Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.12.2011 ПО ДЕЛУ N А70-6579/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2011 г. по делу N А70-6579/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рябухиной Н.А.,
судей Кудриной Е.Н., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Копосовой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9593/2011) Муниципального образования городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.10.2011 по делу N А70-6579/2011 (судья Бедерина М.Ю.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" (ОГРН 1067203315541, ИНН 7203177574) к Муниципальному образованию городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени (ОГРН 1027200867231, ИНН 7201000204), Департаменту городского хозяйства Администрации г. Тюмени (ОГРН 1037200568680, ИНН 7204034314) о возмещении убытков в размере 22 066 руб. 03 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Муниципального образования городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени, ООО "Управляющая компания "Юг", Департамента городского хозяйства Администрации г. Тюмени - представители не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" (далее - ООО "Управляющая компания "Юг") 06.07.2011 обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Муниципальному образованию городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени о возмещении убытков в размере 22 066 руб. 03 коп.
Исковые требования со ссылками на статьи 249, 309, 310 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), статьи 39, 158 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), обоснованы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору управления многоквартирным домом от 16.04.2007 N 85.
Определением суда от 13.09.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени (л.д. 96 - 97).
Поскольку истец настаивал на удовлетворении требования о взыскании задолженности с Муниципального образования городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени, требования к Департаменту городского хозяйства Администрации г. Тюмени истцом не заявлены, суд первой инстанции рассмотрел требования к Муниципальному образованию городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.10.2011 по делу N А70-6579/2011 исковые требования удовлетворены. С Муниципального образования городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени в пользу ООО "Управляющая компания "Юг" взысканы денежные средства в размере 22 066 руб. 03 коп., а также 2000 руб. расходов на оплату государственной пошлины.
Возражая против принятого судом решения, Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая, что не является надлежащим ответчиком по делу.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явились.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела и апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.04.2007 между собственниками жилых помещений (согласно списку, приведенному в приложении N 1а к договору), муниципальным учреждением "Тюменское городское имущественное казначейство" (наймодатель), а также собственниками нежилых помещений (согласно списку, приведенному в приложении N 1б к договору) (заказчики) и ООО "Управляющая компания "Юг" (управляющая организация) заключен договор N 85 управления многоквартирным домом (л.д. 11 - 21), предметом которого является выполнение управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 71. Управление многоквартирным домом включает в себя следующие виды работ, услуг: надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; обеспечение реализации решения вопросов пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме; обеспечение предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями по перечню и в порядке, установленном договором; обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями владельцами нежилых помещений (пункт 1.1 договора).
На основании распоряжения Администрации города Тюмени от 25.05.2007 N 780-рк жилой дом N 71 по улице 50 лет ВЛКСМ в городе Тюмени передан в управление истцу по акту приема-передачи жилого дома от 01.06.2007 (л.д. 34).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности города Тюмени от 16.12.2010, находящееся в доме N 71/4 по улице 50 лет ВЛКСМ нежилое помещение площадью 93,2 кв. м, входит в состав муниципальной собственности города Тюмени на основании распоряжения Главы Администрации города Тюмени от 19.12.1995 N 3028, балансодержателем имущества является муниципальное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство" (л.д. 40).
В связи с тем, что за содержание общего имущества, пропорционально площади нежилого помещения, Муниципальным образованием городской округ город Тюмень не уплачены денежные средства, ООО "Управляющая компания "Юг" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, предъявив его к Муниципальному образованию городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени.
Судом первой инстанции установлено, что договор N 85 от 16.04.2007 не оспорен, не признан недействительным в установленном законом порядке, ООО "УК "Юг" с 01.06.2007 оказывало услуги по содержанию дома N 71 по улице 50 лет ВЛКСМ города Тюмени.
Применив нормы материального права (статьи 36, 39, 153, 158 ЖК РФ, статьи 210, 249 ГК РФ, пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491), суд первой инстанции установил обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы по содержанию общего имущества дома пропорционально своей доле и право истца требовать соответствующей оплаты в том числе от собственника нежилого помещения площадью 93,2 кв. м в доме N 71/4 по адресу: улица 50 лет ВЛКСМ (Муниципального образования городской округ город Тюмень) в лице его уполномоченного органа.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как следует из пункта 1.2 Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации города Тюмени, утвержденного распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 10.12.2007 N 317-рг, Департамент осуществляет правомочия собственника по управлению и распоряжению недвижимыми и движимыми объектами, составляющими муниципальную казну города Тюмени, в пределах своих полномочий, установленных настоящим Положением.
Департамент имущественных отношений как функциональный орган Администрации, являющийся юридическим лицом в силу пункта 1.7 Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации города Тюмени, выступает в качестве истца и ответчика в суде и арбитражном суде (пункт 4.7 данного Положения).
Пунктом 3 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). В силу закона муниципальное имущество может быть передано предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (часть 3 статьи 215 ГК РФ).
