Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 6 июня 2005 г. Дело N А40-10838/05-109-52
Резолютивная часть решения объявлена 14.05.2005.
Решение в полном объеме изготовлено 06.06.2005.
Арбитражный суд в составе судьи Г., с участием: от заявителя - Щ. (дов. от 09.12.04), от ответчика - С. (дов. от 21.04.05), рассмотрев в открытом судебном заседании суда дело по заявлению ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" к МИМНС РФ по КН N 4 о признании незаконным решения N 7 от 01.02.2005, протокол судебного заседания вел судья,
ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" (далее - Заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием к МИМНС РФ по КН N 4 (далее - Инспекция) о признании незаконным решения N 7 от 01.02.2005 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
От Инспекции поступило встречное заявление, в котором она просит взыскать с ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" сумму налоговой санкции в сумме 144218 руб.
Заслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что заявление ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" подлежит удовлетворению, а встречное заявление МИФНС РФ по КН N 4 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за июнь 2002 г., поданной Заявителем. По результатам проверки Инспекцией вынесено решение N 7 от 01.02.2005 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение мотивировано тем, что Заявителем необоснованно применена льгота, установленная пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, ст. 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ, поскольку поименованные в решении услуги, по мнению Инспекции, не относятся к услугам по предоставлению в пользование жилых помещений.
Инспекция указывает, что реализация услуг, поименованных в акте, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке, и к ней не применяются положения ст. 149 НК РФ, поскольку налоговое законодательство освобождает от уплаты налога не квартирную плату, установленную жилищным законодательством, а стоимость услуги по представлению в пользование жилых помещений, т.е. только услуги, предоставляемые по договорам найма, указанное пользование регулируется нормами гражданского и жилищного законодательства.
Инспекцией вменяется также включение Заявителем в базу, не облагаемую НДС, стоимости услуг, реализация которых производилась налогоплательщиком с начислением НДС. А именно: филиалами Концерна "Росэнергоатом" - Смоленская, Курская и Калининская АЭС в составе платы за коммунальные платежи и платы за услуги по предоставлению в пользование жилого помещения начислялся и удерживался у физических лиц НДС.
Суд считает доводы Инспекции необоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции введенной в действие с 28.04.2001 Федеральным законом от 24.03.2001 N 33-ФЗ) подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ вводится в действие с 1 января 2004 года.
До 1 января 2004 года освобождалась от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищностроительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использование жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Данная статья содержит три вида льготируемых услуг в зависимости от объектов жилищного фонда:
- - услуг по предоставлению в пользование жилых помещений;
- - услуг по техническому обслуживанию и пр. домохозяйств, осуществляемых за счет целевых расходов в домах ЖСК;
- - услуг по предоставлению жилья в общежитиях.
Статьей 14 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что право найма жилого помещения предоставляется гражданам в домах государственного и муниципального жилищного фондов.
Из содержания и смысла приведенных норм следует, что услуги, перечисленные в ст. 27 ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000, могут реализовываться двум категориям граждан - членам ЖСК, являющимся собственниками жилья, которые в силу своего правового статуса не заключают договор найма жилого помещения, и гражданам, не обладающим жильем на праве собственности.
Поскольку налоговое законодательство не содержит понятия "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности", на основании ст. 11 НК РФ к спорным правоотношениям подлежат применению нормы жилищного законодательства.
Статьями 50 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения.
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующими предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги.
Наймодатель на основании ст. 141 ЖК РСФСР обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Согласно Правилам пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985, наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическую и тепловую энергию и другие услуги) по утвержденным в установленном порядке тарифам (подпункт "д" пункта 9), а наймодатель обязан в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда: систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, а также осмотр объектов благоустройства придомовых территорий; своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них; обеспечивать надлежащее содержание подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования жилых домов, а также придомовых территорий, своевременно проводить подготовку жилых домов, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, к эксплуатации в зимних условиях (пункт 16).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что плата по договорам найма жилого помещения имеет две составляющие величины - коммунальные платежи и квартирную плату, включающую плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в пригодном для проживания нанимателей состоянии.
При таких обстоятельствах услуги по найму жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого фонда.
