Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.06.2012 N 15АП-4662/2012 ПО ДЕЛУ N А53-5143/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2012 г. N 15АП-4662/2012

Дело N А53-5143/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Н.Н. Ивановой, О.А. Сулименко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем В.А. Лыковой
при участии:
от заявителя: представитель не явился
от заинтересованного лица: Карнаух М.В. по доверенности N 11 от 13.11.2011 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Административной инспекции Ростовской области Ростовский межрайонный отдел
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.03.2012 по делу N А53-5143/20122
по заявлению Товарищества собственников жилья "Ника"
к заинтересованному лицу Административной инспекции Ростовской области
Ростовский межрайонный отдел
о признании незаконным постановления N р-68 от 25.01.2012 г.
принятое в составе судьи Чернышевой И.В.

установил:

Товарищество собственников жилья "Ника" (далее - ТСЖ "Ника") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Административной инспекции Ростовской области с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности по статье 5.1 Областного закона от 25.10.2022 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" с вынесением предупреждения.
Решением от 29.03.2012 признано незаконным и отменено постановление Р-68 от 25.01.2012, вынесенное начальником Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции, которым Товарищество собственников жилья "Ника" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.1 Областного закона от 25.10.2022 N 273 "Об административных правонарушениях". Судебный акт мотивирован тем, что доказательств нарушения ТСЖ "Ника" санитарных норм правил при проверке не установлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Административная инспекции Ростовской области обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. Жалоба мотивирована тем, что в действиях ТСЖ "Ника" имеется состав вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в нарушение Правил благоустройства города.
ТСЖ "Ника" надлежащим образом извещенное о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось.
Жалоба рассматривается в отсутствие заявителя на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Распоряжением суда от 18.06.2012 произведена замена судьи Филимоновой С.С. на судью Иванову Н.Н. по настоящему делу ввиду нахождения судьи Филимоновой С.С. в отпуске.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в жалобе.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя инспекции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17.01.2012 должностным лицом Административной инспекции проведена проверка соблюдения правил благоустройства и санитарного содержания территории по адресу: гор. Аксай ул. Садовая, 20, корп. 1, обслуживание которого осуществляется ТСЖ "Ника".
В ходе проверки выявлено, что по указанному адресу товариществом не организован сбор и утилизация отходов ТБО, образующихся от жильцов многоквартирного дома и в ходе обслуживания общего домового имущества.
Место временного хранения отходов и мусора товарищество не организовало, договора на сбор и утилизацию ТБО не имеет.
По данному факту 17.01.2012 в отношении товарищества главным специалистом Административной инспекции был составлен протокол об административном правонарушении по признакам наличия в действиях ТСЖ состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" N 273-ЗС от 25.10.2002 г.
По результатам проведенного административного расследования начальником Административной инспекции 25.01.2012 было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 г. N 273-ЗС и назначено наказание в виде предупреждения.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о наличии в действиях товарищества состава вменяемого ему административного правонарушения ввиду следующего.
Статьей 5.1 Закона Ростовской области "Об административным правонарушениях" от 25.10.2002 г. N 273-ЗС установлена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Решением Собрания депутатов Аксайского городского поселения от 18.04.2007 г. N 22 утверждены Правила благоустройства территории Аксайского городского поселения (далее - Правила благоустройства), устанавливающие единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяющие порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений.
Согласно пункту 2.1 Правил благоустройства физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и порядком сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов, утверждаемым главой администрации Аксайского городского поселения.
В соответствии с пунктом 2.6 Правил благоустройства вывоз бытовых отходов и мусора из жилых домов, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений осуществляется указанными организациями и домовладельцами, а также иными производителями отходов самостоятельно либо на основании договоров со специализированными организациями.
Пунктом 2.7 Правил благоустройства предусмотрено, что для сбора отходов и мусора организуется место временного хранения отходов.
Размещение места временного хранения отходов, порядок его уборки и технического обслуживания определяется администрацией Аксайского городского поселения.
Пунктом 2.2.10 утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г. N 4690-88 "Санитарных правил содержания территории населенных мест" (далее - СанПиН 42-1284690-88) установлено, что ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.
Пунктом 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны в числе прочего: оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники; обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета; принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила N 170) оборудование и иные объекты, используемые для твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.д.) предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
Согласно пункту 3.7.1 Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать в том числе: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах, накопление, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, а объекты, используемые для сбора и накопления образующихся в процессе жизнедеятельности жильцов дома твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.д.), относятся к общему имуществу дома (при отсутствии иных правообладателей), поскольку они предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Ника" является организацией, управляющей общим имуществом многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Аксай, ул. Садовая, 20, корп. 1. Данное обстоятельство сторонами по делу не оспаривается. Следовательно, исходя из положений статьи 161 Жилищного кодекса, одной из обязанностей заявителя является обязанность добросовестно содержать общее имущество в многоквартирном доме, состав которого определен частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из протокола об административном правонарушении 17.01.2012 г. видно, что в нарушение пункта 10.3 Правил ТСЖ "Титан" не обеспечило организацию сбора и утилизации отходов ТБО, образующихся от жильцов многоквартирного дома и в ходе обслуживания общего домового имущества, не организовало место для временного хранения отходов и мусора, договора на сбор и утилизацию ТБО не имеет.
Учитывая отсутствие доказательств принятия заявителем необходимых мероприятий по соблюдению правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, оснований для вывода об отсутствии вины товарищества в совершении вменяемого ему административного правонарушения отсутствуют.
При таких обстоятельствах, наличие в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами дела. Наличие у ряда собственников договоров на вывоз ТБО со специализированной организацией не освобождает товарищество собственников жилья от исполнения предусмотренных вышеназванными нормативными документами обязанностей.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к неправомерному выводу о незаконности оспариваемого постановления.
При указанных обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.03.2012 г. по делу N А53-5143/2012.
В заявленных требованиях Товариществу собственников жилья "Ника" отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке,определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
О.А.СУЛИМЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)