов правильными.
Согласно статье 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 161 раздела VIII ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ закреплено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. При этом собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
С учетом пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа.
На сегодняшний день данные полномочия Администрацией реализованы посредством создания и функционирования специализированной организации по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов на территории Великого Новгорода - закрытого акционерного общества "Новгородское спецавтохозяйство" (далее - ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство).
В материалы дела истцом предоставлен проект договора на сбор, вывоз и захоронение бытовых и крупногабаритных отходов, направленный ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство", который сторонами подписан не был. Договор на вывоз и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, является публичным. Возникающие при заключении такого договора разногласия регулируются статьями 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации и определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. По смыслу указанной нормы, Товарищество является исполнителем коммунальных услуг и обязано, в том числе, заключить со специализированной организацией договор на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов.
При этом услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данный вывод следует из толкования статьи 424 ГК РФ, Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155.
В связи с этим стоимость данной услуги должна устанавливаться организацией, осуществляющей вывоз отходов, на основании договора с потребителем. Тарифы на услуги ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство" по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов устанавливаются Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что доводы Товарищества, положенные в основу его требований, нельзя признать обоснованными. В этой связи суды правомерно отказали Товариществу в удовлетворении исковых требований.
Фактически доводы кассационной жалобы Товарищества направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которые получили надлежащую оценку суда первой и апелляционной инстанций, в то время как оснований для переоценки этих выводов не имеется.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 30.01.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2012 по делу N А 44-5654/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Вечевой-1" - без удовлетворения.
Председательствующий
К.Ю.КОРОБОВ
Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
Н.В.МАРЬЯНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.11.2012 ПО ДЕЛУ N А44-5654/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2012 г. по делу N А44-5654/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю., судей Дмитриева В.В. и Марьянковой Н.В., рассмотрев 06.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Вечевой-1" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 30.01.2012 (судья Аксенова И.С.) и постановление Четырнадцатого апелляционного суда от 15.05.2012 (судьи Романова А.В., Носач Е.В., Шадрина А.Н.) по делу N А44-5654/2011,
установил:
Товарищество собственников жилья "Вечевой-1" (далее - Товарищество), место нахождения: г. Великий Новгород, улица Стратилатовская, д. 12, кв. 38; ОГРН 1085321008310 обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Администрации Великого Новгорода (далее - Администрация), место нахождения: г. Великий Новгород, улица Большая Власьевская, 4; ОГРН 1035300275372, об обязании ответчика в месячный срок после вступления решения суда в законную силу выделить земельный участок под контейнерную площадку для сбора мусора (произвести межевание этого участка); определить собственника такого сооружения, как контейнерная площадка и собственника мусорных контейнеров; в установленном законом порядке (по результатам торгов) передать названный земельный участок и контейнерную площадку вместе с контейнерами в пользование некоему лицу, обязанному нести бремя содержания названного имущества; на основании обоснованных расчетов утвердить перечень домов и организаций, являющихся пользователями названной площадки по сбору мусора; на основании обоснованных расчетов утвердить тариф для жильцов многоквартирных домов "за ТБО"; на основании санитарных норм по согласованию с Роспотребнадзором утвердить периодичность уборки названной контейнерной площадки, периодичность вывоза мусора с нее, порядок складирования крупногабаритного мусора, порядок и периодичность санитарной обработки контейнеров, порядок и периодичность проведения дератизационных и дезинсекционных мероприятий.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Группа управляющих компаний "Великий Новгород", общество с ограниченной ответственностью "Вечевой", общество с ограниченной ответственностью "Интерторг", общество с ограниченной ответственностью "Золотой ковш", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области, закрытое акционерное общество "Новгородское спецавтохозяйство", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 12/1".
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 30.01.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 30.01.2012 и постановление от 15.05.2012 и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что судами не учтены доводы Товарищества о том, что земельный участок, на котором находятся контейнеры, принадлежит Администрации как муниципальному образованию, в связи с чем организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесен к вопросам местного значения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены, представители не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела Товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица 13.11.2008 по адресу: г. Великий Новгород, улица Стратиловская, д. 12, что подтверждается выпиской от 14.11.2011 из Единого государственного реестра юридических лиц.
Товарищество указывает, что площадка по сбору бытовых отходов, на которой размещаются мусорные контейнеры, находится далеко от дома N 12, в 300 метрах от границ дворовой территории, и в настоящий момент находится в антисанитарном состоянии. В этой связи Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, полагая, что поскольку не известен собственник этого земельного участка, обязанность по сбору мусора, находящемся на этом земельном участке, лежит на Администрации, поскольку земли, не переданные в собственность или пользование иных лиц, являются муниципальными.
Отказывая Товариществу в иске, суды первой и второй инстанций посчитали его требования истца необоснованными. Кассационная инстанция считает выводы судов правильными.
Согласно статье 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 161 раздела VIII ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ закреплено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. При этом собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
С учетом пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа.
На сегодняшний день данные полномочия Администрацией реализованы посредством создания и функционирования специализированной организации по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов на территории Великого Новгорода - закрытого акционерного общества "Новгородское спецавтохозяйство" (далее - ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство).
В материалы дела истцом предоставлен проект договора на сбор, вывоз и захоронение бытовых и крупногабаритных отходов, направленный ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство", который сторонами подписан не был. Договор на вывоз и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, является публичным. Возникающие при заключении такого договора разногласия регулируются статьями 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации и определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. По смыслу указанной нормы, Товарищество является исполнителем коммунальных услуг и обязано, в том числе, заключить со специализированной организацией договор на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов.
При этом услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данный вывод следует из толкования статьи 424 ГК РФ, Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155.
В связи с этим стоимость данной услуги должна устанавливаться организацией, осуществляющей вывоз отходов, на основании договора с потребителем. Тарифы на услуги ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство" по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов устанавливаются Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что доводы Товарищества, положенные в основу его требований, нельзя признать обоснованными. В этой связи суды правомерно отказали Товариществу в удовлетворении исковых требований.
Фактически доводы кассационной жалобы Товарищества направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которые получили надлежащую оценку суда первой и апелляционной инстанций, в то время как оснований для переоценки этих выводов не имеется.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 30.01.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2012 по делу N А 44-5654/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Вечевой-1" - без удовлетворения.
Председательствующий
К.Ю.КОРОБОВ
Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
Н.В.МАРЬЯНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)