Спорный вопрос о правомерности или неправомерности применения льготного режима налогообложения в отношении услуг по техническому обслуживанию, ремонту и санитарному содержанию жилья в домах основан на различном толковании налогоплательщиками и налоговыми органами статьи 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ.
В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Довод налоговой инспекции о том, что оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в домах всех форм собственности является самостоятельным видом деятельности налогоплательщика, и, следовательно, именно данный вид услуг не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС на основании ст. 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ не свидетельствует о неправомерности действий налогоплательщика при использовании льготы.
В соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ предоставление в пользование жилых помещений включает в себя как выделение нанимателю изолированного жилого помещения, так и предоставление возможности использования жилья в соответствии с его назначением.
Для этого на нанимателя возлагается обязанность по внесению платы: за наем жилья, за коммунальные услуги, за содержание и текущий ремонт, капитальный ремонт жилищного фонда, а на наймодателя корреспондирующая с правами нанимателя обязанность по сбору всех названных выше платежей и по выполнению правил и норм эксплуатации ремонта жилищного фонда.
В соответствии со ст. ст. 1, 14, 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", ст. ст. 22, 50 - 57, 141 ЖК РСФСР, п. п. 9, 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории филиалы Заявителя предоставляют сотрудникам станций в пользование жилые помещения, заключая два договора: договор найма жилого помещения и договор обслуживания жилого помещения.
Калиниская АЭС.
В соответствии с п. 2.1.2 договора найма жилого помещения: п. п. 2.1.1 - 2.1.3 договора на техническое содержание квартир (являются типовыми договорами) наймодатель обязан осуществлять содержание дома и технических устройств квартиры в соответствии с действующими Правилами и нормами технического обслуживания и ремонта жилищного фонда; обеспечивать предоставление коммунальных и других услуг; производить осмотр мест общего пользования жилых домов, профилактическое обслуживание санитарно - технического и иного оборудования, находящегося в них. Наниматель на основании п. 2.2.3 договора найма и п. 2.2.3 договора на техническое содержание обязан вносить квартирную плату и платежи за коммунальные услуги.
По смыслу п. 2.2.6 названных договоров квартирная плата по договору - это плата за обслуживание дома.
Смоленская АЭС.
В соответствии с п. п. 2.1.3, 2.1.5 договора социального найма жилого помещения; п. п. 2.1.1, 2.1.3 договора обслуживания жилого помещения (являются типовыми договорами) наймодатель обязан производить капитальный ремонт жилого дома; содержать в надлежащем порядке места общего пользования, инженерное оборудование и придомовую территорию дома, в состав которого входит жилое помещение, и обеспечивать потребителям необходимыми жилищно-коммунальными и прочими услугами в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, канализации".
За жилое помещение наниматель вносит плату за пользование жилым помещением, услуги по содержанию, эксплуатации и ремонту дома, его инженерных сетей, придомовой территории, коммунальные и прочие услуги в установленном порядке на расчетный счет наймодателя (п. 3.1 договора социального найма, п. 3.1 договора обслуживания ж/н).
Согласно п. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органами местного самоуправления поселений устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, цены и тарифы на коммунальные услуги.
Постановлением СМ РСФСР от 25.09.85 N 415 утверждены Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой домовой территории в РФ, в силу ст. 15 которых пользователь (наниматель) жилым помещением обязан вносить плату за содержание жилья, плату за ремонт жилья и плату за наем жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.99 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" утверждена структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, которая включает плату: за содержание и текущий ремонт жилищного фонда; за капитальный ремонт жилищного фонда; за наем жилья (для нанимателей жилья).
Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги.
Пунктом 4 названного Постановления Правительства установлено, что сбор платы за жилье и коммунальные услуги производится собственником домовладения или уполномоченной им организацией через расчетно-кассовые центры.
Во исполнение Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" Правительством РФ установлено, что плата за проживание имеет две составляющие величины - коммунальные платежи и плату за услуги по предоставлению в пользование жилого помещения, включающую плату за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в пригодном для проживания нанимателей состоянии.
На основании п. 8 Постановления Правительства РФ N 887 от 02.08.99 ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги определяют органы местного самоуправления. В соответствии с установленными органами местного самоуправления тарифами производится расчет квартирной платы, подлежащей внесению жильцом.
