Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2007 N 17АП-7886/2007-ГК ПО ДЕЛУ N А50-8428/2007

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2007 г. N 17АП-7886/2007-ГК


Дело N А50-8428/2007


Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
при участии:
- от истца: Х., доверенность от 20.07.2007, паспорт;
- от ответчика: Б., доверенность от 23.110.2007 N 70, паспорт; Т., глава муниципального образования (решение Совета депутатов Ольховского сельского поселения от 04.10.2005 N 1, Постановление главы Ольховского сельского поселения от 25.10.2005 N 1 - т. 1, л.д. 132, 133), паспорт;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, муниципального унитарного предприятия "Ч",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 24 сентября 2007 года
по делу N А50-8428/2007,
по иску муниципального унитарного предприятия "Ч"
к администрации Ольховского сельского поселения Чайковского муниципального района
о взыскании 7810975 руб. 96 коп. задолженности за тепловую энергию,
установил:

муниципальное унитарное предприятие "Ч" (МУП "Ч") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к администрации Ольховского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за период с марта 2006 г. по май 2007 г. в сумме 7810 руб. 975 руб. 96 коп. на основании ст. 309, 310, 544 ГК РФ (т. 1, л.д. 3).
Решением арбитражного суда от 124.09.2007 в удовлетворении исковых требований отказано (т. 2, л.д. 151-155).
Истец, МУП "Ч", с решением суда не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. По мнению заявителя, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, суд не применил нормы права, подлежащие применению при рассмотрении данного спора, суд неполно исследовал все имеющиеся в деле материалы и не сопоставил их между собой.
Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласен. Свои возражения изложил в отзыве на апелляционную жалобу, просит жалобу истца отклонить, решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 266 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании договора безвозмездного пользования от 28.02.2006 N 77, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района (ссудодатель), муниципальным образованием "Ольховское сельское поселение" (ссудополучатель), муниципальным учреждением "Ч" (балансодержатель), и в целях реализации Указа губернатора Пермского края от 15.02.2006 N 13 "Об утверждении регламента передачи имущества во временное безвозмездное пользование органам местного самоуправления вновь образованных поселений в Пермском крае" комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района муниципальному образованию "Ольховское сельское поселение" по акту приема-передачи от 28.02.2006 были переданы в безвозмездное пользование объекты неприватизированного жилищного фонда балансовой стоимостью 62483631 руб. 77 коп. Перечень объектов, передаваемых муниципальному образованию "Ольховское сельское поселение" был указан в приложении N 1 к договору от 23.02.2006 N 77 (т. 1, л.д. 8-12).
Во исполнение Закона Пермского края от 13.12.2006 N 3420-806 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Чайковского муниципального района" по передаточному акту от 01.01.2007 муниципальное образование "Чайковский муниципальный район" передало муниципальному образованию "Ольховское сельское поселение" недвижимое имущество балансовой стоимостью 62158925 руб. В состав передаваемого имущества вошли жилые дома, квартиры (в том числе неприватизированные), здание администрации, а также объекты коммунального хозяйства (сети водопровода, сети теплоснабжения, наружные сети канализации, скважины, газопровод, электробойлерные и т.п. - т. 2, л.д. 56-60).
Согласно справке ответчика от 08.08.2007 N 02/02-13-501 ответчиком в муниципальную собственность по акту приема-передачи от 01.01.2006 принято 66 неприватизированных квартир в пос. Прикамский (т. 2, л.д. 61).
Истец отпускал тепловую энергию на объекты переданного ответчику жилищного фонда пос. Прикамский в период с марта 2006 г. по май 2007 г., что ответчиком не оспаривается.