Из материалов следует, что нежилое помещение площадью 93,2 кв. м составляет муниципальную казну, поскольку не было закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями в порядке, предусмотренном статьями 294, 296 ГК РФ. Балансовая принадлежность не относится к предусмотренным законом вещным правам.
Поскольку нежилое помещение площадью 93,2 кв. м в доме N 71/4 по адресу: улица 50 лет ВЛКСМ в спорный период с 01.07.2008 по 01.07.2011 входило в состав муниципальной казны, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску о взыскании стоимости оказанных услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома является Муниципальное образование городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени.
При этом судом первой инстанции установлено, что балансодержатель помещения - МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" не имеет полномочий по распределению денежных средств муниципального бюджета, обязанность по оплате задолженности лежит на муниципальном образовании городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности привлечения Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в качестве ответчика по делу основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам.
К участию в деле в качестве ответчика привлечен не Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени, а Муниципальное образование городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени, к полномочиям которого отнесено осуществление функций собственника имущества, находящегося в муниципальной казне г. Тюмени.
Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени в силу пункта 1.1 Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации города Тюмени, утвержденного распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 29.10.2008 N 456-рг, является отраслевым органом Администрации города Тюмени и создан с целью решения вопросов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, охраны окружающей среды и создания условий для обеспечения жителей города Тюмени услугами связи.
В соответствии с пунктом 3.1.6 Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации города Тюмени, на Департамент городского хозяйства возложена функция заключать договоры управления в отношении находящихся в муниципальной собственности жилых, нежилых помещений и соответствующих долей мест общего пользования в жилых домах.
Однако, как правильно установлено судом первой инстанции, не имеет правового значения тот факт, что от имени Администрации г. Тюмени договор N 85 подписан представителем Департамента жилищно-коммунального хозяйства, поскольку собственником нежилого помещения площадью 93,2 кв. м является не конкретный орган местного самоуправления, а Муниципальное образование городской округ город Тюмень. Осуществление функций собственника названного имущества, находящегося в составе муниципальной казны, возложено на Департамент имущественных отношений.
Ссылка Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени на то, что Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени представляет интересы муниципального образования городской округ город Тюмень при осуществлении прав собственника в отношении муниципальных жилых, нежилых помещений и соответствующих долей мест общего пользования в жилых домах, отклоняется, поскольку в соответствии с пунктом 3.1.4 Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации города Тюмени, Департамент городского хозяйства представляет указанные интересы муниципального образования в товариществах собственников жилья, на общих собраниях собственников помещений в жилых домах, а не в судах.
Кроме того, взыскание денежных средств должно производиться за счет средств муниципального образования (за счет муниципальной казны). Следовательно, перемена органа, представляющего интересы ответчика (Муниципального образования городской округ город Тюмень), не влечет перемены источника выплаты взыскиваемых денежных средств - муниципальной казны.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.09.2011 по делу А70-12696/2010.
Довод Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени о выделении Департаменту городского хозяйства Администрации города Тюмени в 2010 - 2011 г.г. средств на содержание общего имущества многоквартирных домов в части содержания нежилых муниципальных помещений, в обоснование которого представлено письмо Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени от 23.09.2011 N 12-08-2688/1 (л.д. 103), отклоняется, поскольку Департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени факт выделения ему денежных средств и их неполного использования не подтвержден.
Кроме того, в письме указано, что в 2008 - 2009 годах финансирование указанных мероприятий не осуществлялось. В то же время, Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени не представил доказательств о том, кому в этот период выделялись денежные средства на содержание общего имущества многоквартирных домов в части содержания нежилых муниципальных помещений.
Суд первой инстанции установил, что истцом в материалы дела представлен расчет суммы задолженности (л.д. 6 - 7), согласно которому сумма затрат, понесенных ООО "Управляющая компания "Юг" в связи с необходимостью содержания общего имущества многоквартирного дома N 71 по улице 50 лет ВЛКСМ города Тюмени (пропорционально площади нежилого помещения, являющегося муниципальным имуществом) в период с 01.07.2008 по 01.07.2011 составляет 22 066 руб. 03 коп. Представленный истцом расчет не оспорен Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени, контррасчет долга не представлен. Расчет произведен в соответствии с тарифицированным перечнем работ по обслуживанию и ремонту жилого дома, расположенного по адресу: город Тюмень, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 71 (л.д. 35 - 39), согласно которому стоимость работ и услуг по обслуживанию жилого дома в 2008 года составила 5 руб. 36 коп. за 1 кв. м общей площади занимаемого помещения, в 2009, 2010 и 2011 годах - 6 руб. 82 коп. При таких обстоятельствах суд принял представленный истцом расчет как соответствующий действующему законодательству.
Взыскав с Муниципального образования городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени денежные средства в размере 22 066 руб. 03 коп., суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, которое отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.10.2011 по делу N А70-6579/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.РЯБУХИНА

Судьи
Е.Н.КУДРИНА
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)