Во исполнение Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", Постановления Правительства РФ N 887 от 02.08.99 органами местного самоуправления вынесены постановления, регулирующие тарифы и ставки оплаты на жилищно-коммунальные услуги.
Соответственно, филиалами Концерна "Росэнергоатом" - Смоленская АЭС, Курская АЭС и Калининская АЭС предъявлялась к оплате физическим лицам стоимость коммунальных услуг на основании тарифов, установленных главами городов и областей: постановления главы г. Курчатова от 29.07.02 N 419, от 28.01.03 N 42, от 31.12.2003 N 858; постановление главы администрации г. Десногорска от 24.12.03 N 53, постановление главы администрации муниципального образования "г. Десногорск" Смоленской области от 23.09.03 N 1006; решение Удомельского районного Совета депутатов от 26.09.01 N 56.
Как видно из правовых актов органов местного самоуправления г. Курчатов (Курская АЭС) и г. Десногорск (Смоленская АЭС), налог на добавленную стоимость не включен в тарифы на утилизацию ТБО и содержание лифтового хозяйства, в отличии от тарифов на услуги по водоснабжению и водоотоплению, которые включают в себя НДС.
Подтверждением того, что платежи за квартиру и коммунальные услуги производились в размере, установленном органами местного самоуправления, является извещение (Курская АЭС) и расшифровка платежа (Смоленская АЭС). В противном случае стоимость представляемых услуг превышала бы установленный тариф (пояснительные записки главных бухгалтеров Смоленской и Курской АЭС от 08.04.05 N 107-07/85, от 07.04.05 N 120).
Таким образом, на Смоленской АЭС и Курской АЭС удерживался НДС только с сумм платежей за коммунальные услуги. С сумм платы за наем жилья, платы за содержание жилья, платы за пользование лифтом, платы за капитальный ремонт НДС не взимался.
Для проведения технического обслуживания и ремонта лифтов, а также вывоза и утилизации твердых бытовых отходов филиалом Концерна "Росэнергоатом2 - Курская АЭС" в 2002 - 2003 гг. заключались договоры с МУП ЖКХ.
Как видно из договора на вывоз и утилизацию ТБО, договора на исполнение заказа по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, а также исходя из содержания счетов-фактур и платежных поручений стоимость услуг включает в себя НДС, что позволяет сделать вывод о том, что МУП ЖКХ не применяло льготу по НДС согласно ст. 27 ФЗ N 118-ФЗ.
Кроме того, по договору найма одна сторона - собственник жилого помещения (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (п. 1 ст. 671 ГК РФ). Реализация именно этих услуг в соответствии со ст. 27 ФЗ N 118-ФЗ не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) НДС. Иными словами, от НДС освобождается плата, взимаемая собственником за предоставление в пользование жилого помещения. Подрядная организация не является собственником жилого помещения, предоставление жилого помещения не осуществляет, не взимает с нанимателей квартирную плату, которая поступает собственнику помещения.
Смоленская АЭС оказывает жилищно-коммунальные услуги силами своих подразделений, без привлечения сторонних организаций. В составе Комбината коммунальных предприятий (ККП), являющегося структурным подразделением Смоленской АЭС, имеется ремонтно-лифтовый цех (РЛЦ), который занимается непосредственно обслуживанием лифтов в жилом фонде. В штатном расписании ККП в составе каждого жилищно-эксплуатационного участка имеются уборщики мусоропроводов, которые осуществляют сбор мусора и погрузку его в контейнеры специализированного транспорта.
При предоставлении в пользование жилых помещений в жилищном фонде Филиал Концерна "Росэнергоатом" - Калининская АЭС пользовалась льготой по НДС только в отношении найма, содержания и обслуживания жилых помещений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 181, 201 АПК РФ, суд
признать недействительным решение N 7 от 01.02.2005 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное Межрегиональной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в отношении ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ".
Отказать в удовлетворении заявления Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 4 о взыскании с ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" штрафа в сумме 144218 руб.