Полагая, что с даты передачи муниципального жилищного фонда пос. Прикамский ответчику у последнего на основании ст. 695 ГК РФ, п. 4 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", возникла обязанность по оплате стоимости тепловой энергии, отпущенной на данный имущественный комплекс, ответчик стоимость потребленной тепловой энергии в размере 7810975 руб. 96 коп. не оплатил, истец обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что администрация Ольховского сельского поселения как орган местного самоуправления не может быть потребителем коммунальных услуг, истцом не доказан объем передаваемой тепловой энергии и фактическое исполнение обязательств по передаче тепловой энергии ответчику.
В соответствии с п. 2.1 устава МУП "Ч" видами деятельности предприятия являются, в том числе эксплуатация и содержание центральных тепловых пунктов, теплопроизводящих и теплопотребляющих источников и объектов, а также тепловых сетей, передаваемых на обслуживание предприятию; выработка и перепродажа тепловой энергии потребителям (т. 1, л.д. 140-149).
В соответствии с п. 4 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Под организацией понимается осуществление исполнительно- распорядительных функций, создание благоприятных условий для данного вида деятельности возможностей. В рамках данного полномочия органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятии и учреждения в сфере ЖКХ, передавать на обслуживание имущество частным компаниям.
Из материалов дела видно, что между истцом и ответчиком договор на энергоснабжение на объекты, расположенные в пос. Прикамский, не был заключен.
С отзывом на апелляционную жалобу ответчик представил договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2006 N 158, подписанный между МУП "Ч" (энергоснабжающая организация) и администрацией Ольховского сельского поселения (абонент), в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязуется отпустить абоненту тепловую энергию в горячей воде в период с 01.01.2006 по 31.12.2006, а абонент обязуется оплачивать потребленную тепловую энергию по утвержденным тарифам. Аналогичный договор подписан между сторонами на 2007 г. В договоре не указано, на какие объекты должна поставляться тепловая энергия, что свидетельствует о не достижении сторонами соглашения по существенному условию договора и о незаключенности договора (ст. 432 ГК РФ).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что жителями переданных в муниципальную собственность домов в соответствии со ст. 161 ЖК РФ был выбран один из способов управления многоквартирным домом.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что вместе с домами пос. Прикамский по акту приема-передачи от 01.01.2007 в собственность ответчика были переданы тепловые сети пос. Прикамский, узел учета тепла и горячей воды, другие тепловые узлы (поз. 73-77, т. 2, л.д. 59, 60). Доказательств того, что указанные объекты в спорный период находились на балансе другой организации, которая их эксплуатировала, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах абонентом по отношению к истцу, являющемуся энергоснабжающей организацией, в смысле ст. 539 ГК РФ является ответчик. Поскольку непосредственные договорные отношения между истцом и жителями (владельцами) жилых помещений отсутствуют, то обязанность по оплате фактически потребленной жильцами (владельцами) тепловой энергии в соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ лежит на ответчике.
В силу п. 4 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Из материалов дела следует, что потребителями тепловой энергии в переданных ответчику жилых домах являются проживающие в них граждане. Согласно ст. 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, в том числе тепловой энергии, входят в состав жилищных отношений, регулируемых жилищным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.
Из пояснений сторон следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета в домах, переданных ответчику, отсутствуют.
Как следует из материалов дела, истец произвел расчет потребленной ответчиком тепловой энергии и горячей воды в соответствии с Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (т. 2, л.д. 136-141). Стоимость потребленной теплоэнергии и горячей воды в сумме 7810975 руб. 96 коп. определена истцом по тарифам, утвержденным постановлениями Правления РЭК Пермской области от 10.11.2005 N 177-т и Пермского края от 28.11.2006 N 234-т (т. 1, л.д. 32, 33).
На основании п. 7, 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, размер платы за отопление в многоквартирном доме определяется исходя из общей площади помещения (квартиры), норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством РФ (подп. 1 пункта 1 приложения N 2); размер платы за горячее водоснабжение определяется исходя из количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом доме, норматива потребления и тарифа, установленного в соответствии с законодательством РФ (подп. 3 п. 1 приложения N 2).
В материалы дела ответчиком представлено решение Чайковской городской думы от 28.12.2005 N 752 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии по муниципальному жилищному фонду пос. Прикамский, ул. Камская, 108 с. Ольховка". Указанным решением в муниципальном жилищном фонде утверждены нормативы на отопление в размере 0,0308 Гкал на 1 кв. м в месяц и на горячее водоснабжение в размере 0,168 Гкал на 1 человека в месяц, 3,06 тн на 1 человека в месяц.
Поскольку количество потребленной тепловой энергии жителями, проживающими в переданном ответчику жилом фонде должно определяться исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, то определение количества тепловой энергии и горячей воды, произведенной истцом в соответствии с Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, является неправильным (т. 2, л.д. 117-131). Следовательно, истец неправильно определил и стоимость потребленных ответчиком энергоресурсов.
Истцу по платежному поручению N 207 от 29.12.2006 за ответчика перечислена сумма 190000 руб. (т. 2, л.д. 130), которая, как следует из пояснения представителя истца, учтена при определении суммы долга ответчика. Однако данное утверждение противоречит расчету суммы долга, имеющемуся в материалах дела (т. 1, л.д. 6).
Из пояснений представителя ответчика следует, что ранее жилой фонд на территории Ольховского поселения обслуживался МУП "Ж", которое до 01.07.2006 занималось также сбором коммунальных платежей. В настоящее время МУП "Ж" решением суда признано банкротом. Данные обстоятельства истцом не оспорены.
Согласно определению Арбитражного суда Пермского края от 07.06.2007 по делу N А50-423/2007-Б следует, что ранее истец на основании договора N 446 от 01.01.2001 поставил МУП "Ж" тепловую энергию в горячей воде по июнь 2006 г. включительно на общую сумму 9179613 руб. 33 коп. Требование истца в указанной сумме в качестве основного долга включено в третью очередь реестра требований кредиторов МУП "Ж" (т. 1, л.д. 138). С учетом указанных обстоятельств ответчик считает, что предъявление суммы долга населения за период с 01.03.2006 по 01.07.2006 является необоснованным. Представитель истца данный довод не оспорил.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что истец размер своих требований в порядке ст. 65 АПК РФ не доказал.
С учетом изложенного оснований для отмены (изменения) решения суда от 24.09.2007 не имеется. Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь ст. 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 24.09.2007 по делу N А50-8428/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)