Возвратить ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" из бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в апелляционной инстанции и в течение двух месяцев в кассационной инстанции
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 06.06.2005 ПО ДЕЛУ N А40-10838/05-109-52
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2005 г. Дело N А40-10838/05-109-52
Резолютивная часть решения объявлена 14.05.2005.
Решение в полном объеме изготовлено 06.06.2005.
Арбитражный суд в составе судьи Г., с участием: от заявителя - Щ. (дов. от 09.12.04), от ответчика - С. (дов. от 21.04.05), рассмотрев в открытом судебном заседании суда дело по заявлению ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" к МИМНС РФ по КН N 4 о признании незаконным решения N 7 от 01.02.2005, протокол судебного заседания вел судья,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" (далее - Заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием к МИМНС РФ по КН N 4 (далее - Инспекция) о признании незаконным решения N 7 от 01.02.2005 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
От Инспекции поступило встречное заявление, в котором она просит взыскать с ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" сумму налоговой санкции в сумме 144218 руб.
Заслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что заявление ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" подлежит удовлетворению, а встречное заявление МИФНС РФ по КН N 4 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за июнь 2002 г., поданной Заявителем. По результатам проверки Инспекцией вынесено решение N 7 от 01.02.2005 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение мотивировано тем, что Заявителем необоснованно применена льгота, установленная пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, ст. 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ, поскольку поименованные в решении услуги, по мнению Инспекции, не относятся к услугам по предоставлению в пользование жилых помещений.
Инспекция указывает, что реализация услуг, поименованных в акте, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке, и к ней не применяются положения ст. 149 НК РФ, поскольку налоговое законодательство освобождает от уплаты налога не квартирную плату, установленную жилищным законодательством, а стоимость услуги по представлению в пользование жилых помещений, т.е. только услуги, предоставляемые по договорам найма, указанное пользование регулируется нормами гражданского и жилищного законодательства.
Инспекцией вменяется также включение Заявителем в базу, не облагаемую НДС, стоимости услуг, реализация которых производилась налогоплательщиком с начислением НДС. А именно: филиалами Концерна "Росэнергоатом" - Смоленская, Курская и Калининская АЭС в составе платы за коммунальные платежи и платы за услуги по предоставлению в пользование жилого помещения начислялся и удерживался у физических лиц НДС.
Суд считает доводы Инспекции необоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции введенной в действие с 28.04.2001 Федеральным законом от 24.03.2001 N 33-ФЗ) подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ вводится в действие с 1 января 2004 года.
До 1 января 2004 года освобождалась от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищностроительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использование жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Данная статья содержит три вида льготируемых услуг в зависимости от объектов жилищного фонда:
- - услуг по предоставлению в пользование жилых помещений;
- - услуг по техническому обслуживанию и пр. домохозяйств, осуществляемых за счет целевых расходов в домах ЖСК;
- - услуг по предоставлению жилья в общежитиях.
Статьей 14 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что право найма жилого помещения предоставляется гражданам в домах государственного и муниципального жилищного фондов.
Из содержания и смысла приведенных норм следует, что услуги, перечисленные в ст. 27 ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000, могут реализовываться двум категориям граждан - членам ЖСК, являющимся собственниками жилья, которые в силу своего правового статуса не заключают договор найма жилого помещения, и гражданам, не обладающим жильем на праве собственности.
Поскольку налоговое законодательство не содержит понятия "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности", на основании ст. 11 НК РФ к спорным правоотношениям подлежат применению нормы жилищного законодательства.
Статьями 50 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения.
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующими предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги.
Наймодатель на основании ст. 141 ЖК РСФСР обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Согласно Правилам пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985, наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическую и тепловую энергию и другие услуги) по утвержденным в установленном порядке тарифам (подпункт "д" пункта 9), а наймодатель обязан в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда: систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, а также осмотр объектов благоустройства придомовых территорий; своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них; обеспечивать надлежащее содержание подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования жилых домов, а также придомовых территорий, своевременно проводить подготовку жилых домов, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, к эксплуатации в зимних условиях (пункт 16).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что плата по договорам найма жилого помещения имеет две составляющие величины - коммунальные платежи и квартирную плату, включающую плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в пригодном для проживания нанимателей состоянии.
При таких обстоятельствах услуги по найму жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого фонда.
Спорный вопрос о правомерности или неправомерности применения льготного режима налогообложения в отношении услуг по техническому обслуживанию, ремонту и санитарному содержанию жилья в домах основан на различном толковании налогоплательщиками и налоговыми органами статьи 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ.
В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Довод налоговой инспекции о том, что оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в домах всех форм собственности является самостоятельным видом деятельности налогоплательщика, и, следовательно, именно данный вид услуг не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС на основании ст. 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ не свидетельствует о неправомерности действий налогоплательщика при использовании льготы.
В соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ предоставление в пользование жилых помещений включает в себя как выделение нанимателю изолированного жилого помещения, так и предоставление возможности использования жилья в соответствии с его назначением.
Для этого на нанимателя возлагается обязанность по внесению платы: за наем жилья, за коммунальные услуги, за содержание и текущий ремонт, капитальный ремонт жилищного фонда, а на наймодателя корреспондирующая с правами нанимателя обязанность по сбору всех названных выше платежей и по выполнению правил и норм эксплуатации ремонта жилищного фонда.
В соответствии со ст. ст. 1, 14, 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", ст. ст. 22, 50 - 57, 141 ЖК РСФСР, п. п. 9, 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории филиалы Заявителя предоставляют сотрудникам станций в пользование жилые помещения, заключая два договора: договор найма жилого помещения и договор обслуживания жилого помещения.
Калиниская АЭС.
В соответствии с п. 2.1.2 договора найма жилого помещения: п. п. 2.1.1 - 2.1.3 договора на техническое содержание квартир (являются типовыми договорами) наймодатель обязан осуществлять содержание дома и технических устройств квартиры в соответствии с действующими Правилами и нормами технического обслуживания и ремонта жилищного фонда; обеспечивать предоставление коммунальных и других услуг; производить осмотр мест общего пользования жилых домов, профилактическое обслуживание санитарно - технического и иного оборудования, находящегося в них. Наниматель на основании п. 2.2.3 договора найма и п. 2.2.3 договора на техническое содержание обязан вносить квартирную плату и платежи за коммунальные услуги.
По смыслу п. 2.2.6 названных договоров квартирная плата по договору - это плата за обслуживание дома.
Смоленская АЭС.
В соответствии с п. п. 2.1.3, 2.1.5 договора социального найма жилого помещения; п. п. 2.1.1, 2.1.3 договора обслуживания жилого помещения (являются типовыми договорами) наймодатель обязан производить капитальный ремонт жилого дома; содержать в надлежащем порядке места общего пользования, инженерное оборудование и придомовую территорию дома, в состав которого входит жилое помещение, и обеспечивать потребителям необходимыми жилищно-коммунальными и прочими услугами в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, канализации".
За жилое помещение наниматель вносит плату за пользование жилым помещением, услуги по содержанию, эксплуатации и ремонту дома, его инженерных сетей, придомовой территории, коммунальные и прочие услуги в установленном порядке на расчетный счет наймодателя (п. 3.1 договора социального найма, п. 3.1 договора обслуживания ж/н).
Согласно п. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органами местного самоуправления поселений устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, цены и тарифы на коммунальные услуги.
Постановлением СМ РСФСР от 25.09.85 N 415 утверждены Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой домовой территории в РФ, в силу ст. 15 которых пользователь (наниматель) жилым помещением обязан вносить плату за содержание жилья, плату за ремонт жилья и плату за наем жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.99 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" утверждена структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, которая включает плату: за содержание и текущий ремонт жилищного фонда; за капитальный ремонт жилищного фонда; за наем жилья (для нанимателей жилья).
Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги.
Пунктом 4 названного Постановления Правительства установлено, что сбор платы за жилье и коммунальные услуги производится собственником домовладения или уполномоченной им организацией через расчетно-кассовые центры.
Во исполнение Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" Правительством РФ установлено, что плата за проживание имеет две составляющие величины - коммунальные платежи и плату за услуги по предоставлению в пользование жилого помещения, включающую плату за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в пригодном для проживания нанимателей состоянии.
На основании п. 8 Постановления Правительства РФ N 887 от 02.08.99 ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги определяют органы местного самоуправления. В соответствии с установленными органами местного самоуправления тарифами производится расчет квартирной платы, подлежащей внесению жильцом.
Во исполнение Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", Постановления Правительства РФ N 887 от 02.08.99 органами местного самоуправления вынесены постановления, регулирующие тарифы и ставки оплаты на жилищно-коммунальные услуги.
Соответственно, филиалами Концерна "Росэнергоатом" - Смоленская АЭС, Курская АЭС и Калининская АЭС предъявлялась к оплате физическим лицам стоимость коммунальных услуг на основании тарифов, установленных главами городов и областей: постановления главы г. Курчатова от 29.07.02 N 419, от 28.01.03 N 42, от 31.12.2003 N 858; постановление главы администрации г. Десногорска от 24.12.03 N 53, постановление главы администрации муниципального образования "г. Десногорск" Смоленской области от 23.09.03 N 1006; решение Удомельского районного Совета депутатов от 26.09.01 N 56.
Как видно из правовых актов органов местного самоуправления г. Курчатов (Курская АЭС) и г. Десногорск (Смоленская АЭС), налог на добавленную стоимость не включен в тарифы на утилизацию ТБО и содержание лифтового хозяйства, в отличии от тарифов на услуги по водоснабжению и водоотоплению, которые включают в себя НДС.
Подтверждением того, что платежи за квартиру и коммунальные услуги производились в размере, установленном органами местного самоуправления, является извещение (Курская АЭС) и расшифровка платежа (Смоленская АЭС). В противном случае стоимость представляемых услуг превышала бы установленный тариф (пояснительные записки главных бухгалтеров Смоленской и Курской АЭС от 08.04.05 N 107-07/85, от 07.04.05 N 120).
Таким образом, на Смоленской АЭС и Курской АЭС удерживался НДС только с сумм платежей за коммунальные услуги. С сумм платы за наем жилья, платы за содержание жилья, платы за пользование лифтом, платы за капитальный ремонт НДС не взимался.
Для проведения технического обслуживания и ремонта лифтов, а также вывоза и утилизации твердых бытовых отходов филиалом Концерна "Росэнергоатом2 - Курская АЭС" в 2002 - 2003 гг. заключались договоры с МУП ЖКХ.
Как видно из договора на вывоз и утилизацию ТБО, договора на исполнение заказа по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, а также исходя из содержания счетов-фактур и платежных поручений стоимость услуг включает в себя НДС, что позволяет сделать вывод о том, что МУП ЖКХ не применяло льготу по НДС согласно ст. 27 ФЗ N 118-ФЗ.
Кроме того, по договору найма одна сторона - собственник жилого помещения (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (п. 1 ст. 671 ГК РФ). Реализация именно этих услуг в соответствии со ст. 27 ФЗ N 118-ФЗ не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) НДС. Иными словами, от НДС освобождается плата, взимаемая собственником за предоставление в пользование жилого помещения. Подрядная организация не является собственником жилого помещения, предоставление жилого помещения не осуществляет, не взимает с нанимателей квартирную плату, которая поступает собственнику помещения.
Смоленская АЭС оказывает жилищно-коммунальные услуги силами своих подразделений, без привлечения сторонних организаций. В составе Комбината коммунальных предприятий (ККП), являющегося структурным подразделением Смоленской АЭС, имеется ремонтно-лифтовый цех (РЛЦ), который занимается непосредственно обслуживанием лифтов в жилом фонде. В штатном расписании ККП в составе каждого жилищно-эксплуатационного участка имеются уборщики мусоропроводов, которые осуществляют сбор мусора и погрузку его в контейнеры специализированного транспорта.
При предоставлении в пользование жилых помещений в жилищном фонде Филиал Концерна "Росэнергоатом" - Калининская АЭС пользовалась льготой по НДС только в отношении найма, содержания и обслуживания жилых помещений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 181, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать недействительным решение N 7 от 01.02.2005 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное Межрегиональной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в отношении ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ".
Отказать в удовлетворении заявления Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 4 о взыскании с ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" штрафа в сумме 144218 руб.
Возвратить ФГУП Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ" из бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в апелляционной инстанции и в течение двух месяцев в кассационной инстанции
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)